СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросительные и относительные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует требованиям ФГОС. Урок представлен в форме технологической карты. 

Просмотр содержимого документа
«Вопросительные и относительные местоимения»

6 класс Дата 8.04.2019 Урок № 148-149

Тема: Вопросительные и относительные местоимения

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели :

Метапредметные:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Предметные:

ЛР: дать понятие о вопросительных и относительных ме­стоимениях; показать особенности их склонения, разницу между ними; учить предупреждать речевые ошибки.

Оборудование: компьютерная презентация; раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Этап мотивации.

Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

ТОУУ


III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


 Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 79 (реализация домашнего задания).)

Какой разряд местоимений вы начали изучать дома?

Какие местоимения относятся к вопросительным?

Для чего служат вопросительные местоимения? (Название этих местоимений подсказывает, что это за местоимения и где они употребляются. Это местоимения, которые слу­жат для выражения вопроса в вопросительных предложениях: кто?, что?, какой?, каков?, который?, чей?, сколько?)

Какие части речи отвечают на эти вопросы? (Именные части речи: существительные, прилагательные, числительные.)

Какое из вопросительных местоимений не склоняется? (Каков?)

Какие из вопросительных местоимений не изменяются по родам и числам? (Кто?, что?)

(Склонение местоимений кто?и что?(по заданию упр. 450).)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить и углубить знания о вопросительных местоиме­ниях, упражняться в их склонении и употреблении.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение заданий рубрики «Материалы для самостоятель­ных наблюдений» (с. 72,73), вывод о склонении местоимения чей?)

2. Практическое задание

— Придумайте примеры предложений с вопросительными местоимениями. (Кто стучится в дверь ко мне? Что такое, что случилось? Кого мы видим на картинке? Какая погода будет завтра ? В котором часу ты вернёшься ? Каков ответ этой задачи ? О чьём рассказе идёт речь ? Скольким участни­кам удалось выйти в финал ?)

3. Слово учителя

А сейчас мы будем изучать относительные местоимения. Вот они: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. Не кажется ли вам это странным? Ведь именно эти слова мы отнесли к разряду вопросительных местоимений. Попробуем разобраться. Сравним предложения.

(Верхняя строка — шапка - заполняется последней.)


Вопросительные местоимения

Относительные местоимения

Кто сказал «мяу»?

Теперь я знаю, кто сказал «мяу».

Чем бы тебя угостить?

Я думаю, чем бы тебя угостить.

Какой у тебя номер вагона?

Посмотри, какой у тебя номер вагона.

Каковы ваши планы?

Хотелось бы знать, каковы ваши планы

Который час?

Скажите, пожалуйста, который час.

Чья это проделка?

Признавайтесь, чья это проделка.

Сколько сегодня уроков?

Я не помню, сколько сегодня уроков.

Подумайте, чем различаются одинаковые слова в левой и правой частях таблицы. Сделайте вывод. (Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, а относитель­ные — для связи простых предложений в составе сложных. Различие есть и в интонации.)

Чтобы определить синтаксическую роль относительных ме­стоимений, надо на их место подставить подходящую по смыслу именную часть речи. Например:

Я думаю, чем (чаем) бы тебя угостить (дополнение).

Посмотри, какой (пятый) у тебя номер вагона (определение).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.


Закрепление материала.

Упр. 451 — комментированное письмо.

Упр. 452 — орфоэпическая работа (см. таблицу выше).


Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


V. Этап включения изученного в систему знаний.

Упр. 455 — коллективное выполнение с комментированием, понятие о синтаксической синонимии.

Предложения, которые мы составили, по смыслу сходны с данными в упражнении. Если принять предложения за одно це­лое, можно назвать их синонимами. Так в математике мы можем обозначить какое-либо выражение одной буквой (5—1=6 — 2, или х = у). Это явление синтаксической синонимии.

Упр. 456 — комментированное письмо, работа по преду-
преждению речевых ошибок.



Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Подведение итогов.

Вопрос классу:

- Какие части речи заменяют вопросительные местоимения?

В каких по цели высказывания предложениях встречаются вопросительные местоимения?

Что общего у вопросительных и относительных место­имений?

Как отличить вопросительные местоимения от относи­тельных?

Какими членами предложения могут быть вопросительные и относительные местоимения?


- А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.







Урок 151. Неопределённые местоимения

Цели: дать понятие о неопределённых местоимениях, особен­ностях их склонения; познакомить с условиями слитного, раз­дельного и дефисного написания неопределённых местоимений; учить предупреждать речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание морфологических особен­ностей неопределённых местоимений, условий их слитного, раз­дельного и дефисного написания; умения обнаруживать и устра­нять речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 457 — чтение исправленного текста, обсуждение зада­ний, морфемный, морфологический и пунктуационный разбор на доске.)

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

Бродит маленький фонарщик От звезды к звезде. И когда его не станет, Что же, люди, будет с нами? В небе добрыми руками Кто затеплит это пламя?

В. Ланцберг

— Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите раз­ряд местоимений.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте записи.

Она идёт по школьному коридору. В классе слышны её шаги.

Кто-то идёт по школьному коридору. В классе слышны чьи-то шаги.


Чем похожи эти записи, чем они отличаются? (В обоих вари­антах используются местоимения, но в перовом случае место­имения указывают на какое-то конкретное лицо, а во вто­ром — на неопределённое.)

К какому разряду относятся местоимения в первой записи? (Это личные местоимения.)

Как могут называться местоимения, которые используются во втором случае? (Неопределённые.)

Посмотрите на эти местоимения ещё раз. Что вы заметили? (Оба местоимения написаны через дефис.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с разрядом неопределённых местоимений, узнать об особенностях их образования и правописания.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений» (с. 76).

Чтение теоретического материала и правила (с. 76, 77), бе­седа по прочитанному.

— Почему неопределённые местоимения так называются?

Как образуются неопределённые местоимения?

Как изменяются неопределённые местоимения?

В чём особенность произношения и правописания неопре­делённых местоимений с приставкой не-?


Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений», чтение правила (с. 78).

Упр. 458 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 459 — самостоятельное выполнение после предвари­тельного обсуждения.

Упр. 460 — самостоятельное выполнение, морфологический и синтаксический разбор на доске.

VII. Подведение итогов урока

Что обозначают неопределённые местоимения?

Какую роль играет не в неопределённых местоимениях?

В каких случаях неопределённые местоимения пишутся через дефис, а в каких - раздельно?

Домашнее задание

Учебник: § 80, упр. 461.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!