СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. М. Шукшин. Анализ рассказа "Срезал".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация раскрывает краткие сведения биографии автора, а также содержит вопросы для анализа и беседы по рассказу В. М. Шукшина.

Просмотр содержимого документа
«В. М. Шукшин. Анализ рассказа "Срезал".»

Советский кинорежиссёр, киноактёр, сценарист и писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР ШУКШИН ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ 1929 – 1974

Советский кинорежиссёр, киноактёр, сценарист и писатель.

Заслуженный деятель искусств РСФСР

ШУКШИН ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ

1929 – 1974

«...Мое ли это - моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько...» Село Сростки находится на 36 километре знаменитого

«...Мое ли это - моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько...»

Село Сростки находится на 36 километре знаменитого "Чуйского тракта" - дороги, соединяющей Россию с Монголией и Китаем и начинающейся в городе Бийске.

Чуйский

тракт

Тракт является частью трассы М52 международного значения Новосибирск - Бийск - Ташанта. Указатели километров на трассе начинаются от Новосибирска.

Его родители были крестьянами. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках. В 1933 году отца Василия арестовали и расстреляли. В 22 года мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя малолетками на руках. И вскоре мать Шукшина вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина. Отчима своего Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. И только начала налаживаться жизнь, как грянула война народная.

Его родители были крестьянами. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин - стал работать механизатором на молотилках. В 1933 году отца Василия арестовали и расстреляли.

В 22 года мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя малолетками на руках. И вскоре мать Шукшина вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина.

Отчима своего Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. И только начала налаживаться жизнь, как грянула война народная. "Второй отец" Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.

Дом музей Шукшина

в Сростках

По воспоминаниям очевидцев, Василий Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что называется, «себе на уме». В общении со сверстниками он держал себя строго и требовал, чтобы те называли его не Васей, а Василием. Те, естественно, не понимали подобных просьб и частенько насмехались над товарищем. Деревня Сростки В таких случаях Шукшин поступал соответственно своему характеру - убегал в протоки Катуни и скрывался на ее островах по нескольку дней.

По воспоминаниям очевидцев, Василий Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что называется, «себе на уме».

В общении со сверстниками он держал себя строго и требовал, чтобы те называли его не Васей, а Василием. Те, естественно, не понимали подобных просьб и частенько

насмехались над товарищем.

Деревня Сростки

В таких случаях Шукшин поступал соответственно своему характеру - убегал в протоки Катуни и скрывался на ее островах по нескольку дней.

Окончив семь классов, в 1944 году 16-летним юношей Шукшин уехал из дома:  «Мне ещё хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стёклышко, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого, — вспоминал Шукшин. — Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила на дорогу, села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но ещё больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Ещё там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушёл».

Окончив семь классов, в 1944 году 16-летним юношей Шукшин уехал из дома:

«Мне ещё хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стёклышко, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого, — вспоминал Шукшин. — Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила

на дорогу, села на землю и

заплакала. Я понимал, ей больно

и тоже страшно, но ещё

больней, видно, смотреть

матери на голодных детей.

Ещё там оставалась сестра,

она маленькая. А я мог уйти.

И ушёл».

с 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось устраиваться на работу: 1947 год - слесарь-такелажник, направлен сначала на Турбинный завод в Калуге, затем - на Тракторный завод во Владимире. 1949 год - строительство электростанции на ст. Щербинка Московско-Курской железной дороги. Все друзья Василия Шукшина по службе единодушно указывают на большой круг его интересов: он с увлечением участвовал в художественной самодеятельности, создал драматический кружок и руководил им, писал для него театральные миниатюры, сценки; увлекался спортом, особенно боксом… В 1949 году Шукшина призвали на действительную военную службу. Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе.

с 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось устраиваться на работу:

  • 1947 год - слесарь-такелажник, направлен сначала на Турбинный завод в Калуге,
  • затем - на Тракторный завод во Владимире.
  • 1949 год - строительство электростанции на ст. Щербинка Московско-Курской железной дороги.

Все друзья Василия Шукшина по службе единодушно указывают на большой круг его интересов: он с увлечением участвовал в художественной самодеятельности, создал драматический кружок и руководил им, писал для него театральные миниатюры, сценки;

увлекался спортом, особенно боксом…

В 1949 году Шукшина призвали на действительную военную службу.

Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе.

 В апреле 1949 года Шукшина отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги.  Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыне. На строительстве моста его и застала повестка из военкомата о призыве на военную службу.

В апреле 1949 года Шукшина отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги.

Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыне. На строительстве моста его и застала повестка из военкомата о призыве на военную службу.

Во время службы Василий с Машей Шумской – первая юношеская влюбленность писателя, писали друг другу. Мария ждала его из армии. В 1953 году у него обнаружилась язвенная болезнь желудка и Василия Шукшина комиссовали. 1953 год «Во все времена много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамен на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом — аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал.»

Во время службы Василий с Машей Шумской – первая юношеская влюбленность писателя, писали друг другу. Мария ждала его из армии.

В 1953 году у него обнаружилась язвенная болезнь желудка и Василия Шукшина комиссовали.

1953

год

«Во все времена много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамен на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом — аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал.»

После возвращения в 1953 году в родные Сростки, Василий и Мария сыграли свадьбу. Василий экстерном сдал экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5-7-х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно был директором. Однако проучительствовал он недолго. В 1954 году Василий отправился покорять Москву, а Мария поехала в Новосибирск  поступать в пединститут. Судьба развела их. «Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий , но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело».  Школа Шукшина в Сростках

После возвращения в 1953 году в родные Сростки, Василий и Мария сыграли свадьбу. Василий экстерном сдал экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5-7-х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно был директором.

Однако проучительствовал он недолго.

В 1954 году Василий отправился покорять Москву, а Мария поехала в Новосибирск  поступать в пединститут. Судьба развела их.

«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий , но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело».

Школа Шукшина в Сростках

В 1954 году Шукшин решает ехать в Москву - поступать на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Мать не стала препятствовать сыну в этом желании и сделала все, что могла: продала корову и вырученные деньги отдала сыну.

В 1954 году Шукшин решает ехать в Москву - поступать на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК).

Мать не стала препятствовать сыну в этом желании и сделала все, что могла: продала корову и вырученные деньги отдала сыну.

Придя на сценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент - типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурная внешность, идите на актёрский».

Придя на сценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент - типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурная внешность, идите на актёрский».

Бывший сокурсник Шукшина кинорежиссер Александр Митта: Шукшина взял к себе на курс поверивший в него Михаил Ильич Ромм.  В годы учебы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры – Андрей Тарковский, Андрей Михалков-Кончаловский и др.  Во время учебы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 в журнале

Бывший сокурсник Шукшина кинорежиссер Александр Митта:

Шукшина взял к себе на курс поверивший в него Михаил Ильич Ромм.

В годы учебы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры – Андрей Тарковский, Андрей Михалков-Кончаловский и др.

Во время учебы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 в журнале "Смена" был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник - "Сельские жители".

«Тут от студентов Шукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия - режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер - хозяин картины, главный человек. Тогда он подал на режиссерский».

Сборники: «Сельские жители», «Там, вдали», «Характеры», в которых показано многообразие современных социально-психологических типов, образы «странных» людей из народа, несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни.

Сборники: «Сельские жители», «Там, вдали», «Характеры», в которых показано многообразие современных социально-психологических типов, образы «странных» людей из народа, несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни.

Первый фильм В. М. Шукшина «Живет такой парень»  получил международное признание на 16-м Международном венецианском кинофестивале.  Герой – простой парень, со своими радостями и бедами, с открытым сердцем, широкой натурой и задушевностью, столь свойственными русскому человеку.

Первый фильм В. М. Шукшина «Живет такой парень» получил международное признание на 16-м Международном венецианском кинофестивале.

Герой – простой парень, со своими радостями и бедами, с открытым сердцем, широкой натурой и задушевностью, столь свойственными русскому человеку.

В киноленте Шукшин выступил в качестве сценариста, режиссера и актера, сыграв главного героя Егора Прокудина, по кличке Горе. «Калина красная» - это последняя работа Василия Макаровича Шукшина и единственная, снятая им на цветную пленку.

