СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки 29–30 ИСКУССТВО ИЛЛЮСТРАЦИИ. СЛОВО И ИЗОБРАЖЕНИЕ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки 29–30 ИСКУССТВО ИЛЛЮСТРАЦИИ. СЛОВО И ИЗОБРАЖЕНИЕ

Просмотр содержимого документа
«Уроки 29–30 ИСКУССТВО ИЛЛЮСТРАЦИИ. СЛОВО И ИЗОБРАЖЕНИЕ»

Уроки 29–30
ИСКУССТВО ИЛЛЮСТРАЦИИ. СЛОВО И ИЗОБРАЖЕНИЕ

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Создать условия для формирования представлений об искусстве иллюстрации как форме взаимосвязи слова
с изображением; познакомить с творчеством известных иллюстраторов книг; способствовать пониманию разницы между реальностью и художественным образом, искусством временным и пространственным; поощрять творческую активность и умение выражать авторскую позицию по выбранной теме

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: обобщать и понимать условность художественного образа; выражать авторскую
позицию по выбранной теме.

Получат возможность: узнать новое об искусстве временном
и пространственном, самостоятельности иллюстрации; изучить искусство иллюстрации
и творчество известных иллюстраторов книг.

Познакомятся с произведениями изобразительного искусства

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока:
выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (различают содержание и сюжет при восприятии произведения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Понимают значение знаний для
человека; осознают свои интересы
и цели; умеют использовать образный язык изобразительного искус-ства: цвет, линию, ритм, композицию – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных; демонстрируют доброжелательное отношение к своим товарищам;
вырабатывают свои мировоззренческие позиции

Методы и формы обучения

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Окончание табл.

Образовательные
ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

 Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Оборудование

Графические материалы (по выбору)

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «В. А. Фаворский – виртуоз книги в русском искусстве».

Иллюстрация  к книге «Рассказы Начальной русской летописи». Иллюстрация С. Киселевой «Сердце Данко»

Основные понятия и термины

Идея, замысел, эскиз; пространственное искусство; временное искусство


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала

– Кто такие иллюстраторы? (Это художники, которые рисуют иллюстрации для книг.)

– Правильно! И иллюстрации помогают понять
содержание книги, лучше представить ее героев,
их внешность, характеры, поступки, обстановку,
в которой они живут...

Слушают учителя. Отвечают
на вопросы.


Фронтальная работа

Регулятивные:
определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Кто знает, когда появились первые иллюстраторы и какие книги они иллюстрировали?

Узнав корни этого вида искусства, мы сможем лучше его понять!



Ставят перед
собой цель


Личностные:
осознают свои
интересы и цели


II. Изучение нового материала

Частично-поисковый

– Впервые на Руси стали украшать иллюстрациями
летописи. «Лицевыми летописями» называли русские летописи, передающие содержание исторических событий не только при помощи слова, но и средствами изобразительного искусства. Используя возможность передавать скупыми линиями и красками подробное повествование, средневековые книжники и составители летописей нередко считали изображение равноценным тексту.

– Перед вами иллюстрация  к книге «Рассказы Начальной русской летописи». Мы видим сражение братьев Ярославичей. Средневековому иллюстратору необходимо было глубоко соответствовать стилю текста и изображению на его миниатюрах. Условный язык миниатюриста подчинен основной цели: наглядно показать, где, когда и каким образом совершилось данное событие; необходимости рассказать о разнообразных событиях, передать социально-исторические представления средневековой
Руси.

Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь
и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его

Слушают учителя, воспринимают материал.







Рассматривают иллюстрации, анализируют их.


Фронтальная

и индивидуальная работа

Познавательные:
получают новые знания об искусстве иллюстрации и творчестве известного иллюстратора; анализируют и обобщают; сравнивают объекты по заданным критериям; определяют средства художественной выразительности; понимают
разницу между реальностью и художественным образом.

Коммуникативные: обмениваются мне-ниями; умеют слушать друг друга.

