СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность " Школа вежливых наук "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

    Содержание   рабочей программы  предполагает решение   следующих задач:

  • обучить навыкам общения и сотрудничества;
  • сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
  • развивать коммуникативные умения в  процессе общения;
  • ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

   Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро.
  • Бойся обидеть человека.
  • Люби и прощай людей.
  • Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Ролевые игры;
  • Беседы, викторины;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Тренинги общения;
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность " Школа вежливых наук "»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Степано-Савченская основная общеобразовательная школа.


Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский





Утверждаю.

Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ

Приказ № ___от ____________2017 год.



________________Т.Н.Буряченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По______________ внеурочной деятельности

«Школа вежливых наук»____________

Уровень общего образования (класс):__ начальное общее,

3 класс________________

Количество часов:___________34 часа______________-



Учитель: Бровко Лилия Анатольевна






2017-2018





Пояснительная записка.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр.

Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

  • обучить навыкам общения и сотрудничества;

  • сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

  • развивать коммуникативные умения в процессе общения;

  • ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро.

  • Бойся обидеть человека.

  • Люби и прощай людей.

  • Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Ролевые игры;

  • Беседы, викторины;

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки;

  • Тренинги общения;

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  • Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  • Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.

В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программа А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».

Программа адресована учащимся 3 Б классов и рассчитана на 34 часа Периодичность занятий – 1 час в неделю.


Содержание занятий.

«Школа – территория толерантности»

1 занятие. Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе.

2 занятие. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.

3 занятие. Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познако­мить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

4-5 занятие. Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

6-7 занятие. Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение челове­ка в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.

8-9 занятие. Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Пока­зать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

10 занятие. Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанно­сти». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.

11 занятие. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

12-13 занятие. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра

14-15 занятие. Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным дан­ному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.)

16 занятие. Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить поня­тия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

17 занятие. Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне­ниями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

18-19 занятие. Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».

20 занятие. Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользова­ния и поведения в библиотеке.

21-22 занятие. Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

23 занятие. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту­пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан­дал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Мо­ральная оценка поступков людей.

24-25 занятие. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту­пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан­дал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Мо­ральная оценка поступков людей.

26-27 занятие. Понятия «культура», «культура поведения», «правила прили­чия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».

28 занятие. Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция.

29 занятие. Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт.

30 занятие. Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки.

31 занятие. Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему.

32 занятие. Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным.

33 занятие. Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила эти­кета на празднике.

34 занятие. Обобщить знания по курсу «Школа – территория толерантности», ролевая игра.


Список литературы.

Для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

  4. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

  5. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

  6. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

  2. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

  3. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

  4. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

  5. Осеева В.А. Волшебное слово

  6. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

  7. Русская народная сказка. Лиса и Журавль.


Тематическое планирование

Темы занятий

1.

Азбука этики. Основные понятия этики.

2.

Учимся жить вместе. Наш класс.

3.

Как я выгляжу.

4.

Я – личность. Мои роли.

5-6

Нравственные сказки. Сказки о вежливости.

7.

Устав – основной закон школы.

8.

Человек и его имя.

9.

Я и мои друзья.

10.

Верность слову.

11.

Речевой этикет.

12.

Умение общаться.

13.

Этикет в общественных местах.

14.

Библиотека – хранительница знаний.

15.

Отзывчивость и доброта.

16.

Моё поведение.

17.

Чем богат человек.

18.

Мои чувства.

19.

Моё настроение.

20.

Школьный этикет.

21.

Зачем быть вежливым.

22.

Обязанности ученика в школе и дома.

23.

Ты и твоё здоровье.

24.

Я познаю себя и других.

25.

Формы моральной оценки и самооценки.

26.

Культура поведения человека.

27.

Как человек принимает решение. Принимать решение нелегко.

28.

Ограничения и самоограничение.

29.

Каждый выбирает по себе.

30.

Я учусь быть самостоятельным.

31.

Праздничный этикет. День рождения.

32.

Наш класс.

33.

Обобщающий урок.