В киноленте Шукшин выступил в качестве сценариста, режиссера и актера, сыграв главного героя Егора Прокудина, по кличке Горе.

«Калина красная» - это последняя работа Василия Макаровича Шукшина и единственная, снятая им на цветную пленку.

Это был последний фильм Василия Шукшина, во время съемок которого он скончался.

Это был последний фильм Василия Шукшина, во время съемок которого он скончался.

1958 году в журнале «Смена» напечатан рассказ «Двое на телеге»- первая публикация В. Шукшина в центральной печати. 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга «Сельские жители» Романы: «Любавины» (1965) «Я пришёл дать вам волю» (1971) «Срезал» (1953) Пьесы: «Точка зрения» «Энергичные люди» «А поутру они проснулись» «Бум бум» (1966)  Более пятидесяти рассказов. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ШУКШИНА

1958 году в журнале «Смена» напечатан рассказ «Двое на телеге»- первая публикация В. Шукшина в центральной печати.

1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга «Сельские жители»

Романы:

«Любавины» (1965)

«Я пришёл дать вам волю» (1971)

«Срезал» (1953)

Пьесы:

«Точка зрения»

«Энергичные люди»

«А поутру они проснулись»

«Бум бум» (1966)

Более пятидесяти рассказов.

ЛИТЕРАТУРНОЕ

НАСЛЕДИЕ

ШУКШИНА

Он ушел на веки, но не сгинул,  Просто повернул за поворот.  Почему же горькую калину  Земляки сажают у ворот?   Далеко до Сростков – не дойти мне.  Кто-нибудь! Спасите мою честь:  Поклонитесь за меня калине  И березке, … если она есть.   Л.Легчило Памятник писателю на Мосфильме Памятник выдающемуся земляку, писателю и актёру Василию Макаровичу Шукшину в Барнауле

Он ушел на веки, но не сгинул, Просто повернул за поворот. Почему же горькую калину Земляки сажают у ворот? Далеко до Сростков – не дойти мне. Кто-нибудь! Спасите мою честь: Поклонитесь за меня калине И березке, … если она есть.

Л.Легчило

Памятник писателю на Мосфильме

Памятник выдающемуся земляку, писателю и актёру Василию Макаровичу Шукшину в Барнауле

Запишите ассоциативный ряд к этому слову УЛИЧИЛ УБИЛ ПОДСТАВИЛ ПЕРЕСПОРИЛ СРЕЗАЛ РАЗОБЛАЧИЛ ПОСТАВИЛ В ТУПИК ОБЕЗОРУЖИЛ ПОБЕДИЛ ОБЫГРАЛ

Запишите ассоциативный ряд к этому слову

УЛИЧИЛ

УБИЛ

ПОДСТАВИЛ

ПЕРЕСПОРИЛ

СРЕЗАЛ

РАЗОБЛАЧИЛ

ПОСТАВИЛ В ТУПИК

ОБЕЗОРУЖИЛ

ПОБЕДИЛ

ОБЫГРАЛ

ЧТО ГОВОРЯТ НАМ СЛОВАРИ? СРЕЗАТЬ , срежу, срежешь; срезанный; сов. 1. см. резать. 2. что. Отрезать или обрезать сверху, с краев. С. ветку. 3. перен., что. Сократить, уменьшить, урезать (во 2 знач.). С. фонды, ассигнования. 4. кого (что). Оборвать, резко прервать (говорящего). С. обидным замечанием, произв. Срезаться. Потерпеть неудачу, провалиться (в 3 знач.). С. на экзамене. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка) СРЕЗАЛ Значение слова срезывать: или срезать, срезать что, отрезать сверху или снаружи. Верхушку дерев срезывают, чтоб ком густел. Срежь мне горбушку хлеба. Срезать кого с бирки, рассчитаться, или простить долг; срежу тебя! угроза неплательщику: пристыжу. С ног срезать кого, нечаянностью сильно смутить, огорчить, озадачить, огорошить, поразить. Срезать словом, резко ответить, огорошить. Срезаться на чем, попасть впросак, дать промаха, потерпеть сильную неудачу, позор. Хотел похвастать, да срезался. (словарь В. Даля)

ЧТО ГОВОРЯТ НАМ СЛОВАРИ?