Личностные: понимают значение знаний для человека


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



над головой. Оно пылало так ярко, как солнце,
и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали, как камни...

– Из какой легенды эти строчки и кто их автор?
(М. Горький «Легенда о Данко».)

– Перед вами иллюстрация Светланы Киселевой «Сердце Данко». Какие средства художественной выразительности использовала художница, чтобы передать свое отношение к изображаемому предмету? (Выбор сюжета, образ героя, ритм, настроение.)

– Книжная иллюстрация – особый жанр изобрази-тельного искусства, и ее авторы тоже заслуживают нашего внимания. Иллюстрация не существует
в отрыве от литературного произведения, хотя, конечно, и она может стать экспонатом художественной выставки. Иллюстрация должна быть частицей целостного организма – книги, в которой, помимо иллюстраций, важно и оформление титульного
листа, и различные заставки, концовки, и шрифты. И все это требует мастерства и художественного
вкуса. Художник в данном случае выступает
не просто как иллюстратор, но как Мастер Книги. Одним из замечательнейших мастеров, виртуозов







Отвечают
на вопросы.







Знакомятся
с творчеством
В. А. Фаворского.








Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



книги в русском (советском) искусстве является
Владимир Андреевич Фаворский.

Презентация «В. А. Фаворский – виртуоз книги
в русском искусстве». Слайды 2–5 (см. Ресурсный
материал к уроку, пункт 1).

– Его успехи в жанре графики весьма значительны,
и уже в 1919 г. В. А. Фаворский становится профессором графического факультета Высших художественно-технических мастерских, а в 1923 г. их ректором. Он оказался не только выдающимся художником, но и блестящим педагогом, его учениками были А. А. Дейнека, А. Д. Гончаров, Ю. И. Пименов.
Как художник Фаворский завоевал признание
и у себя на родине, и за рубежом. В 1925 г. проиллюстрированная им «Книга Руфь» получает Гран-при на Международной выставке декоративных искусств в Париже.

Презентация «В. А. Фаворский – виртуоз книги
в русском искусстве». Слайды 6–16 (см. Ресурсный
материал к уроку, пункт 2)



Смотрят презентацию, слушают учителя




III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский

– Перед вами таблица. В первой колонке написано пространственные искусства, а во второй – временные. Пространственные искусства те, в которых художественные образы существуют в пространстве. Временные – развиваются во времени. Искусство построения книги – это гармоничная
и продуманная компоновка всех ее элементов: литературный текста, иллюстраций, украшений и т. д.

Работают
с таблицей.

Определяют
виды искусства, относящиеся
к пространственному и временному искусству.

Индивидуальная работа.

Познавательные:

учатся характеризовать временные
и пространственные искусства; находят информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Заполнение таблицы.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Редактору необходимо выбирать для иллюстрирования те места текста, которые наиболее ярко могут передать идейный замысел писателя или поэта, глубоко раскрыть образы героев, донести соответствующее настроение и ритм литературного произведения средствами изобразительного искусства. 

Таким образом, в книге соединяются пространственное и временное искусство. Заполните колонки таблицы, запишите, что относится к временному, а что к пространственному виду искусства. (Пространственное искусство – живопись, графика. Временное искусство – литература.)

– Где бы ни находился художник: на улице, в доме,
в музее, в кино, в зоопарке – всюду он ищет материал для своих будущих иллюстраций. Как вы думаете, что необходимо знать для создания иллюстрации? (Характерные бытовые детали, стиль одежды героев, построек и помещений, основную идею произведения.)

– Предлагаю выбрать литературное произведение,
которое знакомо всему классу.

Разделитесь на группы, выберите из произведения определенный сюжет.


Домашнее задание.

– Соберите необходимый материал для создания иллюстрации к сюжету. Рассмотрите материал,












Определяют
материал, необходимый для создания иллюстрации.



Выбирают произведение, которое недавно
изучали на уроке литературы.

Выполняют домашнее задание.

