Спецификация входной диагностической работы для обучающихся 8 класса по биологии
Назначение работы
Работа предназначена для проведения входной диагностики обучающихся 8 класса в ОУ по предмету «Биология».
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности,
П – повышенный уровень, В – высокий уровень
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.
№ задания | Блок содержания | Объект оценивания | Код проверяемых умений | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
А1. | Общие сведения о мире животных | Зоология – наука о царстве Животных. Отличие животных от растений. | 1.1,1.2. | ВО | Б | 1 |
А2. | Строение тела животных | Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. | 1.2. | ВО | Б | 1 |
А3. | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные | Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных | 1.1. | ВО | Б | 1 |
А4. | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | Особенности строения, жизнедеятельности и развития Кишечнополостных животных | 1.1. | ВО | Б | 1 |
А5. | Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви | Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских, круглых и кольчатых червей | 1.1. | ВО | Б | 1 |
А6. | Тип Моллюски. | Особенности строения, жизнедеятельности и развития моллюсков | 1.1. | ВО | Б | 1 |
А7. | Тип Членистоногие | Особенности строения, жизнедеятельности и развития Членистоногих | 1.1. | ВО | Б | 1 |
А8. | Тип Хордовые | Особенности строения, жизнедеятельности и развития рыб. | 1.1. | ВО | Б | 1 |
А9. | Тип Хордовые | Особенности строения, жизнедеятельности и развития земноводных. | 1.1. | ВО | Б | 1 |
А10. | Тип Хордовые | Особенности строения, жизнедеятельности и развития пресмыкающихся. | 1.1. | ВО | Б | 1 |
А11. | Тип Хордовые | Особенности строения, жизнедеятельности и развития птиц. | 1.1. | ВО | Б | 1 |
А12. | Развитие жизни на Земле | Историческое развитие животного мира | 2.1. | ВО | Б | 1 |
В1. | Тип Членистоногие | Особенности строения, жизнедеятельности и развития Членистоногих. Умение проводить множественный выбор | 1.1., 2.4.,2.5. | КО | П | 2 |
В2. | Тип Хордовые | Особенности развития Хордовых животных. Умение устанавливать соответствие | 1.1.,2.4., 2.5. | КО | П | 2 |
В3. | Тип Плоские, Круглые, Кольчатые Черви | Особенности строения, жизнедеятельности и развития плоских, круглых и кольчатых червей. Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 1.1.,2.2., 2.2.2.,2.4., 2.5. | КО | П | 2 |
В4. | Тип Хордовые | Особенности строения, жизнедеятельности и развития птиц. Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных | 1.1., 2.2.2.,2.4., 2.5. | КО | П | 2 |
В5. | Тип Членистоногие | Особенности строения, Членистоногих. Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму | 1.1., 2.2.2.,2.3., 2.4.,2.5. | КО | П | 2 |
С1. | Тип Хордовые | Особенности строения, жизнедеятельности Млекопитающих. Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) | 1.1.,2.6. | РО | В | 3 |
| | | | | | 25 |
КОДИФИКАТОР
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии
Код элементов | Проверяемые умения |
1. Знать/понимать |
| 1.1 | сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость |
| 1.2 | признаки живых организмов (животных) |
2.Уметь |
| 2.1 | объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп) |
| 2.2. | изучать биологические объекты и процессы |
| 2.2.1 | описывать и объяснять результаты опытов |
| 2.2.2 | описывать биологические объекты |
| 2.3 | распознавать и описывать на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов |
| 2.4 | сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения |
| 2.5 | определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) |
| 2.6 | проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями Биология |
Нормы выставления отметок:
Объем выполненной работы | Количество баллов | Отметка |
90-100% | 23-25 | 5 |
70-89% | 18-22 | 4 |
50-69% | 12-17 | 3 |
Менее 50% | менее 12 | 2 |
Уровни оценки предметных результатов
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. | высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5») |
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4») |
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования. | оценка «удовлетворительно» (отметка «3») |
Низкий уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. | низкий уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2») |
Входная диагностическая работа по биологии. 8 класс
Вариант 1.
Часть А. Выберите один верный ответ:
1.Животные в отличие от растений:
1) питаются готовыми органическими веществами 2) способны к фотосинтезу
3) не передвигаются 4) растут всю жизнь
2. Наличие какого органоида отличает клетки растений от клеток животных?
