ВАРИАНТЫ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - 2025
10 класс
Проверочная работа №1
1.Прочитайте текст и выполните задания 1−2.
(1)В начале 1870-х годов русские художники наконец-то обратили внимание на родную природу. (2)До сих пор их привлекали экзотические красоты итальянских и крымских ландшафтов. (3)Неброское обаяние пейзажей средней полосы могло быть выражено только через эмоциональное состояние творца. (4)Если для передачи величия моря и гор художнику порой достаточно фиксации местности, то здесь в первую очередь необходимо было выразить субъективное отношение, ибо только так можно было раскрыть внешне скромную, но полную грустного очарования душу русской природы.
(По И. Кашековой)
2.Подберите и запишите синоним к слову «неброский» из предложения 3.
Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.
3.Поставьте знак ударения в следующих словах:
Звонит, нанесена, балуясь, торты.
4.Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК | ПРИМЕРЫ |
А) речевая избыточность Б) нарушение лексической сочетаемости В) неправильное употребление фразеологического оборота | 1) Два единственных вопроса волновали жителей дома: неполадки в квартирах и ремонт. 2) Он учился в музыкальной консерватории. 3) На зиму они мариновали огурцы и варили варенье. 4) В маленьком городе N дизайнера интерьера днём с фонарём не сыщешь. 5) Семёнов как в воду глядел, предсказывая результаты отборочного этапа по пятиборью. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
A | Б | В |
| | |
5.Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1) Счёт у её пополнился на два процента.
2) Костя Иванов — мой лучший друг.
3) Отправляя меня на рынок, мама велела купить два килограмма помидор.
4) Я смогу его победить в следующем матче.
6.Выпишите слова, в которых пропущены непроизносимые согласные.
Високос..ный год, тёплые ватру..ки, влас..ный взгляд, , горес..ный плач, гнус..ный человек, декаден..ство, извес..ный персонаж, конъю..ктивит, корыс..ный человек, чу..ствовать страх, мои ровес..ники, играть со сверс..никами, меховые варе..ки.
7.Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.
1) Твои действия опрометчивы и непродума(н, нн)ы.
2) На столе стоял букет полевых цветов в глиня(н, нн)ом кувшине.
3) Путники выходят из деревни и по пыльной дороге направляются к синеющей (в)дали графской роще.
4) Наш проводник плохо знал местность, (за)то оказался весёлым собеседником.
5) Он всё делал так, что(бы) это было надолго.
6) Эта сторона улицы хорошо освеще(н, нн)а фонарями.
7) (С)начала недели было много неотложных дел.
8) Всегда хорошо думается (в)близи костра.
Часть речи выделенного слова | Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения) |
Имя существительное /имя существительное с предлогом | |
Имя прилагательное | |
Наречие | |
Причастие | |
Предлог | |
Союз | |
8.
(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.
(7)Может быть, всё это происходило и не так. (8)Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.
(9)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны. (10)Что они умеют удивляться.
(11)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (12)Смотрит — упало яблоко. (13)Ну, упало и упало. (14)Подыми и съешь. (15)Никого не удивляло это никогда. (16)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (17)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.
(18)Конечно, всё это гораздо сложнее. (19)Всё это требовало огромного труда, огромных знаний. (20)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. (21)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.
(22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (23)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они не умели бы выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.
(26)Вот идёт в лесу человек. (27)Слышит: поют птицы. (28)Ну, поют и поют, эка невидаль! (29)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (30)И задумается...
(31)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (32)И начнёт сам пробовать сочетать эти краски. (33)Получается картина.
(34)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли. (35)И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.
(36)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (37)Они смотрят на мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (38)У них явные расхождения с Ньютоном. (39)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (40)Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (41)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.
(42)Очень скучные люди. (43)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.
(44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё находится во взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (48)Поэтому существуют мечты и реальность.
(49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.
(51)И поэтому люди бывают счастливы.
(52)Жизнь удивительна. (53)И люди тоже удивительны. (54)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.
(по Л.И. Лиходееву*)
* Леонид Израилевич Лиходеев (1921–1994) – русский писатель, автор очерков, фельетонов, романа-эпопеи «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала».
Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.
9.Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
1) Великую (предложение 6) — выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам; очень важный. В-ая цель. В-ое открытие.
2) Свет (предложение 21) — место, откуда исходит освещение, освещённое место, пространство, где светло. Встать спиной к свету.
3) Сладко (предложение 29) — ощущении сладости, сладкого вкуса. Если не с., добавь сахару. Во рту стало с.
4) Слово (предложение 35) — единица языка, служащая для называния отдельного понятия
5) Мир (предложение 45) — согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры. Жить в мире.
10.Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Можно ли ощутить полноту жизни без способности удивляться?» Сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.
КЛЮЧИ
Задание 2
1) название средства художественной выразительности: эпитет;
2) примеры из текста: «неброское обаяние» (предложение 3), «грустное очарование» (предложение 4), «скромную душу» (предложение 4)
Задание 3.
Звони́т, нанесена́, балу́ясь, то́рты.
Задание 4
А-2,Б-1,В-4
Задание 5
2,4
Задание 6.
Вставим пропущенные буквы и объясним написание
Високос_ный год, тёплые ватрушки, властный взгляд, горестный плач, гнус_ный человек, декаден_ство, известный персонаж, конъюнктивит, корыстный человек, чувствовать страх, мои ровес_ники, играть со сверстниками, меховые варежки.
Пропущен непроизносимый согласный, вставлена буква для этого звука в 8 словах:
властный, горестный, известный, корыстный, сверстники, декадентство — непроизносимые согласные, проверяемые родственными словами (власть, горесть, известие, корысть, верста, декаденты);
конъюнктивит, чувствовать — непроверяемые непроизносимые согласные, словарные написания.
Слова, не имеющие букв на месте пропусков, объясняются следующим образом.
Високосный — слово иноязычного происхождения, к слову «кость» не имеющее никакого отношения;
Гнусный — проверяется словом «гнусен»;
Ровесники — традиционно связывается с сочетанием «человек, проживший с кем- то равное количество вёсен».
Слова варежки и ватрушки имеют сомнительный согласный, поэтому в ответ не входят.
Ответ: властный, горестный, известный, корыстный, сверстники, конъюнктивит, чувствовать, декадентство.
Задание 7. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.
Имя существительное /имя существительное с предлогом | С начала недели было много неотложных дел. |
Имя прилагательное | Твои действия опрометчивы и непродуманны.На столе стоял букет полевых цветов в глиняном кувшине. |
Наречие | Путники выходят из деревни и по пыльной дороге направляются к синеющей вдали графской роще. |
Причастие | Эта сторона улицы хорошо освещена фонарями. |
Предлог | Всегда хорошо думается вблизи костра. |
Союз | Наш проводник плохо знал местность, зато оказался весёлым собеседником. Он всё делал так, чтобы это было надолго. |
Задание 8.
Ключевые слова: удивление, открытие, жизнь без удивлений и открытий скучна.
Задание 10.
Позиция автора: Без умения удивляться жизнь скучна, мир воспринимается однобоко, без полноты красок; человек без этого умения обрекает свою жизнь на скучное, безрадостное, бесполезное существование, где нет мечты, лишает себя прекрасного, возможности развития.
Проверочная работа №2
Прочитайте текст и выполните задания 1−2.
(1)Устройства, являющиеся повседневным предметом жизни любого подростка (да и не только подростка), а именно современные наушники-«капельки», в виде идеи появились в известнейшей книге фантаста Рэя Брэдбери — «451 градус по Фаренгейту». (2)В главе «Очаг и саламандра» он так описал современный гаджет: «В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные "Ракушки", крохотные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков — музыка и голоса, музыка и голоса — волнами омывает берега ее бодрствующего мозга». (3)Роман был написан писателем в 1950 году, а впервые увидел свет в 1953; от «головных микрофонов» (наушников того времени) до описанных было очень далеко.
1.Подберите и запишите синоним к слову «повседневным» из предложения 1.
2.Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Изобразительно-выразительное средство лексики, в основе которого лежит перенос по сходству (аналогии, подобию)». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.
3.Поставьте знак ударения в следующих словах.
Прибыла, областей, включена, премировать.
