СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Устанавливаем связь предложений в тексте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Устанавливаем связь предложений в тексте"»

 Тема урока: “Устанавливаем связь предложений в тексте”.

Тема урока: “Устанавливаем связь предложений в тексте”.

Сегодня на уроке мы научимся: Правильно строить предложения. 2. Находить связь между словами.

Сегодня на уроке мы научимся:

  • Правильно строить предложения.

2. Находить связь между словами.

1. Прочитайте эпиграф к нашему уроку  – слова писателя Михаила Александровича Шолохова: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

1. Прочитайте эпиграф к нашему уроку  – слова писателя Михаила Александровича Шолохова:

«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

Мы знаем свой язык с рождения.       Зачем же нам изучать его? Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком! Знать язык – значит свободно говорить на нём, читать и правильно писать.  Это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе.

Мы знаем свой язык с рождения.      

Зачем же нам изучать его?

  • Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
  • Знать язык – значит свободно говорить на нём, читать и правильно писать. 
  • Это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе.
Ребята! А что вы знаете про  предложение?               предложение:  состоит из…  выражает…  -слов -законченную мысль  слова связаны по…   -смыслу в конце ставятся… .!?

Ребята! А что вы знаете про  предложение?

             

предложение:

  • состоит из…

  • выражает… 

-слов

-законченную мысль

  • слова связаны по…  

-смыслу

  • в конце ставятся…

.!?

Прочитайте два набора слов.  Кузнечик порхать трава. Бабочка прыгать цветы.  Можно назвать эти слова предложениями?  Составьте из каждого набора слов предложения.   Удалось это сделать? Почему?

Прочитайте два набора слов.

  • Кузнечик порхать трава.
  • Бабочка прыгать цветы.

  • Можно назвать эти слова предложениями?
  • Составьте из каждого набора слов предложения.

  • Удалось это сделать? Почему?
Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение? а) поменять местами слова: порхать и прыгать б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их. Составьте предложения.

Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение?

а) поменять местами слова: порхать и прыгать

б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их.

Составьте предложения.

Проверим: Кузнечик прыгает в траве.  Кузнечик стрекочет в траве.   Бабочка порхает над цветами. Бабочка летает над цветами.

Проверим:

Кузнечик прыгает в траве. Кузнечик стрекочет в траве.

Бабочка порхает над цветами.

Бабочка летает над цветами.

Что же мы сейчас сделали, чтобы предложения получились?  Связали, соединили слова по смыслу  А с самими словами что-то произошло?         Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.  Как можно проверить, что слова связаны между собой? Мы уже это делали.    Задать вопросы от одного слова к другому.  Попробуйте установить связь между словами.   С каких слов начнем?   С главных, с грамматической основы

Что же мы сейчас сделали, чтобы предложения получились?

Связали, соединили слова по смыслу

А с самими словами что-то произошло?

Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.

Как можно проверить, что слова связаны между собой? Мы уже это делали.

Задать вопросы от одного слова к другому.

Попробуйте установить связь между словами.   С каких слов начнем? 

С главных, с грамматической основы

Определим грамматическую основу предложения. Поставим вопрос кто?, что делает? Кузнечик прыгает в траве. (Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает. (Это грамматическая основа предложения.) - Прыгает (где?) в траве. Сделаем вывод: Как слова связаны в предложении? Как это узнать?
  • Определим грамматическую основу предложения.
  • Поставим вопрос кто?, что делает?

Кузнечик прыгает в траве.

(Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает.

(Это грамматическая основа предложения.)

- Прыгает (где?) в траве.

Сделаем вывод:

  • Как слова связаны в предложении?
  • Как это узнать?
2. Просмотрите фрагмента фильма «Ну, почему мы так говорим?» (Ералаш.)

2. Просмотрите фрагмента фильма «Ну, почему мы так говорим?» (Ералаш.)

Обсудим:  1. Понял ли мальчика его собеседник? 2. Если не понял то почему? Нет связи слов в предложении. Мальчик не научился этому в школе. В предложении у каждого слова, как у солдата в строю, есть своё место.

Обсудим:

1. Понял ли мальчика его собеседник?

2. Если не понял то почему?

Нет связи слов в предложении.

Мальчик не научился этому в школе.

В предложении у каждого слова, как у солдата в строю, есть своё место.

Запомни!

Запомни!

Осенний ветер разбросал слова. Попробуем  навести порядок. (письменно) Березы уборе в золотом стоят. Низкое за солнце деревьями скрылось. С деревьев листья  жёлтые облетают. Составим предложения и найдем грамматическую основу. Берёзы стоят в золотом уборе.  Низкое солнце скрылось за деревьями.  С деревьев облетают жёлтые листья.

Осенний ветер разбросал слова. Попробуем  навести порядок. (письменно)

Березы уборе в золотом стоят. Низкое за солнце деревьями скрылось.

С деревьев листья  жёлтые облетают.

Составим предложения и найдем грамматическую основу.

  • Берёзы стоят в золотом уборе.

Низкое солнце скрылось за деревьями. С деревьев облетают жёлтые листья.

Какой способ связи предложений используем ? повтор слов следующем предложении

Какой способ связи предложений используем ?

  • повтор слов следующем предложении
Установите связь слов в предложении. (письменно)   Образец:  (Какой?)Тихий  (что?)дождик (что делает?)моросит. Первые подснежники появились на поляне.   Спелые яблоки упали на землю.  Яркое солнце светит в небе. (Какие ?) Первые (что?) подснежники ( что сделали?) появились (где?) на поляне.   (Какие?) Спелые (что?) яблоки ( что сделали?) упали (куда?) на землю.  (Какое?) Яркое (что?) солнце (что делает?) светит (где?) в небе.

Установите связь слов в предложении. (письменно)

Образец:  (Какой?)Тихий  (что?)дождик (что делает?)моросит.

Первые подснежники появились на поляне.  Спелые яблоки упали на землю. Яркое солнце светит в небе.

(Какие ?) Первые (что?) подснежники ( что сделали?) появились (где?) на поляне.  (Какие?) Спелые (что?) яблоки ( что сделали?) упали (куда?) на землю. (Какое?) Яркое (что?) солнце (что делает?) светит (где?) в небе.

 

 

Итог урока. Закрепление.  Игра «Плюс-минус». (устно) Предложение состоит из слов. Слова в предложении не связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с маленькой буквы. В конце предложения ставится только точка. В предложении обязательно должна быть грамматическая основа. В предложении от слова к слову нельзя задать вопрос.

Итог урока. Закрепление. 

Игра «Плюс-минус». (устно)

  • Предложение состоит из слов.
  • Слова в предложении не связаны по смыслу.
  • Предложение выражает законченную мысль.
  • Первое слово в предложении пишется с маленькой буквы.
  • В конце предложения ставится только точка.
  • В предложении обязательно должна быть грамматическая основа.
  • В предложении от слова к слову нельзя задать вопрос.
Домашнее задание: (письменно)  Из данных слов составьте предложения. Подчеркните грамматическую основу. в, бушевала, день, лесу, целый, гроза. в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня. берлоги,  медведь,  из,  вылез

Домашнее задание: (письменно)

Из данных слов составьте предложения. Подчеркните грамматическую основу.

в, бушевала, день, лесу, целый, гроза.

в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.

берлоги,  медведь,  из,  вылез