СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Текст. Основные признаки текста. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Текст. Основные признаки текста. 5 класс»

Текст. Основные признаки текста

Цель: Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом, совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока:  ознакомление с новым материалом, урок- практикум.

Оборудование: презентация, карточки

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мотивационное начало.

- Ребята, на слайде вы видите пословицу:

Яркое слово – пища душе.

Как вы понимаете ее смысл?

(Речь наша должна быть яркой, грамотной. Красивая речь радует душу. Красочные слова приятно слушать. Нужные слова воспитывают человека)

- Как вы думаете, должны мы с вами уметь говорить ярко, красиво, грамотно?

(Конечно, ведь наша речь показывает владение языком, умение пользоваться словарным запасом).

- Постарайтесь на уроке продемонстрировать свой словарный запас.

2. Актуализация знаний учащихся.

Запишите это предложение и сделайте его полный синтаксический разбор

Яркое словопища душе. (повест., невоскл., простое, двусост., распр.)

Определение темы и цели урока.

- Восстановите логическую цепочку слов:

Предложение, звук, слово, словосочетание.

(Звук, слово, словосочетание, предложение)

- Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?

(В этой цепочке завершающим словом будет «текст», потому что это самая большая единица языка)

- А нужно ли нам изучать эту единицу? Где мы можем использовать текст?

(На уроках, при написании писем, при общении в социальных сетях, устном общении)

- Исходя из вышесказанного, какие задачи на уроке мы поставим перед собой?

Знать: основные признаки текста.

Уметь: анализировать текст, опираясь на основные признаки текста.

3. Объяснение нового материала

- Перед вами два набора предложений. Скажите, какой из них мы можем назвать текстом?

1. Радостные и весёлые мы вернулись домой. Мой друг исколесил полсвета и недавно прилетел из Италии. В школьной столовой сегодня был отменный обед.

2. В доме у нас жил ручной ёж. Колючки у него были мягкими, и мы прозвали его Пушком. Летом Пушок бегал по садовым дорожкам, а зимой сидел за печкой и ел тёплую сметану.

- Чем верхняя запись отличается от нижней?

(Запись снизу можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают. Там есть главный герой. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу)

- Значит, текст – это… продолжите определение.

- Когда мы говорим «тема», мы имеем в виду то, о чём будем говорить. Например, тема нашего урока: «Текст. Основные признаки текста»

- А что же такое основная мысль текста? Прочитаем текст упражнения 190. Карандашом в учебнике расставим знаки препинания.

Старик сажал яблони. Ему сказали: Зачем те­бе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Старик сказал: Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут (Л. Толстой).

- Что хотел доказать старик своим поступком? (Нужно делать добро не для себя, а для других.)

Это и есть основная мысль, которую хотел донести до нас автор.

Значит, тема – то, о чём говорится в тексте. Основная мысль – то главное, о чём хотел сказать, в чём хотел убедить автор. Причём все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли.

Вот мы и сформулировали первый признак текста: единство темы и основной мысли. Но этого недостаточно, чтобы предложения были текстом. В тексте между предложениями существует крепкая связь – не только тематическая, но и грамматическая.

Прочитаем следующий текст и проследим, как грамматически связываются предложения в тексте:

По сторонам узкой тропы стоял шиповник. Он цвет алым влажным огнем. Цветы шиповника будто отделились от колючих веток и висели в воздухе яркими огоньками. Я стоял в изумлении, любуясь красотой цветущих кустов.

Значит, второй признак текста – связность. О связи предложений в тексте мы поговорим с вами на следующем уроке более подробно.

А теперь познакомимся с ещё одним признаком текста. Для этого образуйте текст из перепутанных предложений.

1. Собачья еда стояла под деревом. 2. Третья, когда первая ворона издавала сигнал тревоги, бросалась с ходу навстречу собакам и отвлекала их в сторону. 3. Появились три вороны. 4. Другая в это время пожирала остатки собачьей пищи. 5. Одна садилась так, чтобы видеть собак и следить за ними.

1 – 3 – 5 – 4 – 2.

Таким образом, ещё один признак текста – последовательность предложений в тексте.

