СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки развития речи разработаны для обучающихся 3-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Уроки развития речи»

Урок (3-4 классы)

Тема: Культура общения. Правила поведения в театре.

Задача: познакомиться с устройством театра и с правилами поведения в нём.

Ход урока:

Сегодня у нас необычный урок.Мы будем знакомиться с театром и с правилами поведения в нём.
1.Речевая разминка.

Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим , как поросята, хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!» К. Чуковский

-Прочитайте про себя.Подумайте, сколько в тексте действующих лиц.Приготовьтесь читать по ролям.
-Как называется текст, в котором несколько действующих лиц?
_Диалог.

2.Проверка домашнего задания.

-Прочитайте диалоги, которые вы составили дома. Как оформили?
3.Культура общения. Поведение в театре.

-Вы несколько раз уже бывали в театре. Что такое театр?
_Слово театр имеет два значения:
1.Искусство изображения драматических произведений на сцене.
2.Помещения, где происходят представления.
_Вспомним, какие театры есть в нашем городе?
_А какой театр главный?
- Сегодня мы мысленно совершим поход в наш главный драматический театр.
-С чего начинается поход?

-Мы должны купить билеты.

-Сейчас несколько учеников получат билеты.Прочитайте , какие у вас места.
-Чтобы найти своё место, надо знать устройство театра.На первом билете указано: партер. Запишем это слово, поставим ударение и объясним его. Партер-нижний этаж зрительного зала с местами перед сценой.
-На втором билете что указано? Амфитеатр-задние ряды партера, отделённые от него широким проходом .В некоторых театрах они возвышаются.
-Посмотрим на третий билет. Бельэтаж-1 ярус в театре, расположенный над амфитеатром.
-Бельэтаж имеет центр, правую и левую стороны.
-Смотрим на следующий билет. Здесь указано, что место на балконе.
- Сколько ярусов на нашем балконе?
-Балкон 1 яруса,2 яруса. В больших театрах бывает и третий ярус.
-Ещё есть ложа-место, отделённое для нескольких лиц.
-Как называется место , где играют актёры?
_Сцена- площадка, где происходит театральное представление.
-Где гуляют зрители во время перерыва?
-Фойе-зал в театре для пребывания зрителей во время перерыва.
-Итак,мы познакомились с устройством театра.
-Как называют тех людей , которые исполняют роли в театральных представлениях?
-Актёр, артист.
-Эти слова не русские.Они пришли из французского языка.
-Итак , вы купили билеты,знаете время похода в театр и знаете места.
-Как мы должны готовиться к походу в театр?

-Поход в театр-это праздник.Это встреча с любимыми артистами, с любимыми героями книг.В праздник мы надеваем праздничную одежду, нужно выбрать что-то красивое из гардероба.
-И вот настал день, вы пришли в театр. Вошли в раздевалку, отдали одежду, взяли номерок и прошли в зал…Нашли свои места.
-Как надо проходить по ряду к своему месту?
-Верно, лицом к сидящим.
-Как надо вести себя во время спектакля?
(Нужно сидеть тихо, внимательно смотреть на сцену, не мешать окружающим.)
-А почему надо вести себя так?

(Иначе мы ничего не увидим, не услышим и не поймём, что делается на сцене.)
-Давайте послушаем, что произошло с девочкой в театре, которая не умела себя вести.(Читается по ролям заранее приготовленное стихотворение А. Барто « В театре».)

-Почему девочка ничего не увидела на сцене?
-Чтобы с вами этого не случилось, надо быть очень собранными, номерки класть в сумочку, во время спектакля её не открывать. А если что-то у вас упало, не надо беспокоиться. Будет перерыв, и вы всё найдёте. Не надо есть конфеты, шоколад и тому подобное.

-А как вести себя после спектакля?

-Когда вы посмотрели спектакль, не надо сразу же убегать из зала. Это не красиво. Надо поблагодарить актёров, преподнести цветы. А потом , не торопясь, не толкаясь пойти в раздевалку.

4.Итог урока.

-О чём говорили на уроке? С чем познакомились?
5.Домашнее задание.

Придумать диалог о посещении театра со словами автора. Правильно оформить его.

















Урок

Тема: Художественный стиль. Общее понятие.

Задача: дать представление о художественном стиле как разновидности книжного. Учить составлять текст в художественном стиле.

1.Проверка домашнего задания.
2.Речевая разминка.

