МБОУ Павловская СШ
Рассмотрено на педагогическим совете № 1 от 2017 | Утверждаю: Директор школы Л.И. Емельянцева Приказ № от 09. 2017 |
Входная диагностическая работа по биологии
в 6 классе
Учитель Антипов М. А.
2017-2018 уч. год
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
входной диагностической работы
по БИОЛОГИИ
6 класс
1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся 5 классов. Диагностическая работа предназначена для контроля освоения крупных содержательных тем блока «Живые организмы».
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание диагностической работы определяется на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 17.12.2010 № 1897).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).
3. Характеристика структуры КИМ
Распределение заданий диагностической работы по ее частям дается в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение заданий по частям работы
| Общее число заданий | Максимальный первичный балл | Число заданий с выбором ответа | Число заданий с кратким ответом |
Работа | 20 | 25 | 16 | 4 |
К каждому из заданий с выбором ответа предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан. В заданиях с кратким ответом части ответ дается в виде набора цифр (см. пункт 5).
4. Распределение заданий тематической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Соотношение числа заданий по разным элементам содержания опирается на примерную программу по биологии и отражает учебное время, отводимое в процессе изучения предмета на тот или иной вопрос темы. В таблице 3 приведено распределение заданий диагностической работы по элементам содержания темы.
Таблица 3.
Распределение заданий по элементам содержания
Темы разделов курса биологии | Число заданий |
Биология как наука | 1 |
Методы изучения живых организмов | 4 |
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | 3 |
Клеточное строение организмов | 2 |
Бактерии. Грибы | 3 |
Строение и жизнедеятельность растений | 7 |
Итого: | 20 |
В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.
Таблица 4.
Распределение заданий по уровням усвоения содержания
Уровни усвоения содержания | Число заданий |
1. Воспроизведение знаний | 9 |
2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации | 8 |
3. Применение знаний и умений в измененной ситуации | 3 |
Итого: | 20 |
При разработке содержания диагностической работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов содержания, но и проверки овладения видами деятельности, перечисленными в таблице 5.
Таблица 5.
№ | Проверяемый вид деятельности | Число заданий |
1. | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей | 1 |
2. | Знать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | 3 |
3. | Владеть методами научного познания | 4 |
4. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растительных клеток и тканей. Различать на рисунках (схемах) части, органоиды клетки и ткани. | 3 |
5. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников, растений. Объяснять роль бактерий, грибов природе и жизни человека Различать на рисунках и фотографиях отделы растений. | 8 |
6. | Определять принадлежность живых организмов к определенным средам жизни. | 1 |
| Итого | 20 |
Распределение заданий по видам деятельности
5. Система оценивания отдельных заданий и итоговой работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1– 16 выставляется по 1 баллу.
В другом случае – 0 баллов.
За верное выполнение каждого из заданий 17–19 выставляется по 2 балла.
За ответ на задание 17 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
За ответ на задание 18 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок.
За ответы на задания 19 выставляется по 1 баллу, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне
ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
За верное выполнение задания 20 выставляется 3 балла.
За ответ на задание 20 выставляется 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Таблица 6.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0–10 | 11–15 | 16–20 | 21–25 |
Приложение
Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов
для проведения входной диагностической работы
по БИОЛОГИИ
6 класс
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный.
№ задания | Проверяемый элемент содержания | Уровень сложности задания | Тип задания | Время выполнения (в мин) | Макс. балл за выполнение |
1 | Биология как наука | Б | ВО | 1,5 | 1 |
2 | Методы изучения живых организмов | Б | ВО | 1,5 | 1 |
3 | Методы изучения живых организмов | Б | ВО | 1,5 | 1 |
4 | Методы изучения живых организмов | Б | ВО | 1,5 | 1 |
5 | Методы изучения живых организмов | Б | ВО | 1,5 | 1 |
6 | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | Б | ВО | 1,5 | 1 |
7 | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | Б | ВО | 1,5 | 1 |
8 | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | Б | ВО | 1,5 | 1 |
9 | Клеточное строение (растительные клетки) | Б | ВО | 1,5 | 1 |
10 | Клеточное строение (растительные ткани) | Б | ВО | 1,5 | 1 |
11 | Бактерии | Б | ВО | 1,5 | 1 |
12 | Грибы | Б | ВО | 1,5 | 1 |
13 | Грибы | Б | ВО | 1,5 | 1 |
14 | Водоросли | Б | ВО | 1,5 | 1 |
15 | Мхи | Б | ВО | 1,5 | 1 |
16 | Лишайники | Б | ВО | 1,5 | 1 |
17 | Ткани растений | П | КО | 4,0 | 2 |
18 | Среды обитания живых организмов. | П | КО | 4,0 | 2 |
19 | Голосеменные растения | П | КО | 4,0 | 2 |
20 | Происхождение растений | П | КО | 5,0 | 3 |
| ИТОГО | Б-16 П-4 | ВО-16 КО-4 | 41 мин | 25 баллов |
Входная диагностическая работа по биологии для 6 класса
Инструкция для обучающихся
Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 40минут. Внимательно читайте задания.