СРЕЗАТЬ , срежу, срежешь; срезанный; сов. 1. см. резать. 2. что. Отрезать или обрезать сверху, с краев. С. ветку. 3. перен., что. Сократить, уменьшить, урезать (во 2 знач.). С. фонды, ассигнования. 4. кого (что). Оборвать, резко прервать (говорящего). С. обидным замечанием, произв. Срезаться. Потерпеть неудачу, провалиться (в 3 знач.). С. на экзамене.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

СРЕЗАЛ Значение слова срезывать: или срезать, срезать что, отрезать сверху или снаружи. Верхушку дерев срезывают, чтоб ком густел. Срежь мне горбушку хлеба. Срезать кого с бирки, рассчитаться, или простить долг; срежу тебя! угроза неплательщику: пристыжу. С ног срезать кого, нечаянностью сильно смутить, огорчить, озадачить, огорошить, поразить. Срезать словом, резко ответить, огорошить. Срезаться на чем, попасть впросак, дать промаха, потерпеть сильную неудачу, позор. Хотел похвастать, да срезался.

(словарь В. Даля)

7) перен. Перекладывать верхнюю часть стасованных карт вниз перед сдачей (в карточных играх). (Т. Ф. Ефремова. Современный толковый словарь русского языка) СРЕЗАТЬ Обрезать верхнюю часть чего-л. б) Отделять резанием; отрезать. в) Спиливать, срубать. 2) а) перен. Убивать выстрелом. б) разг. Ставить в крайне тяжелое, затруднительное положение; губить. 3) перен. разг. Уменьшать, сокращать, урезывать. 4) перен. разг. Обрывать резким замечанием, приводить в замешательство; конфузить. 5) перен. разг. Проваливать на экзамене. 6) перен. Бить по мячу резким ударом, направляя его вбок, по косой (в спортивной игре).

7) перен. Перекладывать верхнюю часть стасованных карт вниз перед сдачей

(в карточных играх).

(Т. Ф. Ефремова. Современный толковый словарь русского языка)

СРЕЗАТЬ Обрезать верхнюю часть чего-л. б) Отделять резанием; отрезать. в) Спиливать, срубать. 2) а) перен. Убивать выстрелом. б) разг. Ставить в крайне тяжелое, затруднительное положение; губить. 3) перен. разг. Уменьшать, сокращать, урезывать. 4) перен. разг. Обрывать резким замечанием, приводить в замешательство; конфузить. 5) перен. разг. Проваливать на экзамене. 6) перен. Бить по мячу резким ударом, направляя его вбок, по косой (в спортивной игре).

Поступил в знаменитый творческий вуз страны, смело начал создавать своё кино. Фильм “Живёт такой парень” принёс Шукшину, начинающему сценаристу и режиссёру, мировую известность. На Венецианском международном кинофестивале он получил высшую награду — “Золотого льва Cвятого Марка”. Его самобытный талант актёра и писателя тоже громко заявил о себе, но, разумеется, были люди, не верящие в Шукшина и завидующие его славе. И, может быть , одну из своих поездок в родную деревню и описал Шукшин в этом рассказе . Эти мои догадки подтвердились, когда я стала читать  воспоминания о Шукшине. Дарья Ильинична Фалеева Почему Шукшин написал этот рассказ? Вспоминая биографию писателя, скажу, что с людьми, подобными Глебу, Шукшину самому, наверняка, довелось встречаться. Выходец из деревни, он всего в жизни добился сам.

Поступил в знаменитый творческий вуз страны, смело начал создавать своё кино. Фильм “Живёт такой парень” принёс Шукшину, начинающему сценаристу и режиссёру, мировую известность. На Венецианском международном кинофестивале он получил высшую награду — “Золотого льва Cвятого Марка”. Его самобытный талант актёра и писателя тоже громко заявил о себе, но, разумеется, были люди, не верящие в Шукшина и завидующие его славе. И, может быть , одну из своих поездок в родную деревню и описал Шукшин в этом рассказе . Эти мои догадки подтвердились, когда я стала читать  воспоминания о Шукшине.

