СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Службы Интернет. Поиск информации средствами Интернета"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Службы Интернет. Поиск информации средствами Интернета" по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" предназначен для изучения Служб Интернет студентами специальности "Эконоика и бухгалтерский учет"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Службы Интернет. Поиск информации средствами Интернета"»

Тема урока: Службы Интернет. Поиск информации средствами Интернета


Цели урока:

Обучающие:

  • рассмотреть виды сервисных услуг, предлагаемых глобальной сетью; формировать понятия электронной почты, Всемирной паутины, Web-страницы и Web-сайта, Web-браузера, телеконференции;

  • изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы, творческую активность обучающихся, навыки работы за компьютером, культуру пользователя сети Интернет;

Воспитательные:

  • воспитывать информационную культуру обучающихся, повысить мотивацию обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ

  • воспитывать стремление доводить дело до намеченного результата;


Тип урока: комбинированный


План урока

  1. Организационный момент (ознакомление с темой урока);

  2. Актуализация опорных знаний;

  3. Постановка целей урока;

  4. Создание проблемной ситуации;

  5. Изложение нового материала;

  6. Систематизация и закрепление теоретических знаний;

  7. Работа за компьютером. Инструктаж по ТБ;

  8. Подведение итогов, домашнее задание.


Ход урока

І. Организационный момент (приветствие обучающихся).

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать привлекательную для вас тему «Службы Интернет. Поиск информации средствами Интернета».

ІІ. Актуализация опорных знаний (решение кроссворда в парах с последующей проверкой)

Перед тем как приступить к изучению новой темы вы решите кроссворд. На решение кроссворда отводится 5-7 минут. Будьте внимательны, не торопитесь, но и не сидите без дела.


1

С

Е

Т

Ь


2

Т

О

П

О

Л

О

Г

И

Я




3

Г

У

Г

Л



4

М

Е

Р

Е

Ж

А






5

Х

А

Б







6

С

С

Ы

Л

К

А








7

К

О

А

К

С

И

А

Л

Ь

Н

Ы

Й

8

О

П

Т

О

В

О

Л

О

К

О

Н

Н

Ы

Й






9

П

О

Л

Ь

З

О

В

А

Т

Е

Л

Ь











10

М

О

Д

Е

М














11

С

Е

Р

В

Е

Р








12

Л

О

К

А

Л

Ь

Н

А

Я













13

З

В

Е

З

Д

А











14

П

А

У

Т

И

Н

А





Вопросы:

  1. Объединение нескольких компьютеров для совместного решения задач

  2. Схема соединения компьютеров в локальную сеть

  3. Одна из поисковых систем Интернета

  4. «Сеть» на украинском языке

  5. Устройство, сетевой концентратор

  6. Щелкнув мышью на неё, можно попасть на другой документ

  7. Низкоскоростной кабель передачи информации в сети

  8. Высокоскоростной кабель передачи информации в сети

  9. Человек, который использует компьютер

  10. Устройство, преобразующее цифровые сигналы в аналоговые и обратно

  11. Главный компьютер сети

  12. Сеть, связывающая компьютеры, расположенные в пределах здания, офиса или комнаты

  13. Один из видов соединения компьютеров в локальную сеть

  14. Еще одно название Интернета «Всемирная …»


ІІІ. Постановка цели урока

В ходе предыдущих уроков вы получили представление о локальной сети и топологии локальной сети.

Тема нашего сегодняшнего урока «Службы Интернет. Поиск информации средствами Интернета

Давайте попробуем сформулировать задачи сегодняшнего урока: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим виды сервисных услуг, предлагаемых глобальной сетью, а также освоим технологии поиска информации в глобальной сети Интернета


ІV. Создание проблемной ситуации.

– Я наверное не ошибусь, если скажу, что каждый из вас пользуется Интернетом постоянно. Для каких целей вы его используете? (Для общения, поиска информации, передачи информации с одного компьютера на другой.)

– Другими словами, сеть Интернет предоставляет вам, как пользователям сети услуги по поиску и использованию данных, а так же услуги по обмену информацией между пользователями сети (коммуникационные услуги).

Эти услуги иначе называют службами Интернет.

– Могли бы вы назвать какие-то конкретные службы, которыми пользуетесь сами? (Электронная почта, чат, “аська”.)

– Хорошо. Люди вы достаточно эрудированные. Давайте попытаемся вместе решить практическую задачу. Вы знаете, что иногда зимой во время эпидемии гриппа школы закрываются на карантин. Что при этом происходит? Прерывается учебный процесс. И я вам сейчас предлагаю поискать пути решения этой проблемы.

– Что необходимо обеспечить, чтобы учебный процесс не прекращался? (Общение учителей и учеников.)

– А что нам в этом может помочь? (Интернет.)

Очень хорошо! Перед вами на столах описания некоторых служб Интернет. Предлагаю вам познакомиться с ними и ответить на следующие вопросы (5-8 мин):

  1. Какие средства может использовать учитель, чтобы преподнести учащимся новый материал?

  2. Какие службы можно использовать, чтобы дать учащимся задание?

  3. Какие службы Интернет могут помочь учащимся отправить выполненное задание учителю?

