СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе "Основа слова. Что такое основа слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по новым стандартам. Конспект урока поможет учителю провести урок. Дети выполняют разные виды заданий, которые позволят понять новый материал.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Основа слова. Что такое основа слова"»

21 ноября 2023 год

Класс: 3  класс

Программа: Школа России.

Предмет: русский язык

Тема: «Основа слова. Что такое основа слова»

Цель: формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать умение выделять основу слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдать за способами образования однокоренных слов; добиваться формирования орфографической зоркости.

- формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова

Личностные:

- формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;

– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.

- формирование   эмоционально – позитивного отношения к учебе, одноклассникам, воспитание аккуратности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию, оценивать информацию, сравнивать, выделять общее и различное;

- развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навыка грамотного письма;

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.

Материалы и оборудование:  ПК,  телевизор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), тренажёр по чистописанию.







Ход урока

1.Организационный момент (Слайд 1)

-Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок,

Будем грамотно писать,

Тайны слова познавать.

(Слайд 2)

- У нас урок русского языка. В тетрадях записано число, классная работа. Начинаем наш урок с минутку чистописания. Открываем тренажёры на стр. 36

(Слайд 3)

др зд

дремота

зарубить на носу

-Найдем строку с сочетанием букв др и зд. Что означают точки перед сочетаниями? (Высота букв)

- Два раза обведем показы и два раза прописываем сами.

- Поработаем над правильным произношением слова. Прочитайте слово: дремота.

- Как вы понимаете это слово? ДРЕМОТА – полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

- Прочитайте образное выражение – фразеологизм (зарубить на носу). Кто может объяснить его значение? (Зарубить на носу – значит отложить в памяти информацию навсегда, на всю оставшуюся жизнь).

- Правильно. Этот фразеологизм зародился во времена, когда появились первые зачатки письменности, но бумаги ещё не было. Люди делали зарубки на носу деревянной дощечки, которую носили с собой. Тогда выражение «Заруби себе на носу» означало – сделай пометку на своей дощечке.

2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. Определение темы и задач урока

(СЛАЙД 4)

Прочитайте слова:

Приставка, предлог, корень, окончание, суффикс

Какое слово лишнее? (Предлог)

-Обоснуйте свой ответ. (Это часть речи, а всё остальное части слова)

- Давайте с вами вспомним, что такое приставка, корень, суффикс, окончание и соединим слова левого столбика с их определением правого столбика.

- Что такое приставка? Для чего она служит? (Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Что называют корнем? (Корень слова - это главная значимая часть слова)

- Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

- И что такое суффикс? Для чего служит он суффикс? (Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

- Какая часть слова является основной? (Корень слова)

- Вернёмся к работе с тренажёром и выделим в образном выражении части слова, о которых сейчас говорили.

(СЛАЙД 5)

(СЛАЙД 6)

- Рассмотрите схему на странице учебника 73. Со всеми ли частями слова мы сейчас работали? (Нет)

(ЩЕЛЧОК, ЩЕЛЧОК)

- С какой частью слова нам сегодня предстоит познакомиться? (С основой)

- Сформулируйте тему урока (Основа слова.) (СЛАЙД 7)

-Какая цель нашего урока? Узнать, что такое основа слова)

- Какие задачи мы должны поставить на уроке перед собой? (Узнать, что такое основа, как графически выделяется основа в слове, находить основу слова в словах, из чего состоит основа слова)

3. Работа по теме.

- Посмотрев на схему в учебнике, вы, наверное, обратили внимание на то, каким графическим знаком выделяется основа.

(СЛАЙД 8)



- Ученые договорились между собой и решили, что основу будут выделять вот таким графическим знаком. Посмотрите на доску.

5. Работа по учебнику стр. 95

упр. 178 (СЛАЙД 9)

- Можете ли вы сказать, как найти основу в слове? (ЩЕЛЧОК)

Прочитаем задание под красным кружком. Запишем слова в тетрадь и самостоятельно выделим в них окончание и основу. (Самопроверка, на слайде)

-Прочитайте сведения о языке (правило)

(СЛАЙД 10)

- Что такое основа слова?

- Как найти основу слова?

- Что заключено в основе слова? (Лексическое значение слова)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание – приседайте и похлопайте перед собой.


Река, огонь, пила, коньки, роса на листочке, звезды.


Упр. 179

-Прочитайте текст.

- О ком в нём говорится?

- Найдите в тексте описание ящерки?

- А как ящерка спасается от врагов? Найдите это в тексте и прочитайте

- Выполняем задание: Найдем слова с корнем –ящер-

Делимся по вариантам

1в.: выписывают однокоренные слова (Ящерица, ящерята, ящерка)

2 в.: выписывают форму одного и того же слова (Ящерица, ящерицей, ящерицу)

- Назовите все значимые части слова, то есть выделите в словах окончание, основу, корень, приставку и суффикс, если они есть. (Оба варианта разбирают слова по составу)

(Два ребёнка работают на доске, проверяем, оцениваем)

- Сравните основу в словах первого и второго вариантов. Что заметили?

- Какой вывод можно сделать в основе однокоренных слов и в основе форм слов? (Основа в однокоренных словах разная, а в формах слова одинаковая)

- Мы с вами сделали очень важный вывод, что (СЛАЙД 11) в формах слова основа одинаковая, а в однокоренных словах разная.

- Как вы теперь можете отличить однокоренные слова от форм слова? (По основе слова. Если основы в словах разные – это однокоренные слова, если основы одинаковые – это формы слова.)

- Какое задание нам ещё нужно выполнить в этом упражнении? (Разобрать первое предложение под цифрой 4)

- Правильно. Записываем предложение в тетрадь и выполняем задание. (Комментированное выполнение одним учеником. Оценка)

Страничка для любознательных (стр. 96 учебника)

Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» (СЛАЙД 12)

О чём может рассказать словообразовательный словарь?

Упр. 180

-Прочитайте задание.

-Что значит выделить известные части слова? (Разобрать по составу)

(СЛАЙД 13)

-Работу выполняем по рядам (задание у детей на карточках. Работаем в парах):

1 ряд работает со словом школа, 2 ряд – жёлтый, 3 ряд – берёза

Проверка (распечатать слова с выделенными частями слова и прикрепить к доске)

-Чья пара сделала верно задание – встаёт.

Упр. 181 (СЛАЙД 14)

- Прочитай задание
- Выполняем самостоятельно

Взаимопроверка



4. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке? Продолжите фразы

( СЛАЙД 15)

Я узнал…….

Я научился….

- А сейчас оцените свою работу на уроке с помощью теста (СЛАЙДЫ по щелчку)

. В тетрадь записываем букву с выбранным ответом):

1. Часть слова без окончания называется 
Ч – корень слова
М – основа слова

  1. Чтобы найти корень надо 
    З – изменить форму слова
    О – подобрать однокоренные слова

3. Окончание – это 
Л – изменяемая часть слова
К– неизменяемая часть слова

4. Суффикс служит 
О – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова

  1. Приставка стоит 
    Г – после корня
    Д– перед корнем

6. Приставка, корень, суффикс 
Ц– образуют основу слова
Ю – не образуют основу слова

7. Приставка служит

Ы – для образования новых слов

И – для образования формы слова

– У кого получилось слово? Какое? ( На слайде: МОЛОДЦЫ)

- Разберите это слова по составу.



- Какая форма работы больше всего понравилась на уроке?


12. Домашнее задание

стр. 96 упр. 182 (Списать, выделить части слова)


Если останется время: Задание: Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите в них окончание, основу и корень.

Весна, поход, дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандаши, рука, гроза.