Тема урока: Службы Интернет. Поиск информации средствами Интернета
Цели урока:
Обучающие:
рассмотреть виды сервисных услуг, предлагаемых глобальной сетью; формировать понятия электронной почты, Всемирной паутины, Web-страницы и Web-сайта, Web-браузера, телеконференции;
изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети
Развивающие:
развивать познавательные интересы, творческую активность обучающихся, навыки работы за компьютером, культуру пользователя сети Интернет;
Воспитательные:
воспитывать информационную культуру обучающихся, повысить мотивацию обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ
воспитывать стремление доводить дело до намеченного результата;
Тип урока: комбинированный
План урока
Организационный момент (ознакомление с темой урока);
Актуализация опорных знаний;
Постановка целей урока;
Создание проблемной ситуации;
Изложение нового материала;
Систематизация и закрепление теоретических знаний;
Работа за компьютером. Инструктаж по ТБ;
Подведение итогов, домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент (приветствие обучающихся).
Сегодня на уроке мы с вами будем изучать привлекательную для вас тему «Службы Интернет. Поиск информации средствами Интернета».
ІІ. Актуализация опорных знаний (решение кроссворда в парах с последующей проверкой)
Перед тем как приступить к изучению новой темы вы решите кроссворд. На решение кроссворда отводится 5-7 минут. Будьте внимательны, не торопитесь, но и не сидите без дела.
| 1 | С | Е | Т | Ь | |
2 | Т | О | П | О | Л | О | Г | И | Я |
| | | 3 | Г | У | Г | Л | | |
4 | М | Е | Р | Е | Ж | А | | | |
| | 5 | Х | А | Б | | | | |
| | 6 | С | С | Ы | Л | К | А | |
| | | | | 7 | К | О | А | К | С | И | А | Л | Ь | Н | Ы | Й |
8 | О | П | Т | О | В | О | Л | О | К | О | Н | Н | Ы | Й | | | |
| | 9 | П | О | Л | Ь | З | О | В | А | Т | Е | Л | Ь | | | |
| | | | | | | 10 | М | О | Д | Е | М | | | | | |
| | | | | | | | 11 | С | Е | Р | В | Е | Р | | | |
| | | | 12 | Л | О | К | А | Л | Ь | Н | А | Я | | | | |
| | | | | | | | 13 | З | В | Е | З | Д | А | | | |
| | | | | | | 14 | П | А | У | Т | И | Н | А | | | |
Вопросы:
Объединение нескольких компьютеров для совместного решения задач
Схема соединения компьютеров в локальную сеть
Одна из поисковых систем Интернета
«Сеть» на украинском языке
Устройство, сетевой концентратор
Щелкнув мышью на неё, можно попасть на другой документ
Низкоскоростной кабель передачи информации в сети
Высокоскоростной кабель передачи информации в сети
Человек, который использует компьютер
Устройство, преобразующее цифровые сигналы в аналоговые и обратно
Главный компьютер сети
Сеть, связывающая компьютеры, расположенные в пределах здания, офиса или комнаты
Один из видов соединения компьютеров в локальную сеть
Еще одно название Интернета «Всемирная …»
ІІІ. Постановка цели урока
В ходе предыдущих уроков вы получили представление о локальной сети и топологии локальной сети.
Тема нашего сегодняшнего урока «Службы Интернет. Поиск информации средствами Интернета
Давайте попробуем сформулировать задачи сегодняшнего урока: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим виды сервисных услуг, предлагаемых глобальной сетью, а также освоим технологии поиска информации в глобальной сети Интернета
ІV. Создание проблемной ситуации.
– Я наверное не ошибусь, если скажу, что каждый из вас пользуется Интернетом постоянно. Для каких целей вы его используете? (Для общения, поиска информации, передачи информации с одного компьютера на другой.)
– Другими словами, сеть Интернет предоставляет вам, как пользователям сети услуги по поиску и использованию данных, а так же услуги по обмену информацией между пользователями сети (коммуникационные услуги).
Эти услуги иначе называют службами Интернет.
– Могли бы вы назвать какие-то конкретные службы, которыми пользуетесь сами? (Электронная почта, чат, “аська”.)
– Хорошо. Люди вы достаточно эрудированные. Давайте попытаемся вместе решить практическую задачу. Вы знаете, что иногда зимой во время эпидемии гриппа школы закрываются на карантин. Что при этом происходит? Прерывается учебный процесс. И я вам сейчас предлагаю поискать пути решения этой проблемы.
– Что необходимо обеспечить, чтобы учебный процесс не прекращался? (Общение учителей и учеников.)
– А что нам в этом может помочь? (Интернет.)
Очень хорошо! Перед вами на столах описания некоторых служб Интернет. Предлагаю вам познакомиться с ними и ответить на следующие вопросы (5-8 мин):
Какие средства может использовать учитель, чтобы преподнести учащимся новый материал?
Какие службы можно использовать, чтобы дать учащимся задание?