Вариант I
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:
цитология
энтомология
микология
орнитология
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
неподвижны
состоят из химических веществ
имеют клеточное строение
имеют цвет
АЗ. Основной частью лупы и микроскопа является:
зеркало
увеличительное стекло
штатив
зрительная трубка (тубус)
А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:
митохондрия
ядро
хлоропласт
цитоплазма
А5. Бактерии размножаются:
делением
с помощью оплодотворения
черенкованием
половым путем
А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:
грибы
животные
растения
бактерии
А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является способность к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
А8. Торфяным мхом называют:
хвощ полевой
плаун булавовидный
кукушкин лен
сфагнум
А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
стеблей
цветков
листьев
корней
А10. Цветки характерны для
хвощей
папоротников
голосеменных
покрытосеменных
Часть II
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Определите, на каком рисунке изображен плесневый гриб пеницилл.
3
(В ответ запишите цифру.)
В2. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений:
Дышит
Питается
Имеет хлоропласты
Растет и делится
Может участвовать в оплодотворении
Образует питательные вещества на свету (В ответ запишите ряд цифр.)
В3. Выберите три правильных ответа. Наука микология изучает:
Водоросли
Мхи
Шляпочные грибы
Животных
Одноклеточные грибы
Паразитические и плесневые грибы (В ответ запишите ряд цифр.)
Часть III
Инструкция для обучающихся
Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Что изучает ботаника?
С2. Какого цвета могут быть пластиды?
С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Вариант II
Часть I
Инструкция для обучающихся
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите только номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая растения, называется:
Ботаника
Зоология
Анатомия
Микология
А2. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:
зрительную трубку
предметный столик
увеличительное стекло
штатив
АЗ. Каждая клетка возникает путем:
гибели материнской клетки
слияния клеток кожи
деления материнской клетки
слияния мышечных клеток
А4. Наука, изучающая строение и функции клеток:
орнитология
микология
цитология
энтомология
А5. Клетка бактерий, в отличие от клеток животных, растений и грибов, не имеет:
цитоплазмы
наружной мембраны
ядра
белков и нуклеиновой кислоты
А6. Залежи каменного угля в каменноугольном периоде образованы древними:
морскими водорослями
цветковыми растениями
мхами и лишайниками
папоротниками, хвощами и плаунами
А7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа при помощи энергии солнечного света — это:
хлорофилл
фототаксис
хлоропласт
фотосинтез
А8. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
корни
стебли и листья
цветки
семена
А9. Наука, изучающая строение и функции клеток:
орнитология
микология
цитология
энтомология
А10. Важнейший признак представителей царства Растения — это способность к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
Часть II
Инструкция для обучающихся
Ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В1. Какой цифрой обозначен хлоропласт?
В2. Выберите три правильных ответа. Методами изучения живой природы являются:
Координация
Сложение
Измерение
Вычитание
Эксперимент
Наблюдение
В3. Выберите три правильных ответа. Зелеными водорослями не являются:
Ламинария
Фитофтора
Хламидомонада
Порфира
Хлорелла
Спирогира
Часть III
Инструкция для обучающихся
Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый вопрос.
С1. Значение растений в природе.
С2. Назовите основные части клетки?
С3. Какие царства живых организмов вы знаете?
Ответы к входной диагностической работе по биологии для 6 класса
Номер задания | Ответ | |
Вариант I | Вариант II |
А1 | 1 | 1 |
А2 | 3 | 3 |
А3 | 2 | 3 |
А4 | 3 | 3 |
А5 | 1 | 3 |
А6 | 4 | 4 |
А7 | 3 | 4 |
А8 | 4 | 3 |
А9 | 2 | 3 |
А10 | 4 | 3 |
В1 | 4 | 3 |
В2 | 124 | 356 |
В3 | 356 | 124 |
С1 | Ботаника – это наука о растениях. | Значение растений в природе: пища животным, участие в фотосинтезе. |
С2 | Пластиды бывают – бесцветные, зелёные, красные, жёлтые. | Основные части клетки -ядро, цитоплазма, оболочка |
С3 | Среды обитания животных: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная. | Существует 4 царства живых организмов - бактерии, грибы, растения, животные. |