СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Деловой стиль" 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Деловой стиль" 10 класс»

Русский язык   Тема: Речевые стили русского языка. Деловой стиль  10 класс Учитель русского языка и литературы:  Кандыралиева Миргул Саматовна

Русский язык

Тема: Речевые стили русского языка.

Деловой стиль

10 класс

Учитель русского языка и литературы:

Кандыралиева Миргул Саматовна

 Цели урока: 1.Актуализировать знания учащихся о разновидностях стилей речи на основе выявлений общих признаков каждого из стилей. 2. Сформировать умение находить характерные признаки 3.Воспитать ценностное отношение к русскому языку Ожидаемые результаты : Знают сведения о стилях речи, о сфере употребления и о характерных словах и выражениях делового стиля. 2. научатся знакомиться в различных ситуациях, рассказывать о себе при первом знакомстве, представлять знакомых друг другу, говорить слова одобрения, писать автобиографию

Цели урока:

1.Актуализировать знания учащихся о разновидностях стилей речи на основе выявлений общих признаков каждого из стилей.

2. Сформировать умение находить характерные признаки

3.Воспитать ценностное отношение к русскому языку

Ожидаемые результаты :

  • Знают сведения о стилях речи, о сфере употребления и о характерных словах и выражениях делового стиля.
  • 2. научатся знакомиться в различных ситуациях, рассказывать о себе при первом знакомстве, представлять знакомых друг другу, говорить слова одобрения, писать автобиографию
Мотивация  Давайте ребята скажем друг другу комплименты Что такое стиль? Стиль –совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. В русском литературном языке выделяют пять стилей: Деловой Научный Публицистический Художественный разговорный

Мотивация Давайте ребята скажем друг другу комплименты

Что такое стиль? Стиль –совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

В русском литературном языке выделяют пять стилей:

  • Деловой
  • Научный
  • Публицистический
  • Художественный
  • разговорный
Деловой стиль используется при написании различных документов (заявления, расписки, доверенности) инструкций и др.   Для него характерны такие слова и выражения: в связи с тем, что ; в связи с изложенным; в виду того, что; несмотря на то,что ; это подтверждается ( аргументируется, объясняется) тем, что; это вызвано такими причинами и др. В деловом стиле используются в основном повествовательные предложения. Вопросительные и восклицательные встречаются редко. Например: Ректору Бишкекского гуманитарного университета Алмазбекова Улана Заявление  Прошу допустить меня к вступительным экзаменам на математический факультет по специальности «Прикладная математика» 20 июня 2020 год.      (подпись)

Деловой стиль используется при написании различных документов (заявления, расписки, доверенности) инструкций и др.

Для него характерны такие слова и выражения: в связи с тем, что ; в связи с изложенным; в виду того, что; несмотря на то,что ; это подтверждается ( аргументируется, объясняется) тем, что; это вызвано такими причинами и др.

В деловом стиле используются в основном повествовательные предложения. Вопросительные и восклицательные встречаются редко.

Например:

Ректору Бишкекского

гуманитарного университета

Алмазбекова Улана

Заявление

Прошу допустить меня к вступительным экзаменам на математический факультет по специальности «Прикладная математика»

20 июня 2020 год. (подпись)

АВТОБИОГРАФИЯ    Слово авто переводится как сам; био – как жизнь; граф – писать.   Значит, автобиография – это документ в котором человек описывает свою  жизнь . Например :  Я, Алмазбеков Улан, родился 21 ноября 1992 года в селе Жерге –Тал Нарынского района Нарынской области.  Мой отец, Алмазбеков Тимур Асанович, работает электриком в школе. Моя мать, Туралиева Нуриля Туратовна , - домохозяйка. В семье кроме меня, пятеро детей.  В настоящее время учусь в десятом классе средней школы №1 села Жерге –Тал. 20 сентября 2020 год    (подпись)

АВТОБИОГРАФИЯ Слово авто переводится как сам; био – как жизнь; граф – писать. Значит, автобиография – это документ в котором человек описывает свою жизнь .

