Урок развития речи «Путешествие в сказку» (литература, 5 класс).
- Демонстрационный материал к уроку литературы в 5 классе по теме «Повторение и обобщение изученного о волшебных сказках. Подготовка к созданию собственных сказок»
- Для учащихся 5-ого класса.
Цели:
- Повторить и обобщить сведения о волшебных сказках, их героях и сюжетах.
- Закрепить понятие композиции и её элементов.
- Подготовить учащихся к созданию собственных сказок на основе изученных.
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
Типы сказок
Действие происходит
в «странном мире»,
герою помогают
сверхъестественные
силы, волшебные
животные.
Основаны на вымысле
и фантастике.
Традиционные герои:
Иван-царевич, Баба-яга,
Кощей, Змей Горыныч.
Действие происходит
в реальном мире с хорошо
узнаваемыми предметами
быта . Основаны на
противостоянии разных
социальных групп (поп и
мужик, хозяин и батрак,).
Обычно сатирического
содержания.
Традиционные герои:
солдат, дурак, поп, барин.
Сатирические или
юмористические.
Главные герои –
животные и птицы.
Традиционные образы:
хитрая лиса, жестокий
и глупый волк и др.
Эпиграф.
… Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы почти верите ему.
Ф.М.Достоевский.
… Сказки открывали передо мной просвет в другую жизнь…
А.М.Горький.
Где же он, «просвет в другую жизнь»? Как проникнуть в сказку, лично познакомиться с её героями?
- Сон.
- «Ожившая книга».
- Помощь сказочного существа (золотая рыбка, старик Хоттабыч, волшебная щука, фея и т.д.).
- Картина на сказочный сюжет.
… Былинник, сказочник, гусляр.
Виктор Васнецов (1848-1826) – знаменитый русский художник, автор картин на сказочные сюжеты.
«Ковёр- самолёт».
«Алёнушка».
«Царевна-лягушка».
Одна из самых известных картин В.М.Васнецова – «Иван-царевич и серый волк».
БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ.
Какой эпизод сказки здесь изображён?
Как он помогает представить героев, отражает их настроение?
Тёмные деревья, ни одного луча солнца. И на душе у героев тоскливо: влюблённым предстоит расстаться. Лицо у Елены печальное, у Ивана – решительное. Волк устал: шерсть взъерошена, пасть открыта, глаза сверкают.
Работа с сюжетом. Подготовка к созданию собственных сказок.
- Что могло бы вам помочь войти в картину, заговорить с героями?
- Как бы вы с ними познакомились?
- Какую историю могли бы рассказать вам герои (Иван-царевич, Елена Прекрасная, серый волк)? Чем различались бы эти истории?
- В каких приключениях сказочных героев вы могли бы поучаствовать, чем помочь? (Не забывайте, что бОльшая часть приключений у них уже позади).
- Какие новые приключения могут ждать наших героев? Какие сказочные животные и волшебные вещи могут вам помочь?
- Как вы вернётесь назад? Получите ли вы от своих новых друзей что-то на память (перо жар-птицы, молодильное яблоко)?
Работа с выразительными средствами сказки.
Особую эмоциональность придают сказке разнообразные изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сказочные формулы, повторы. Использование их в творческих работах очень обогатит язык и содержание.
Что такое эпитет?
Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Какие эпитеты часто используются в сказках?
Солнышко красное, поля широкие, моря глубокие, леса дремучие, добрый молодец, красна девица, диво дивное, чудо чудное.
Приведите примеры сказочных формул.
Ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, не скоро дело делается; долго ли, коротко ли; ни пешему пройти, ни конному проехать.
Какие сказочные повторы вы знаете?
Жили-были, думать-гадать, затужили-загоревали.
Работа с композицией будущей сказки.
- Ни одно произведение не обходится без названия. Как вы можете назвать свою сказку?
Например: «Новые приключения Ивана-царевича», «Путешествие в сказку», «Происшествие в картинной галерее» и т.д.
- Как будет построена ваша сказка? Что такое композиция?
Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов и сцен произведения.
- С чего обычно начинается сказка?
Зачин – устойчивая формула, с которой начинается сказка (например «Жили-были…»).
- Какие зачины вы знаете? Какой зачин мог бы быть у нашей сказки?
Завязка – начальный момент в развитии событий художественного произведения (с чего всё началось).
- Где будет завязка в нашей истории? Как мы назовём этот пункт плана?
Примеры названий: «Я попадаю в сказку», «Знакомство с героями».
- Что следует за завязкой? Что такое сюжет?
Сюжет – система событий в произведении, приключения героев.
- Как мы назовём этот пункт плана?
Общее название основной части – «Новые приключения Ивана-царевича».
- Что такое кульминация? Что станет кульминацией вашей сказки?
Кульминация – высшее напряжение действия в произведении (решающая битва, схватка и т.д.) или «накал страстей».
- Какое событие будет развязкой вашей истории?
Возвращение домой.
Композиция сказки.
- Зачин (применяется редко, никак не связан с сюжетом сказки)- традиционная формула в начале сказки («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве»).
- Завязка – начало действия, развития событий.
- Развитие сюжета.
- Кульминация – самый напряжённый момент в действии.
- Развязка – окончание действия.
- Концовка (есть не всегда) – традиционная формула, не связанная с сюжетом («И я там был, мёд-пиво пил…» )
План написания творческой работы «Путешествие в сказку».
- Зачин (по желанию, можно сочинить свой собственный, оригинальный).
- Завязка. Вступление. Я попадаю в сказку.
- Основная часть. Новые приключения Ивана-царевича.
- Развязка. Заключение. Счастливое возвращение домой.
- Концовка (по желанию).
Домашнее задание.
Творческая работа. Сочинение «Путешествие в сказку» (на основе русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк»).