СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант метапредметных заданий по русскому языку для 5-7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариант метапредметных заданий по русскому языку для 5-7 класса»


Пояснительная записка

Данные задания разработаны для обучающихся 5-7 классов с целью определения уровня сформированности основных метапредметых результатов обучения – умение работать с информацией и качество сформированности уровня смыслового чтения.

Принцип составления работы: комбинированный. Проверяются следующие УУД: коммуникативные и познавательные.

Диагностика УУД

Средства

№ заданий


5 класс

6 класс

7 класс

Коммуникативные

Построение речевого высказывания, в соответствии с поставленной целью, аргументация

1,6,7

2,5,7

3,6,7

Познавательные

Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

поиск и выделение необходимой информации.



Все задания

Логические универсальные действия:

  • анализ;

  • синтез

5,6

2,4,5

2,4,5,6

  • устанавливать причинно-следственные связи

1,3,5,

1,2,3,4

1,2,5

  • доказательство

1,5

2,5

3,7

Работа с иллюстраций


5

3





1

5 класс

Прочитай тексты и выполни задания 1-7

Текст № 1

Черное море

Всего 8000 лет назад Черное море было озером (не имело выхода в Мировой океан) и сегодня считается одним из самых молодых морей нашей планеты (несмотря на то, что со всех сторон оно окружено сушей, два пролива - Дарданеллы и Босфор - соединяют его с Эгейским и Средиземным морем).

В силу того, что Черное море занимает достаточно маленькую площадь (438 600 кв.км.) и защищено на северном побережье горами, ветер не успевает раскачивать волны достаточно сильно, поэтому шторм здесь - достаточно редкое явление. Концентрация соли в воде незначительна.

Текст№ 2

Петя ожидал увидеть Черное море громадным, грозным, если не вполне черным, то, во всяком случае, черноватым, с резким горизонтом. Вместо этого он увидел мелкие береговые подробности — табун зеркально блестевших на солнце лошадей, которых, вероятно, т олько что выкупали и теперь гнали обратно в степь, развешанные рыбачьи сети, маленькие перевернутые шаланды со свежевысмоленными днищами, а все остальное громадное пространство моря тонуло в серебристом сиянии воздуха, так что, глядя против сильного утреннего солнца, невозможно было его увидеть. Его можно было только угадывать. Но уже одно сознание, что море, которого он никогда в жизни не видел, почти рядом, под самым подбородком, наполнило Петину душу восхищением, которое дошло до восторга, когда вдруг внизу, вновь в солнечном мареве, он увидел пароход. Не речной, а настоящий морской пароход с красным пояском на черной трубе и бурым хвостом дыма над незримой, сияющей водой.

(Катаев В.)

1.Какое из данных ниже сочетаний слов может быть заглавием текста №1,а какое-заглавием текста №2?Запишите номера выбранных ответов и обоснуйте свой выбор.

1) Занимательно о Черном море.

2) Табун зеркально блестевших на солнце лошадей.

3) Восхищение мальчика от увиденного.

4) Черное море.

5) Площадь моря.

6) Шторм- редкое явление.

7) Настоящий морской пароход.

А. Заглавие текста №1- ________________________________

Объяснение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Заглавие текста №2_____________________________________________

Объяснение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какова основная цель текста №1.Обведите номер выбранного ответа.

1) Вызвать восхищение Черным морем.

2) Рассказать об истории происхождения Черного моря.

3) Дать точную информацию о площади Черного моря.

4) Дать достоверную информацию о происхождении и площади Черного моря.

3. Найди утверждение, которое противоречит содержанию текста №1.Обведи номер этого утверждения.

1) 8000лет назад Черное море было озером.

2) Черное море защищено горами, поэтому ветер раскачивает волны достаточно сильно.

3) Черное море считают одним из небольших морей.

4) В воде небольшая концентрация соли.

4.Ниже приведены три утверждения о море. Определи, к каким текстам они относятся. Обведи в таблице слово «Текст№1» или «Текст№2»,если утверждение относится к одному из текстов.



Утверждение о море

К какому тексту относится утверждение?


1)Громадное пространство моря в утреннем солнце невозможно увидеть.

Текст№1

Текст №2

2) Черное море-самое молодое из морей.

Текст№1

Текст №2

3) Море способно наполнить душу восхищением.

Текст№1

Текст №2

5.Что объединяет оба текста? Ответ обоснуйте.