Какие службы Интернет могут помочь учащимся отправить выполненное задание учителю?
С помощью каких служб можно организовать индивидуальную работу с детьми?
Какие службы помогут учителю проконсультировать учащихся по всем возникшим у них вопросам?
Какие службы помогут учителю осуществить контроль знаний учащихся?
Обучающиеся работают самостоятельно в парах (10–12 минут), затем подводим итоги (на экран выводятся вопросы с ответами, идет обсуждение).
Какие средства может использовать учитель, чтобы преподнести учащимся новый материал? | www, FTP |
Какие службы можно использовать, чтобы дать учащимся задание? | www, e-mail, FTP |
Какие службы Интернет могут помочь учащимся отправить выполненное задание учителю? | FTP, e-mail |
С помощью каких служб можно организовать индивидуальную работу с детьми? | e-mail |
Какие службы помогут учителю проконсультировать учащихся по всем возникшим у них вопросам? | www, chat, e-mail |
Какие службы помогут учителю осуществить контроль знаний учащихся? | www, chat, e-mail |
– Мы решили поставленную перед нами задачу? (Да.)
– А что мы сделали кроме этого? (Познакомились со службами сети Интернет.)
– И значит тема нашего урока? (Основные службы сети Интернет.)
V. Изложение нового материала (работа в группах)
Сервисные службы Интернета – это виды услуг, которые оказываются серверами глобальной сети.
Мы уже немного познакомились с сервисными службами сети интернет
Перечислим сервисы эти сервисы:
World Wide Web – всемирная паутина – служба поиска и просмотра гипертекстовых документов, включающих в себя графику, звук и видео. Бережная
E-mail – электронная почта – служба передачи электронных сообщений. Назарова
Usenet, News – юзнет ньюс)телеконференции, группы новостей – разновидность сетевой газеты или доски объявлений. Гончарова
FTP – служба передачи файлов.
ICQ – (я тебя ищу) (Ай сик иу) служба для общения в реальном времени с помощью клавиатуры.
Telnet – служба удаленного доступа к компьютерам.
На сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на рассмотрении трех наиболее популярных службах:
World Wide Web – всемирная паутина
E-mail – электронная почта
Usenet, News – телеконференции, группы новостей
Студенты демонстрируют подготовленные презентации
World Wide Web – всемирная паутина
WWW (World Wide Web, англ. Всемирная паутина) – это служба поиска и просмотра гипертекстовых документов. Эти документы называются Web-страницы, а совокупность близких по смыслу или тематике и хранящихся вместе Web-страниц называется – Web-сайт.
Web-страницы могут включать в себя текст, рисунки, анимацию, звук, видео, а также активные элементы – небольшие программы, оживляющие страницу, делающие ее интерактивной.
Идея гипертекста проста: гипертекст – это текст, содержащий ссылку на другой документ, который может быть аналогичной Web-страницей.
Гипертекст представлен в виде гиперссылок, выделенных на странице обычно подчеркиванием, цветом, по которым достаточно щелкнуть мышью, и будет осуществлен переход к другой Web-странице или загружен нужный файл. Именно потому, что страницы с помощью гиперссылок переплетены между собой, эту службу называют «паутина».
Для того чтобы читать или просматривать Web-страницы нужна специальная программа. Такие программы называют средствами просмотра Web или просто браузерами или обозревателем Web. Сегодня существует множество программ-браузеров, созданных различными компаниями. Наибольшее распространение и признание получили такие браузеры, как Internet Explorer, Opera, Mozilla
Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной Web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы Web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся. На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Самыми распространенными и часто используемыми поисковыми системами в мире являются Google, Yahoo, Яндекс, Rambler, Мета (украинская)
WWW— это одна из служб Интернета, которая предлагает простой в использовании интерфейс и дает возможность пользователям, даже не слишком хорошо знающим компьютер, получать доступ к web-ресурсам в любой части Интернета. Эта служба занимает лидирующее место в Интернете.
Поисковые системы мы рассмотрим во второй части нашего урока, перед тем как приступим к выполнению практической части нашего урока
E-mail – электронная почта
Электронная почта появилась около 30 лет назад. На сегодняшний день она является самым массовым средством обмена информацией в сети Интернет. Умение получать и посылать электронную почту может пригодиться не только для общения с друзьями из других городов и стран, но и в деловой карьере. Например, при трудоустройстве можно быстро разослать своё резюме c помощью e-mail в различные фирмы. Кроме того, на многих сайтах, где нужно пройти регистрацию зачастую требуется указать свой e-mail. Одним словом, e-mail - очень полезная и удобная вещь.
С помощью e-mail можно посылать сообщения, получать их в свой электронный почтовый ящик, отвечать на письма корреспондентов, рассылать копии писем сразу нескольким адресатам, переправлять полученное письмо по другому адресу, включать в письма различные звуковые и графические файлы.