1) ядро
2) пластиды
3) эндоплазматическая сеть
4) митохондрии
3. Какое из названных простейших имеет постоянное место удаления остатков непереваренной пищи (порошицу)?
1) инфузория-туфелька
2) амёба дизентерийная
3) амёба обыкновенная
4) эвглена зелёная
4. Что свидетельствует о древности кишечнополостных животных?
1) наличие ротового отверстия
2) прикреплённый (сидячий) образ жизни
3) наличие раздельнополых особей
4) два слоя клеток, образующих их тело
5. Нервная система у плоских червей состоит из
1) нервных клеток, образующих нервную сеть
2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями
3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов
4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки
6. Моллюсками называют животных, имеющих
1) плотный хитиновый покров
2) покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на воздухе
3) мягкое членистое тело
4) мягкое тело, не разделённое на членики
7. Насекомые, в отличие от ракообразных и паукообразных, имеют
1) конечности рычажного типа
2) хитиновый скелет
3) одну пару усиков
4) глаза
8. У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?
1) двоякодышащие
2) хрящевые
3) костистые
4) костные
9. Какой орган у лягушки участвует в дыхании?
1) кожа
2) сердце
3) почки
4)желудок
10. Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, настоящие сухопутные животные, так как они
1) приспособлены к наземному размножению и развитию
2) имеют две пары рычажных конечностей
3) помимо кожного дыхания осуществляют лёгочное дыхание
4) имеют развитую нервную систему
11. Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.
1) мелкими земноводными 2) мелкими млекопитающими 3) семенами 4) летающими насекомыми | |
12.Выберите животное, которое появилось на Земле позже перечисленных:
1) медуза
2) обезьяна
3) окунь
4) дождевой червь
Часть В.
В1.Среди приведённых ниже черт выберите характерные для животных отряда десятиногих раков. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеют замкнутую кровеносную систему
2) тело разделено на голову, грудь и брюшко
3) дышат с помощью жабр
4) имеют сложные (фасеточные) глаза
5) не имеют конечностей на брюшке
6) тело разделено на головогрудь и брюшко
В2. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ | ТИП РАЗВИТИЯ |
A) исполинский кенгуру | 1) прямое |
Б) травяная лягушка | 2) непрямое |
В) гребенчатый тритон | |
Г) прыткая ящерица | |
Д) средиземноморская черепаха | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Вставьте в текст «Полость тела собаки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПОЛОСТИ ТЕЛА СОБАКИ
В теле собаки различают несколько полостей, среди которых грудная полость и брюшная полость. Они разделены ___________ (А). Наличие этой перегородки характерно для всех представителей класса ___________ (Б). В грудной полости собаки располагается сердце и ___________ (В), а в брюшной – многие другие органы, например желудок, печень, ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
Брюшина
Хордовые
Легкие
Млекопитающие
Кишечник
Мозжечок
Диафрагма
Мочеиспускательный канал
В4. Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) переваривание пищи соками поджелудочной железы, печени и желчного пузыря
2) поступление непереваренных продуктов в клоаку
3) размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны
4) обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка
В5. У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.
Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведённой выше классификации) есть у приведённого на рисунке животного.
A. Расчленённость тела: 1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников, 2) тело делится на несколько чётко различимых отделов. Б. Количество крупных отделов: 1) нет, 2) два (головогрудь и брюшко), 3) три (голова, грудь и брюшко). B. По количеству ходильных конечностей, включая видоизменённые: 1) три пары, 2) четыре пары, 3) пять пар, 4) больше пяти пар. Г. По устройству глаз: 1) два сложных (фасеточных) глаза, 2) есть несколько простых глазков. Д. По наличию крыльев: 1) крылья есть, 2) крыльев нет. | |
Часть С.
С1.Используя содержание текста «Приматы», ответьте на следующие вопросы.
1) Каково значение пальцев?
2) Какова особенность расположения ушных раковин у приматов?
3) Назовите один из признаков, по которому приматов относят к классу Млекопитающие?
Приматы
Отряд приматов назван так потому, что в него входят наиболее высокоорганизованные животные – обезьяны (в переводе слово «приматы» означает «первые»). Приматы – обитатели тропиков. Большинство из них живёт в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днём. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детёныши занимают подчинённое положение.