Например :

Я, Алмазбеков Улан, родился 21 ноября 1992 года в селе Жерге –Тал Нарынского района Нарынской области.

Мой отец, Алмазбеков Тимур Асанович, работает электриком в школе. Моя мать, Туралиева Нуриля Туратовна , - домохозяйка. В семье кроме меня, пятеро детей.

В настоящее время учусь в десятом классе средней школы №1 села Жерге –Тал.

20 сентября 2020 год (подпись)

ЗАДАНИЕ 1. Давайте познакомимся!   Часть 1  Подумайте, как вы представитесь? Что расскажите о себе? Что отличает вас от других? С кем или с чем вы себя ассоциируете? Объясните, почему вы себя ассоциируете с этим предметом .   Меня зовут …….      Я ассоциирую себя с (с кем? с чем?)……, потому что …..   Часть 2  Расскажите о себе   В детстве я мечтала ….  В ближайшие несколько недель я бы хотела ………..  Больше всего я боюсь ………..  Больше всего я люблю…….

ЗАДАНИЕ 1. Давайте познакомимся! Часть 1 Подумайте, как вы представитесь? Что расскажите о себе? Что отличает вас от других? С кем или с чем вы себя ассоциируете? Объясните, почему вы себя ассоциируете с этим предметом . Меня зовут ……. Я ассоциирую себя с (с кем? с чем?)……, потому что ….. Часть 2 Расскажите о себе В детстве я мечтала …. В ближайшие несколько недель я бы хотела ……….. Больше всего я боюсь ……….. Больше всего я люблю…….

 Запомните ребята!  При знакомстве мы используем формулы речевого этикета Как познакомиться Давайте знакомиться  - Давайте с вами познакомимся. - Я (хотел) хотела бы с Вами познакомиться. -Мне хотелось бы с Вами познакомиться - Разрешите с вами познакомиться. Меня зовут …… - Разрешите представиться. Моя фамилия …… - Простите, как Вас зовут? - Простите, как Ваше имя? - Простите как Ваша фамилия? -Простите, с кем я говорю? - простите, кто вы?

Запомните ребята! При знакомстве мы используем формулы речевого этикета

Как познакомиться

  • Давайте знакомиться

- Давайте с вами познакомимся.

  • - Я (хотел) хотела бы с Вами познакомиться.
  • -Мне хотелось бы с Вами познакомиться
  • - Разрешите с вами познакомиться. Меня зовут ……
  • - Разрешите представиться. Моя фамилия ……
  • - Простите, как Вас зовут?
  • - Простите, как Ваше имя?
  • - Простите как Ваша фамилия?
  • -Простите, с кем я говорю?
  • - простите, кто вы?
Как познакомить Познакомься, это …… - Знакомься, это … Знакомьтесь, это ….. - Познакомься с …. (моим братом, моей сестрой) - Познакомьтесь, с …( моими родителями, моими коллегами) - Разрешите познакомить Вас с …. (моими родителями, моим братом, моей сестрой, моими коллегами) - Разрешите представить Вам… (моего друга, мою жену, моих коллег, моих родителей)

Как познакомить

  • Познакомься, это ……
  • - Знакомься, это …
  • Знакомьтесь, это …..
  • - Познакомься с …. (моим братом, моей сестрой)
  • - Познакомьтесь, с …( моими родителями, моими коллегами)
  • - Разрешите познакомить Вас с …. (моими родителями, моим братом, моей сестрой, моими коллегами)
  • - Разрешите представить Вам… (моего друга, мою жену, моих коллег, моих родителей)
Как ответить при знакомстве Очень приятно - Мне очень приятно - Мне очень приятно с Вами познакомиться - Я (очень) рад (рада) с вами познакомиться - Мы уже знакомы -Мы уже встречались раньше - Я Вас где-то уже видел (видела) - Я вас где-то уже встречал (встречала) -Вы меня не узнали? - Вы меня не узнаете?

