Тема урока: " Подлежащее. Способы его выражения".
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в предложении подлежащие, выраженные разными частями речи, объяснять языковые явления.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу; планирует( с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее, учится подтверждать аргументы фактами.
Тип урока: урок новых знаний.
Компьютер, проектор, маленькая корзинка с приготовленными вопросами, раздаточный материал (Приложение 1,2,3,4,5,6), презентации «Подлежащее. Способы его выражения», «Зимний лес», «Тест. Способы выражения подлежащего».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы |
1.Организаци-онный этап Цель этапа: включение учащихся в деятельность | Создаёт эмоциональный настрой. Приветствует, проверяет готовность к уроку. Желает успеха (слайд 2) | Приветствуют учителя. Подготовка к работе | |
2. Подготовка к объяснению нового материала Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи | Организует актуализацию знаний учащихся (слайд 3). Создаёт проблемную ситуацию. Организует повторение знаний, закрепление умений. Слова учителя: – Предлагаю выполнить задание: (слайд 4) Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя, не переставляя слова (Приложение 2): 1.Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего; 2.реку, Грека, ехал, через; везёт, на, Соньку, 3.Санька, санках; мать, дочь, любит; 4.велосипед, грузовик, разбил; – Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ | Выполняют задание, определяя подлежащее в рассыпанных предложениях. Объясняют свой выбор | Частично-поисковый Применение знаний Беседа |
3. Сообщение темы и цели урока Цель этапа: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | Организует процесс открытия новых знаний. Слово учителя: – Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? – Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? – Исходя из сказанного, определите цель нашего урока | Формулируют тему урока (слайд 5) Ставят цель. Фиксируют проблему | Диалог Беседа Проблемный |
4. Объяснение нового материала Цель: подготовка к поисковой деятельности. Совместное исследование проблемы | Организует решение учащимися проблемного вопроса. Проблемные вопросы: – Найдите грамматическую основу предложения и укажите, чем выражено подлежащее (слайд 7) – А как вы думаете, чем ещё может быть выражено подлежащее? Чтобы дать ответ на этот вопрос. Вы должны решить криптограмму (Приложение 3). Организует решение криптограммы, её проверку по ключу (слайд 8) и обсуждение. | Находят способ решения криптограммы. Участвуют в обсуждении. Делают выводы | Моделирование Проблемные вопросы Беседа Самостоятельная работа (решение криптограммы) |
5.Физкультминутка Цель: предупреждение раннего умственного преутомления и восстановление работоспособности | Организует эмоциональную разгрузку учащихся (слайд 10) Слово учителя: Вы – умницы, хорошо справились с заданием, порадовали меня своими знаниями, поэтому я вас приглашаю в зимний лес на прогулку. (Демонстрация презентации «Зимний лес») | | |
6. Закрепление нового материала Цель этапа: применение знаний и умений в новой ситуации; конструирование нового способа действия. | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания: – Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее (слайд 11) – Сейчас я предлагаю вам решить тест. Вы проверите себя, насколько усвоили новый материал. Рассаживаемся за компьютеры и начинаем работу (слайд 12) | Самостоятельно выполняют и проверяют задание. Выполнение теста за компьютером | Самостоятельная работа, самопроверка Работа за компьютером |
7. Рефлексия Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Организует актуализацию знаний учащихся, полученных на уроке. Слово учителя: –У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались? – А у меня есть для вас корзина вопросов (дети вытаскивают вопросы и отвечают на них) 1.Что такое подлежащее? 2.Какая часть речи может занять место подлежащего? 3.Что можно отнести к единицам синтаксиса? 4.Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных? 5.Что на уроке было самым трудным, неинтересным? 6.Что на уроке было самым интересным? 7.Какие чувства испытываете: удовлетворения, уныния, радости? 8.Продолжите фразу: «Я научился…» | Актуализируют знания, полученные на уроке, осуществляют оценку урока и самооценку | Оценка урока Самооценка |
8. Домашнее задание Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности | Задаёт разноуровневое домашнее задание с учётом уровня подготовленности обучающихся: (слайд 14) 1–й уровень: упр.92 (списать, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее). 2-й уровень: выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего. 3-й уровень: написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Наступление зимы», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего. (по выбору учащихся). | Выбирают задание, соответствующее своему уровню | |