СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное открытое мероприятие "Родная природа"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное открытое мероприятие "Родная природа"»

ГКОУ «БСШИ №3»







Открытое внеклассное мероприятие по теме:






«Природа - наш дом родной»










Подготовила: Магомедова М.Г., воспитатель



Цель: раскрыть величие и красоту природы как источника гражданских чувств и творческой деятельности.

Задачи:

  • формировать умение видеть и чувствовать красоту природы;

  • развивать эстетическое восприятие природы;

  • воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: слайды «Природа Южной Якутии», картины художников-пейзажистов И. Шишкина, А.Шильдера, А. Саврасова, Д. Орловского. Музыкальная запись произведения П.Чайковского «Времена года»


Ход мероприятия:


Учитель: (на фоне птичьих песен, взятых из записи «Птичьи голоса».

Единство человека и природы... Можно ли сказать, что мы тесно связаны с природой, зависим от неё? Почему? (Ответы детей)

Да, и вправду природа даёт нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения. В.А.Сухомлинский писал: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи...» Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы.

Вот как видят природу те, кто её любит, внимательно наблюдает и изучает.

(Демонстрация слайдов «Природа Южной Якутии»)

Учитель: Чёрствый и эстетически неразвитый человек ничего не увидит в лесу, кроме деревьев, в реке ничего, кроме воды, в небе ничего кроме облаков. Вдумчивый, пытливый наблюдатель открывает для себя мир, полный удивительных и неожиданных открытий.


Конкурс 1. « Загадочный» ( разминка)

(загадки о деревьях, кустарниках, травах.)


1) Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба )

2) Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? ( ель )

3) С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты. ( одуванчик )

4) Ни кто не пугает,

А вся дрожит. ( осина )

5) Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. ( берёза )

6) Самое сладкое дерево наших лесов. ( липа )


(картинки растений на слайдах)


- Ещё в лесу много домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт.

Конкурс 2. «Кто и где живёт».


*Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)

*Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка.)

*Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук)

*Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк).

*Лесной доктор. (Дятел).

*Лесной санитар. (Муравей.)


- Ребята, к нам пришли письма из леса. Вот два письма. Нужно узнать кто их написал.(каждой команде по письму)


Конкурс 3. « Почтовый ящик.» (письма в конвертах)

  1. Выставка рисунков детей «Природа и фантазия». Защита своих работ несколькими учениками. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года)

  2. Учись у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы.

Учитель: Природа во все века поэтически воспринималась людьми. Эмоциональное восприятие человеком природы сказалось в наскальных рисунках, скульптурах, в песнях, сказках, пословицах, поговорках, в былинах и т.д. Представления о смене времён года, о бесконечном движении солнца нашли в обрядах, танцах, песнях не только поэтическое выражение, но и приобрели эстетический смысл как понимание вечного торжества и возрождения красоты жизни.



Конкурс 5. «Ромашка.» ( У ромашки отрывают лепестки. )

- На лепестках на тему « Легенды о растениях.» Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

  1. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик. ( Шиповник. )

  2. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов. ( Пион. )

  3. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. ( Ромашки. )

  4. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. ( Василёк.)

- Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится всё меньше и меньше.

- Следующий конкурс №6 «Эрудит.»


  1. Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается? (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками. )

  2. Зачем нужны змеи, ведь они опасны? ( Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Змеиный яд используется в медицине.)

  3. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? ( Они являются кормом и лекарством для многих животных.)

  4. Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? ( Пчела погибает.)

  5. Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: « Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. ( Божья коровка.)

  6. Почему у лиственницы такое название? (Она, как лиственные деревья, сбрасывает хвою.)

-И последний конкурс на этой странице № 7 « Жалоба».

- Я вам предлагаю вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного и определить, о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.


- Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!


1 задание. Игра « По грибы, по ягоды».


- Сейчас нам предстоит пойти в лес по грибы, по ягоды. Но, как вы знаете, не все грибы и ягоды пригодны в пищу для человека. Поэтому вы должны определить, что мы будем собирать.


  • Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.)

  • В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Маслята. )

  • Гриб красивый, яркий. Для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека- смертельный яд! ( Мухомор. )

  • Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. ( Земляника. )



- В лесу своя аптека, которая помогает нам ,людям, избавиться от многих болезней.

- Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей )

Ответьте на вопросы:

  1. Какие лекарственные травы применяются при простуде? ( Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины. )

  2. Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел. )

  3. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе? (Зверобой.)

  4. Какие растения помогают при упадке сил? ( Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой. )

- Я бы хотела немного добавить:

  • Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.

  • Кашель, бронхит лечит настой из мать и мачехи.

  • Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.

  • Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.

  • Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.

  • Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.

- Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.


4 страница – « Красная книга».


Учитель показывает « Красную книгу».


- Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)

- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.

- Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу? ( ответы детей )

- А многих животных и растений этой книги можно скоро будет увидеть только на картинке ( показываю и называю).

Розовый пеликан, утка-мандаринка, розовая чайка, Амурский тигр, манул, жужелица Кавказская, женьшень, венерин башмачок, прострел (сон-трава).

- Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.


- Открываем последнюю 5 страницу нашего журнала «Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?»


- Давайте вспомним правила поведения в природе. Каждая команда называет по очереди, кто больше вспомнит.

Памятка:

  • НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.

  • НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.

  • НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.

  • НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

  • НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

  • НЕ разоряй птичьи гнёзда.

  • НЕ разоряй муравейники.

  • НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

  • НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

  • В лесу старайся ходить по тропинкам.


  1. Русская природа – глазами художников.

Учитель: Совершим небольшое путешествие в природу с помощью картин великих русских художников-пейзажистов. (И.И Шишкин «Опушка леса», «Рожь». А.Н.Шильдер «Радуга в лесу», «Осенний лес». А.К.Саврасов «Грачи прилетели», «Зима». В.Д.Орловский «Пруд. Летний вечер»)

  • В чём красота и привлекательность картин?

  • Что объединяет всех художников?

  • Какую мысль, какое чувство они хотели донести до нас?

  1. Подведение итога занятия.

Я хочу закончить наше занятие словами - обращением М.М. Пришвина: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни... Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!»