_Кому из вас приходилось жить летом в деревне или на даче и вставать рано-рано утром, с восходом солнца? Что интересного наблюдали вы в природе? Что вас удивило, поразило?
-Прочитайте (вполголоса), как описал раннее летнее утро С. Есенин.
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
и горят серебряные росы… С.Есенин

-Что особенно понравилось и запомнилось поэту?
-Какие слова вам незнакомы, непонятны? Какой словарь поможет объяснить значение этих слов? Как он называется?(Показать толковый словарь. Объяснить значение слов; затон, заводь.)

-Замените близкими по смыслу слова и словосочетания: брезжит, сетка небосклона.
-Найдите слова , употреблённые в переносном значении: слова, говорящие о неживых предметах как о живых существах.
-Какие чувства вызвало у вас описание летнего утра? Что нужно передать при чтении? В каком темпе следует читать?(Выразительное чтение стихотворения).
3.Общее понятие о художественном стиле.
Целевая установка: Сегодня мы продолжим знакомство со стилями текста. Какие стили вы уже знаете?
-Прочитайте тексты. Определите , откуда взят каждый из них:
-из сборника рассказов писателя А. Власова;
-составлен третьеклассником;
-из учебника «Природоведение».

ТЕКСТ 1
Роса-это водяные капли. Они осаждаются из влпжного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы.
Капля росы называется росинкой.

ТЕКСТ 2

Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная.Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку:
-Ах, как пить хочется!
Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести.

ТЕКСТ3

Сегодня я проснулся ни свет ни заря и вышел в сад. Утро было свежее, прохладное. Уже пробивались первые лучи солнца.
Какая красотища открылась моим глазам, аж дух захватило. Вся трава и деревья были покрыты мельчайшими переливающимися на солнце, как жемчужинки, капельками росы.
Я такого никогда в жизни не видел. Просто здорово!

-Какой из трёх текстов написан в разговорном стиле? Как вы это определили?
-Чем похожи первые два текста на третий?(Общая тема). Чем отличаются? (Они написаны не в разговорном стиле).
-Просмотрите первый текст. Какова его тема? Сформулируйте вопросы, на которые в нём можно найти ответы.(Что такое роса? Где, когда и почему она появляется? Как называется капля росы? Выражены ли в этом тексте:отношение к росе, какие-либо чувства автора?)
-Какова же задача(цель) этого текста? Как вы думаете, в каком стиле он написан? (В книжном).
-Итак, 3 текст составлен в разговорном стиле, 1-й в книжном, а в каком стиле написан 2 текст?
-Откуда взят этот текст? Так же как и первый, он взят из книги. Следовательно, он тоже написан в книжном стиле.
Запись в тетради:

Стили

книжный разговорный

-Из одинаковых ли книг взяты эти тексты?
-Первый -из учебника, научной книги, второй- из художественной.
-Итак, книжный стиль имеет две разновидности: различают научный и художественный книжные стили.
Продолжение записи

книжный

художественный научный

Вывод: третий текст написан в художественном стиле. Художественный стиль разновидность книжного стиля.
-Давайте попробуем определить , чем отличается текст, написанный в художественном стиле, от других текстов.
-Какая задача (цель) стояла перед автором второго текста?(Нарисовать яркую, красочную картинку.)Удалось ли это автору? Красивая ли получилась картинка? Какие слова помогли автору передать красоту росинки? Какие из них употреблены в переносном значении? Выделите слова, в которых выражено отношение автора к тому, о чём он пишет.
Обобщение.
-
Что же характерно для художественного стиля:
-Какова его задача(цель)?
-Какие средства обычно используются для создания картины?
-Выражается ли отношение автора к изображаемому, его чувства, настроение? Как?

4.Закрепление.

1. В каком стиле написано стихотворение С. Есенина (см стихотворение в речевой разминке)?Докажите.
Вывод: текст художественного стиля может быть написан в прозе и в стихах.
Продолжить запись в тетради:



художественный

проза стихи

2.Составление текста в художественном стиле по аналогии с образцом по данному началу.

-Составим небольшой рассказ в художественном стиле. Это будет рассказ о ветре. Нам поможет текст Г.Андриановой.
Тёплое летнее утро. Вздохнул и пробудился ветерок мальчишка на побегушках. Шалун спугнул синицу с ветки, сорвал лист с молоденькой осинки, запутался в густых колючках старой ели, рассердился , ухнул в тишине и умчался.
Возмущённая осинка долго лопотала всеми ветками, дрожала листиками, словно озябла.

В каком стиле написан текст? О чём он? О каком ветре? С кем сравнивается летний ветерок? По какому признаку? Какие действия он совершает?