Дарья Ильинична Фалеева

Почему Шукшин написал этот рассказ? Вспоминая биографию писателя, скажу, что с людьми, подобными Глебу, Шукшину самому, наверняка, довелось встречаться. Выходец из деревни, он всего в жизни добился сам.

Дарья Ильинична Фалеева  около тридцати лет заведовала сельской библиотекой, знала будущего писателя “худеньким, бедно одетым мальчишкой, молчуном и книгоедом”. Она хотела организовать встречу земляков с Василием Макаровичем, ставшим известным человеком. “А што нам с Васькой встречаться? То ли мы его не видели?” — говорили некоторые. Шукшин знал эту неприязнь и болезненно переживал её. От матери слышала Дарья Ильинична: “Ходит-ходит иногда по комнате, курит, хмурится, потом вздохнёт и с такою обидой скажет как сам себе: “Гады, я ж люблю вас…””. Однако встреча с земляками получилась тёплой, хорошей.

Дарья Ильинична Фалеева  около тридцати лет заведовала сельской библиотекой, знала будущего писателя “худеньким, бедно одетым мальчишкой, молчуном и книгоедом”. Она хотела организовать встречу земляков с Василием Макаровичем, ставшим известным человеком. “А што нам с Васькой встречаться? То ли мы его не видели?” — говорили некоторые. Шукшин знал эту неприязнь и болезненно переживал её.

От матери слышала Дарья Ильинична: “Ходит-ходит иногда по комнате, курит, хмурится, потом вздохнёт и с такою обидой скажет как сам себе: “Гады, я ж люблю вас…””.

Однако встреча с земляками получилась тёплой, хорошей.

«КТО ПРАВ, КТО ВИНОВАТ В РАССКАЗЕ В. М. ШУКШИНА «СРЕЗАЛ»?». ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ Глеб Капустин  —  обычный мужичок из деревни, начитанный и ехидный. Он славится в своём окружении навыком «срезать» успешных  людей. Константин Иванович Журавлёв  — интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием.

«КТО ПРАВ, КТО ВИНОВАТ В РАССКАЗЕ В. М. ШУКШИНА «СРЕЗАЛ»?».

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

Глеб Капустин  — 

обычный мужичок

из деревни,

начитанный и

ехидный. Он

славится в своём

окружении навыком

«срезать» успешных

людей.

Константин Иванович Журавлёв  — интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием.

К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать, отдохнуть. Деревня Новая – небольшая деревня, а Константин Иванович еще на такси подкатил, и они еще всем семейством долго вытаскивали чемоданы из багажника… Сразу вся деревня узнала: к Агафье приехал сын с семьей, средний, Костя, богатый, ученый. К вечеру узнали подробности: он сам – кандидат, жена – тоже кандидат, дочь – школьница. Агафье привезли электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки. Все матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Опасались. И вот теперь приехал кандидат Журавлев…

К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать, отдохнуть. Деревня Новая – небольшая деревня, а Константин Иванович еще на такси подкатил, и они еще всем семейством долго вытаскивали чемоданы из багажника… Сразу вся деревня узнала: к Агафье приехал сын с семьей, средний, Костя, богатый, ученый.

К вечеру узнали подробности: он сам – кандидат, жена – тоже кандидат, дочь – школьница. Агафье привезли электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки.

Все матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Опасались. И вот теперь приехал кандидат Журавлев…

Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина? Глеб Капустин – толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный.  Глеб посмеивался. И как-то мстительно щурил свои настырные глаза. Зачем мужики собрались на крыльце у Глеба Капустина? И как-то так повелось, что когда знатные приезжали в деревню на побывку…Глеб Капустин приходил и срезал знатного гостя.

Что мы узнаём о Глебе Капустине? Как описана внешность Глеба Капустина?

Глеб Капустин – толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный. 

Глеб посмеивался. И как-то мстительно щурил свои настырные глаза.

Зачем мужики собрались на крыльце у Глеба Капустина?

И как-то так повелось, что когда знатные приезжали в деревню на побывку…Глеб Капустин приходил и срезал знатного гостя.