Чувствуется, что текст ещё можно продолжить. Как бы вы это сделали? Продолжите текст, записывая 1-2 предложения.

И ещё один признак текста – завершённость в раскрытии темы.

Пауза отдыха

Посмотрите на схему, где я собрала воедино все признаки текста. Назовите их и охарактеризуйте. О каком признаке текста мы не сказали?

4. Закрепление изученного материала

Запишите текст под диктовку.

2 ученика-эксперта комментируют орфограммы и знаки препинания.

Оля и Лида пошли в лес. Они устали, вынули еду из сумки и поели. Вдруг рядом запел соловей. Девочки были очарованы пением, но пора было идти домой. Лида положила в сумку остатки еды. «Зачем ты берёшь с собой этот мусор?» - спросила Оля. Лида тихо ответила: «Стыдно перед соловушкой».

Взаимопроверка тетрадей.

Задания по тексту:

  • Озаглавьте текст.

  • Определите его тему и основную мысль.

  • Докажите, что предложения связаны между собой и расположены последовательно.

  • Составьте схемы предложений с ОЧП, ССП и ПР (1 ученик – отдельно на доске составляет схемы)

  • Сделать синтаксический разбор второго предложения.

  • Завершён ли текст? Придумайте его окончание, учитывая все признаки текста.

Дополнительное задание

Разбор по составу – соловушкой, морфологический разбор – берёшь.

5. Итоги урока

Завершите предложения:

  • Текст – это - …

  • Тема текста – это …

  • Основная мысль – это …

  • Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Это говорит о признаке текста …

  • Последовательность как признак текста означает…

6. Рефлексия

  • На уроке я усвоил (а) …

  • У меня получилось сделать все/ не все задания

  • Дома мне нужно …

7. Информирование о домашнем задании

  • Параграф 30, упражнение 194

  • Словарные слова Л-М (1-2 ст.)

  • Индивидуальное задание: составить текст, используя словарные слова Л-М (5-6 предложений)
























В карточке вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Потом выпишите второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Оля и Лида п_шли в лес. Они устали вынули еду из сумки и п_ели. Вдруг ряд_м запел с_ловей. Девочки были оч_рованы пением но пора было и_ти домой. Лида п_ложила в сумку остатки еды. Зачем ты берёш_ с собой этот мусор спр_сила Оля. Лида тихо ответила Стыдн_ перед с_ловушкой.

Задания по тексту:

  • Составьте схемы предложений с ОЧП, ССП и ПР

  • Сделать синтаксический разбор второго предложения.





В карточке вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Потом выпишите второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Оля и Лида п_шли в лес. Они устали вынули еду из сумки и п_ели. Вдруг ряд_м запел с_ловей. Девочки были оч_рованы пением но пора было и_ти домой. Лида п_ложила в сумку остатки еды. Зачем ты берёш_ с собой этот мусор спр_сила Оля. Лида тихо ответила Стыдн_ перед с_ловушкой.

Задания по тексту:

  • Составьте схемы предложений с ОЧП, ССП и ПР

  • Сделать синтаксический разбор второго предложения.




В карточке вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Потом выпишите второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Оля и Лида п_шли в лес. Они устали вынули еду из сумки и п_ели. Вдруг ряд_м запел с_ловей. Девочки были оч_рованы пением но пора было и_ти домой. Лида п_ложила в сумку остатки еды. Зачем ты берёш_ с собой этот мусор спр_сила Оля. Лида тихо ответила Стыдн_ перед с_ловушкой.

Задания по тексту:

  • Составьте схемы предложений с ОЧП, ССП и ПР

  • Сделать синтаксический разбор второго предложения.









СЛАЙД 1 СЛАЙД 2


СЛАЙД 3 СЛАЙД 4

СЛАЙД 5 СЛАЙД 6

СЛАЙД 7 СЛАЙД 8







СЛАЙД 9 СЛАЙД 10

СЛАЙД 11 СЛАЙД 12

СЛАЙД 13 СЛАЙД 14

СЛАЙД 15 СЛАЙД 16






СЛАЙД 17 СЛАЙД 18

СЛАЙД 19 СЛАЙД 20

СЛАЙД 21