Задача: нам нужно рассказать о ветре , дующем в ненастный день поздней осенью, как о живом существе.
-Будет ли похож этот ветер на лёгкий летний ветерок?
-Каким бывает ветер в ненастные осенние дни?
-С кем его можно сравнить? Что совершает злой, неприветливый ветер?
(По вопросам отбираются и записываются опорные слова).
Возможное начало: «Поздняя осень. Хмурый, ненастный день..»
(Составление и чтение текстов).
5.Обобщение изученного.
-Какие вы знаете стили?
-Назовите разновидности книжного стиля. Каковы отличительные особенности художественного стиля?
6.Задание на дом.
Найти в «Книге для чтения»(тема..)произведения, написанные в художественном стиле. Обосновать свой выбор.







УРОК

Тема: Слово и его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Задача: познакомить детей с эмоционально окрашенной лексикой. Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста, употреблять их в речи с учётом эмоциональной окраски.

1.Речевая разминка.

-Прочитайте стихотворные отрывки. Определите, кто их автор, из какого большого произведения они взяты. О чём оно?

ТЕКСТ1

Бедные, бедные звери! Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге и в каждой пещере злого обжору клянут.
Да и какая же мать согласится отдать своего дорогого ребёнка-
Медвежонка, волчонка, слонёнка- чтобы несытое чучело
Бедную крошку замучило!

ТЕКСТ2

И глядите: медвежата, как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому, толстопятые бегут:
«Здравствуй , дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (К.Чуковский «Краденое солнце»)

-Весёлые это стихи или грустные?
-Отчего рыдают звери в первом отрывке? Какого злобного обжору они клянут? За что? Какие чувства вызывает у вас горе зверей? Как надо прочитать этот отрывок?(Выразительное чтение).
-Кому весело во втором отрывке? Чему они радуются , кого благодарят? Что следует передать при чтении этого отрывка?(Выразительное чтение).
-Оба отрывка взяты из одного и того же произведения. В них автор рисует картины: горя- веселья зверюшек; выражает свои чувства , своё отношение к происходящему: в одном случае –сочувствие, жалость. В другом – радость за зверей, победивших крокодила.
-В каком же стиле написаны оба отрывка?

2.Проверка домашнего задания.
-Приведите примеры текстов (подобранные дома), написанные в художественном стиле.Обоснуйте свой выбор.
-Что характерно для художественного стиля?

3.Знакомство с эмоционально окрашенной лексикой.

а) Целевая установка: сегодня мы продолжим знакомство с художественным стилем и попытаемся определить , какие средства используют авторы, чтобы не просто красиво рассказывать, но и передать своё отношение к происходящему: радость, грусть, жалость, негодование, удивление, восхищение.
б)-Сравните слова:

девочка-девчушка
воробей-воробушек
крокодил-крокодилище
сестра-сестричка
слово-словечко

-Прочитайте слова парами с разной интонацией так, чтобы все почувствовали, чем они отличаются. Объясните, чем различаются эти слова, что вы пытались передать при чтении.

Вывод: Итак, частички слова, суффиксы, могут сделать слова добрыми или злыми ; милыми , ласковыми или страшными.
-Как вы думаете, какими, добрыми или злыми, большими или маленькими делают суффиксы ник, оньк,еньк? Подтвердите примерами.
-Если вам встретится онок, ёнок, вы испугаетесь или обрадуетесь? А если
встретится ище?
Как вы считаете , АТА-ЯТА- какие они?Опишите.
Вывод:Таким образом, одно из средств, помогающее нам выразить свои чувства, своё настроение, отношение к чему-либо, дать оценку тому , о чём мы говорим,- необычные, «говорящие суффиксы.
-Приведите примеры слов с «говорящими» суффиксами из текстов разминки. Что они помогают выразить(какие чувства, эмоции).
в)-Выразить своё настроение, эмоции, чувства(жалость, обиду, грусть, восхищение, удивление, радость, горе) можно не только с помощью частичек слов- суффиксов, но и целыми словами.
-Найдите в текстах разминки слова, только называющие предметы, действия, но не выражающие чувств, эмоций, оценки.Это НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА.
-
Выделите слова , выражающие чувства, эмоции, дающие оценку изображаемому.Такие слова называют ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМИ.
Запись в тетради:

Слова

нейтральные эмоционально окрашенные
(примеры)

Обобщение. Какие же средства используют писатели для выражения чувств, эмоций, настроения в текстах художественного стиля?