Как ответить при знакомстве

  • Очень приятно
  • - Мне очень приятно
  • - Мне очень приятно с Вами познакомиться
  • - Я (очень) рад (рада) с вами познакомиться
  • - Мы уже знакомы
  • -Мы уже встречались раньше
  • - Я Вас где-то уже видел (видела)
  • - Я вас где-то уже встречал (встречала)
  • -Вы меня не узнали?
  • - Вы меня не узнаете?
ЗАДАНИЕ 2.  Прочитайте слова и словосочетания. Выясните значение незнакомых вам слов  Приветствовать, представлять, консультант, гид, филолог, судя по всему, полиглот, эрудит, профессионал, карьера, коллеги, модельер, дизайнер, дрессировщица, бестактный, кредо, устами младенца глаголет истина, риторика, коммуникабельный, публика, дарование . Распределите слова по трем группам : Слова , которые обозначают профессию, род занятий 2. слова, которые характеризуют человека 3. слова, которые не подходят к группам

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте слова и словосочетания. Выясните значение незнакомых вам слов

Приветствовать, представлять, консультант, гид, филолог, судя по всему, полиглот, эрудит, профессионал, карьера, коллеги, модельер, дизайнер, дрессировщица, бестактный, кредо, устами младенца глаголет истина, риторика, коммуникабельный, публика, дарование .

Распределите слова по трем группам :

  • Слова , которые обозначают профессию, род занятий
  • 2. слова, которые характеризуют человека
  • 3. слова, которые не подходят к группам
Прочитайте текст   – Здравствуйте, дорогие друзья! Позвольте мне приветствовать вас в нашем городе и от всей души поздравить победителей олимпиады «Знаешь ли ты Кыргызстан?» с заслуженной победой. Хочется пожелать, чтобы и в будущем вам сопутствовала удача. Надеюсь, что вы хорошо проведёте время в Бишкеке, увидите много нового, многому научитесь. 2. –А теперь разрешите представиться. Меня зовут Анара Акылбековна. По профессии я филолог, а по специальности – русист, преподаватель русского языка. С этого момента буду вашим помощником, консультантом, гидом. Очень надеюсь, что мы с вами подружимся.   В течении всего вашего пребывания в Бишкеке вы можете обращаться ко мне со всеми вопросами и просьбами.  Вы, наверное, не все ещё знакомы друг с другом. Вот и давайте знакомиться: как вас зовут, как ваша фамилия, кто вы по профессии, откуда вы …

Прочитайте текст

  • – Здравствуйте, дорогие друзья!

Позвольте мне приветствовать вас в нашем городе и от всей души поздравить победителей олимпиады «Знаешь ли ты Кыргызстан?» с заслуженной победой. Хочется пожелать, чтобы и в будущем вам сопутствовала удача. Надеюсь, что вы хорошо проведёте время в Бишкеке, увидите много нового, многому научитесь.

2. –А теперь разрешите представиться.

Меня зовут Анара Акылбековна. По профессии я филолог, а по специальности – русист, преподаватель русского языка. С этого момента буду вашим помощником, консультантом, гидом. Очень надеюсь, что мы с вами подружимся.

В течении всего вашего пребывания в Бишкеке вы можете обращаться ко мне со всеми вопросами и просьбами.

Вы, наверное, не все ещё знакомы друг с другом. Вот и давайте знакомиться: как вас зовут, как ваша фамилия, кто вы по профессии, откуда вы …

3. - Дорогие друзья, разрешите представить вам Супатаеву Дарию Дженишбековну, преподавателя из Оша. Прошу любить и жаловать! Несмотря на молодость, она уже кандидат филологических наук, работает деканом филологического факультета в Ошском университете. В Бишкеке она сейчас готовится к защите докторской диссертации.   -Да что вы говорите!   - Никогда бы не подумала! Вы так молодо выглядите …   - Скажите, если не секрет, сколько вам лет?   -А сколько бы вы мне дали?   - Больше 25 я бы не дала, но, судя по всему, вам больше?   - Простите, я не расслышала, вы ошанка?   - Да. Родилась я в Узбекистане, а выросла в Оше. У меня мама узбечка. Родные языки- узбекский и кыргызский. А говорю я на нескольких языках. Я говорю по-русски, по-английски, по-узбекски, по-таджикски. Но так уж получилось, что преподаю латинский.   - Да вы полиглот! Как интересно!

