Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Степано-Савченская основная общеобразовательная школа.
Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский
Утверждаю.
Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ
Приказ № ___от ____________2017 год.
________________Т.Н.Буряченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По______________ внеурочной деятельности
«Школа вежливых наук»____________
Уровень общего образования (класс):__ начальное общее,
3 класс________________
Количество часов:___________34 часа______________-
Учитель: Бровко Лилия Анатольевна
2017-2018
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр.
Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучить навыкам общения и сотрудничества;
сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
развивать коммуникативные умения в процессе общения;
ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Воспитательные идеи программы:
Формы организации внеурочной деятельности:
Ролевые игры;
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Тренинги общения;
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.
В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программа А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
Программа адресована учащимся 3 Б классов и рассчитана на 34 часа Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Содержание занятий.
«Школа – территория толерантности»
1 занятие. Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе.
2 занятие. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.
3 занятие. Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.
4-5 занятие. Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.
6-7 занятие. Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.
8-9 занятие. Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.
10 занятие. Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.
11 занятие. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.
12-13 занятие. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра
14-15 занятие. Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.)
16 занятие. Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).
17 занятие. Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.
18-19 занятие. Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».
20 занятие. Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке.
21-22 занятие. Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?
23 занятие. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.
24-25 занятие. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.
26-27 занятие. Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».
28 занятие. Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция.
29 занятие. Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт.
30 занятие. Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки.
31 занятие. Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему.
32 занятие. Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным.
33 занятие. Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике.
34 занятие. Обобщить знания по курсу «Школа – территория толерантности», ролевая игра.
Список литературы.
Для учителя:
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Для обучающихся:
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
Осеева В.А. Волшебное слово
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русская народная сказка. Лиса и Журавль.
Тематическое планирование
№ | Темы занятий |
1. | Азбука этики. Основные понятия этики. |
2. | Учимся жить вместе. Наш класс. |
3. | Как я выгляжу. |
4. | Я – личность. Мои роли. |
5-6 | Нравственные сказки. Сказки о вежливости. |
7. | Устав – основной закон школы. |
8. | Человек и его имя. |
9. | Я и мои друзья. |
10. | Верность слову. |
11. | Речевой этикет. |
12. | Умение общаться. |
13. | Этикет в общественных местах. |
14. | Библиотека – хранительница знаний. |
15. | Отзывчивость и доброта. |
16. | Моё поведение. |
17. | Чем богат человек. |
18. | Мои чувства. |
19. | Моё настроение. |
20. | Школьный этикет. |
21. | Зачем быть вежливым. |
22. | Обязанности ученика в школе и дома. |
23. | Ты и твоё здоровье. |
24. | Я познаю себя и других. |
25. | Формы моральной оценки и самооценки. |
26. | Культура поведения человека. |
27. | Как человек принимает решение. Принимать решение нелегко. |
28. | Ограничения и самоограничение. |
29. | Каждый выбирает по себе. |
30. | Я учусь быть самостоятельным. |
31. | Праздничный этикет. День рождения. |
32. | Наш класс. |
33. | Обобщающий урок. |