«Мультипликация әлемі» іс-шарасы 6 сынып
Мероприятие «Мир мультипликации»
6 класс
Мақсаты: балалардың ойын-сауық өнерінің әр түріне қызығушылығын қалыптастыру.
Міндеттер: - балаларда мультипликация туралы қарапайым түсінік қалыптастыру.
- осы өнер түрінің пайда болу тарихымен таныстыру.
- балалардың танымдық белсенділігін, әртістік қабілетін, шығармашылық қиялын, шығармашылық ойлауын дамыту.
- қойылған міндеттерді орындау барысында қызығушылық, назар аудару және бірізділікке тәрбиелеу,
- ортақ мәдениетті тәрбиелеу, ортақ ойында рөлдерді бөле отырып, келісе білуге үйрету
Цель: Формировать интерес детей к различным видам зрелищного искусства.
Задачи:
-сформировать у детей элементарное представление о мультипликации. -познакомить с историей зарождения этого зрелищного вида искусства. -развить познавательную активность детей, артистические способности, творческое воображение, творческое мышление.
-воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе выполнения поставленной задачи, -воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной игре.
Вед.1 Қайырлы күн, балалар және құрметті қонақтар!
Бүгін біз сіздерге сиқырлы мультипликация әлеміне енуді ұсынамыз.
Вед.2 Добрый день, ребята! А также уважаемые гости нашего мероприятия.
Сегодня мы предлагаем вам окунуться в волшебный мир мультипликации.
Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить … (Кино)
Вед.1 Біз сіздермен бірге мультипликация өнері туралы айтатын боламыз.
Вед.2 Сегодня, мы с вами будем говорить о искусстве мультипликации.
Вед.1 Ал сендер, мультипликация дегенді қалай түсінесіңдер балалар? (Балалардың жауаптары)
Вед.2 А как вы понимаете, что это такое, мультипликация? (Ответы детей)
Вед.1 Мультипликация (латын тілінде multiplicatio "көбейту, ұлғайту көп ету " ← multi "көп" дегенді білідреді) — бір-бірін белгілі бір жиілікпен ауыстыратын қозғалмайтын бейнелердің (кадрлардың) кезектілігі арқылы қозғалатын бейнелердің иллюзиясын жасаудың техникалық тәсілдері.
Вед.2 Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio «умножение, увеличение, возрастание, размножение» ← multi «много») — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.
Анима́ция (от лат. animatio «оживление; одушевление» ← anima «душа») — синтетическое аудиовизуальное искусство, в основе которого лежит иллюзия оживления созданных художником объёмных и плоских изображений или объектов предметно-реального мира, запечатлённых покадрово на кино- и видеоплёнке или на цифровых носителях.
Вед.1 Мультипликацияның алғашқы қадамдары кинематографқа дейін ағайынды Люмьерлердің ағасы өнертабысымен басталған. Суреттегі қозғалысты бейнелеуге талпыныстар алғашқы қауымдық дәуірде басталды, антикалық кезеңдерде жалғасты және XIX ғасырдың бірінші жартысында примитивті мультипликацияның пайда болуына әкелді.
Вед.2 Предыстория (Слайд 3)
Первые шаги в мультипликации сделаны задолго до изобретения братьями Люмьер кинематографа. Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху, продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине XIX века. Бельгийский физик Жозеф Плато, австрийский профессор-геометр Симон фон Штампфер, (Слайд 4) фенакистископ Эдварда Мейбриджа (1893)
и другие учёные, и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь) — фенакистископ и стробоскоп. . (Слайд 5) Дальнейшее развитие этой технологии в сочетании с фотографией привело к изобретению киноаппарата, и в свою очередь создало технологическую основу для изобретения братьями Люмьер кинематографа
Вед.1 Әрине, мультипликация кинематографтың бір бөлігі болды, онда жанрлардың бірі ретінде мықты орын алды. Сурет салынған мультфильмнің алғашқы талпыныстары сурет салынған мультипликацияның туған күні болып саналады - 1877 жылдың 30 тамызы. "Қазақфильм" студиясы 100-ге жуық мультфильм түсірді. Қазақстандық анимация өнері 1967 жылдан бері бар. Қазір Қазақстан жылына 15-ке жуық мультипликациялық таспалар шығарады, Мысалы:
Ақсақ Құлан (Хромой Кулан)
Қошқар мен Теке (Баран и Козел)
Алдар Көсе (Алдар Косе) - мультсериал
Аңшы (Охотник)
Момын мен Қарақшылар (Момын и Разбойники)
Вед.2 Кинематографическая мультипликация
Естественно, мультипликация стала частью кинематографа, заняв в нём прочное место, как один из жанров.
