Урок в 8 классе на тему "Закрепление знаний об обособленных определениях".
Яссиевич Любовь Александровна,
учитель русского языка и литературы.
Разделы: Русский язык
Тип урока: урок закрепления новых знаний.
Цели урока:
Обучающие:
– закрепление и обобщение знаний об обособленном определении,
- закрепление практического навыка постановки знаков препинания при обособленном определении,
- повторение орфографического материала;
-подготовка к ГИАРазвивающие:
– развитие творческих способностей учащихся,
-развитие навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.
Воспитательные:
– воспитание любви к родному краю, бережного отношения к историческому прошлому;
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор , экран, презентация , раздаточный материал, карточки самоконтроля, учебник русского языка (8 кл.) авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.
Ход урока
1. Организационный момент .Проверка готовности учащихся к уроку
-Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока.
Слайд 1.
Тема сегодняшнего урока “Обособленные определения”
-Сообщение т и целей урока
Слайд 2.
Урок закрепления полученных знаний.
-Какие цели и задачи мы поставим сегодня на уроке?
Слайд 3.
– Закрепить навыки постановки знаков препинания при обособленном определении;
– Научиться находить предложения с обособлением.
Вы правильно поставили цели, но, кроме того, мы продолжим говорить об историческом прошлом нашего района, нашего края, которым мы вправе гордиться.
.
Запись числа, темы урока в тетрадь.
2. Самопроверка домашнего задания.
Слайд 4.
1) Наши земляки свято чтят память станичников, 1отдавших жизнь за Родину1.
2) Память о сражениях минувшей войны, 1страшной, кровавой1, священна для жителей нашего района. (Повеств., невосклиц, прост., двусост., распростр., осложнено одиноч. определ.).
3) В нашем районе работают в различных сферах замечательные люди,1 прославившие наш край добросовестным трудом 1.
4) Мы свято чтим традиции, 1передаваемые из поколения в поколение1.
Слайд 5.
Морфологический разбор причастия передаваемые.
Передаваемые – причастие.
1. Традиции (какие?) передаваемые.
Н.ф – передаваемый.
2. Пост – страдат., наст. вр., несов. вид,
Непост.: в.п., мн.ч
3. Традиции (какие?) – передаваемые (определение).
Словарная работа .
Слайд 6.
– Что такое традиция? (Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, взгляды, нормы поведения.)
– Какие традиции существуют в нашей школе? (Встречи с интересными людьми, уход за памятником погибшим воинов, помощь ветеранам .)
3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
Слайд 7.
– Какие виды обособления встретились вам в домашней работе ?
(Предложения с:
а) обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова;
б) определением, выраженным одиночными согласованными определениями, стоящими после определяемого слова.)
– Какие ещё виды обособления вам известны? Приведите примеры таких случаев.
в) если относятся к личному местоимению;
г) если имеют добавочное обстоятельственное значение.
4. Закрепление тем , изученной на прошлом уроке..
Работа с текстом
Слайд 8.
Учитель читает текст (предложения пронумерованы).
1. Через станицу Архангельскую протекает река Челбас . 2.Еще недавно место, где любили отдыхать станичники ,было замусорено, заросло густой сорной травой .3. Но вот все изиенилось.4. В обустройстве реки и ее берегов приняли участие многие жители поселения ,в том числе и учащиеся нашей школы.. 5. Защитникии реки превратили ее берега в открытые, предназначенные для отдыха площадки, в оазис, дарящий силу и энергию. 6.Расчистили родники , и теперь, как и вода, бьющая из них, это место манит и притягивает к себе. 7. Здесь можно сидеть часами, размышлять, любуясь окружающей тишиной и спокойствием. 8. Каждый год на Крещение сюда приезжают люди, желающие окунуться в реку. 9. Находясь у этих ключей, чувствуешь себя чище душой, спокойнее. 10. Необходимо возобновить традицию пить чистую, живую, взятую из родника воду.
Работа по стилистике.
Слайд 9.
– О чем текст?
– Какова его основная мысль?
– К какому стилю принадлежит ? Почему?
Слайд 10.
Публицистический. Его задача – воздействие и сообщение.
Характерные черты – логичность, образность, эмоциональность.
Особенности стиля – использование общеупотребительных слов, однородных членов, деепричастных и причастных оборотов.
Слайд 11.
Задание.
Найдите и запишите номера предложений с обособленными определениями.
Обратите внимание на последнее предложение. Чем оно осложнено? (Однородными членами.)
Переделайте это предложение с обособленными определениями. (Необходимо возобновить традицию пить воду, чистую, живую, взятую из родника.)
Прочитайте эти предложения без определений. Что изменилось? (Текст стал “сухим”, лишился выразительности.)
Слайд 12.
Конструирование предложений.
1Краснодарский край – благословенная земля, которая досталась нам от предков.
2) Пион тонколистый, который занесен в Красную книгу, является символом нашего края.
– Перестройте устно СПП в синонимичные им простые с обособленными определениями.
– Какие предложения вам понравились больше? А вы часто употребляете предложения с обособленными определениями?
Слайд 13
газонами и клумбами цветов, сданный в эксплуатацию 5 лет назад.
3-я группа– Задание. Озаглавьте текст, перепишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните обособленные определения. Сейчас многие просто не узнают нашей станицы из-за перемен, произошедших в результате текущего бл…гоустройства. Пр…красная автотрасса, окаймле…ая зелеными газонами и клумбами цветов, современные заправочные станции, новый мост через железнодорожное полотно , сда…ый в эксплуатацию 5 лет назад. И, конечно же, вел…чественный храм в Михаила Ахистратига…..
Чтение творческих работ учащихся.
Слайд 14.
Итог урока.
– Какие члены предложения называются обособленными?
– В каком случае обособляются определения?
– Для каких стилей речи характерны обособленные определения?
Слайд 15
Домашнее задание
Выпишите из стихотворений великих русских поэтов М.Ю. Лермонтова, И.А, Бунина, С.А. Есенина несколько предложений с обособленными определениями.
Объясните графически постановку знаков препинания.