При использовании электронной почты каждому абоненту присваивается уникальный почтовый адрес, формат которого имеет вид:
@
Преимущества E-mail в сравнении с обычной почтой:
Оперативность
Надёжность
Дешевизна
Недостатки E-mail в сравнении с обычной почтой:
3 - Usenet, News – телеконференции, группы новостей
Служба телеконференций Usenet организует коллективные обсуждения по различным направлениям, называемые телеконференциями.
Новости - это одно из старейших в истории Интернета средств коммуникации между группами людей, интересующимися одним определенным вопросом. Новости Usenet изобретены тремя американскими студентами в 1979 году. Usenet служила в то время для распространения информации и новостей по программированию. Данные сортировались по пятнадцати рубрикам , впоследствии получившим название "группы новостей", "конференции" или "телеконференции".
Служба новостей (USENET) построена по принципу открытой конференции - собрания людей для обсуждения определенных тем. Причем пользователь одновременно может участвовать в бесчисленном количестве электронных конференций, не боясь пропустить чего-либо.
Вся информация, хранимая в USENET, организованна по тематическому признаку, то есть служба новостей является своеобразным тематическим каталогом, содержащим мнения людей на ту или иную тему. Сообщения, именуемые также статьями, объединенные общей темой, помещаются в тематические группы, называемые группами новостей. Группы новостей, в свою очередь, могут содержаться внутри других групп, образовывая тематические иерархии.
Доступ к группам новостей осуществляется через процедуру подписки, которая состоит в указании координат сервера новостей и выбора интересующих пользователя групп новостей.
Сегодня Usenet имеет более десяти тысяч дискуссионных групп (NewsGroups) или телеконференций, каждая из которых посвящена определённой теме и является средством обмена мнениями.
Телеконференции разбиты на несколько групп:
news — вопросы, касающиеся системы телеконференций;
comp — компьютеры и программное обеспечение;
rec — развлечения, хобби и искусства;
sci — научно-исследовательская деятельность и приложения;
soc — социальные вопросы;
talk — дебаты по различным спорным вопросам;
misc — всё остальное.
VI. Систематизация и закрепление теоретических знаний (ответы учащихся на вопросы учителя)
Что такое службы?
Перечислите основные службы сети Интернет.
Какая служба занимает лидирующее место в Интернет?
Какие основные услуги предоставляет пользователям служба WWW?
Что такое гипертекст?
Что такое Web-сайт?
Для чего нужна электронная почта?
Из чего состоит почтовый адрес?
Назовите преимущества и недостатки электронной почты.
Какие услуги предоставляет служба телеконференций?
VII. Работа за компьютером. Инструктаж по ТБ
Следующим этапом нашей работы будет работа за компьютером, вы будете выполнять практическую работу «Поиск информации в Интернете». Хочу вам напомнить, что поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запроса в поле поиска. Запрос должен содержать одно или несколько ключевых слов. Через некоторое время после отправки запроса поисковая система вернет список Интернет – адресов документов, в которых были найдены указанные ключевые слова. Для просмотра такого документа в браузере достаточно активизировать указывающую на него ссылку. Если ключевые слова были выбраны неудачно, то список адресов документов может быть слишком большим. Для того чтобы уменьшить список, можно в поле поиска ввести дополнительные ключевые слова или воспользоваться каталогом поисковой системы.
А сейчас давайте повторим правила техники безопасности работы за компьютером, но сделаем это необычным способом. Я буду читать правила с ошибками, а вы только заметив какую-то неточность и неправильность, подымаете руку и исправляете меня.
К работе за компьютером в кабинете информатики допускаются все обучающиеся (прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктаж).
В зимний период времени в кабинет можно заходить в верхней одежде (запрещается в компьютерном классе находиться в верхней одежде)
Если компьютер выключен из розетки, включи его (обучающимся запрещается трогать провода, вилки, розетки)
При появлении изменений в работе компьютера: необычные звуки, запах гари и т.д. необходимо срочно перезагрузить компьютер (прекратить работу и сообщить об этом преподавателю)
Для выполнения практической работы за компьютером, возьми все свои вещи и займи любое компьютерное место (занимать место только по указанию преподавателя, за компьютер брать только тетрадь, ручку и карточки с заданиями, все остальные вещи оставляем за ученическими столами)
Обучающийся должен работать на расстоянии 30-40см от монитора (60-70см)
Если в кабинете информатики возникла чрезвычайная ситуация, то обучающийся должен немедленно покинуть кабинет (спокойно ожидать указаний учителя)
Преподаватель рассаживает учеников парами за компьютеры и выдает карточки с заданиями.
VIII. Подведение итогов, домашнее задание:
Преподаватель проверяет выполненные практические задания, выставляет оценки.
Домашнее задание:
Подготовить сообщение о службах:
FTP – служба передачи файлов.
ICQ – служба для общения в реальном времени с помощью клавиатуры.
Telnet – служба удаленного доступа к компьютерам.