Ответ:________________________________________________________

Обоснование:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



6.Сформулируй идею текста №2._________________________________

_____________________________________________________________

7.Опиши от имени мальчика из текста №2 эмоции. Запиши 2-3 предложения._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





























6 класс

Прочитай тексты и выполни задания №1-7

Текст №1

Особенности Черного моря

Вода на поверхности Черного моря имеет очень слабую концентрацию соли, а значит, менее плотная, т.е. легкая: не смешивается с глубинными пластами воды. В любое время года температура на поверхности моря близка к температуре воздуха. Но вода на глубине (больше 100-150 метров) имеет совсем другую плотность, практически не содержит кислорода (в результате чего на глубине живут практически одни только бактерии, которые в процессе своей жизнедеятельности вырабатывают сероводород) и, кроме того, в любое время года имеет постоянную температуру +9°C (средняя глубина 1239 м, максимальная - 2208 м).

Достаточно редко, но все же на Черном море можно наблюдать такое пугающее и завораживающее природное явление, как смерч. В результате постоянного столкновения воздушных масс (одна из которых образуется над поверхностью Черного моря, а другая – в прибрежных горах) климат здесь комфортен для большинства отдыхающих и местных жителей: зимой не бывает холодно, а постоянный морской бриз летом сглаживает влияние высоких температур и южного солнца.



Текст №2

Вздымаются волны как горы
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры
В мгновенно разрытые бездны.

Подобная страсти, не знает
Средины тревожная сила,
То к небу, то в пропасть бросает
Ладью без весла и кормила.

Не верь же, ко звездам взлетая,
Высокой избранника доле,
Не верь, в глубину ниспадая,
Что звезд не увидишь ты боле.

Стихии безбрежной, бездонной
Уймется волненье, и вскоре
В свой уровень вступит законный
Души успокоенной море. А.Толстой



Текст №3



Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. 
Оно меняется на глазах каждый час. 
То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. 
Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. (В.Катаев. «Белеет парус одинокий»)

1. Каждый из предложенных текстов написан с определённой целью. Из приведённого ниже списка выбери цель написания каждого текста:

1) Передать свои чувства и размышления.

2) Сообщить научную информацию.

3) Рассказать о последовательно происходящих событиях.

4) Описать предмет через свое восприятие.



Ниже в таблице поставь рядом с номером каждого текста номер возможной цели его написания.

ТЕКСТ

Цель написания

Текст №1


Текст №2


Текст №3






2. Что общего в содержании текстов и чем они отличаются? Запиши свой ответ.

А. Общее в текстах: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Б. Отличие в текстах: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечитайте текст №3. Почему рассказчик утверждает, что «сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест»? Обведи номер выбранного ответа.

1) он родился и вырос вблизи моря.

2) море всегда разное, необыкновенное, таинственное.

3) мальчика привлекает только шторм.

4) можно увидеть дельфинов.

4. Ниже приведены суждения об особенностях Чёрного моря. Какие суждения верные, а какие – нет? Обведи в таблице «Верно» или «Неверно» для каждого суждения.


Суждение

Верно ли суждение

1. Вода Чёрного моря имеет одинаковую концентрацию соли.

Верно

Неверно

2. На глубине температура воды близка к температуре воздуха.

Верно

Неверно

3. На глубине живут бактерии, которые в процессе своей жизнедеятельности вырабатывают сероводород.

Верно

Неверно


5. Рассмотри репродукции картин И.К. Айвазовского. К какому тексту они соответствуют? Объясни, почему ты так считаешь?

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





6. Найдите соответствия между определениями и данными понятиями, выберите правильный ответ.

А. маринист

1. Лёгкая рябь на водной поверхности.

Б. штиль

2. Вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду, песок.

В. прибой

3. Художник, изображающий морские виды, жизнь моря.

Г. зыбь

4. Безветрие или очень слабый ветер. Полное затишье на море.

Д. смерч

5. Набегающие на берег морские волны.



Ответы:

1) А - 3, Б – 5, В – 4, Г – 1, Д – 2

2) А – 3, Б – 4, В – 5, Г – 1, Д – 2

3) А – 3, Б – 1, В – 2, Г – 4, Д – 5









7. Сочинение-миниатюра. Опишите свое впечатление от прочитанного (по тексту на выбор).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























7 класс

Прочитай тексты и выполни задания №1-7

Текст №1

Море - часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана главным образом гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимом. Отличительные черты моря обусловлены окраинным положением в океане (что определяет значительное воздействие на них суши) и ограниченностью связи с его открытой частью (что сказывается главным образом на замедлении водообмена); т. о., чем более замкнуто море сушей, тем в большей степени оно отличается от океана.

