ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Мир профессий. Профессии наших родителей»
(2 «В» класс)
Сергеенко Наталия Михайловна,
учитель начальных классов государственного учреждения образования «Гимназия г. Логойска»
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Проблема подготовки школьников к самостоятельной жизни и труду
всегда была актуальной, но сегодня она приобретает особую значимость.
Первоклассники далеки еще от выбора профессии, но правильно поставленная среди них работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения детей в старших классах. Есть качества личности, необходимые для всех профессий: трудолюбие, уважение к людям труда всех профессий, осознание необходимости трудиться, умение планировать и контролировать свою работу, организовать свое рабочее место, аккуратность, точность в работе, усидчивость, настойчивость, умение выбрать наиболее рациональный способ выполнения трудового задания, экономия материалов, времени и т.д. Все эти качества нужно формировать и воспитывать с 1 класса.
С целью создания условий для воспитания положительного отношения к труду, был разработан проект «Мир профессий. Профессии наших родителей».
Направления работы: Знакомство с профессиями родителей. Изучение способностей учащихся. Вовлечение учащихся во всевозможные виды труда. Экскурсии, профориентационные игры.
Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Задачи:
- расширить знания учащихся о мире профессий;
- познакомить с содержанием деятельности различных профессий;
- содействовать воспитанию уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- развивать коммуникативные и творческие способности учащихся.
Объект исследования: профессии родителей.
Реализация проекта:
Сроки реализации проекта: 2014- 2016 гг.
Гипотеза:
Предполагаем, что полученная информация о труде и профессиях родителей поможет в дальнейшей работе по профессиональной ориентации учащихся.
Методы исследования:
- беседы с учащимися на заданную тему;
- встречи с людьми изучаемых профессий;
- наблюдение за трудом людей разных профессий;
- экскурсии;
- поиск и подбор информации (совместно с взрослыми);
- создание творческих продуктов (совместно с взрослыми).
Участники проекта:
учащиеся 2 «В» класса;
родители учащихся
Этапы реализации проекта
Первый этап – организационный (2014/2015 учебный год).
Изучение литературы, подготовка проекта, разъяснительная работа с родителями. Выявление у учащихся первичных представлений о труде взрослых. Проведение родительского собрания.
Второй этап – ориентационно-личностный (2014/2015 учебный год).
Цель его состоит в том, чтобы развить у младших школьников положительное отношение к физическому труду, обращая при этом внимание на значимость строительных профессий, которые наиболее востребованы в настоящий момент в Республике Беларусь; уважение к людям различных профессий, в том числе и рабочих профессий; интерес к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; стремление своим посильным трудом доставлять окружающим радость и получать от этого моральное удовлетворение. У учащихся с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, индивидуальные беседы, внеклассные мероприятия, акции, праздники, экскурсии и др.) необходимо формировать положительное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к трудовой деятельности, формировать потребность быть полезным людям.
Третий этап – заключительный этап (2015/2016 учебный год).
Обобщение полученных результатов. Создание азбуки «Профессии родителей нашего класса».
Содержание материала
Беседы по трудовому воспитанию
1. «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
2. «Ученье и труд рядом идут»
3. «Мое любимое занятие в свободное время»
4. «Что ты должен делать сам?» (о самообслуживающем труде)
5. «Мой труд дома» (бытовой труд)
6. «Белоручек нам не надо, мастера везде нужны» (общественно-полезный труд)
7. «О труде людей осенью, зимой, весной, летом» (экскурсия на пришкольный участок)
8. «Труд – умелые руки любит»
9. «Что такое трудолюбие и как его воспитать»
Знакомство с миром профессий
1. «Кто работает в нашей гимназии?» (экскурсии)
2. Профессии наших родителей.
3. «Как рубашка в поле выросла»
4. «Откуда берется хлеб»
6. «Кто построил мой город?» (строительные профессии)
7. «Путешествие в читай-город» (рассказ о людях, чьим трудом создаются книги, экскурсия в городскую библиотеку)
8. «Письма, телеграммы в дом приносит славный почтальон» (экскурсия на почту)
9. Знакомство с работой цветовода (беседа-практикум по уходу за цветами)
10. Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.
11. Экскурсия в школьные учебные мастерские.
Итоговое мероприятие «Все профессии нужны, все профессии важны»
Практическая часть
Организация дежурства в классе.
Заполнение Дерева Познаний.
Подготовка фотоматериалов.
Художественно-творческая деятельность (конкурс «Лучший рисунок о труде», выставка творческих продуктов учащихся и родителей).
Организация игровой деятельности.
Представление результатов исследования в виде презентаций (учащиеся совместно с родителями), альбомов, буклетов.
Исследовательская деятельность
Участие в проекте предусматривает: беседы с родителями, экскурсии к ним на работу, создание азбуки “Профессии родителей класса” с фотографиями, рисунками, краткой информацией о том, что они делают, чем занимаются на работе, какое значение имеет их работа для них самих и для других людей.
Учащиеся заранее придумывают вопросы, которые будут задавать родителям о профессии. Учитель поручает детям пригласить своих пап и мам в гимназию с рассказами о своей работе. Вместе с родителями разрабатываются план выступления и последующая организация одного из этапов конкурса умельцев. Родители приносят на выставку изделия, которые они сделали сами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- формирование положительного отношения к труду, обязанностям;
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование потребности быть полезным людям;
- ознакомление с различными видами профессий.