Мойсеева Елена Иннокентьевна
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Виды предложений по количеству грамматических основ.
Дата: 02.12.2016 г.
Задачи урока:
Обучающие: научить обучающихся отличать простые предложения от сложных; ознакомить обучающихся со ССП и СПП; прививать навык правильной постановки знаков препинания в них;
Развивающие: развивать логическое мышление; совершенствовать личностные качества;
Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение к приобретению знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила сотрудничества.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; корректируют свою деятельность на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию; строят конструктивные взаимоотношения со сверстниками.
Технологии: проблемное обучение, коучинговый подход.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, шкала оценивания, магниты-смайлики, ёлочка с шарами и свечами, карточки с предложениями.
Ход урока:
1 слайд – Заставка.
Приветствие. Создание положительного эмоционального фона урока:
Перебрасывая друг другу мяч, говорим при этом друг другу добрые слова.
Создание групп:
Из слов составить предложения. Предложения напечатаны на бумаге, разрезаны на слова, перемешаны и разложены на столе вниз лицевой стороной. Дети берут слова и ищут другие, чтобы получились предложения:
1. Солнце скрылось за тучу.
2. Хорошо живётся здесь!
Дети рассаживаются группами.
2 слайд - Запись в тетрадях даты, вида работы. Обговаривание эпиграфа:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных…
А.С.Пушкин
Подход к теме урока
3 слайд - Группой дают характеристики своим предложениям.
Работа со схемой характеристики предложения.
- Всё мы сказали о предложениях? Что же всё-таки нам неизвестно?
- Оцените свои знания по анализу предложений – поставьте смайлик на шкале оценивания на той цифре, которой оцениваете свои знания.
- Каким будет наш первый шаг, чтобы продвинуться в изучении предложения?
4 слайд - Анализ предложений:
1 группа -
Солнце скрылось за тучу.
Солнце скрылось за тучу, и на берёзе тревожно всполошились воробьи.
2 группа –
Хорошо живётся здесь!
Хорошо живётся здесь, мы радуемся каждому дню.
Заполнение 3 пункта характеристики предложения: по количеству грамматических основ: простое и сложное. (Вывешивается таблица)
Формулирование темы урока. – 5 слайд
Выяснение ожиданий и опасений обучающихся - «Елочка желаний и опасений»
Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги круги-шары и свечи.
- Ребята, предлагаю на елочных шарах записать свои ожидания от урока, а опасения на свечах. Надеюсь, что все ваши опасения сгорят в ходе урока.
- Зачитайте вслух свои ответы (по желанию). Вывешивают на елочку.
Изучение новой темы
а) Анализ союзных и БСП
- С простыми предложениями пока всё понятно.
- Я могу ошибаться, но мне показалось, вы сказали, что сложные предложения вам тоже понятны?
- Тогда скажите, чем отличаются друг от друга вторые предложения каждой группы?
6 слайд -
2) Солнце скрылось за тучу, и на берёзе тревожно всполошились воробьи.
2) Хорошо живётся здесь, мы радуемся каждому дню.
Заполнение пункта 3 дальше: союзные и бессоюзные.
б) Отличие ССП и СПП:
- Как вам кажется, а сейчас вам всё известно о сложном предложении? Каким будет наш следующий шаг?
7 слайд - Анализ предложений:
1 группа:
1) Солнце скрылось за тучу, а на берёзе тревожно всполошились воробьи.
2) На берёзе тревожно всполошились воробьи, когда солнце скрылось за тучу.
2 группа:
Хорошо живётся здесь, и мы радуемся каждому дню.
Хорошо живётся здесь, потому что мы радуемся каждому дню.
- Отличаются ли друг от друга данные предложения?
- Чем отличаются?
- Если мы не можем сделать свои выводы, то какой шаг будет следующим?
8 слайд -
в) Чтение параграфа 28, стр. 129.
Дорабатывание пункта 3 схемы характеристики: союзы.
г) Работа над схемами
- А как вы думаете, схемы у этих предложений будут одинаковые?
9 слайд - Закрепление:
Конструирование предложений. Составить сложные предложения, используя союзы: а, и, но, когда, что, поэтому, чтобы
1 группа:
Утром дождь перестал. Отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился. Марина не решилась выйти на улицу.
2 группа:
Ярко светило умытое солнце. Девочка отправилась на прогулку. В лесу было всё ещё сыро. Дети пошли быстрее.
Озвучивание своей работы.
Оценивание своих знаний по шкале оценивания.
Повторное оценивание:
- Если простое предложение имеет одну часть, мы даём одну характеристику. Сложное состоит из двух частей. Как будем давать характеристику предложению? Это мы будем исследовать на следующем уроке.
- А как вы думаете, может ли сложное предложение состоять из трёх, четырёх и т.д. частей?
После этих вопросов снова возвращаемся к шкале оценивания.
Домашнее задание
- Как ещё можно продвинуться в изучении темы? (выполнить домашнее задание)
10 слайд -
Выучить параграф 28, стр. 129.
Упражнение 285 – по заданию
Или
Сочинение-миниатюра «Зима для птиц» - использовать сложные предложения.
Рефлексия. «Елочка» (оправданные ожидания и оставшиеся опасения вешают на елку). Встать всем в круг, пожать друг другу руки, поблагодарить за сотрудничество.
Виды предложений по количеству грамматических основ Страница 7