  4. С помощью каких служб можно организовать индивидуальную работу с детьми?

  5. Какие службы помогут учителю проконсультировать учащихся по всем возникшим у них вопросам?

  6. Какие службы помогут учителю осуществить контроль знаний учащихся?


Обучающиеся работают самостоятельно в парах (10–12 минут), затем подводим итоги (на экран выводятся вопросы с ответами, идет обсуждение).

  1. Какие средства может использовать учитель, чтобы преподнести учащимся новый материал?

www, FTP

  1. Какие службы можно использовать, чтобы дать учащимся задание?

www, 
e-mail, 
FTP

  1. Какие службы Интернет могут помочь учащимся отправить выполненное задание учителю?

FTP,
e-mail

  1. С помощью каких служб можно организовать индивидуальную работу с детьми?


e-mail

  1. Какие службы помогут учителю проконсультировать учащихся по всем возникшим у них вопросам?


www,
chat,
e-mail

  1. Какие службы помогут учителю осуществить контроль знаний учащихся?


www,
chat,
e-mail


– Мы решили поставленную перед нами задачу? (Да.)

– А что мы сделали кроме этого? (Познакомились со службами сети Интернет.)

– И значит тема нашего урока? (Основные службы сети Интернет.)


V. Изложение нового материала (работа в группах)

Сервисные службы Интернета – это виды услуг, которые оказываются серверами глобальной сети.

Мы уже немного познакомились с сервисными службами сети интернет

Перечислим сервисы эти сервисы:

  • World Wide Web – всемирная паутина – служба поиска и просмотра гипертекстовых документов, включающих в себя графику, звук и видео. Бережная

  • E-mail – электронная почта – служба передачи электронных сообщений. Назарова

  • Usenet, News – юзнет ньюс)телеконференции, группы новостей – разновидность сетевой газеты или доски объявлений. Гончарова

  • FTP – служба передачи файлов.

  • ICQ – (я тебя ищу) (Ай сик иу) служба для общения в реальном времени с помощью клавиатуры.

  • Telnet – служба удаленного доступа к компьютерам.

На сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на рассмотрении трех наиболее популярных службах:

  • World Wide Web – всемирная паутина

  • E-mail – электронная почта

  • Usenet, News – телеконференции, группы новостей

Студенты демонстрируют подготовленные презентации

  1. World Wide Web – всемирная паутина

WWW (World Wide Web, англ. Всемирная паутина) – это служба по­иска и просмотра гипертекстовых документов. Эти документы называются Web-страницы, а совокупность близких по смыслу или тематике и хранящихся вместе Web-страниц называ­ется – Web-сайт.

Web-страницы могут включать в себя текст, рисунки, анимацию, звук, видео, а также ак­тивные элементы – небольшие программы, оживляющие страницу, делающие ее интерак­тивной.

Идея гипертекста проста: гипертекст – это текст, содержащий ссылку на другой доку­мент, который может быть аналогичной Web-страницей.

Гипертекст представлен в виде гипер­ссылок, выделенных на странице обычно подчеркиванием, цветом, по которым доста­точно щелкнуть мышью, и будет осуществлен переход к другой Web-странице или загружен нужный файл. Именно потому, что страницы с помощью гиперссылок переплетены между собой, эту службу называют «паутина».

Для того чтобы читать или просматривать Web-страницы нужна специальная программа. Такие программы называют средствами просмотра Web или просто браузерами или обозревателем Web. Сегодня существует множество программ-браузеров, созданных различными компаниями. Наибольшее распространение и признание получили такие браузеры, как Internet Explorer, Opera, Mozilla

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной Web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы Web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся. На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Самыми распространенными и часто используемыми поисковыми системами в мире являются Google, Yahoo, Яндекс, Rambler, Мета (украинская)

WWW— это одна из служб Интернета, которая предлагает простой в использовании интерфейс и дает возможность пользователям, даже не слишком хорошо знающим компьютер, получать доступ к web-ресурсам в любой части Интернета. Эта служба занимает лидирующее место в Интернете.

Поисковые системы мы рассмотрим во второй части нашего урока, перед тем как приступим к выполнению практической части нашего урока


  1. E-mail – электронная почта

Электронная почта появилась около 30 лет назад. На сегодняшний день она является самым массовым средством обмена информацией в сети Интернет. Умение получать и посылать электронную почту может пригодиться не только для общения с друзьями из других городов и стран, но и в деловой карьере. Например, при трудоустройстве можно быстро разослать своё резюме c помощью e-mail в различные фирмы. Кроме того, на многих сайтах, где нужно пройти регистрацию зачастую требуется указать свой e-mail. Одним словом, e-mail - очень полезная и удобная вещь.

С помощью e-mail можно посылать сообщения, получать их в свой электронный почтовый ящик, отвечать на письма корреспондентов, рассылать копии писем сразу нескольким адресатам, переправлять полученное письмо по другому адресу, включать в письма различные звуковые и графические файлы.

