Тема урока: “Устанавливаем связь предложений в тексте”.
Сегодня на уроке мы научимся:
- Правильно строить предложения.
2. Находить связь между словами.
1. Прочитайте эпиграф к нашему уроку – слова писателя Михаила Александровича Шолохова:
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».
Мы знаем свой язык с рождения.
Зачем же нам изучать его?
- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
- Знать язык – значит свободно говорить на нём, читать и правильно писать.
- Это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе.
Ребята! А что вы знаете про предложение?
предложение:
-слов
-законченную мысль
-смыслу
.!?
Прочитайте два набора слов.
- Кузнечик порхать трава.
- Бабочка прыгать цветы.
- Можно назвать эти слова предложениями?
- Составьте из каждого набора слов предложения.
- Удалось это сделать? Почему?
Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение?
а) поменять местами слова: порхать и прыгать
б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их.
Составьте предложения.
Проверим:
Кузнечик прыгает в траве. Кузнечик стрекочет в траве.
Бабочка порхает над цветами.
Бабочка летает над цветами.
Что же мы сейчас сделали, чтобы предложения получились?
Связали, соединили слова по смыслу
А с самими словами что-то произошло?
Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.
Как можно проверить, что слова связаны между собой? Мы уже это делали.
Задать вопросы от одного слова к другому.
Попробуйте установить связь между словами. С каких слов начнем?
С главных, с грамматической основы
- Определим грамматическую основу предложения.
- Поставим вопрос кто?, что делает?
Кузнечик прыгает в траве.
(Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает.
(Это грамматическая основа предложения.)
- Прыгает (где?) в траве.
Сделаем вывод:
- Как слова связаны в предложении?
- Как это узнать?
2. Просмотрите фрагмента фильма «Ну, почему мы так говорим?» (Ералаш.)
Обсудим:
1. Понял ли мальчика его собеседник?
2. Если не понял то почему?
Нет связи слов в предложении.
Мальчик не научился этому в школе.
В предложении у каждого слова, как у солдата в строю, есть своё место.
Запомни!
Осенний ветер разбросал слова. Попробуем навести порядок. (письменно)
Березы уборе в золотом стоят. Низкое за солнце деревьями скрылось.
С деревьев листья жёлтые облетают.
Составим предложения и найдем грамматическую основу.
- Берёзы стоят в золотом уборе.
Низкое солнце скрылось за деревьями. С деревьев облетают жёлтые листья.
Какой способ связи предложений используем ?
- повтор слов следующем предложении
Установите связь слов в предложении. (письменно)
Образец: (Какой?)Тихий (что?)дождик (что делает?)моросит.
Первые подснежники появились на поляне. Спелые яблоки упали на землю. Яркое солнце светит в небе.
(Какие ?) Первые (что?) подснежники ( что сделали?) появились (где?) на поляне. (Какие?) Спелые (что?) яблоки ( что сделали?) упали (куда?) на землю. (Какое?) Яркое (что?) солнце (что делает?) светит (где?) в небе.
Итог урока. Закрепление.
Игра «Плюс-минус». (устно)
- Предложение состоит из слов.
- Слова в предложении не связаны по смыслу.
- Предложение выражает законченную мысль.
- Первое слово в предложении пишется с маленькой буквы.
- В конце предложения ставится только точка.
- В предложении обязательно должна быть грамматическая основа.
- В предложении от слова к слову нельзя задать вопрос.
Домашнее задание: (письменно)
Из данных слов составьте предложения. Подчеркните грамматическую основу.
в, бушевала, день, лесу, целый, гроза.
в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.
берлоги, медведь, из, вылез