СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность " Юный краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке вы сможете найти КТП 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность " Юный краевед"»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(общекультурное)

«Юный краевед»


Разработчик: Погорельцева Ирина Артуровна

учитель начальных классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6,5-11 лет.


Описание места курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Юный краевед» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей в возрасте от 6,5 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 1 год – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.

Занятия осуществляются во второй половине дня в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете,парке, пришкольном участке. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.


Основными формами образовательного процесса являются:

  • экскурсии,

  • выставки,

  • презентации,

  • совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания)


Основные виды деятельности учащихся:

  • индивидуальная (результат работы одного ученика);

  • работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников);

  • коллективная деятельность.


Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Изучение природы родного края»:

Личностные результаты:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.


МетапредметныеУУД:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Предметные УУД:

  • в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

  • в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;

  • в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

  • в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

  • в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.


Формы подведения итогов реализации программы

Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов.

Результатами исследовательской деятельности могут являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др.



Содержание программы

Тема 1: Введение (2ч)

Что изучает краеведение. Кто такие краеведы. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

Тема 2: Мой край на карте Родины (5 ч)

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.


Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.


Тема 4: Моя улица. (1 ч)

Урок-экскурсия по улицам родного города. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».

Тема 5: Наша школа (1 ч)

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Тема 6: Природа нашего края. (21 ч)

Речная сеть области - реки. Озера, их происхождение. Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.

Природные ресурсы края, их исполь­зовании и значении для промышлен­ности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

Экологические проблемы региона и своего края.



Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)









Учебно-тематический план

п/п

занятий

в разделе

Дата



Темы учебных занятий




Введение

1

1.1


Вводное занятие «Что такое краеведение?» «Кто такие краеведы?»

2

1.2


Природа – наш второй дом



Мой край на карте Родины

3

2.1


Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

4

2.2


Символ России – берёза.

5

2.3


Город Искитим – частица России. Символика края.

6

2.4


Город, в котором мы живем.

7

2.5


Исторические корни нашего края. Легенды и предания.



Я и моя семья

8

3.1


Профессии моих родителей.

9

3.2


Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

10

3.3


Моя родословная.



Моя улица

11

4.1


Заочная экскурсия по улицам родного города.



Наша школа

12

5.1


Знакомство с историей, традициями своей школы.



Природа нашего края

13

6.1


Полезные ископаемые Новосибирской области.

14

6.2


Что дает наша область стране.

15

6.3


Климат. Сезонные изменения погоды в Новосибирской области

16

6.4


Реки и озера.

17

6.5


Растительный мир. Лиственные и хвойные деревья региона.

18

6.6


Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

19

6.7


Лекарственные растения нашего края.

20

6.8


Викторина «Что это за листья?»

21

6.8


Правила поведения в лесу, в парковой зоне.

22

6.9


Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».

23

6.10


Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга.

24

6.11


Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

25

6.12


Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.

26

6.13


Животный мир Новосибирской области.

27

6.14


Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

28

6.15


Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

29

6.16


Викторина «В мире животных».

30

6.17


Птицы родного края

31

6.18


Названия населенных пунктов нашей местности.

32

6.19


Экскурсия в краеведческий музей.

33

6.20


Памятники города Искитима.

34

6.21


Что мы узнали за год? Подведение итогов.




Всего часов: 34 часа























































Материально-техническое обеспечение

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник. 2011

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В.,Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. 2011

  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М. : Академкнига/Учебник. 2014

  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.2012




Наглядные пособия

1) натуральные живые пособия – комнатные растения;

2) гербарии; семена и плоды растений;

3) географические и исторические карты;

4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;

5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;

6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки;

7) экскурсионное снаряжение, в том числе лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;