4.Закрепление.
1.Групповая работа: весь класс поделить на шесть групп. Каждой группе – текст (тексты под буквой А)
Задание: определить эмоциональную окраску текста. Выделить эмоционально окрашенную лексику.
2.Работа по двум вариантам. Составить рассказик из трёх, четырёх предложений о приключениях крокодила (1 вариант – злого, 2 вариант- забавного).
«Жил-был крокодил (ЧИК, ИЩЕ), (МАЛЕНЬКИЙ, ЗАБАВНЫЙ; СТРАШНЫЙ, КРОВОЖАДНЫЙ).Он очень любил…. Однажды….
Подчеркните эмоционально окрашенные слова.

5.Обобщение. Задание на дом.

Определить эмоциональную окраску текста. Выписать эмоционально окрашенные слова. (Тексты под буквой Б).





ТЕКСТЫ

А

1.В Африке разбойник, в Африке злодей,
В Африке ужасный Бар-ма-лей.
Он бежит по Африке и кушает детей
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

2.И вывихнуто плечико у бедного кузнечика;
Не прыгает , не скачет он , а горько, горько плачет он
И доктора зовёт: «Ой, где же добрый доктор?
когда же он придёт?»

3.Плачет киска в коридоре у неё большое горе:
Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски!

4.Улетел скворец от стужи, сытно за морем живёт.
Воду пьёт из тёплой лужи, только песен не поёт.
Он скучает по деревьям, по звенящему ручью,
По скворечне, по деревне, по соседу-воробью…

5.В дневнике заданья на дом и стоят отметки рядом.
До чего же хороши! Ну-ка ,мама, подпиши!
Не удержалась мать от вздоха ,
Увидев надпись: «Очень плохо».
Узнав, что сын такой лентяй, отец воскликнул:- Шалопай!
-Ты очень скверный ученик. -Вздохнув, сказала мать -
Возьми ужасный свой дневник и отправляйся спать!

6.Пришёл из школы ученик, и запер в ящик свой дневник.
-Где твой дневник? -спросила мать.
Пришлось дневник ей показать..



ТЕКСТЫ

Б







1.Видят, видят лодыри: из ворот хмурый и ободранный кот идёт,
Спрашивают лодыри у него:-Ты чего нахмурился? От чего?
Замяукал жалобно серый кот:- Мне ,коту усатому , скоро год.
И красив я, лодыри, и умён, а письму и грамоте не учён.

2.Вдруг задачник-неудачник побледнел и стал шептать:
-Шестью восемь- сорок восемь , пятью девять- сорок пять!
География в тревоге к двери кинулась дрожа.

3.Старушке в подарок прислали кофейник,
А пуделю- плётку и медный ошейник.
Довольна старушка, а пудель не рад
И просит подарки отправить назад.

4.Вот обрадовались звери! Засмеялись и зпапели,
Ушками захлопали, ножками затопали.

5.И он засмеялся- Я рад, что к вам воротился назад:
Милую вашу семью я как родную люблю.
Но сейчас я смертельно устал.
С лютым недругом я воевал.
И мне бы хотелось чуть-чуть тут у окна отдохнуть.
Уж очень он зол и силён этот проклятый дракон!

6.2Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада.
А только маленьких (да очень маленьких!) детей!»



















УРОК

ТЕМА: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

Задача: познакомить детей с метафорой и сравнением, показать роль сравнения в художественном тексте.

1.Речевая разминка.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
И в душе , и в долине прохлада,
Синий сумрак- Как стадо овец.
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрёт бубенец. С. Есенин

-Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».Приготовьтесь читать вслух выразительно, чтобы передать настроение.---Прослушаем чтение нескольких ребят и оценим его.
-Какую картину вы представили?
-Что помогло поэту нарисовать эту картину? Какие изобразительные средства языка здесь присутствуют?
Здесь употреблены эпитеты : листва золотая, розоватая вода, синий сумрак, смолкший сад.

2.Знакомство с метафорой.