3. - Дорогие друзья, разрешите представить вам Супатаеву Дарию Дженишбековну, преподавателя из Оша. Прошу любить и жаловать! Несмотря на молодость, она уже кандидат филологических наук, работает деканом филологического факультета в Ошском университете. В Бишкеке она сейчас готовится к защите докторской диссертации. -Да что вы говорите! - Никогда бы не подумала! Вы так молодо выглядите … - Скажите, если не секрет, сколько вам лет? -А сколько бы вы мне дали? - Больше 25 я бы не дала, но, судя по всему, вам больше? - Простите, я не расслышала, вы ошанка? - Да. Родилась я в Узбекистане, а выросла в Оше. У меня мама узбечка. Родные языки- узбекский и кыргызский. А говорю я на нескольких языках. Я говорю по-русски, по-английски, по-узбекски, по-таджикски. Но так уж получилось, что преподаю латинский. - Да вы полиглот! Как интересно!

 - Ты не знаешь, кто та прелестная женщина в красном платье? Она  кыргызска? Нет, узбечка. А что, понравилась? - Очень! - Могу познакомить. - Но кто она? Чем занимается ? - Занимается бизнесом в Астане. Настоящая деловая женщина. Умная. Образованная. Эрудит! Человек разносторонних интересов. Вот победила в олимпиаде. Сейчас в Бишкеке по делам. Заключает контракт с крупной фирмой. -Дамира Касымбековна позвольте вам представить моего собеседника – профессионала высшего класса, талантливого архитектора из Бишкека – Андрея Петровича Баталова. - Дамира. (Протягивая руку). Очень рада познакомиться. Мне так нужен ваш совет!

- Ты не знаешь, кто та прелестная женщина в красном платье? Она кыргызска?

  • Нет, узбечка. А что, понравилась?
  • - Очень!
  • - Могу познакомить.
  • - Но кто она? Чем занимается ?
  • - Занимается бизнесом в Астане. Настоящая деловая женщина. Умная. Образованная. Эрудит! Человек разносторонних интересов. Вот победила в олимпиаде. Сейчас в Бишкеке по делам. Заключает контракт с крупной фирмой.
  • -Дамира Касымбековна позвольте вам представить моего собеседника – профессионала высшего класса, талантливого архитектора из Бишкека – Андрея Петровича Баталова.
  • - Дамира. (Протягивая руку). Очень рада познакомиться. Мне так нужен ваш совет!
5. –Кого я вижу! Дамирочка ! Неужели это ты?! Ты меня не узнаёшь?  - Боже мой! Паша! Какими судьбами? Сколько лет, сколько зим …  Вот так встреча !  Друзья, позвольте познакомить вас с моим школьным товарищем. Павел Павлович Папанин – друг детства. Сидели за одной партой, а потом наши дороги разошлись. Чем ты сейчас занимаешься? Где работаешь? Ведь двадцать с лишним лет прошло! Сколько воды утекло! Окончил Славянский университет, стал историком. Ты не поверишь, но у меня своя экспериментальная школа в Бишкеке. - Подумать только! Вот не ожидала! Ведь раньше спорт был твоей страстью? - Знаешь, спортивная карьера не получилась, не удалась. Поменял профессию и не ошибся, наконец-то нашел себя. Я здесь, потому что один из моих воспитанников – победитель олимпиады.

5. –Кого я вижу! Дамирочка ! Неужели это ты?! Ты меня не узнаёшь? - Боже мой! Паша! Какими судьбами? Сколько лет, сколько зим … Вот так встреча !

Друзья, позвольте познакомить вас с моим школьным товарищем. Павел Павлович Папанин – друг детства. Сидели за одной партой, а потом наши дороги разошлись. Чем ты сейчас занимаешься? Где работаешь? Ведь двадцать с лишним лет прошло! Сколько воды утекло!