Как автор передает настрой Глеба Капустина, собирающегося в гости к бабке Агафье Журавлевой? Глеб шел несколько впереди остальных, шел спокойно, руки в карманах, щурился на избу бабки Агафьи, где теперь находились два кандидата. Получалось вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь.  Глеб пришел с работы (он работал на пилораме), умылся, переоделся… Ужинать не стал. Вышел к мужикам на крыльцо. Показан боевой настрой героя, циничность, издевка: «Кандидатов сейчас как нерезаных собак».

Как автор передает настрой Глеба Капустина, собирающегося в гости к бабке Агафье Журавлевой?

Глеб шел несколько впереди остальных, шел спокойно, руки в карманах, щурился на избу бабки Агафьи, где теперь находились два кандидата. Получалось вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь. 

Глеб пришел с работы (он работал на пилораме), умылся, переоделся… Ужинать не стал. Вышел к мужикам на крыльцо.

Показан боевой настрой героя, циничность, издевка:

«Кандидатов сейчас как нерезаных собак».

Как встретил гостей Константин Иванович? Константин Иванович встретил гостей радушно , захлопотал насчёт стола... Гости скромно подождали, пока бабка Агафья накрыла стол, поговорили с кандидатом, повспоминали, как в детстве они вместе... — Эх, детство, детство! — с грустинкой воскликнул кандидат. — Ну, садитесь за стол, друзья, — радушно пригласил он.

Как встретил гостей Константин Иванович?

Константин Иванович встретил гостей радушно , захлопотал насчёт стола... Гости скромно подождали, пока бабка Агафья накрыла стол, поговорили с кандидатом, повспоминали, как в детстве они вместе...

Эх, детство, детство! — с грустинкой воскликнул кандидат. — Ну, садитесь за стол, друзья, — радушно пригласил он.

Как вы оценивайте эрудицию Глеба Капустина? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания? Как вы думаете, почему Шукшин дважды говорит, что Журавлёвы встретили Глеба и пришедших с ним мужиков «радушно»? Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Сбивает с первых же реплик. Наскоки деревенского “полуучёного” наивны, смешны , но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату. ЧИТАЕМ Все сели за стол. Глеб пока помалкивал, …….     Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он всегда один уходил от знатных людей…….

Как вы оценивайте эрудицию Глеба Капустина? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

Как вы думаете, почему Шукшин дважды говорит, что Журавлёвы встретили Глеба и пришедших с ним мужиков «радушно»?

Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Сбивает с первых же реплик. Наскоки деревенского “полуучёного” наивны, смешны , но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату.

ЧИТАЕМ

Все сели за стол. Глеб пока помалкивал, …….

 

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он всегда один уходил от знатных людей…….

Большую часть рассказа «Срезал» занимает словесный поединок. О том, что он неизбежен, мы уже знаем. Автор не случайно использует глаголы и такое стилистическое средство, как г радация , когда говорит о Глебе Капустине: “ сел”, “ пока помалкивал”, “ подбирался к прыжку”, “ улыбался”, “ поддакнул”, “ взглядывал на кандидата”, “ примеривался”, “ попёр на кандидата”.

Большую часть рассказа «Срезал» занимает словесный поединок. О том, что он неизбежен, мы уже знаем. Автор не случайно использует глаголы и такое стилистическое средство, как г радация , когда говорит о Глебе Капустине:

сел”,

пока помалкивал”,

подбирался к прыжку”,

улыбался”,

поддакнул”,

взглядывал на кандидата”,

примеривался”,

попёр на кандидата”.

Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах?

Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”?

То он говорит о первичности духа и материи, то вдруг перескакивает на проблему шаманизма, то касается предложения, выдвинутого учёными, что Луна лежит на искусственной орбите. Очень трудно уследить за ходом его мыслей, тем более что Глеб не всегда правильно использует термины, называет такие, которых не было и нет: “Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия — совершенно иначе...” На ответы кандидатов наук он реагирует то с небрежением , то с усмешкой , то с ехидцей , то с откровенным издевательством. В конце концов Глеб в словесном поединке всё-таки достигает кульминационного момента — “взмывает ввысь”. Как он это любит делать!

В какой области выявляете себя?” — спрашивает он. Ему важно, чтобы непременно была философия. Видимо, в этой области Глеб разбирался лучше всего, чувствовал себя как рыба в воде. Он не подозревает, что филология и философия — совершенно разные науки, ведёт себя уверенно, напористо, умничает. В поставленных им вопросах совершенно не прослеживается логика.

Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Что звучит в голосе Глеба в конце разговора? Глеб Капустин — агрессивный спорщик, резкий, беспощадный обвинитель. Особенно заметно это в конце словесного поединка, когда он произносит обвинительную речь в адрес кандидата. Глеб перестаёт слышать кандидата, закрепляя свою победу утверждением, что оппонент не знает народ, и призывает его быть скромнее: «Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дураках очутиться...»

Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Что звучит в голосе Глеба в конце разговора?

Глеб Капустин — агрессивный спорщик, резкий, беспощадный обвинитель. Особенно заметно это в конце словесного поединка, когда он произносит обвинительную речь в адрес кандидата. Глеб перестаёт слышать кандидата, закрепляя свою победу утверждением, что оппонент не знает народ, и призывает его быть скромнее: «Можно сотни раз писать во всех статьях слово «народ», но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дураках очутиться...»

Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он “срезает”? ЧИТАЕМ Глеб победно усмехнулся и вышел из избы. Он всегда так уходил. Он не слышал, как потом мужики, расходясь, говорили …… - Ничего, - великодушно заметит Глеб. - Это полезно. Пусть подумает на досуге. А то слишком много берут на себя…….

Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он “срезает”?

ЧИТАЕМ

Глеб победно усмехнулся и вышел из избы. Он всегда так уходил.

Он не слышал, как потом мужики, расходясь, говорили ……

- Ничего, - великодушно заметит Глеб. - Это полезно. Пусть подумает на досуге. А то слишком много берут на себя…….

В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было. Мужики мало разбираются в тех вопросах, которые затрагивает Глеб. Неслучайно он говорит кандидату: “Вы извините, мы тут... далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем”. Своих, деревенских, он ни во что не ставит. “Откуда что берётся?” — удивляются они, говоря о Глебе и не понимая того, что для кандидатов наук совершенно нет темы для разговора. “Давайте установим, о чём мы говорим”, — просит Константин Иванович. Но так до конца спора Глеб будет путать его, сбивать с толку; и мужики ни на минуту не засомневаются в том, что Глеб “оттянул” кандидата, “причесал” бедного Константина Ивановича.

В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было.

Мужики мало разбираются в тех вопросах, которые затрагивает Глеб. Неслучайно он говорит кандидату: “Вы извините, мы тут... далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем”. Своих, деревенских, он ни во что не ставит. “Откуда что берётся?” — удивляются они, говоря о Глебе и не понимая того, что для кандидатов наук совершенно нет темы для разговора. “Давайте установим, о чём мы говорим”, — просит Константин Иванович. Но так до конца спора Глеб будет путать его, сбивать с толку; и мужики ни на минуту не засомневаются в том, что Глеб “оттянул” кандидата, “причесал” бедного Константина Ивановича.

В чём причина конфликта? ЖУРАВЛЁВ КАПУСТИН Глеб Капустин  — обычный мужичок из деревни, начитанный и ехидный. Он славится в своём окружении навыком «срезать» успешных людей. Константин Иванович Журавлёв  — интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием. копается в огороде, не может выбраться из сельской жизни смог добиться успеха и взлетел вверх  срЕзал - срезАл   Глеб Кандидат жена кандидата полковник мужики 2 летчика врач, корреспондент ЗАВИСТЬ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ДЕРЕВНЕЙ И ГОРОДОМ

В чём причина конфликта?

ЖУРАВЛЁВ

КАПУСТИН

Глеб Капустин  — обычный мужичок из деревни, начитанный и ехидный. Он славится в своём окружении навыком «срезать» успешных людей. Константин Иванович Журавлёв  — интеллигентный и воспитанный человек с хорошим образованием.

копается в огороде, не может выбраться из сельской жизни

смог добиться успеха и взлетел вверх

срЕзал - срезАл

 

Глеб

Кандидат жена кандидата полковник

мужики

2 летчика

врач, корреспондент

ЗАВИСТЬ

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ДЕРЕВНЕЙ И ГОРОДОМ

Почему же так подробно воспроизведён словесный поединок?  Писатель одним из первых задумался над проблемой огромной важности: почему вся эта деревенская Россия так боится Москвы? В этом отношении Глеб выступает как бы заступником деревни, отражает время в его противоречиях, “срезает”.