-Эти слова-эпитеты употреблены в прямом или переносном значении?(Переносном).
-Прочитайте словосочетания: ножка стула, подошва горы, нос лодки, ручка двери, солнце выглянуло, двигатель дышит.
-Какие слова в этих сочетаниях употреблены в переносном значении?
-На основании чего стал возможен перенос значения?
(Перенос значений стал возможен потому, что один предмет похож на другой, одно явление похоже на другое. Одно действие похоже на другое действие).
-Перенос значения на основе сходства, сравнения предметов и явлений называется метафорой. (Запись в тетрадь).
-Приведите свои примеры метафор.
-А теперь найдите метафоры в стихах:

ТЕКСТ 1

Подсолнуху от ливня не скрыться ни куда-
В грязи увязли ноги , меж грядками вода.
Веснушчатый и рыжий стоит он в картузе.
Зачем сбежит он с грядки, когда он рад грозе! С.Щипачев

ТЕКСТ2

Огурцы притаились в листьях вялых и сонных,
Дыня выползла к тыну, созревает и крепнет.
А над ними, как сторож, загорелый подсолнух,
Щурясь, смотрит на солнце, не боясь, что ослепнет. Д.Блынский

ТЕКСТ3

Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз. Л. Татьяничева

3.Знакомство со сравнением.

-Метафора создаётся при нахождении общих признаков у предметов, при сравнении двух предметов. Метафора называется скрытым сравнением. А есть и открытое сравнение.
Мы часто говорим: он как медведь, голова как шар, руки, как крылья. Сравнение присоединяется союзами: КАК, СЛОВНО, БУДТО.
Вводится сравнение в текст , чтобы мы ярче, нагляднее, образнее представили предмет.
-Теперь, ребята, найдите сравнения в текстах. Объясните их смысл.

ТЕКСТ4

В траве среди зелёных грив, не знавших щеток и гребёнок,
Передо мною белый гриб стоит , как вежливый ребёнок.

Л.Тимофеев

ТЕКСТ5

Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Лёгкая, как облачко, чистая , как снег.
Радовался деревцу каждый человек.

-Посмотрите на стихотворение, которое мы читали в начале урока. Какие сравнения в нём использованы?
-Метафоры и сравнения используются в загадках. Вспомните такие загадки и расскажите, что в них использовано, раскройте смысл метафоры.
Например: красивое коромысло через реку повисло. Коромысло-это радуга, радуга изогнутая, как коромысло. Здесь мы встретились с метафорой.
-Представьте, что вы поэты и вам надо подобрать яркие сравнения для следующих предметов: берёза, глаза, туча, гриб, ель.
-Посмотрим, у кого сравнения получатся лучше.

4 Итог урока.

-Что такое метафора?
-Что такое сравнение?
-Для чего они используются в тексте?

5.Домашнее задание.

Найти 5 загадок, построенных на метафорах и сравнениях. Придумать сравнения для следующих предметов: книга, руки, часы, картина, цветы.






































УРОК

ТЕМА: Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.

Задача: сформировать у детей представление об олицетворении. Учить употреблять олицетворения в речи.

1.Речевая разминка. Знакомство с олицетворением.

-На уроках развития речи мы прочитали много стихотворений, весёлых, грустных, шутливых, нежных, ласковых… о солнце, о ветре, о зиме, о детях и т.д., и т.п. Поэты пишут о разном, но всегда- о чём-то необычном, привлекательном(или непривлекательном), интересном, о каком-то открытии, которое сделали, наблюдая за чем-то. Если бы кто-то из ас был поэтом, о чём бы вы написали стихотворение?
Латышский поэт Марис Чаклайс назвал своё стихотворение «Крыши». Что же интересного можно рассказать об обычных черепичных крышах?
-Кто видел черепицу? Что это такое? Какая она?
-Прочитайте стихотворение.

КРЫШИ.

Утренний гудок услышав, в городе проснулись крыши.
Раскраснелась черепица, ей на солнышке не спится.
Солнце веки распахнуло, с неба крышам подмигнуло.
Много повидали крыши: трубочистов и мальчишек,
Воробьёв и галок важных, змеев ветреных бумажных.
Облаков, салютов звёздных, дождиков, ночей морозных…
В небеса всю жизнь смотрели- и ничуть не постарели.

-Понравился ли вам рассказ о крышах? Чем он интересен? О чём поэт рассказывает , как о живых существах?
-Как будем читать стихотворение: какие строки прочитаем в замедленном темпе, как бы потягиваясь после сна, какие- в убыстрённом? Что- с озорством, что- с удовлетворением?(Выразительное чтение).
-Назовите слова, изображающие как живые существа: крышу, черепицу, солнце. Как вы их понимаете? В прямом или переносном значении употреблены эти слова? Как можно выразить эти мысли другими словами? Сравните.
Вывод: Слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевлённые предметы как живые существа-ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.(Пояснить термин, сравнить с метафорой. Олицетворение-это тоже метафора, её разновидность).

2.Выделение олицетворений в текстах.