  • Окончил Славянский университет, стал историком. Ты не поверишь, но у меня своя экспериментальная школа в Бишкеке.
  • - Подумать только! Вот не ожидала! Ведь раньше спорт был твоей страстью?
  • - Знаешь, спортивная карьера не получилась, не удалась. Поменял профессию и не ошибся, наконец-то нашел себя. Я здесь, потому что один из моих воспитанников – победитель олимпиады.
- Извините, мне кажется, что мы с вами коллеги. Вы ведь тоже модельер?  -Почему вы так решили? Ничего подобного! Но кто же вы? Диктор телевидения? Менеджер? Дизайнер?.. - Не лома  йте голову, все равно не угадаете. У меня редкая для женщин профессия. Я дрессировщица. - Ну и ну! Вот это да! Животные – это же такая прелесть! Я обожаю цирк! И кого вы дрессируете? Собак ? Обезьян? Больше всего вам подходят … голуби. - Вовсе нет! Мои друзья – тигры, львы и пантеры. - Да что вы говорите! Не может быть! Но кто же вы и откуда? - Я, так сказать, заграничный гость из ближнего зарубежья. Мария Викторовна Степанова, из Москвы. Но, знаете, по рождению я кыргызстанка! Бишкекчанка с Дзержинки… . И недавно у меня были гастроли в Бишкекском цирке. - Вы героическая женщина!

- Извините, мне кажется, что мы с вами коллеги. Вы ведь тоже модельер? -Почему вы так решили? Ничего подобного!

  • Но кто же вы? Диктор телевидения? Менеджер? Дизайнер?..
  • - Не лома йте голову, все равно не угадаете. У меня редкая для женщин профессия. Я дрессировщица.
  • - Ну и ну! Вот это да! Животные – это же такая прелесть! Я обожаю цирк! И кого вы дрессируете? Собак ? Обезьян? Больше всего вам подходят … голуби.
  • - Вовсе нет! Мои друзья – тигры, львы и пантеры.
  • - Да что вы говорите! Не может быть! Но кто же вы и откуда?
  • - Я, так сказать, заграничный гость из ближнего зарубежья. Мария Викторовна Степанова, из Москвы. Но, знаете, по рождению я кыргызстанка! Бишкекчанка с Дзержинки… . И недавно у меня были гастроли в Бишкекском цирке.
  • - Вы героическая женщина!
Какое событие легло в основу предложенного текста-полилога? Изложите краткое содержание   Кого из действующих лиц вы запомнили? Назовите их имена, отчества, и фамилии, расскажите о них все, что можете.   Откуда приехали наши герои?   ЗАДАНИЕ 4.  Как приветствует руководитель группы победителей олимпиады? А как бы вы приветствовали? А) победителей спортивных соревнований Б) участников конкурса художников-любителей В) получивших призы в конкурсе поваров Г) школьников, начинающих новый учебный год ЗАДАНИЕ 5 О ком говорится в тексте? Да вы полиглот! Профессионал высшего класса. Человек разносторонних интересов. Героическая женщина!
  • Какое событие легло в основу предложенного текста-полилога? Изложите краткое содержание Кого из действующих лиц вы запомнили? Назовите их имена, отчества, и фамилии, расскажите о них все, что можете. Откуда приехали наши герои?

ЗАДАНИЕ 4.

Как приветствует руководитель группы победителей олимпиады?

А как бы вы приветствовали?

А) победителей спортивных соревнований

Б) участников конкурса художников-любителей

В) получивших призы в конкурсе поваров

Г) школьников, начинающих новый учебный год

ЗАДАНИЕ 5

О ком говорится в тексте?

Да вы полиглот!

Профессионал высшего класса.

Человек разносторонних интересов.

Героическая женщина!

Домашнее задание   Написать свою автобиографию.     Что вы узнали сегодня на уроке? Что вам было интересно? Что было трудным?

Домашнее задание Написать свою автобиографию.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Что вам было интересно?

Что было трудным?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!