В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголённые ладони и подошвы стопы.
У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперёд. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают всё же сочные плоды.
Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и позволяют обезьянам безошибочно определять источник звука, воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными животными. Слух играет большую роль в жизни обезьян, которые с помощью разнообразных криков общаются друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о своём местонахождении.
Входная диагностическая работа по биологии. 8 класс
Вариант 2.
Часть А. Выберите один верный ответ:
1.Что сближает животных с растениями:
1) способность к фотосинтезу
2) питание готовыми органическими веществами
3) питание и дыхание
4) отсутствие хлоропластов
2. Какой из перечисленных органоидов есть в клетках листьев пшеницы, но нет в мышечных клетках пресноводной гидры?
1) клеточная мембрана
2) цитоплазма
3) хлоропласты
4) ядро
3. В сократительных вакуолях простейших происходит накапливание, а затем удаление
1) жидких продуктов жизнедеятельности
2) остатков непереваренной пищи
3) углекислого газа, образующегося при дыхании
4) ядовитых веществ, попавших в организм
4. Что служит опорой тела колониальных коралловых полипов?
1) известковый или роговой скелет
2) наружный слой кожно-мускульных клеток
3) стенки кишечной полости
4) промежуточные клетки
5. К наиболее древним из червей относят
1) многощетинковых кольчатых червей
2) свободноживущих плоских червей
3) паразитических плоских червей
4) малощетинковых кольчатых червей
6.У какого животного отсутствует хитиновый покров?
1) беззубка
2) жук-носорог
3) речной рак
4) паук-крестовик
7. У насекомых дыхание происходит
1) при помощи трахей
2) через всю поверхность тела
3) при помощи лёгочных мешков
4) при помощи жабр
8. Основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы, заключается в
1) усилении чувствительности органов боковой линии
2) защите чешуи от поселения на ней одноклеточных водорослей
3) снабжении чешуи питательными веществами
4) уменьшении трения тела рыбы о воду
9. У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?
1) касатка
2) тритон
3) крокодил
4) горбуша
10. Пресмыкающимся, в отличие от земноводных, свойственно
1) наружное оплодотворение 2) разделение тела на голову, туловище и хвост
3) развитие с образованием личинки 4) внутреннее оплодотворение
11. Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.
1) мелкими земноводными 2) летающими насекомыми 3) насекомыми и их личинками 4) мелкими млекопитающими | |
12. Какие животные считаются самыми прогрессивными на Земле:
1) приматы 2) кишечнополостные
3) рыбы 4) членистоногие
Часть В.
В1. Среди приведённых ниже черт выберите характерные для животных отряда скорпионов. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) клешни
2) жаберное дыхание
3) гибкое брюшко, с ядовитой железой на конце
4) десять ходильных ног
5) незамкнутая кровеносная система
6) несегментированное тело
В2. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ | ТИП РАЗВИТИЯ |
A) обыкновенный уж | 1) прямое |
Б) заяц-беляк | 2) непрямое |
В) майский жук | |
Г) камышовая жаба | |
Д) бурый медведь | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3. Вставьте в текст «Дождевой червь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя дня этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Дождевой червь
Дождевые черви — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки и нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой.
Перечень терминов:
1) круглые 2) кольчатые
3) узел 4) перемычка
5) поясок 6) незамкнутый
7) замкнутый 8) гермафродит
9) раздельнополое
В4. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) откладка яиц и их насиживание самками
2) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов
3) постройка гнёзд или ремонт ранее использованных
4) появление потомства и проявление заботы о нём
5) образование у яиц белочной и других оболочек
В5. У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.
Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведённой выше классификации) есть у приведённого на рисунке животного.
A. Расчленённость тела: 1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников, 2) тело делится на несколько чётко различимых отделов. Б. Количество крупных отделов: 1) нет, 2) два (головогрудь и брюшко), 3) три (голова, грудь и брюшко). B. По количеству ходильных конечностей, включая видоизменённые: 1) три пары, 2) четыре пары, 3) пять пар, 4) больше пяти пар. Г. По устройству глаз: 1) два сложных (фасеточных) глаза, 2) есть несколько простых глазков. Д. По наличию крыльев: 1) крылья есть, 2) крыльев нет. | |
Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С1. Используя содержание текста «Амурский тигр», ответьте на следующие вопросы.