И первые попытки создания рисованного мультфильма, были 30 августа 1877 года, который считается днём рождения рисованной мультипликации.
В 1914 году Уинзор Маккей создает первого в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами — динозавра Герти.
По мере развития мультипликации стали использовать различные материалы и способы создания мультфильмов. Так появились:
Ротоскопирование — мультипликационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма с реальными актёрами и декорациями.
Кукольная мультипликация--- метод объёмной мультипликации. При создании используются сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Пластилиновая мультипликация — вид мультипликации, где фильм изготовляется путём покадровой съёмки пластилиновых объектов, с их модификацией в промежутках между снятыми кадрами. (Пример пластилиновой анимации).
Песочная мультипликация — в ней лёгкий порошок (обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, или что-то подобное) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину (обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки). С помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран.
Рисованная мультипликация — технология мультипликации, основанная на покадровой съёмке незначительно отличающихся двумерных рисунков.
Компьютерная мультипликация — кадры вручную или автоматизированно создаются специализированными компьютерными программами.
Вед.1 Мультипликацияның даму шамасына қарай әртүрлі материалдар мен мультфильмдерді жасау тәсілдерін қолдана бастады. Мынадай түрлері болды:
Ротоскопия,
Қуыршақ мультипликациясы,
Пластилинді мультипликация,
Құм мультипликациясы
Сурет салынған мультипликация
Компьютерлік мультипликация
Вед.1 Біз сіздермен мультипликация дегеніміз не екенін еске түсірдік,әлемдік және отандық анимацияның пайда болу және даму тарихымен танысып, мультфильмдердің түрлерін білдік. Біз сіздерге сиқырлы мультипликация әлеміне арналған байқауға қатысуды ұсынамыз. Балалар, сендердің мультфильмдерді көруді өте жақсы көретіндеріңді білеміз. Ал оларды қаншалықты жақсы білесіңдер? Бұл сұраққа мульт-викторина жауап беруге көмектеседі.
Вед.2 Сейчас мы с вами вспомнили, что такое мультипликация, познакомились с историей возникновения и развития анимации и узнали какие существуют виды мультфильмов. И мы вам предлагаем поучаствовать в конкурсе посвященном волшебному миру мультипликации.
Приглашаем на сцену участников нашего конкурса. Прежде чем начать конкурс мы бы хотели представить наше многоуважаемое жюри:
Итак команды представьтесь, озвучьте название вашей команды и девиз.
Ребята, я уверен, что вы очень любите смотреть мультфильмы. А насколько хорошо вы их знаете?
На этот вопрос нам поможет ответить мульт – викторина.
Каждый вопрос адресован одной из команд, по очереди, если команда затрудняется с ответом, ответить на вопрос дается право командам- соперникам, первым поднявших руку.
Оценивание: Команде давшей правильный ответ начисляется 1 балл.
Мульт. викторина.
Кто из героев любит произносить: «Ребята давайте жить дружно?» (Кот Леопольд)
Кейіпкерлердің қайсысы: "Балалар, тату болайық?" деп жиі айтады (Мысық Леопольд)
Любимые виды спорта Волка из мультфильма «Ну, погоди!» (Бег)
«Ну, погоди!» мультфильмінде қасқырдың сүйікті спорт түрі( Жүгіру)
В каком мультфильме рассказывается история появления двухструнной домбры (Ақсақ Құлан)
Қай мультфильмде екі ішекті домбыра туралы аныз айтылады?
(Ақсақ Құлан)
Популярный американский герой мультфильма. (Том)
Танымал американдық мультфильм кейіпкері. (Том)
Назовите мультфильм, где герои козел и баран пройдя через трудности поняли, что нет лучше места для жизни, чем жить на родной земле (Қошқар мен Теке)
Кейіпкерлер ешкі мен қойдың қиындықтардан өтіп, туған жерінде өмір сүру үшін жақсы орын жоқ екенін түсінді (Қошқар мен Теке)
Как звали оригинальную старушку, любившую крыс? (Старуха Шепокляк)
Егеуқұйрықтарды жақсы көретін әжей кім? (Шепокляк әжей)
Назовите фамилию одного из жителей деревни Простоквашино, который любил молоко! (Матроскин)
Сүтті жақсы көретін Простоквашино ауылының тұрғындарының бірінің тегін атаңыз! (Матроскин)
Назовите героя известного мультфильма, который используя свой ум и красноречие, обманывал жадных баев помогая беднякам (Алдар Көсе)
Ол өзінің ақыл-ойы мен ақыл-шешендігін пайдалана отырып, ашкөз байларды алдап, кедейлерге көмектесті (Алдар Көсе)
Назовите имя мальчика, который на время оставил своих родителей, чтобы пожить в деревне со своими друзьями. (Дядя Фёдор)
Достарымен ауылда тұру үшін ата-анасын тастап кеткен баланың атын атаңыз. (Федор ағай)
Как любил, есть бутерброд кот Матроскин? (колбасой в низ)
Матроскин мысық қандай бутерброды ұнаттатын еді? (шұжық төмен жағында )
Назовите название мультфильма, который был посвящен 550-летию образования казахского ханства (Қазақ елі)
Қазақ хандығының 550 жылдығына арналған мультфильмнің атауын атаңыз (Қазақ елі)
Где работал, по словам Матроскина его дядя? (Обувной фабрике)
Матроскиннің сөзіне қарағанда оның ағасы қайда жұмыс істеді? (Аяқ киім фабрикасында)
Вед.1 Ал енді, қымбатты балалар біз сендерге ойын ұсынамын.
