21 ноября 2023 год
Класс: 3 класс
Программа: Школа России.
Предмет: русский язык
Тема: «Основа слова. Что такое основа слова»
Цель: формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать умение выделять основу слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдать за способами образования однокоренных слов; добиваться формирования орфографической зоркости.
- формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова
Личностные:
- формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;
– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
- формирование эмоционально – позитивного отношения к учебе, одноклассникам, воспитание аккуратности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию, оценивать информацию, сравнивать, выделять общее и различное;
- развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навыка грамотного письма;
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;
Коммуникативные УУД:
- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.
Материалы и оборудование: ПК, телевизор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), тренажёр по чистописанию.
Ход урока
1.Организационный момент (Слайд 1)
-Здравствуйте, ребята.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок,
Будем грамотно писать,
Тайны слова познавать.
(Слайд 2)
- У нас урок русского языка. В тетрадях записано число, классная работа. Начинаем наш урок с минутку чистописания. Открываем тренажёры на стр. 36
(Слайд 3)
др зд
дремота
зарубить на носу
-Найдем строку с сочетанием букв др и зд. Что означают точки перед сочетаниями? (Высота букв)
- Два раза обведем показы и два раза прописываем сами.
- Поработаем над правильным произношением слова. Прочитайте слово: дремота.
- Как вы понимаете это слово? ДРЕМОТА – полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.
- Прочитайте образное выражение – фразеологизм (зарубить на носу). Кто может объяснить его значение? (Зарубить на носу – значит отложить в памяти информацию навсегда, на всю оставшуюся жизнь).
- Правильно. Этот фразеологизм зародился во времена, когда появились первые зачатки письменности, но бумаги ещё не было. Люди делали зарубки на носу деревянной дощечки, которую носили с собой. Тогда выражение «Заруби себе на носу» означало – сделай пометку на своей дощечке.
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. Определение темы и задач урока
(СЛАЙД 4)
Прочитайте слова:
Приставка, предлог, корень, окончание, суффикс
Какое слово лишнее? (Предлог)
-Обоснуйте свой ответ. (Это часть речи, а всё остальное части слова)
- Давайте с вами вспомним, что такое приставка, корень, суффикс, окончание и соединим слова левого столбика с их определением правого столбика.
- Что такое приставка? Для чего она служит? (Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Что называют корнем? (Корень слова - это главная значимая часть слова)
- Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
- И что такое суффикс? Для чего служит он суффикс? (Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
- Какая часть слова является основной? (Корень слова)
- Вернёмся к работе с тренажёром и выделим в образном выражении части слова, о которых сейчас говорили.
(СЛАЙД 5)
(СЛАЙД 6)
- Рассмотрите схему на странице учебника 73. Со всеми ли частями слова мы сейчас работали? (Нет)
(ЩЕЛЧОК, ЩЕЛЧОК)
- С какой частью слова нам сегодня предстоит познакомиться? (С основой)
- Сформулируйте тему урока (Основа слова.) (СЛАЙД 7)
-Какая цель нашего урока? Узнать, что такое основа слова)
- Какие задачи мы должны поставить на уроке перед собой? (Узнать, что такое основа, как графически выделяется основа в слове, находить основу слова в словах, из чего состоит основа слова)
3. Работа по теме.
- Посмотрев на схему в учебнике, вы, наверное, обратили внимание на то, каким графическим знаком выделяется основа.
(СЛАЙД 8)
- Ученые договорились между собой и решили, что основу будут выделять вот таким графическим знаком. Посмотрите на доску.
5. Работа по учебнику стр. 95
упр. 178 (СЛАЙД 9)
- Можете ли вы сказать, как найти основу в слове? (ЩЕЛЧОК)
Прочитаем задание под красным кружком. Запишем слова в тетрадь и самостоятельно выделим в них окончание и основу. (Самопроверка, на слайде)
-Прочитайте сведения о языке (правило)
(СЛАЙД 10)
- Что такое основа слова?
- Как найти основу слова?
- Что заключено в основе слова? (Лексическое значение слова)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание – приседайте и похлопайте перед собой.
Река, огонь, пила, коньки, роса на листочке, звезды.
Упр. 179
-Прочитайте текст.
- О ком в нём говорится?
- Найдите в тексте описание ящерки?
- А как ящерка спасается от врагов? Найдите это в тексте и прочитайте
- Выполняем задание: Найдем слова с корнем –ящер-
Делимся по вариантам
1в.: выписывают однокоренные слова (Ящерица, ящерята, ящерка)
2 в.: выписывают форму одного и того же слова (Ящерица, ящерицей, ящерицу)
- Назовите все значимые части слова, то есть выделите в словах окончание, основу, корень, приставку и суффикс, если они есть. (Оба варианта разбирают слова по составу)
(Два ребёнка работают на доске, проверяем, оцениваем)
- Сравните основу в словах первого и второго вариантов. Что заметили?
- Какой вывод можно сделать в основе однокоренных слов и в основе форм слов? (Основа в однокоренных словах разная, а в формах слова одинаковая)
- Мы с вами сделали очень важный вывод, что (СЛАЙД 11) в формах слова основа одинаковая, а в однокоренных словах разная.
- Как вы теперь можете отличить однокоренные слова от форм слова? (По основе слова. Если основы в словах разные – это однокоренные слова, если основы одинаковые – это формы слова.)
- Какое задание нам ещё нужно выполнить в этом упражнении? (Разобрать первое предложение под цифрой 4)
- Правильно. Записываем предложение в тетрадь и выполняем задание. (Комментированное выполнение одним учеником. Оценка)
Страничка для любознательных (стр. 96 учебника)
Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» (СЛАЙД 12)
О чём может рассказать словообразовательный словарь?
Упр. 180
-Прочитайте задание.
-Что значит выделить известные части слова? (Разобрать по составу)
(СЛАЙД 13)
-Работу выполняем по рядам (задание у детей на карточках. Работаем в парах):
1 ряд работает со словом школа, 2 ряд – жёлтый, 3 ряд – берёза
Проверка (распечатать слова с выделенными частями слова и прикрепить к доске)
-Чья пара сделала верно задание – встаёт.
Упр. 181 (СЛАЙД 14)
- Прочитай задание
- Выполняем самостоятельно
Взаимопроверка
4. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке? Продолжите фразы
( СЛАЙД 15)
Я узнал…….
Я научился….
- А сейчас оцените свою работу на уроке с помощью теста (СЛАЙДЫ по щелчку)
. В тетрадь записываем букву с выбранным ответом):
1. Часть слова без окончания называется
Ч – корень слова
М – основа слова
Чтобы найти корень надо
З – изменить форму слова
О – подобрать однокоренные слова
3. Окончание – это
Л – изменяемая часть слова
К– неизменяемая часть слова
4. Суффикс служит
О – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова
Приставка стоит
Г – после корня
Д– перед корнем
6. Приставка, корень, суффикс
Ц– образуют основу слова
Ю – не образуют основу слова
7. Приставка служит
Ы – для образования новых слов
И – для образования формы слова
– У кого получилось слово? Какое? ( На слайде: МОЛОДЦЫ)
- Разберите это слова по составу.
- Какая форма работы больше всего понравилась на уроке?
12. Домашнее задание
стр. 96 упр. 182 (Списать, выделить части слова)
Если останется время: Задание: Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите в них окончание, основу и корень.
Весна, поход, дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандаши, рука, гроза.