Почему же так подробно воспроизведён словесный поединок?

Писатель одним из первых задумался над проблемой огромной важности: почему вся эта деревенская Россия так боится Москвы? В этом отношении Глеб выступает как бы заступником деревни, отражает время в его противоречиях, “срезает”.

НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ САМ АВТОР? Автор не разделяет ни той, ни другой позиции , поэтому заканчивает рассказ не нравоучением, а сожалением о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу . Шукшину важнее другое – выявить причины взаимного непонимания между людьми . Противостояние города и деревни будет продолжаться («Глеб победно усмехнулся и вышел из избы») , в этом и ужас положения, его АКТУАЛЬНОСТЬ .

НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ САМ АВТОР?

Автор не разделяет ни той, ни другой позиции , поэтому заканчивает рассказ не нравоучением, а сожалением о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу .

Шукшину важнее другое – выявить причины взаимного непонимания между людьми .

Противостояние города и деревни будет продолжаться («Глеб победно усмехнулся и вышел из избы») , в этом и ужас положения, его АКТУАЛЬНОСТЬ .

ТЕМА : в рассказе писатель поднимает темы деревенского невежества и падения нравов. Сельские жители не понимают, что Глеб на самом деле ничего не знает наверняка, а просто нагромождает умные слова, заученные из газет. Зато они рады увидеть, как унижают человека, который смог чего-то достичь. Отсутствие взаимопонимания между городскими и деревенскими жителями.   ОСНОВНАЯ ИДЕЯ : осуждение зависти по отношению к людям, добившимся каких-то значимых высот. Смысл, заложенный автором, заключается в том, чтобы показать читателям, до какой бестактности может довести их раздутое самомнение, и как невежественному человеку сложно возвыситься над умными состоявшимися специалистами.

ТЕМА :

в рассказе писатель поднимает темы деревенского невежества и падения нравов. Сельские жители не понимают, что Глеб на самом деле ничего не знает наверняка, а просто нагромождает умные слова, заученные из газет. Зато они рады увидеть, как унижают человека, который смог чего-то достичь. Отсутствие взаимопонимания между городскими и деревенскими жителями.

 

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ :

осуждение зависти по отношению к людям, добившимся каких-то значимых высот. Смысл, заложенный автором, заключается в том, чтобы показать читателям, до какой бестактности может довести их раздутое самомнение, и как невежественному человеку сложно возвыситься над умными состоявшимися специалистами.

Проблематика, вопросы, которые поднимает автор этого произведения : Что значит быть образованным человеком?  Что такое глубокие знания и псевдообразованность? Почему городским и деревенским жителям так трудно понять друг друга? Всегда ли прав тот, кто победил в споре? 

Проблематика, вопросы, которые поднимает автор этого произведения :

  • Что значит быть образованным человеком? 
  • Что такое глубокие знания и псевдообразованность?
  • Почему городским и деревенским жителям так трудно понять друг друга?
  • Всегда ли прав тот, кто победил в споре? 
О чём заставило вас задуматься произведение В.М. Шукшина? Воспитывает уважительное отношение людей друг к другу, независимо от социального положения. Учит человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.

О чём заставило вас задуматься произведение

В.М. Шукшина?

Воспитывает уважительное отношение людей друг к другу, независимо от социального положения. Учит человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше сострадание – не отдавай всего этого за понюх табаку.  МЫ УМЕЛИ ЖИТЬ.  ПОМНИ ЭТО.  БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ. В. Шукшин

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту.

Мы из всех исторических катастроф вынесли и

сохранили в чистоте великий русский язык, он

передан нам нашими дедами и отцами.

Уверуй, что все было не зря: наши песни,

наши сказки, наши неимоверной тяжести

победы, наше сострадание – не отдавай

всего этого за понюх табаку.

МЫ УМЕЛИ ЖИТЬ.

ПОМНИ ЭТО.

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

В. Шукшин

«Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножечко добрее быть…».

«Нам бы про душу не забыть.

Нам бы немножечко добрее быть…».