1 тапсырма:Төлі жылқы малының
Төгілген жалы алтындай
Құстай ұшып баланы алып
Тау мен тасты жалғайды
Ғажайып жылқы төлі бұл
Деп атаймыз ("Горбунок").
Ол кез-келген кедергіден секіреді.
Тапсырма: 6 адамнан 3 команда - бірінші қатысушы белінен бүгіліп, допты алып, қолдарымен ұстап, арқасына салады. Допты түсірмей, текшелер арқылы кедергі жолымен бағдарға жету керек, содан кейін эстафетаны келесі қатысушыға беру керек.
Вед.2 А теперь, дорогие ребята я предлагаю вам поиграть.
1 Конкурс «Конек — Горбунок».
Скачет лошадь не простая, —
Чудо – грива золотая,
По горам парнишку носит
Да никак его не сбросит.
Есть у лошадки сынок –
Удивительный конек,
Удивительный конек
По прозванью … («Горбунок).
Конек – Горбунок мог прыгать так, что преодолевал любые препятствия.
Задание: 3 команды по 6 чел. первый участник сгибается в поясе, берет мяч и кладет его на спину, придерживая руками. Нужно добежать до ориентира, по пути прыгая через кубики и затем передать эстафету следующему участнику. в случае если во время выполнения задания мяч был потерян, участник продолжает эстафету с того места где уронил мяч. Команде первой выполнившей задания начисляется 3 балла, второй-2, третьей-1 балл.
Вед.1 Тапсырма: "Түлкі Алиса және мысық Базилио"сайысы.
Екі айлакер жұптасқан
Қулыққа басып таласқан
Мысық соқыр, Түлкі ақсақ
ертегі қалай айталат? ("Алтын кілт)
Ал бұл жұп кім?
(" Алиса түлкі және мысық Базилио).
Тапсырма: 6 адамнан командалар жұпқа бөлінеді. Бір қатысушы-түлкі Алиса, екіншісі - мысық Базилио. Түлкі тізеден бір аяқты бүгіп, оны қолымен ұстайды, осылай қолтықтасып жұп бағдарға дейін және кері қарай жүгіріп өтеді.
Вед.2. 2 Конкурс «Лиса Алиса и Кот Базилио».
Эта пара хитрецов
Все время притворяются.
Кот слепой, лиса хромая.
Как сказка называется?
(«Золотой ключик).
А кто эта пара хитрецов?
(«л. Алиса и кот Базилио).
Задание: команды по 6 человек, делятся на пары. Один участник – лиса Алиса, другой кот Базилио. Лиса сгибает в колене одну ногу и поддерживает еѐ рукой. Взявшись под руки, парочка начинает движение до ориентира и обратно. Команде первой выполнившей задания начисляется 3 балла, второй-2, третьей-1 балл.
Вед.1 Келесі сайыс. «Дымбілмес сайысы»
Ешкім оны танымай
Білмесе де достасты
Ертегісі қызықты
Қалпағы бар тым үлкен
Оның аты кім еді? (Дымбілмес)
Дымбілмес достарымен әуе шарында ұшқан. Қазір біз теннис шарларымен эстафета өткіземіз. Ракеткада теннис шарын айналып өтіп, белгілерден өтіп оны түсіріп алмауымыз керек.
Вед.2. 3 Конкурс «Незнайка»
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Он из сказки интересной
В яркой шляпе, с галстуком
Очень просто, угадай-ка,
Как зовут его?
(«Незнайка)
Незнайка летал со своими друзьями на воздушном шаре. Сейчас мы с вами проведем эстафету с теннисными шарами. На ракетке вам нужно пронести обходя кегли теннисный шар и не уронить его. В случае если во время выполнения задания шарик был потерян, участник продолжает эстафету с того места где уронил шар. Команде первой выполнившей задания начисляется 3 балла, второй-2, третьей-1 балл.