    При использовании электронной почты каждому абоненту присваивается уникальный почтовый адрес, формат которого имеет вид:

@

    Преимущества E-mail в сравнении с обычной почтой:

  • Оперативность

  • Надёжность

  • Дешевизна

    Недостатки E-mail в сравнении с обычной почтой:

  • Получение невостребованной электронной почты (спам).

  • Опасность заражения вирусом.


3 - Usenet, News – телеконференции, группы новостей

Служба телеконференций Usenet организует коллективные обсуждения по различным направлениям, называемые телеконференциями.

     Новости - это одно из старейших в истории Интернета средств коммуникации между группами людей, интересующимися одним определенным вопросом. Новости Usenet изобретены тремя американскими студентами в 1979 году. Usenet служила в то время для распространения информации и новостей по программированию. Данные сортировались по пятнадцати рубрикам , впоследствии получившим название "группы новостей", "конференции" или "телеконференции".

Служба новостей (USENET) построена по принципу открытой конференции - собрания людей для обсуждения определенных тем. Причем пользователь одновременно может участвовать в бесчисленном количестве электронных конференций, не боясь пропустить чего-либо.

Вся информация, хранимая в USENET, организованна по тематическому признаку, то есть служба новостей является своеобразным тематическим каталогом, содержащим мнения людей на ту или иную тему. Сообщения, именуемые также статьями, объединенные общей темой, помещаются в тематические группы, называемые группами новостей. Группы новостей, в свою очередь, могут содержаться внутри других групп, образовывая тематические иерархии.

Доступ к группам новостей осуществляется через процедуру подписки, которая состоит в указании координат сервера новостей и выбора интересующих пользователя групп новостей.

     Сегодня Usenet имеет более десяти тысяч дискуссионных групп (NewsGroups) или телеконференций, каждая из которых посвящена определённой теме и является средством обмена мнениями.

     Телеконференции разбиты на несколько групп:

  • news — вопросы, касающиеся системы телеконференций;

  • comp — компьютеры и программное обеспечение;

  • rec — развлечения, хобби и искусства;

  • sci — научно-исследовательская деятельность и приложения;

  • soc — социальные вопросы;

  • talk — дебаты по различным спорным вопросам;

  • misc — всё остальное.


VI. Систематизация и закрепление теоретических знаний (ответы учащихся на вопросы учителя)

  1. Что такое службы?

  2. Перечислите основные службы сети Интернет.

  3. Какая служба занимает лидирующее место в Интернет?

  4. Какие основные услуги предоставляет пользователям служба WWW?

  5. Что такое гипертекст?

  6. Что такое Web-сайт?

  7. Для чего нужна электронная почта?

  8. Из чего состоит почтовый адрес?

  9. Назовите преимущества и недостатки электронной почты.

  10. Какие услуги предоставляет служба телеконференций?


VII. Работа за компьютером. Инструктаж по ТБ

Следующим этапом нашей работы будет работа за компьютером, вы будете выполнять практическую работу «Поиск информации в Интернете». Хочу вам напомнить, что поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запроса в поле поиска. Запрос должен содержать одно или несколько ключевых слов. Через некоторое время после отправки запроса поисковая система вернет список Интернет – адресов документов, в которых были найдены указанные ключевые слова. Для просмотра такого документа в браузере достаточно активизировать указывающую на него ссылку. Если ключевые слова были выбраны неудачно, то список адресов документов может быть слишком большим. Для того чтобы уменьшить список, можно в поле поиска ввести дополнительные ключевые слова или воспользоваться каталогом поисковой системы.

А сейчас давайте повторим правила техники безопасности работы за компьютером, но сделаем это необычным способом. Я буду читать правила с ошибками, а вы только заметив какую-то неточность и неправильность, подымаете руку и исправляете меня.

  1. К работе за компьютером в кабинете информатики допускаются все обучающиеся (прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктаж).

  2. В зимний период времени в кабинет можно заходить в верхней одежде (запрещается в компьютерном классе находиться в верхней одежде)

  3. Если компьютер выключен из розетки, включи его (обучающимся запрещается трогать провода, вилки, розетки)

  4. При появлении изменений в работе компьютера: необычные звуки, запах гари и т.д. необходимо срочно перезагрузить компьютер (прекратить работу и сообщить об этом преподавателю)

  5. Для выполнения практической работы за компьютером, возьми все свои вещи и займи любое компьютерное место (занимать место только по указанию преподавателя, за компьютер брать только тетрадь, ручку и карточки с заданиями, все остальные вещи оставляем за ученическими столами)

  6. Обучающийся должен работать на расстоянии 30-40см от монитора (60-70см)

  7. Если в кабинете информатики возникла чрезвычайная ситуация, то обучающийся должен немедленно покинуть кабинет (спокойно ожидать указаний учителя)


Преподаватель рассаживает учеников парами за компьютеры и выдает карточки с заданиями.


VIII. Подведение итогов, домашнее задание:

Преподаватель проверяет выполненные практические задания, выставляет оценки.


Домашнее задание:


Подготовить сообщение о службах:

  • FTP – служба передачи файлов.

  • ICQ – служба для общения в реальном времени с помощью клавиатуры.

  • Telnet – служба удаленного доступа к компьютерам.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!