По степени обособленности и особенностям гидрологического режима море подразделяются на 3 группы: внутренние моря (средиземные моря и полузамкнутые моря), окраинные моря и межостровные моря. Наиболее глубокие моря образовались в местах крупных разломов земной коры (например, Средиземное море). Мелкие моря возникли при затоплении водами Мирового океана окраинных частей материков при их опускании или при повышении уровня океана и располагаются обычно на материковой отмели. Климат морей в зависимости от степени их обособленности сушей отличается чертами большей или меньшей континентальности. Это сказывается главным образом в увеличении сезонных колебаний температуры воздуха и воды на поверхности. В зависимости от географического положения одни моря и на поверхности, и на глубинах теплее соседних открытых частей океана (например, Красное море), другие — холоднее (например, Охотское море).

(Большая Советская энциклопедия)



Текст №2


Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с

ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою.

Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни. Высились и гудели черные тополи, а под ними, как бы в ответ им, жадным и бешеным прибоем играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме. И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, все вокруг дышало вольной свежестью моря.

(По И. Бунину).





Текст №3

В.А. Жуковский

***
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его…

1822



Фото №1 Фото №2

1. Тебе были предложены для чтения три текста. Каждый из этих текстов был написан с определённой целью. Из приведённого ниже списка выбери цель написания каждого текста:

1) Передать свои чувства и размышления.

2) Сообщить научную информацию.

3) Рассказать о последовательно происходящих событиях.

4) Описать предмет через свое восприятие.

Ниже в таблице поставь рядом с номером каждого текста номер возможной цели его написания.

ТЕКСТ

Цель написания

Текст №1


Текст №2


Текст №3


2. В таблице перечислены характеристики различных текстов. Ка­кие характеристики подходят к тексту № 1, какие — к тексту № 2, какие – к тексту №3? Отметь их знаком «+» в соответствующем столбике.

Характеристики текста

Текст №1

Текст №2

Текст №3

1. Это художественное произведение.




2. Для текста характерна образность и эмоциональность.




3. Особенностью языка текста является использование научной терминологии.




4. Для текста характерна смысловая точность, объективность изложения.





5. В тексте использованы изобрази­тельно-выразительные средства язы­ка — эпитеты, метафоры.






3. Рассмотри фотографии, помещённые после текстов. Какая из них соответствует тексту № 2, какая – тексту №3? Определи соответствия между текстом и фотографий и объясни, почему ты так считаешь.



фото 1

текст №

фото 2

текст №

Объяснение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения

слова НАСЫТИТЬСЯ . Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


Насытиться (Толковый словарь Кузнецова)

НАСЫ́ТИТЬСЯ -сы́щусь, -сы́тишься; св.

1. Наесться досыта. Быстро н. Съел обед, но не насытился.


2. Вполне удовлетвориться чем-л. Любопытство его насытилось в полной мере. Она слушала рассказы о сыне и не могла н.


3. только 3 л. Пропитаться каким-л. веществом, вобрать в себя что-л. в большом количестве. Земля насытилась влагой. Вода насытилась солью.


Ответ:_____________


5. Найди утверждение, которое противоречит содержанию текста№1. Обведи номер этого утверждения.

1. Отличительными чертами моря является окраинное положение в океане и ограниченность связи с его открытой частью

2. Моря подразделяются на 3 группы: внутренние моря, окраинные моря и межматериковые моря.

3. При затоплении водами Мирового океана окраинных частей материков возникают мелкие моря.

4. В зависимости от географического положения одни моря и на поверхности, и на глубинах теплее соседних открытых частей океана, другие — холоднее.

Ответ:_______________


6. Какое из данных ниже слов, сочетаний слов может быть заглавием текста №2, а какое – текста № 3 ? Запиши номера выбранных ответов и обоснуй свой выбор.

1.Ночь

2.Элегия

3.Очарование ночного моря

4.Морской прибой

5.Тайны моря

А. Заглавие текста №2:___________

Объяснение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Заглавие текста №3:___________

Объяснение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

7. Опираясь на полученные из текстов сведения, объясни, почему люди любят море. Приведи 2 аргумента

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!