Русскому языку в 4 классе
Тема: Наречие.
Цель урока: закрепить и обобщить знания о наречии ( значение, грамматическая роль в предложении); развивать умения работать в группе; развитие критического мышления, орфографическую зоркость; воспитывать познавательную активность, самостоятельность и интерес к предмету.
Ресурсы: компьютер, лист оценивания, карточки с заданиями, со словами, шаблон руки, высказывание.
Виды работ: индивидуальная, коллективная, групповая и работа в паре.
1. Позитивный настрой. Тренинг « Клубок»
Работа с картами оценивания
2 .Актуализация опорных знаний
Тест « Верные и неверные высказывания».
А) Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречие?
Б) Наречие – это служебная часть речи?
В) Наречие изменяется по родам и числам?
Г) Наречие отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
Д) Наречие неизменяемая часть речи?
Е) В предложении наречие обычно является обстоятельством?
Лист оценивания (самооценивание)
3. Проблемная ситуация ( побуждение)
Сценка « Нормально» ( аудиозапись)
Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:
-Как живешь?
-Нормально.
-А с учебой как?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну, я же говорю – нормально.
- Странно ты говоришь.
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь- нормально?
- Нормально.
Приятель ушел, а я подумал « Странно.. А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» ( А. Шибаев)
- Почему нельзя использовать слово « нормально» так, как один из приятелей в рассказе?
Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, рассказе или в беседе одно слово, надо заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.
- Сегодня мы исследуем, что обозначает наречие как часть речи.
4. Основная часть урока( осмысление). Деление на 4 сменные группы.( 1г.- красные фишки, 2г.- желтые фишки, 3 г.- синие фишки, 4 г.- зеленые фишки) Задания на карточках.
1 и 3 группа - определить синонимы.
Холодно, быстро, верно, везде, правильно, вокруг, скоро, морозно.
2 и 4 группа – определить антонимы.
Близко, много, умно, далеко, справа, мало, слева, глупо. Взаимопроверка 1и 3 групп, 2 и 4 групп.
На доске вывешивается ответ к заданию.
Работа с листом оценивания.
Вывод: Понятие о синонимах и антонимах дают учащиеся.
5.Музыкальная физкультминутка.
6. Работа в парах. Выписать наречия из данных предложений. Какие вопросы помогли определить, что слова относятся к наречиям?
Утром поезд подошел к станции. Дождь внезапно прекратился. Недалеко остановилась машина.
Взаимопроверка. На доске вывешивается ответ к данному заданию. Работа с листом оценивания.
7. Составление кластера « Наречие».
8. Рефлексия « Пять пальцев»
На каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.
Мизинец - Какие знания, опыт я сегодня получил?
Безымянный – Что я сегодня делал и чего достиг?
Средний – Какое было сегодня мое настроение?
Указательный – Чем помогал другим?
Большой – Что я сделал(а) для своего здоровья?
Выборочно зачитываются записи.