1) Где сосредоточен ареал амурского тигра?
2) В какое время суток наиболее активен амурский тигр?
3) Учитывая пищевую специализацию амурского тигра и его ареал, предположите, в каких случаях Амурский тигр может выходить к людям?
Амурский тигр
Амурский (уссурийский или дальневосточный) тигр — один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Занесён в Красную книгу. Ареал этого тигра сосредоточен в охраняемой зоне на юго-востоке России, по берегам рек Амур и Уссури в Хабаровском и Приморском краях.
Амурский тигр по современным данным относится к наиболее крупным подвидам, шерсть гуще, чем у тигров, живущих в тёплых районах, а его окрас светлее. Основной окрас шерсти в зимнее время — оранжевый, живот белый. Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий от леденящего ветра при крайне низких температурах. Тело вытянутое, гибкое, голова округлая, лапы недлинные, длинный хвост. Уши очень короткие, так как обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.
Длина тела у самцов амурского тигра до кончика хвоста достигает 2,7-3,8 м, самки меньше. Нормальный взрослый самец тигра в среднем весит 180-200 кг при высоте в холке в 90-106 см. Тигр способен по снегу развивать скорость до 50 км/ч.
Амурский тигр — властелин огромных территорий, площадь которых у самки составляет 300-500 км2 , а у самца — 600-800 км2. Если в пределах своих владений корма достаточно, то тигр не покидает свою территорию. Амурский тигр активен ночью. Территории самцов и самок могут пересекаться, так как самцы защищают свои угодья только от других самцов, особое внимание уделяя главным пограничным пунктам. Самцы ведут одиночную жизнь, самки же нередко встречаются в группах.
Тигры приветствуют друг друга особыми звуками, образующимися при энергичном выдыхании воздуха через нос и рот. Знаками выражения дружелюбия также являются прикосновения головами, мордами и даже трение боками.
Несмотря на огромную силу и развитые органы чувств, тигру приходится много времени уделять охоте, поскольку успехом завершается только одна из 10 попыток. Тигр ползком подбирается к своей жертве, двигается при этом он особенным образом: выгнув спину и упираясь задними лапами в землю. Если попытка завершается неудачей, то тигр удаляется от потенциальной жертвы, так как повторно нападает редко. Убитую добычу тигр обычно тащит к воде, а перед сном прячет остатки трапезы. Специализация тигров — охота на крупных копытных животных, однако при случае они не брезгуют также рыбой, лягушками, птицами и мышами, едят и плоды растений. Суточная норма тигра — 9-10 кг мяса. Для благополучного существования одного тигра необходимо порядка 50-70 копытных в год. Продолжительность жизни амурского тигра около 15 лет.
Входная диагностическая работа по биологии
ученика(цы) 8 класса .
1 вариант
Часть А:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
Часть В:
В1.
В2.
В3.
В4.
В5.
Часть С.
Входная диагностическая работа по биологии
ученика(цы) 8 класса .
2 вариант
Часть А:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
Часть В:
В1.
В2.
В3.
В4.
В5.
Часть С.
Ключ к заданиям
1 вариант
Часть А:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 |
Часть В:
В1.
В2.
В3.
В4.
В5.
Часть С.
С1. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
1) Позволяют животному прочно удерживаться на ветвях, брать мелкие предметы; подушечки пальцев служат органами осязания. 2) Расположены по бокам головы. 3) Волосяной покров или наличие млечных желёз. | |
Правильно заполнены три элемента | 3 |
Правильно заполнены два элемента | 2 |
Правильно заполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Ключ к заданиям
2 вариант
Часть А:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 |
Часть В:
В1.
В2.
В3.
В4.
В5.
Часть С.
С1. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
1. Ареал Амурского тигра сосредоточен в охраняемой зоне на юго-востоке России, по берегам рек Амур и Уссури в Хабаровском и Приморском краях. 2. Амурский тигр наиболее активен в ночное время суток. 3. Поскольку Амурский тигр обычно не покидает пределов своей территории, его выход к человеческому жилью происходит редко. Однако поскольку пищевая специализация тигра - крупные копытные животные, он может выходить к людским поселениям тогда, когда на его территории не на кого охотиться. | |
Правильно заполнены три элемента | 3 |
Правильно заполнены два элемента | 2 |
Правильно заполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |