СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки русского языка и развития речи в школе I,II видов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для учителей.Совершенствование образовательного процесса в школах для детей с нарушениями слуха.

Просмотр содержимого документа
«Уроки русского языка и развития речи в школе I,II видов»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат I, II видов».







Уроки русского языка и развития речи в

школе I,II видов

Методическая разработка





Созыева Галина Сергеевна,

учитель русского языка

и литературы

















Абакан,2013

Оглавление.


Стр.


Введение

3

Глава I. Научно-теоретические основы обучения речи глухих


и слабослышащих детей

7

1.1.Задачи обучения

7

1.2. Эффективность использования картины для обучения


сочинению учащихся с нарушением слуха

9

Глава II. Методика обучения детей сочинениям


по картине

11

2.1. Содержание и структура уроков русского языка по картине

11

2.2. Отбор картин для уроков развития речи

21

2.3. Методические рекомендации к работе с картиной

23

Заключение

27

Список литературы

31

Приложение

32
















Введение

В настоящее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования, она необходима в современных условиях, потому что происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования важно уделить достаточное место развитию речи молодого поколения, особенно письменной речи. В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, наконец, в личной жизни человека.[3]

Произошедшие за последние годы изменения в отечественной системе специального образования, связанные с ее модернизацией, привели к расширению форм обучения детей с отклонениями в развитии. Этими проблемами занимались учёные Н.Н. Малофеев, Э.В. Миронова, Т.В. Пелымская, Л.И. Солнцева, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др. Одновременно с этим возникла необходимость совершенствования деятельности функционирующих государственных специальных (коррекционных) учреждений, в частности, школ для глухих детей, способных обеспечить создание оптимальных условий для оптимального развития этой категории учащихся.

Совершенствование образовательного процесса в школах I вида тесно связано с решением проблемы обучения глухих детей языку, которая остается в сурдопедагогике одной из наиболее актуальных. Развитие письменной речи глухих учащихся является составной частью общей системы обучения русскому языку и осуществляется в единстве с развитием устной речи.

Проблемы методики развития письменной речи и построения текста в общеобразовательной школе для слышащих детей разрабатывались в исследованиях В.А. Добромыслова, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, Л.М. Лосевой, Н.А. Пленкина, М.А. Рыбниковой и др.


В сурдопедагогике проблеме совершенствования письменной речи занимались учёные P.M. Боскис, Л.М. Быкова, A.M. Гольдберг, Е.А. Горбунова, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, И.В. Колтуненко, К.Г. Коровин, Е.А. Малхасьян, Л.П. Носкова, Ж.И. Шиф и др.

В методических руководствах по русскому языку для массовой школы понятия «текст», «связная речь», «высказывание» рассматриваются как синонимы. Примерами связной речи в школе глухих могут служить развернутые ответы на вопросы, сообщения о погоде, событиях дня, рассказы о прочитанном или увиденном, дневниковые записи, письма, заметки в стенгазету, изложения, сочинения и др. Чтобы составить текст ученику необходимо не только понять тему, наметить план и лексику, но и знать, как он строится, как осуществляется связь между предложениями, уметь их перефразировать.

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека вообще, а для выпускника специальной (коррекционной) школы I-II вида особенно.

Коррекционная методика развития связной речи описана только для начальных и средних классов. Этой методикой занималась Л.М. Быкова. [1]. Для последующих классов, где обучение проводится по программе массовой школы, такой методики не существует.

Актуальность.

Данная тема мало изучена и практически не имеет отражения в специальной методической литературе. Существует множество научных трудов по развитию связной письменной речи, но практически нет рекомендаций по методике написания сочинений по картинам глухими детьми в старших классах.

Цель. Выявить наиболее эффективные приёмы и методы работы над сочинениями по картине в школах для глухих детей.

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данному вопросу.

  2. Обобщить опыт учителей школы.

  3. Разработать методические приёмы проведения сочинений по картине в старших классах.

  4. Дать конкретные методические рекомендации учителям русского языка и литературы в подготовке, проведении и анализе сочинений по картине в школах для глухих детей.

В методической разработке большое внимание уделяется отбору произведений живописи для развития речи глухих учащихся, устанавливается связь между темой картины и изучаемым на уроке русского языка лексико-грамматическим материалом. При отборе картин учитывались требования программы по развитию связной речи глухих учащихся, возможность обеспечения взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, а также художественная ценность произведения, интерес учащихся к картине.

Более полному восприятию и пониманию произведения живописи учащимися помогают искусствоведческие тексты, интерпретирующие художественную картину в единстве содержания и формы. Эти тексты повышают эффективность работы по картине, выполняют функцию образца построения высказывания определенного жанра и служат материалом для формирования речеведческих понятий, коммуникативных умений и обогащения словарного запаса учащихся.

Сочинение по картине рассматривается как один из элементов системы работы по развитию связной речи. Раскрываются приемы обучения созданию высказываний на основе искусствоведческого текста.

Основными методами работы были:

  1. изучение и анализ психолого-педагогической, методической филологической литературы по избранной теме;

  2. наблюдение за процессом обучения школьников на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе I вида;

  3. изучение школьной документации.

