СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки развития речи в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом файле вы найдёте примерное планирование модулей уроков по развитию речи в 7 классе и идеи к ним. 

Просмотр содержимого документа
«Уроки развития речи в 7 классе»

7 класс

1

Модуль: «Научный стиль. Учимся делать доклады и рефераты» (5 уроков)


узнать

Научиться


  • Что такое реферат и чем он отличается от доклада

  • Как отобрать источники информации для написания реферата

  • Работать с источниками

  • Отбирать материал

  • Выступать с устным докладом

2

Модуль: «Учимся мыслить критически. Рассуждение на лингвистическую тему»

(3 урока)


узнать

научиться


  • что такое логические ошибки

  • как должны быть связаны между собой тезисы и аргументы

  • Находить логические ошибки в чужих высказываниях (и тогда никто вас не сможет ввести в заблуждение!).

  • Логически стройно выстраивать собственное рассуждение

3

Модуль: «Лексика эмоций» (5 уроков)


узнать

научиться

Новые слова, обозначающие эмоции человека

  • находить подходящие средства в языке для выражения своих чувств

4

Модуль: «Описание. Психологический портрет» (4 урока)


узнать

научиться


  • чем портрет отличается от психологического портрета

  • Какими средствами пользуются писатели для создания образа героя

  • замечать в тексте важные детали, помогающие составить психологический портрет героя

  • по деталям внешности человека делать выводы о его характере, интересах, привычках

7

Модуль: «Диалог как текст» (3 урока)


узнать

научиться


  • Чем отличается монолог от диалога и полилога

  • Какие бывают виды диалога по цели

  • пунктуационно оформлять диалоги в тексте

  • подбирать стилистически подходящие средства для выражения своей мысли



В 7 классе в фокус внимания попадают конкретные жанры разных по стилю и по типу: доклад, эссе, дискуссия. Главная цель – научить созданию текстов в разных жанрах, сознательно подходить к выбору тех или иных языковых средств при создании текста.


  1. Модуль: «Научный стиль. Учимся делать доклад»

1

Как выбрать главное и структурировать информацию. Учимся писать конспект

2

Как выбрать источники информации

3

Как подготовиться к докладу

4-5

Презентация докладов

На первом уроке учащиеся выделяют главное и второстепенное. В письменном тексте и при восприятии на слух и знакомятся с видами сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Для закрепления выполняют упражнения на сжатие текста.

Второй урок в кабинете информатики. Учащиеся получают тему (например, о достижениях отечественных лингвистов) и должны найти информацию, проанализировать источники. Учатся отбирать источники, работать с информацией.

Четвёртый и пятый урок – это презентация докладов. Важен чёткий регламент. На доклад даётся 5 минут.


  1. Модуль: «Учимся критически мыслить. Рассуждение на лингвистическую тему»

1

Истинные и ложные суждения

2

Логические ошибки

3

Рассуждение на лингвистическую тему


Этот блок уроков идёт после изучения темы «Категория состояния». В лингвистике нет чёткой позиции относительно того, стоит ли выделять категорию состояния как отдельную часть речи. Учащимся предлагается сформировать свою точку зрения, аргументировать её. Но для этого сначала они учатся быть логичными.

На первом уроке учащиеся знакомятся с терминами истинные и ложные суждения. Урок строится на основе заданий, предложенных О.Н. Зайцевой в «Рабочей тетради по русскому языку. Задания на понимание текста 7 класс».

На третьем уроке учащиеся совместно с учителем пишут сочинение на лингвистическую тему, составляют план, учатся раскрывать тезис, приводить аргументы.


  1. Модуль: «Психологический портрет»

1

Портрет и психологический портрет: в чём разница? Средства выразительности при описании человека

2

Психологический портрет в разных стилях речи.

3

Как выражается настроение

4

Сочинение



На первом уроке учащиеся сравнивают просто описания и психологические описания, рассматривают примеры портрета в художественной литературе, находят средства выразительности.

На втором уроке рассматриваем тексты, в которых описываются человек, написанные в разных стилях: характеристика (официально-деловой стиль), литературный портрет (художественный стиль). Пробуют написать характеристику на одноклассника, работают с лексикой, описывающей характер.

На третьем уроке учащиеся учатся обращать на детали внешности позы, жестов, выдающие характер и настроение человека, и описывать их словами

На заключительном уроке блока ученикам предлагается по фотографии дать подробную характеристику человека. Предлагается 5 фотографий известных людей, которые учащиеся не знают в лицо. В задании учащихся просят обращать внимание на детали, дать наиболее полную характеристику в выбранном стиле.


  1. Модуль: «Лексика эмоций»

1

Базовые эмоци. Синонимы и антонимы.

2

Фразеологические сочетания, обозначающие эмоции

3

Метафора и сравнение как средство сделать лексику эмоций осязаемой

4

Составления словаря эмоций


Блок разработан на основе доклада, сделанного Ю. Малкововой на встрече учителей-словесников в феврале 2017 года.

На первом уроке знакомимся с базовыми эмоциями. В начале урока предлагаются фраза: «Наш мир никогда не может быть шире наших речей». Вопрос: о чём это? Почему так? Согласны ли? Постановка задачи – обогатить лексику эмоций, видеть оттенки, использовать активно. Далее учащиеся по картине определяют эмоции героев. Вывод – по-разному можем считывать, по-разному называть. После по маскам определяют эмоции, а затем подробно разбирают одну из них: привести как можно больше синонимов, расположить в порядке нарастания, от каждого привести все возможные однокоренные слова, составить предложения.

На втором уроке идёт работа с устойчивыми выражениями, связанными с выражением эмоций, фразеологизмы, сочетания, в которых эмоции соотносятся с определённым цветом (например, покраснеть от стыда). Учащиеся учатся обращать внимание на сочетаемость слов и на оттенки значений.

На третьем уроке ученики работают с текстами из книг «Азбучные истины» и «Большие чувства. Азбучные истины», находят средства выразительности, пробуют сами писать метафорический портрет эмоции.

Четвёртый- пятый уроки – это проектная деятельность и презентация. Каждая группа получает конкретную эмоцию. Задача составить паспорт эмоции. Даётся чёткая структура: первая страница - толкование, грамматические признаки, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы, вторая страница – описание (текст про эту эмоцию). Результаты обязательно презентуются перед классом.



  1. Модуль: «Диалог как текст»

1

Слушающий и говорящий. Правила ведения диалога

2

Выбор языковых средств в зависимости от речевой ситуации

3

Дискуссия



На первом уроке каждой группе даётся список пословиц и поговорок. Задача – выделить пословицы и поговорки про речь. Потом – сгруппировать. Вопрос: «Какой идеей объединены поговорки каждой группы?» Отвечая на этот вопрос, получают «свод законов» ведения диалога. И для слушающего, и для говорящего. Дальше учащимся предлагается посмотреть 2 видеофрагмента и определить, соблюдаются ли правила. Если нарушаются, то какие правила нарушаются.

Сначала на втором уроке учащимся предлагается синонимические конструкции. Работа по комиксам (по Слуцкому).

Третий урок – оформление в письменной речи. Диалог. Работа по комиксам. Письменно. Чтобы не теряло коммуникативной задачи, диалоги потом озвучиваются.