Урок русского языка 3 класс.
Тема урока : Части речи. Повторение
Цели: формировать умение распознавать части речи; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
- Назовите в них фразеологизмы.
- Объясните их лексическое значение.
- Что такое фразеологизмы?
III. Самоопределение к деятельности
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
А. Шибанов
— Что такое слово? (Основная единица речи. Словами обозначаются конкретные предметы, понятия, чувства и т. д.)
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Птица, рисует, жёлтая, огромный, ветер, учила.
— На какие группы их можно разделить? (1) Птица, ветер; 2)рисует, учила; 3) жёлтая, огромный.)
— Что обозначают слова в первой группе и на какие вопросы отвечают? (Предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
— Как называется эта часть речи? (Имя существительное.)
— Что обозначают слова во второй группе? (Действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делала?)
— Как называется эта часть речи? (Глагол.)
— Что обозначают слова во третьей группе? (Признак предмета, отвечают на вопросы какая?какой?)
— Как называется эта часть речи? (Имя прилагательное.)
— В какую группу можно отнести слова под, за, у? Почему?
— К какой части речи относятся эти слова? (Предлоги.)
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 89 (с. 53).
— Рассмотрите таблицу. Выполните задание. (Проверка. Несколько учеников делают сообщения на тему
«Что я знаю о частях речи» и приводят примеры.)
— Какие части речи вы ещё знаете?
— К каким частям речи относятся слова, приведённые в учебнике?
(а) предлоги; б) частицы; в) союзы.)
Упр. 90 (с. 54).
— Прочитайте. Осень на носу
— Найдите в стихотворении фразеологизм. (Осень на носу.)
— Объясните лексическое значение фразеологизма. (Признаки осени: похолодало.)
— А как понял выражение осень на носу Славка?
— Выполните задания.
— Какие предложения по интонации вы записали? (Восклицательные и невосклицательные.)
— А по цели высказывания? (Повествовательные и вопросительные.)
— Назовите обращения. (Тёмные леса, птичьи голоса.) (Далее учащиеся читают по одному слову и называют часть речи.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 91 (с. 54).
— Прочитайте.
— Сколько здесь предложений?
— — Назовите предлоги. Что мы должны помнить о предлогах? Прочитайте об этом ниже.
Упр. 92 (с. 54).
— Рассмотрите репродукцию картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
— Какое название носят подобные картины? (Натюрморт.) Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как «мёртвая природа».
— Понравилась ли вам картина? Что особенно привлекло ваше внимание?
— Какие чувства она у вас вызывает?
— Какие краски использует художник? Почему?
2. Беседа по картине
И.Т. Хруцкий изобразил изобилие и красоту даров природы. Художник рассказывает о каждом предмете подробно. Можно полюбоваться вазой с прекрасными цветами в центре картины, прозрачной хрупкостью стекла, водой в стакане — чистой и прозрачной, спелыми плодами.
Справа большая шероховатая тыква. Её тяжело было бы удержать в руках. А веточка винограда кажется очень лёгкой. Художник передаёт не только вес предметов, но и помогает ощутить, какие они: лимон пористый, яблоко глянцевое, персики бархатистые.
Натюрморт вызывает даже вкусовые ощущения: лимон и смородина кислые, груши и персики сочные.
— Составьте рассказ по репродукции картины. (Несколько учеников рассказывают.)
— А дома напишите небольшое описание этой картины.
VII. Рефлексия
— На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет? (Кто? Что?)
— О каких частях речи мы говорили на уроке? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы знаем о слове? (Это главный работник в языке. У каждого слова своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие — действия, третьи — признаки.)
Домашнее задание
Повторить правила