РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(общекультурное)
«Юный краевед»
Разработчик: Погорельцева Ирина Артуровна
учитель начальных классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6,5-11 лет.
Описание места курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Юный краевед» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей в возрасте от 6,5 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 1 год – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Занятия осуществляются во второй половине дня в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете,парке, пришкольном участке. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Основными формами образовательного процесса являются:
экскурсии,
выставки,
презентации,
совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания)
Основные виды деятельности учащихся:
индивидуальная (результат работы одного ученика);
работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников);
коллективная деятельность.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Изучение природы родного края»:
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
МетапредметныеУУД:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные УУД:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Формы подведения итогов реализации программы
Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов.
Результатами исследовательской деятельности могут являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др.
Содержание программы
Тема 1: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Кто такие краеведы. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2: Мой край на карте Родины (5 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: Моя улица. (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам родного города. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».
Тема 5: Наша школа (1 ч)
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: Природа нашего края. (21 ч)
Речная сеть области - реки. Озера, их происхождение. Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.
Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.
Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Экологические проблемы региона и своего края.
Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)
Учебно-тематический план
№ п/п | № занятий в разделе | Дата | Темы учебных занятий |
| | Введение |
1 | 1.1 | | Вводное занятие «Что такое краеведение?» «Кто такие краеведы?» |
2 | 1.2 | | Природа – наш второй дом |
| | Мой край на карте Родины |
3 | 2.1 | | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. |
4 | 2.2 | | Символ России – берёза. |
5 | 2.3 | | Город Искитим – частица России. Символика края. |
6 | 2.4 | | Город, в котором мы живем. |
7 | 2.5 | | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. |
| | Я и моя семья |
8 | 3.1 | | Профессии моих родителей. |
9 | 3.2 | | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» |
10 | 3.3 | | Моя родословная. |
| | Моя улица |
11 | 4.1 | | Заочная экскурсия по улицам родного города. |
| | Наша школа |
12 | 5.1 | | Знакомство с историей, традициями своей школы. |
| | Природа нашего края |
13 | 6.1 | | Полезные ископаемые Новосибирской области. |
14 | 6.2 | | Что дает наша область стране. |
15 | 6.3 | | Климат. Сезонные изменения погоды в Новосибирской области |
16 | 6.4 | | Реки и озера. |
17 | 6.5 | | Растительный мир. Лиственные и хвойные деревья региона. |
18 | 6.6 | | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. |
19 | 6.7 | | Лекарственные растения нашего края. |
20 | 6.8 | | Викторина «Что это за листья?» |
21 | 6.8 | | Правила поведения в лесу, в парковой зоне. |
22 | 6.9 | | Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». |
23 | 6.10 | | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. |
24 | 6.11 | | Викторина «Зелёный мир вокруг нас». |
25 | 6.12 | | Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. |
26 | 6.13 | | Животный мир Новосибирской области. |
27 | 6.14 | | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? |
28 | 6.15 | | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. |
29 | 6.16 | | Викторина «В мире животных». |
30 | 6.17 | | Птицы родного края |
31 | 6.18 | | Названия населенных пунктов нашей местности. |
32 | 6.19 | | Экскурсия в краеведческий музей. |
33 | 6.20 | | Памятники города Искитима. |
34 | 6.21 | | Что мы узнали за год? Подведение итогов. |
| | | Всего часов: 34 часа |
Материально-техническое обеспечение
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник. 2011
Федотова О.Н., Трафимова Г.В.,Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. 2011
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М. : Академкнига/Учебник. 2014
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.2012
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия – комнатные растения;
2) гербарии; семена и плоды растений;
3) географические и исторические карты;
4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки;
7) экскурсионное снаряжение, в том числе лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;