Вед.1 Ал біз біздің қатысушыларымыз сынақтарды жалғастырамыз.
Енді 4 байқауымыз – «Менің сүйікті кейіпкерім»
Командалардың үстелдерінде бар ресурстарды (желім, түрлі-түсті қағаз, қарындаштар, фломастерлер, пластилин, қайшы) пайдалана отырып, сүйікті мультипликациялық кейіпкердің суреті немесе коллажын А4 форматында орындау. Тапсырманы орындау уақыты 10 мин
.
Вед.2 А мы наши участники продолжаем наши испытания.
4 Конкурс «Мой любимый герой»
Используя имеющиеся на столах команд ресурсы (клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры, пластилин, ножницы), выполнить рисунок или коллаж любимого мультипликационного героя на формате А4. Время на выполнения задания 10 мин.
Оценивание: В соответствии с критериями оценивания от 1 до 5 баллов.
Критерии оценивания:
Эстетичность выполнения задания.
Схожесть с реальным персонажем.
Оригинальность идеи.
Соответствие отведенному времени.
Многообразие использованных материалов
Вед.1 5 сайыс – «Пазлдар»
Біз енді "Батырдың суретін жина" деп аталатын соңғы конкурсқа келдік. Міндетіміз мультфильм кейіпкерлерінің бейнесін жинау.
Үстелдерде мультфильм кейіпкерлерінің бірінің суреті бар.
Вед.2 5 конкурс «Пазлы»
Ваша задача собрать героя мультфильма из пазлов. Но для этого вы должны угадать имя героя разгадав загадку. На выполнение задания дается 3 мин. Командам справившимся с заданием за отведенное время начисляется 1 балл.
1 (6 «Б» класс) Врач-ветеринар который очень любил лечить животных. (Доктор Айболит)
Ветеринар дәрігер туралы мультфильм (Доктор Айболит)
2.(6 «А» класс) Вредина преклонного возраста. Ее имя совпадает с названием шляпы? (Шапокляк)
Егде жастағы кейіпкер-әйел. Оның аты шляпаның атымен сәйкес келеді? (Шапокляк)
3. (6 «Ә» сынып) Известный хитрец, который не полезет за словом в карман. (Алдар Көсе)
Аса шешен, қазақтың танымал қу кейіпкері. (Алдар Көсе)
Вед.1 Мұны да түгел орындадық! Өте жақсы!
Вед.2 И с этим справились! Отлично!
Вед.1 Қымбатты балалар! Міне, мультипликацияға арналған біздің конкурстық бағдарлама да аяқталды. Бүгін сіздерге қуаныш сыйлайтын, жақсылық пен әділеттілікке үйрететін мультфильмдерін қалай жақсы білетіндігін көрсеттіңдер. Әзірше қазылар алқасы қорытынды шығарады. Біз 6 сынып оқушылары жасаған жаңа мультфильмдердің тұсаукесерін көрсеткіміз келеді.
Вед.2 Дорогие ребята, вот и подошла к концу наша конкурсная программа, посвященная мультипликации. И вы сегодня показали, как хорошо знаете наши родные мультфильмы, которые всегда дарят вам радость, учат вас добру и справедливости. И пока жюри подводит итоги. Мы бы хотели показать вам премьеру новых мультфильмов, которые были созданы нашими учениками 6-ых классов.
Вед.2 В чистом поле,
Где нет дорог,
Стоит не низок, не высок,
Всех приглашает на порог
Этот домик … («теремок).
А в этом теремке – вы сейчас посмотрите мультфильмы.
Вед.1 Бұл отауға кірейік , қазір мультфильм көрейік.
Вед.2 Как и в любой другой форме искусства, в мультипликации тоже присуждают награды за выдающиеся достижения. Оригинальные награды за мультипликацию выдавались академией кинематографических искусств и наук для анимированных короткометражных фильмов с 1932 года, во время 5-й церемонии награждения «Оскарами».
И сегодня мы награждаем премией «Оскар» наших трудолюбивых создателей мультфильмов.
Вед.1 Кез келген басқа өнер туындысы сияқты, мультипликацияда да үздік жетістіктер үшін марапаттар беріледі. Мультипликация үшін ерекше марапаттарды кинематографиялық өнер және ғылым академиясы 1932 жылдан бастап табыстап келеді. Анимацияланған қысқа метражды фильмдерге "Оскар" сыйлығымен марапаттау рәсімі дәстүрге айналған.
Бүгін біз еңбекқор мультфильм жасаушыларды "Оскар" сыйлығымен марапаттаймыз.
Вед.2 Спасибо за внимание. До скорых встреч.
Вед.1 Назарларыңызға рахмет. Келесі кездескенше.