Урок развития речи.
«Обучение написанию письма
личного характера»
Цели:
- Знакомство с алгоритмом написания письма;
- Повторение правила правописания имен собственных;
- Повторение правил выделения на письме обращений и вводных слов;
- Закрепление сведений о разговорном стиле и типах речи;
- Знакомство с правилами оформления конверта.
Письмо – бумага с написанным на ней текстом,
посылаемая кем-либо с целью сообщения о чем-либо,
изложения своих мыслей, выражения чувств.
(по Ефремовой)
Зачем пишут письма?
Сообщить
Поблагодарить
Извиниться
Поздравить
Поделиться чувствами
Пообщаться
Позаботиться
Темы сочинений:
«Письмо на космическую орбиту»
«Мама, папа, я – спортивная семья»
«Письмо в 1941-й год»
«Герой нашего времени»
«Учусь у М. В. Ломоносова»
Адресат
– тот, кому адресовано письмо.
Адресант
– тот, кто пишет письмо.
Обращение – это…
Обращение выделяется на письме…
Обращение может состоять…
Нет:
- жестов;
- выражения лица;
- тембра голоса.
Чем заменим?
План письма:
1. Приветствие и обращение.
2. Вступление – вопросы, выражающие интерес к жизни адресата,
добрые слова в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение информации.
4. Заключение – выражение чувств, прощание.
5. Подпись (дата может быть поставлена
в конце письма или в правом верхнем углу).
P.S.
“ post scriptum” – лат. «после написанного»
Что это значит, жена? Вот уж более недели, как я не получаю от тебя писем. Где ты? что ты? в Калуге? в деревне? откликнись. Что так могло тебя занять и развлечь? какие балы? какие победы? уж не больна ли ты? Христос с тобою. Или просто хочешь меня заставить скорее к тебе приехать. Пожалуйста, жёнка, брось эти военные хитрости, которые не в шутку мучат меня за тысячи вёрст от тебя. Я приеду к тебе, коль скоро меня Яковлев отпустит. Дела мои подвигаются. Два тома печатаются вдруг. Для одной недели разницы не заставь меня всё бросить и потом охать целый год, если не два и не три. Будь умна. Я очень занят. Работаю целое утро – до четырёх часов – никого к себе не пускаю. Потом обедаю у Дюме, потом играю на бильярде в клубе – возвращаюсь домой рано, надеясь найти от тебя письмо – и всякий день обманываюсь. Тоска, тоска…
Прощай – будьте все здоровы. Целую твой портрет, который что-то кажется виноватым. Смотри –
Типы речи.
1. Повествование (что произошло?)
2. Рассуждение (почему?)
3. Описание (какой?)
Правила заполнения конверта.
От кого: фамилия, имя( отчество)
Откуда: улица, дом, корпус, квартира,
город (район, область)
Индекс
Кому: фамилия, имя
Куда: улица, дом, корпус, квартира,
город, район, область
Индекс
С.Листопадовка, ул.Глотова, д.2
Грибановский р-он, Воронежская обл.
397223
Не забыть!
- Разборчивый почерк.
- Орфографическая и пунктуационная
грамотность.
- Отсутствие грубых просторечных выражений.
Домашнее задание:
- Написать письмо на выбранную тему (объем – 1 страница).
Пишите письма!
Здравствуйте, дорогие космонавты! Я хочу задать вам несколько вопросов, относящихся к вашей работе. Мне интересно узнать, как смотрится Земля из космоса, какого она цвета, а ещё выяснить всё о метеоритах и других планетах. Дорогие космонавты, я очень уважаю вашу работу. И мечтаю, когда вырасту, тоже побывать в космосе. Я хотела бы пожелать вам крепкого здоровья и благополучия в вашем нелёгком труде. Настало время прощаться. Надеюсь, вам приятно было читать моё письмо. До свидания. Данилова Виктория, ученица 5 класса МКОУ Листопадовской СОШ. 02.02.2015.