Методическая разработка состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В теоретической части методической разработки раскрываются особенности методики работы по картине на уроках русского языка в школах I вида. Особое внимание уделяется системе коммуникативных упражнений по активизации разных видов речевой деятельности, а также работе с искусствоведческим текстом.

Приложение содержит методические разработки уроков по картине, в которых представлены подготовительные упражнения, словарно-стилистическая работа, содержание беседы по картине; анализ искусствоведческого текста, примерные сочинения.

Методические разработки сочинений по картинам построены в виде вопросов учителя и ответов учащихся. Предлагаемые ответы носят ориентировочный характер. В разработке невозможно предусмотреть все ответы глухих учащихся.

Методические комментарии раскрывают специфику урока по картине, обоснование отбора той или иной картины в соответствии с требованиями программы по развитию связной речи, отмечаются отличительные особенности предлагаемого урока.

Практическая ценность работы состоит в том, что методические рекомендации могут быть использованы на уроках русского языка в старших классах школ для глухих детей.








Глава I.

Научно-теоретические основы обучения речи глухих детей в старших классах.

1.1.Задачи обучения речи глухих детей в старших классах.

Старшие классы школы глухих являются новым периодом в усвоении и использовании языка как орудия познания и развития мышления, средства общения и самовыражения. Это — заключительный период обучения, целью которого является получение глухими учащимися образования и речевого развития в объеме 9-летней общеобразовательной школы. Он подготовлен специально организованным процессом обучения языку в предшествующих классах в условиях реализации принципов коммуникативной системы, внедрения в практику предметно-практической деятельности и нового подхода к использованию и развитию остаточного слуха. Продвинутый уровень общего и речевого развития дает основание для перехода в старших классах на обучение языку по программам и учебникам основной массовой школы.[9]

Рассматривая заключительный период как логическое продолжение по возрастающей линии школьного учебного процесса, следует отметить, что он имеет свои особенности в целях и задачах, содержании и методике работы по развитию речи.

Главным направлением в работе по речевому развитию становится изучение системного устройства языка, что предполагает усвоение систематического курса грамматики всех ее разделов в пределах программы девятилетней основной школы и курса литературы, который закрепляет понятие о языке, обогащает речь разнообразными речевыми средствами. Приобретаемые знания призваны способствовать развитию умения свободно и сознательно пользоваться речью как средством приема и передачи информации.

Однако тот факт, что глухие старшеклассники по своему уровню речевого развития отстают от слышащих одноклассников, подчеркивает необходимость и на завершающем этапе обучения специально организовывать педагогический процесс по дальнейшему овладению ими речью. Специфика в том, что он не сводится к сообщению знаний о языке, знаний правил его функционирования, а обязательно предполагает создание условий для того, чтобы язык осваивался учениками в самом режиме его употребления, как специфическая человеческая деятельность1. Для этого необходимо участие школьников в разнообразных видах деятельности.


Основной завершающей целью обучения языку в старших классах является совершенствование коммуникативных умений, навыков более быстрого восприятия и понимания речи, свободного оформления своих мыслей и чувств.

Для достижения этой цели сурдопедагог-словесник призван решать следующие задачи:

  • развивать и совершенствовать устную разговорную (диалогическую) речь в новых учебных и социально значимых ситуациях;

  • пополнять и обогащать словарный запас новой лексикой, новым значением уже известных слов; грамматический строй речи — новыми формами и конструкциями предложений по мере их усвоения на уроках русского языка;

  • знакомить с грамматическими понятиями при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса; закреплять их в речевой практике устных и письменных высказываний в урочное и внеурочное время.

  • развивать и совершенствовать навыки связной устной и письменной речи, приближать ее к требованиям, предъявляемым к навыкам речи слышащих школьников (содержательность, логичность, точность, правильность, соответствие литературной норме, богатство языка);

  • воспитывать интерес к русскому языку, понимание его значимости для полноценного общения, дальнейшего образования и развития.

В перечисленных задачах видна общность в работе над речью с общеобразовательной школой. Но без осуществления специальных коррекционных задач процесс обучения языку глухих школьников не может быть эффективным. К числу этих задач, имеющих преемственность с предыдущими периодами обучения, относятся:

  • стимулирование языковой способности учащихся: практического речевого участия в разных сферах учебно-воспитательного процесса и по необходимости произвольного оперирования словарем, построением и преобразованием предложений, установлением их связи в речевом высказывании;

  • постоянное внимание к технической стороне речи, достижению скорости и автоматизма речевых навыков (произносительных, слухозрительного, слухового восприятия, чтения, письма, чтения с губ (лица) в условиях использования звукоусиливающей аппаратуры;

  • расширение речевого общения школьников на уроках и во внеклассное время при использовании для этого естественных и искусственно созданных ситуаций, побуждающих к высказываниям, к осознанному употреблению словаря и фразеологии.


1.2. Эффективность использования картины для обучения сочинению учащихся с нарушением слуха.

На уроках развития речи необходимо много времени уделять работе с картиной, так как считается, что картина побуждает глухих учеников к активному мотивированному применению речи в разных формах (устной и письменной, а в отдельных ситуациях устно-дактильной), а значит, обеспечивают широкую практику в восприятии, понимании, прогнозировании и воспроизведении высказываний, сознательном освоении и использовании знаний по русскому языку.

Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции глухих детей, служит основой для осмысленного связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.

Эффективность воздействия живописи состоит в возбуждении сопереживания, вызываемого у зрителей. Сопереживание оставляет глубокие следы в сознании воспринимающего картину, заставляет его путем сосредоточенного внимания особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей.

Сочинение по картине является одним из важных видов работы по совершенствованию связной речи учащихся с нарушением слуха, как в устной, так и письменной форме.

Обогащая лексический запас глухих учащихся, развивая их коммуникативные умения, совершенствуя навыки письменной речи, - словом, способствуя выполнению всех задач, стоящих перед любым школьным сочинением, они, кроме того, приобщают детей с нарушенным слухом к прекрасному, учат их понимать и ценить искусство, расширяют кругозор и формируют художественный вкус.

Отмечается, что работа по картине поможет подготовить глухих и слабослышащих к эмоциональному восприятию картины, создаст эмоциональный настрой, подготовит их чувства к восприятию лирического пейзажа [2].

Используя репродукции картин известных художников, сурдопедагог опирается на те знания, которые приобрели обучающиеся на уроках изобразительного искусства, русского языка, развития речи и литературы, расширяет знания путем понимания языка искусства, путем выявления идейного замысла художника. При этом ученики приобретают умение находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме, колориту, изображаемому на картине.

Картина является одним из источников высказываний, на основе которых осуществляется обучение глухих школьников разным видам сочинений. Картина подсказывает тему сочинения, предлагает нам материал, о котором можно писать и говорить, но этот материал требует словесного оформления. Картина облегчает формирование всех основных коммуникативных умений, предусмотренных программой, поэтому является необходимым компонентом методической системы развития связной речи, важнейшим средством реализации этой системы.[1]


Глава II.

Методика обучения глухих детей сочинениям по картине.

2.1.Содержание и структура уроков русского языка по картине.

Методика обучения сочинению определяет основные умения в связной речи, которыми должны овладеть глухие школьники. Они заключаются в «умении понять и раскрыть тему, подчинить свое высказывание определенной мысли, собирать и систематизировать материал, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют и «технические» задачи: орфографические и каллиграфические, делят тексты на абзацы, соблюдают красную строку, поля и другие требования оформления текста»2. Названные умения формируются в ходе всей работы над связной речью, и в первую очередь в связи с работой над сочинениями по картине.

Красочная, интересная по содержанию картина оказывает на детей глубокое эмоциональное воздействие, обогащает их мир и чувства, побуждает к высказыванию. Для глухих школьников картина или серия картин является одним из самых доступных источников материала для сочинений.

Устный рассказ также не всегда используется при подготовке к сочинению. Глухие школьники быстро запоминают устный образец. Их письменные работы в той или иной мере его копируют, Чаще всего организуется не рассказ по картине, а описание изображенного на ней. Учитель указывает порядок работы: сначала нужно рассмотреть, что изображено на картине, что в ней главное, а затем — что изображено в центре композиции, на первом и втором планах. При таком рассмотрении дети лучше рассказывают, что видят на картине. Учитель предлагает придумать имена действующим лицам, чтобы облегчить школьникам процесс изложения событий картины. Такие сообщения еще не являются рассказом предстоящего сочинения.

Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина - искусство, через нее глухой школьник приобщается к вершинам культуры.

Сочинения по картинам имеют свою типологию:

а) описание картины;

б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина дает толчок для их фантазии, дает как бы застывший момент жизни;

в) сочинение по серии из 2-5 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);

г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины дается в расширенном контексте;

д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).

Подготовка глухого школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:

  • во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;

  • во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;

  • в-третьих, нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы - и манеру художника.


Композиционная схема сочинений включает в себя следующие составные части:

  1. Представление картины.

  2. Сведения о художнике.

  3. Предметы, изображённые на картине, их размещение, их признаки.

  4. Заключение (личное отношение к картине)

В каждом конкретном случае учитель решает, следует ли составлять план предстоящего сочинения и его устный рассказ. План сочинения необходим в тех случаях, когда у глухих учащихся ещё не выработан навык написания сочинения по картине . План, помогая ученику, в то же время связывает его определенным порядком расположения мыслей. Поэтому следует чередовать сочинения по плану и без плана.

План - заранее намеченная система работы с сочинением, краткая программа его изложения в определённом порядке.

План может состоять из вопросительных предложений.

  1. Что изображено?

  2. Кто автор?

3. Как художник изобразил это животное?

План может состоять из повествовательных предложений.

1 .Предмет на картине.

2.Его местоположение.

З.Ваше мнение об увиденном.

План может быть кратким.

1 .Вступление.

2.Основная часть.

А.Что изображено на картине?

Б.Описание предмета.

3. Заключение.

План может быть развернутым.

  1. . Вступление.

  1. Несколько слов о художнике

  2. Чем любил заниматься живописец?

  1. Основная часть.

1 .Какой предмет изображён?

  1. его внешний вид

  2. форма

  3. размер

  4. цвет

2.Чем отличается предмет на картине от настоящего?

III. . Заключение.

  1. Что главное в картине.

  2. Общее впечатление от полотна.

В процессе обучения говорению с использованием картины целесообразно в первую очередь коммуникативные упражнения, направленные на совершенствование связной речи.

На начальном этапе ведущее место занимают вопросно-ответные упражнения, способствующие развитию диалогической речи.

  1. Что вы видите на картине?

  2. Что изображено в центре картины?

  3. Что вы видите на заднем плане картины?

  4. На каком фоне изображены предметы (цветы, овощи, фрукты и т.д.)

  5. Какое время года изображено на картине?

  6. Какой день изобразил художник на картине?

  7. Что, прежде всего, привлекло ваше внимание?

9. Какой цвет преобладает на картине?

10. Кто главный герой картины?

11. Что можно сказать о главном герое?

12.Почему художник дал такое название картине?

1З. Как бы вы озаглавили эту картину?

14.Нравится ли вам картина?

15. Какое настроение вызывает картина?

Уроки русского языка с использованием картины имеют ряд особенностей.

Эти уроки предполагают эстетически грамотный анализ картины, внимание к специфическим средствам живописи (цвет, колорит, композиция, светотень и т.п.), закрепляют основы зрительской культуры, умения чувствовать красоту живописного полотна, «читать» его.

Уроки с использованием картины предусматривают формирование коммуникативных умений, связанных с анализом картины (умение раскрывать тему и основную мысль, собирать и систематизировать материал) и совершенствование знаний о тексте (на материале искусствоведческого текста).

Отбор языкового и речевого материала для этих уроков определяется внеязыковыми темами, связанными с содержанием картины.

Данные уроки предусматривают решение задач нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Уроки по картине имеют свою специфическую структуру:

  • подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя);

  • рассматривание картины;

  • анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);

  • словарно-стилистическая и орфографическая работа;

  • чтение искусствоведческого текста;

  • анализ искусствоведческого текста;

  • составление схемы или плана речевого произведения;

  • устное или письменное сочинение;

  • анализ письменных работ учащихся.

Естественно, все указанные компоненты урока взаимосвязаны и могут проводиться в иной последовательности.

Приступая к работе по картине, сурдопедагог сообщает тему урока, количество времени, отведенного для этой цели (2—3 урока), говорит о том, чему учащиеся должны научиться, какими речевыми навыками и умениями они должны овладеть, устанавливает связь с уроками изобразительного искусства, литературы напоминает о том, что с этим художником, картиной они уже знакомы, предупреждает о конечной цели работы по картине (составление рассказа, написание изложения или сочинения и т.д.), о задании. Такая предварительная установка активизирует мышление глухих учащихся, сосредоточивает их внимание, настраивает на серьезное отношение к работе.

Важным компонентом урока по картине является вступительное слово (рассказ) учителя о художнике и его произведении, задача которого дать сведения о художнике, истории создания картины, подготовить учащихся к восприятию произведения искусства.

Обязательным и весьма существенным условием успешной работы с картиной является внимательное, неторопливое её рассмотрение. К сожалению, репродукции предлагаемые глухим детям, довольно низкого качества.

Анализ картины должен углубить первоначальное восприятие её. Поэтому обсуждение любой репродукции желательно начинать с выяснения вопроса, понравилась ли она и почему. Если первая часть вопроса не вызывает трудностей, то вторая нередко затрудняют зрителей.

В течение всего периода обучения в школе глухие учащиеся обращаются к описанию природы, как на основе непосредственных наблюдений, так и по картинам. В старших классах ставится задача не только расширить и обогатить круг представлений о многообразии и особенностях природных явлений в разные времена года, но учить видеть, чувствовать, понимать и передавать их красоту. Этот вид описаний неразрывно связан с обогащением речи новыми синонимическими рядами слов - глаголов, прилагательных, существительных, поэтическими строками их художественной литературы. На этом этапе обучения необходимо избегать весьма распространенного недостатка в описаниях природы, когда учащиеся используют однотипные языковые средства, устоявшиеся обороты речи. Описание природы проводится по репродукциям с полотен выдающихся художников-живописцев. Наряду с указанными задачами, данные описания используются для обогащений знаний о произведениях искусства и их создателях, для воспитания эмоционально-эстетического восприятия природы в её разных проявлениях, а также для развития умения оценивать картины, формулировать свои суждения.

Для того чтобы получился рассказ по картине, необходимо ее «развернуть» в целую серию и вообразить, что может быть изображено на предшествующих и последующих картинах. Эпизод, изображенный на картине, должен стать одним из моментов рассказа. В старших классах после свободных рассказов об изображенном на картине глухие школьники могут написать сочинение самостоятельно, дополняя сюжет картины предшествующими или последующими событиями. Эти события с помощью учителя и весь рассказ может быть записан на доске. При этом учитель обращает внимание на то, что начало и конец рассказа; можно изменить, а также включить в текст новые слова и слова сочетания.