Организуют

























Груп-
повая работа

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему; выдвигают версии; выбирают средства достижения цели

























Иллюстрации

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



который собрали члены вашей команды. Сочините эскизы будущих иллюстраций и выполните их



работу в группах. Придумы-
вают эскизы иллюстраций
и выполняют их




IV. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка и обсуждение работ

– Ребята, рассмотрите работы своих товарищей.
– Подумайте, какие художественные средства они использовали, чтобы передать идею?

– Что особенно хорошо удалось в работе?

– Какие трудности вы испытали во время работы?

Учащиеся рассматривают работы своих товарищей, обмениваются впечатлениями и опытом. Задают друг
другу вопросы
о проделанной работе

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: демонстрируют доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать творческий процесс

Оценивание работ учащихся


Ресурсный материал к урокам

1) В. А. Фаворский родился в Москве 2 (14) марта 1886 г. Интерес к рисованию проявился у него очень рано: «Я начал рисовать потому, что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником». Мальчик посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском училище, а в 1903 г. поступил в частную художественную школу, открытую известным живописцем К. Ф. Юоном. 1906–1907 гг. В. А. Фаворский провел в Германии, в Мюнхене, где был студентом частной художественной академии Шимона Холлоши и посещал лекции по истории искусств в Мюнхенском университете. В этот период художник много путешествовал по Италии, Австрии, Швейцарии. К 1907 г. относятся и его первые опыты работы в технике гравюры. По возвращении в Москву В. А. Фаворский поступает в Московский университет на историко-филологический факультет. Его дипломная работа была посвящена творчеству Джотто. В 1918 г. он создает серию гравюр «Виды Москвы» и делает заставки-инициалы для «Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса.

2) В. А. Фаворского можно назвать настоящим Художником книги: он уделял внимание не только иллюстрации, но и оформлению книги в целом. Мастер должен передать стиль книги, а «это достигается только всей совокупностью элементов оформления: и шрифтом, и заставками, и иллюстрациями». Очень важно, чтобы иллюстрации соответствовали характеру иллюстрируемого материала: «Оформить книгу, раскрыть средствами изобразительного искусства мир, созданный писателем, это не только ответить на сюжет, но и на стиль литературного произведения. На мой взгляд, эти два момента неразделимы». В. А. Фаворский разрабатывает собственную теорию книжной иллюстрации: «Меньше всего надо заботиться о выражении своей индивидуальности, она обязательно будет выражена, если художник найдет основное, если, поняв писателя, согласно его теме, определит его». Таким образом, у Художника книги две основные задачи: первая – интерпретация литературного произведения, создание образа, вторая – «создать вещь из книги при помощи форзаца, обложки, шмуцтитулов».

В 1932 г. В. А. Фаворский иллюстрирует «Рассказы о животных» Л. Н. Толстого: «Чтобы иллюстрировать это произведение, надо быть сугубым реалистом». Художник старается соответствовать реалистической манере писателя: «Рассказ в этой иллюстрации доведен до предела, но таким способом он становится особенно реальным». Самым ярким примером можно назвать иллюстрацию к рассказу «Акула». В 1939 г. В. А. Фаворский иллюстрирует калмыцкий эпос «Джангар» (в переводе С. Липкина). Для работы над этой книгой художник совершает путешествие по Калмыкии и в своих иллюстрациях использует сделанные тогда наброски, в первую очередь портретные. В 1940 г. В. А. Фаворский выполняет иллюстрации к «Гамлету» Шекспира (в переводе Б. Пастернака). В 1947 г. он снова обращается к Шекспиру и оформляет сборник его сонетов. «Сонеты» – удивительно изящная книга, ее оформление полностью соответствует духу шекспировской поэзии. В 1949 г. выходит сборник стихотворений шотландского поэта Роберта Бернса, иллюстрированный В. А. Фаворским. Здесь стиль оформления сильно отличается от стиля шекспировских сонетов. Художник прекрасно передает различные настроения стихотворений – от шотландских идиллий до героического пафоса. Концовки часто выполняются в виде маленьких натюрмортов – это или цветы, или шотландский чертополох, или листы бумаги и перо – оружие поэта.