При подготовке к сочинению по картине важно показать использование выразительных средств языка (эпитетов, метафор сравнений, цитат из стихотворений, пословиц и т. п.). Школьники вспоминают, например, как описывает зиму А. С. Пушкин, как он использует художественные средства. Они могут подобрать нужные строки из его стихов для включения в текст сочинения, которые учили на уроках литературы.[12]

При обучении учащихся изложениям и сочинениям в школе глухих используется традиционная методика с учетом специфики, проявляющаяся, прежде всего в особенностях или связных высказываниях. Эти особенности, как уже отмечалось, заключаются в понимании и построении письменного текста, выделении основной мысли высказывания, логической последовательности расположения материала и построении предложений. Трудности, которые испытывают неслышащие школьники, состоят и в выборе точных слов, в использовании средств связи между предложениями. Обучение сочинениям направлено на преодоление этих трудностей.

Для правильной и полной словесной передачи содержания картины глухие старшеклассники должны правильно выделить основные ее элементы, продумать все компоненты, которые нужно отразить в рассказе, правильно установив связи между ними. Они должны также дополнить то, что не изображено на картине, но подразумевается, а также разместить информацию в соответствии с логикой течения ситуации и правильно ее сформулировать.[9]

При описании картины дополнение непосредственно воспринятого детьми должно быть значительно меньшего объема, чем при составлении повествования по ней. Для описания картины бывает достаточно лишь зафиксировать изображенные объекты и пространственные отношения между ними, при составлении же рассказа повествовательного характера необходимы все умения, перечисленные выше.

Для выработки этих умений глухие школьники должны, прежде всего правильно организовать свою умственную деятельность — внимательно рассмотреть картину и попытаться понять ее основное содержание и только после этого наметить последовательность его словесной передачи, составить план будущего рассказа

Сочинение написать нелегко, хорошее сочинение даётся ещё труднее, а уж сочинение по картине - «высший пилотаж», а написание сочинения по картине глухими - это трудная задача. Здесь надо описать то, что видишь, показать свои знания, уловить настроение художника, всё это изложить на бумаге интересно, последовательно, без ошибок. Чтобы уметь писать сочинение, надо знать законы, по которым оно строится.

Закон 1.

Уметь обдумывать тему, обозначить её границы. Тема сочинения должна раскрыть то, о чем говорится в сочинении, его основное содержание.

Закон 2.

Уметь сформулировать основную мысль сочинения и отразить её в содержании. Основная мысль- это душа сочинения, его стержень, то,

для чего оно написано, то, что хотел сказать автор, чему научить.

Закон 3.

Уметь найти материал для конкретной темы и систематизировать.

Закон 4.

Уметь строить сочинение. Продумать план, выразительно начать, заинтересовать вступлением, ловко перекинуть мостик к основной части.

Для каждой части сочинения- вступления, основной части, заключения- есть специальные фразы, предложения, образцы, которыми может воспользоваться глухой ученик.

Вступление.

На картине (полотне, холсте, рисунке) мы видим ...

Художник на своем полотне изобразил(написал, отразил, исполнил) ...

Внимательно посмотрим на картину ...

При первом взгляде на картину ...

Хочется поделиться своим впечатлением (чувством, ощущением)

Основная часть.

Теперь поговорим о главном.

Переходим к описанию...

На переднем плане картины изображено ...

На втором плане мы видим ...

Третий план (задний план) представляет собой .

Заключение.

Подводя черту (итоги,)

Завершая описание, хочется отметить

В конце мне хочется высказать своё мнение о ...

Своё сочинение хочется закончить (завершить) ,..

Для развития монологической речи можно использовать следующие упражнения:

  • Рассмотри внимательно картину.

  • Составьте предложения на эту тему.

  • Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, размер).

  • Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

  • Опишите главного героя картины, его внешний облик, лицо, волосы, одежду, позу, состояние.

  • Составьте описание картины по опорным словам.

В процессе «чтения» картины глухие старшеклассники сначала работают над анализом композиции картины, глубоко обдумывают расположение частей. Сурдопедагог заостряет внимание на том, что художник создает единый центр картины, в котором происходит основное действие и сосредоточены главные и второстепенные действия. Второстепенные действующие лица связаны с главным, с центром картины. Они разъясняют, дополняют характеристику главного действующего лица.

Для правильного понимания картины большое значение имеют позы и жесты каждого отдельного персонажа. Если художник располагает его персонаж не в центре картины, то он устремляет обычно к нему движение остальных действующих лиц и ведет, таким образом, глаз зрителя в нужном направлении.

Для старшеклассников важным является выделить цвет в живописи, что способствует развитию эмоционального воздействия на личность. Следует обратить внимание, что в картине свет обычно неотделим от цвета, свет определяет все качества цвета: его тон, теплоту, холодность.[4]

Методика работы по картине для обучающихся с нарушением слуха будет определяться задачами совершенствования устной и письменной речи, их возрастом, развитием, общей подготовленностью.

В работе над анализом картины может быть полезно знакомство с текстом, содержащим информацию о художнике и картине.

После знакомства с текстом о художнике и картине может быть организована работа в парах, когда ученики задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. Это позволит закрепить и уточнить полученные знания, поможет при построении самостоятельных устных и письменных рассказов по картине.

Беседа по картине и последующие устные рассказы, письменные сочинения воспитывают у обучающихся художественный вкус, способствуют развитию мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти, а главное, оказывают большое плодотворное влияние на совершенствование устной (произносительной) и письменной речи.

При планировании работы над анализом произведения живописи вопросы по картине должны быть четко, хорошо и ясно сформулированы и тесно связаны с целевой установкой занятия.

Каким бы методом ни пользовался преподаватель, у обучающихся должно быть сформировано «живописное понятие и представление» – творческое воображение и глубокое, сознательное восприятие картины.

Картины и иллюстрации при условии их методически правильного применения дают возможность ученикам с нарушением слуха создать представление о живописном образе, раскрыть внутренние и внешние причинные зависимости между людьми или явлениями, фактами.


    1. Отбор картин для уроков развития речи.

Живопись, как и другие виды искусства, являясь отражением окружающей нас жизни, несет нам определенную информацию выраженную изобразительными средствами (краски , символы), об эпохе, людях, природе, событиях, изображенных на полотне, т.е.обладает коммуникативной функцией и тем самым дает учителю-сурдопедагогу реальную возможность обучить глухих учащихся эффективному речевому общению и одновременно «сделать» культуру предметом изучения при обучении русскому языку, расширить культурный кругозор обучаемых; соединить обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.[8]

Какая красивая картина! Это первое, что приходит на ум, когда видишь настоящее произведение искусства: портрет, пейзаж, натюрморт или бытовую зарисовку. А можем ли мы выразить словами те чувства, которые нас переполняют, так ярко, полно, образно, чтобы и у других людей, не знакомых с этим произведением, появилось желание его увидеть?

Успех работы по произведениям живописи на уроках русского языка во многом зависит от того, какие репродукции картин будут предложены для рассмотрения. Поэтому следует отбирать картины с ярко выраженным, понятным определённому возрасту сюжетом.

Следует подбирать такие картины, которые смогли бы обеспечить соответствие между достаточной информативностью картины и уровнем языковой компетенции учащихся. Это предполагает необходимость отбирать картины с небольшим количеством персонажей или предметов, несложные по композиции и понятные по содержанию.

Необходимо отбирать те произведения живописи, которые выдержали проверку временем, так как отражают типичные стороны жизни и представляют собой наибольшую художественную, познавательную и воспитательную ценность.

При отборе картин необходимо учитывать их эстетическую и воспитательную функцию. Приобщение к шедеврам русского искусства постепенно формирует у учащихся чувство красоты, добра, справедливости, уважение к родному народу, воспитывает понимание преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры.[5]

При отборе картин для сочинения следует учитывать требования программы по развитию связной речи, в соответствии с которой учащиеся знакомятся с определёнными жанрами и типами высказываний, с особенностями их композиционного и речевого оформления. Нужно учитывать, какие умения поможет сформировать у обучаемых работа по картине, каким видам сочинений их можно учить, используя определённый жанр живописи. Следовательно, программа по развитию речи позволяет провести отбор картин с учётом типа сочинения.

Картина – источник жизни, источник света и при условии их правильного отбора и применения они являются одним из источников живого образного представления исторического прошлого

Демонстрация репродукций и их анализ позволяют закрепить знания, приобретенные в школе на уроках изобразительного искусства, литературы, истории. Интересно проходит работа, если сравниваются произведения одного или нескольких художников, если сравнение проводится на основе сходства или контраста: по содержанию, по психологической выразительности и образности, по настроению, по колориту, манере письма, по определению вида и жанра изобразительного искусства. Например, картины В.Д. Поленова «Московский дворик» и И. Репина «Бурлаки»: одна картина относится к пейзажной живописи, а другая – к историческому жанру. сравнить содержание картин и художественную особенность этих произведений.

2.3. Рекомендации к работе с картиной.

Работа по описанию картины начинается с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринять картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать в сознании глухих детей понятия, близкие к содержанию картины, известные им из жизненного опыта.

Затем необходимо рассмотреть картину - это наиболее ответственная работа. Сначала учащиеся самостоятельно рассматривают ее, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и ее содержание, выраженное в художественных образах.

Вслед за этим глухие старшеклассники рассматривают картину вместе с учителем. При этом необходимо, чтобы дети с нарушенным слухом заметили не только общую часть картины, ее сюжет, но и все подробности, с помощью которых создается художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают ее содержание.

Теперь важно, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Для этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно).

Таким образом, работа над сочинением по картине складываться в зависимости от системы, в которой обучаются глухие дети, взглядов учителя, вида сочинения и т.д. Каждый учитель вправе организовывать для детей ту работу над картиной, которую он считает необходимой и нужной для данного класса и уровня.

В процессе беседы по картине обогащается словарный запас глухих учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств.

При проведении словарной работы учитель организует ее так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремится не только к расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы глухие дети понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.

В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально окрашенные слова.

Учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.

В процессе беседы учащиеся записывают новые слова и словосочетании в тетради.

Успешному проведению словарно-стилистической работы способствует использование на уроке толкового словарика, к которому учащиеся обращаются в ходе беседы. Можно использовать словарик живописи, составленный на основе анализа искусствоведческих текстов и включающий толкование искусствоведческих терминов, слов, связанных с живописью и список эмоционально-оценочных слов, относящихся к картине. Работа со словариком, во-первых, развивает у учащихся жизненно важное умение пользоваться толковым словарем и, во-вторых, облегчает проведение беседы и словарной работы. Этот словарик постепенно пополняется новыми словами на тему картины, поскольку тематический принцип отбора картин обеспечивает объединение слов в тематические группы.

Одним из компонентов урока родного языка по картине является чтение и анализ искусствоведческого текста, выполняющего роль образца для предстоящего высказывания учащихся.

Анализ образца, проведенный на базе сознательного осмысления содержания картины, во время беседы усиливает эмоциональное восприятие текста и помогает глубже понять его содержание. Использование анализа образца после беседы предоставляет глухим учащимся возможность сравнить «свои» слова, найденные в ходе беседы со словами, употребленными автором текста, и убедиться в богатейших возможностях русского языка. Кроме того, у учащихся обостряется наблюдательность, стимулируется творческий поиск и появляется желание описать картину красиво, заимствуя содержание, лексику и стиль текста-образца. При таком подходе влияние текста проявляется более умеренно, и он в большей мере подвергается творческой переработке.

Методика анализа искусствоведческого текста-образца имеет свои особенности:

а)текст анализируется в сочетании с картиной, что усиливает эмоциональное восприятие обоих источников;

б) при анализе текста обращается внимание на искусствоведческие слова и термины, характерные для данного типа текстов;

в) содержательно-композиционный анализ текста проводится в органической связи со средствами его языкового выражения:

определение темы и основной мысли;

  • нахождение опорных слов («данное» и «новое»), обеспечивающих смысловую сетку текста;

  • выделение структурных частей текста (зачин, основная часть, концовка);

  • определение авторской позиции в тексте, нахождение слов, с помощью которых автор достигает большей эмоциональности описания, ярко и точно описывает изображенное;

  • установление способов связей между предложениями, абзацами и частями текста;

  • определение композиционного жанра и стиля текста.

Работа по картине ставит целью сформировать словесную речь глухих и слабослышащих через умение «читать» картину, умение видеть картину, умение понимать картину, умение раскрывать содержание картины через художественные особенности.[7]

При изучении того или иного произведения живописи и проявляется творчество учителя, однако, в анализе картин непременно должен присутствовать ряд моментов, которые организуют процесс знакомства с изучаемым произведением.

Предлагается примерный план анализа картин русских художников XIX–XX веков, который можно использовать на уроках русского языка.

1. Что изображено в картине?

2. Какое явление, событие изображает художник? Что составляет сюжет картины?

3. Какие изобразительные средства использует художник для выражения основной идеи произведения, для воплощения своего замысла?

4. Что характерно для композиции, колорита картины?

5. Что больше всего привлекает в картине?

6. Какие чувства, переживания вызывает картина?

7. В каких литературных и музыкальных произведениях изображается данный сюжет, мотив?











Заключение.

Исследования выдающихся педагогов-новаторов в области сурдопедагогики и сурдопсихологии доказывают нам, что проблема эстетического восприятия глухими непосредственно связана с совершенствованием коммуникативной направленности, приобщением их к чтению художественной литературы, что представляет значительные трудности, связанные со своеобразием психофизиологического и психического развития неслышащих и несформированностью их речи: несовершенство высказываний, суждений, умозаключений. Резко ограниченный словарь, обедненная разговорная практика, непонимание глухими обучающимися экспрессивного смысла поэтической лексики, неумение словесно выразить остроту восприятия и чувствования в картине мира природы и жизни на земле, являются препятствием к анализу картины глухими.[2]

Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что используются не все потенциальные возможности образовательного процесса. Наличие таких ошибок, как отсутствие взаимосвязи с совершенствованием связной речи обучающихся, дает возможность выделить составные части, лежащие в основе совершенствования словесной речи в работе над картиной:

  • уточнение и закрепление лексики;

  • расширение активного употребления слов;

  • словарно-стилистические упражнения, направленные на усвоение многозначности слов и их выразительности;

  • развитие устной и письменной речи учащихся.

Картины принесут пользу в том случае, если глухие учащиеся на уровне обучения будут владеть навыками и умениями «читать» картину. Опыт работы показывает: прежде чем приступить к анализу картины, надо предоставить обучающимся возможность самостоятельно ее «прочувствовать» (рассмотреть)[7].

Отсюда возникает необходимость проведения систематической работы по анализу картин различных сюжетов (начиная с 4 класса школ для детей с нарушением слуха).

Такая работа преследует ряд целей, среди которых особое внимание следует уделить тому, чтобы научить школьников самостоятельно анализировать картину: выделять первый и второй план, характеризовать колорит, определять идею и сюжет картины, высказывать свои впечатления о том или ином произведении искусства. Таким образом формируются навыки целостного анализа картины.

Большая роль принадлежит работе по картине в развитии связной речи школьников, имеющих нарушения слуха. Это и обогащение словарного запаса (как пополнение, так и активизация пассивного словаря); расширение сферы употребления и знакомых, и новых слов; усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка. Так в сфере развития связной речи глухих и слабослышащих учащихся работа над анализом картины способствует как общему речевому развитию, так и интеллектуальному развитию школьников.

Любые учебные задания (в том числе и работа по картине), направленные на анализ, ставят задачу – научить учащихся мыслить. Это умение формируется постепенно и складывается из умения выполнять такие мыслительные операции, как выделение главного, существенного, сравнение, построение аналогий, обобщение и систематизация полученной информации, доказательство своей точки зрения и опровержение позиции оппонента (когда мнение учеников об обсуждаемом явлении или образе не совпадают).

работа по картине влияет и на развитие сенсорной сферы: это сказывается на развитии глазомера, ориентировке в пространстве, изображенном на полотне, точности и тонкости различения цвета, света, тени, оттенков, форм.

Кроме того, работы по картине имеет большое воспитывающее значение, которое проявляется в трех направлениях: во-первых, это воспитание патриотических чувств, чему способствует тематика выбранных для анализа картин, любование красотой родной природы, гордость за землю, подарившую миру таких замечательных художников; во-вторых, это воспитание чувства гуманизма, сопереживания героям картин, изображающим человеческие беды и страдания; в-третьих, это воспитание умения работать в коллективе: уважительное отношение к мнению одноклассников, умение выслушать проявление деликатности при исправлении ошибок, допущенных в ходе ответа другими учениками, терпимость и чувство товарищества, ответственность за общий результат при работе в группах, умение радоваться своим и чужим успехам, вежливость, требовательность к себе и т.д.[4].

В процессе созерцания обучающиеся почувствуют силу ее непосредственного воздействия. Вопросы и пояснения сурдопедагога должны вести учеников от внешнего созерцания произведения живописи к проникновению во внутреннюю сущность изображенного и, таким образом, усиливать впечатления от картины, углублять понимание ее идейно-художественного содержания.

Автором разработаны следующие методические рекомендации для проведения сочинений по картинам в старших классах школ для глухих детей:

  • Работа по описанию картины начинается с вступительной беседы.

  • Учащиеся должны уметь самостоятельно рассматривать картину.

  • Для лучшего понимания сюжета проводится беседа по её содержанию.

  • Обязательно составляется коллективный план.

  • Для осмысления содержания картины организуется словарно-стилистическая работа.

  • В процессе этой работы используется толковый словарь или словарь искусствоведческих терминов.

  • Возможен анализ искусствоведческого текста-образца.

  • В помощь глухим детям можно дать образец готового сочинения по изучаемой картине.

Сочинение по картине — сложная работа. Нужно описать не только то, что изображено, но и те впечатления, которые рождаются при созерцании картины. Без использования специальных понятий и терминов здесь не обойтись. Надо иметь представление об эпохе, в которой жил и творил художник (ведь она может проявиться на полотне), следует познакомиться с биографией самого создателя (ведь его жизнь может пролить свет на понимание произведения). Словом, чтобы сочинение получилось, нужно знать многое.




























Список литературы.


  1. Ананиев Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания.- М: Просвещение , 1960.

  2. Быкова Л. М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. -М., 1989.

  3. Горбунова Е.А.,Колтуненко И.В. Методические материалы по развитию связной речи глухих старшеклассников.-М, «Прометей»., 1999.

  4. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. – М., 1999

  5. Зельманова Л.М.,.Колокольцев Е.Н. Развитие речи. М., Издательский дом «Дрофа», 1998

  6. Зикеев А.Г. К вопросу об определении основных путей работы по раз­витию связной речи глухих учащихся старших классов // Дефектология. -1980. -№ 2.

  7. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.-М.,2000

  8. Зикеев А.Г. Развитие связной речи слабослышащих учащихся.- М.,»Просвещение».,1980

  9. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку., М., «Просвещение» 1977

  10. Колтуненко И. В. Особенности письменной речи глухих
    восьмиклассников. // Дефектология, 1984, № 1.

  11. Колтуненко И. В. Уроки подготовки к сочинению. // Дефектология, 1991, № 3.

  12. Колтуненко И.В. Методика обучения изложению и сочинению в школе глухих.-Тбилиси, 1989.

  13. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1975.

  14. Лдыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М., «Просвещение»., 1978

  15. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка .М., «Просвещение».,1980

  16. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985.

  17. Мартынова И.В. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений. «Начальная школа». №4, 2001

  18. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. Под ред. Л. М. Быковой. М., 1991.

  19. Методика развития речи на уроках русского языка. Под ред. Т. А. Ладыженской-М., 1991.

  20. Новосёлов Л.А. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих.-М, «Просвещение»., 1983.

  21. Нуруллина Н.Н. Как я учу детей писать сочинения. «Начальная школа», №3, 1998

  22. Система обучения сочинениям в IV—VIII классах. Под ред. Т.А.Лады­женской. - М., 1974.

  23. Сочинение по картине в 6 классе. Под ред. Л.А. Ходяковой.-М.,2004.

  24. Сочинение по картине в 5 классе. Под ред. Л.А. Ходяковой.-М.,2003.

  25. Сочинение по картине в 7 классе. Под ред. Л.А. Ходяковой.-М.,2005.


1 Быкова Л.П. в учебном пособии «Методика обучения глухих русскому языку. Под ред. Л.М. Быковой. - М., 1991. - С. 45.


2 Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1979, с. 397.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!