4.Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК А) смешение паронимов Б) нарушение лексической сочетаемости В) речевая избыточность | ПРИМЕРЫ 1) Он стремится всеми силами превратить свою цель в жизнь. 2) История этой семьи вполне могла бы лечь в основу целого романа. 3) Это была девушка с мелочными чертами лица. 4) Во время разговора он часто переливал из пустого в порожнее. 5) Участники конференции рассказали о перспективах на будущее. |
5.Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1) Песни цыганов мелодичны и самобытны.
2) На этом вопросе следует остановиться более подробнее.
3) Крепость находится в полутораста километрах от города.
4) У неё ничего не проси, всё равно не даст.
6.Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова.
Спелая виш..нка, г..рный воздух, пр..соед..ниться к обсуждению, м..ровой судья, соб..рательный образ, соч..тание цветов, накл..ниться вбок, ярко г..рели, радос..ное настроение, болезненный ож..г, бурная реч..нка, надеть пальт..цо, расст..лается ковром, пр..митивный ответ, вкусный в..негрет.
7.Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.
1) Безлунная ночь была всё так(же) великолепна, как и прежде.
2) Что(бы) узнать происхождение слова, возьмите этимологический словарь.
3) Цветы у гороха (на)подобие белых мотыльков.
4) Бумаги были разброса(н, нн)ы по всей комнате.
5) Зачем вам нужна гашё(н, нн)ая известь?
6) Ира ушла, Андрей так(же) не стал засиживаться.
7) Никита встал (с)позаранку и отправился в лес.
8) Сумрак тихий, сумрак сонный, лейся (в)глубь моей души.
Часть речи выделенного слова | Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения) |
Имя существительное /имя существительное с предлогом | |
Имя прилагательное | |
Наречие | |
Причастие | |
Предлог | |
Союз | |
8.
(1)На праздничном концерте в Серпухове я пошла в зал посмотреть велофигуристов Васильевых, которые исполняли новый трюк. (2)По дороге в Серпухов в автобусе они показали мне фото рабочего момента этого номера. (3)На плечах у сидевшего на велосипеде Володи стоит его партнёр Глеб, а на плечах у Глеба, вытянувшись в струнку, — Лида.
— (4)Ну, а в чём же трюк? — спросила я.
(5)Володя, посмотрев на меня так, как смотрят на человека, в умственных способностях которого сомневаются, сказал: «(6)Велосипед едет...»
(7)Я вошла в зал, когда Володя на велосипеде делал круг. (8)Потом на ходу ему на плечи вспрыгнул Глеб, потом на подножке велосипеда оказалась Лида, которая в один миг, как по лестнице, взобралась сначала на спину Володи, затем на плечи Глеба и вытянулась, подняв одну руку. (9)Велосипед стал набирать скорость.
(10)Зал замер. (11)И тут Лида задела головой декорацию, висевшую под потолком. (12)От неожиданности девушка качнулась и начала падать. (13)Глеб пытался помочь ей вытянуться, но ему не удалось это, и они оба стали медленно валиться назад. (14)Я видела напряжённые руки и спину Володи, невероятные усилия всех трёх выровнять положение.
(15)И вот, подчиняясь усилиям их воли и мускулов, пирамида стала выпрямляться. (16)Но, выпрямившись, они не смогли удержаться в нужном им положении и теперь стали валиться вперёд и, что самое страшное, из круга движения...
(17)Тот, кто ездит на велосипеде, знает основной принцип езды: в какую сторону падаешь, в ту и нужно поворачивать руль. (18)Володе повернуть руль было некуда, так как теперь наклон был туда, где была оркестровая яма.
(19)Глеб и Лида медленно и неумолимо падали вперёд. (20)Это значит увечье, может быть, даже смерть. (21)Необходимо было сделать так, чтобы они упали не в яму, а на сцену. (22)А дальше произошло следующее.
(23)Володя скомандовал «ап» и, оттолкнувшись от педалей велосипеда, через руль прыгнул в оркестровую яму. (24)Таким образом, Глеб, потеряв плечи, на которых он стоял, очутился на полу, у самой рампы. (25)От неожиданного приземления Глеба Лида, стоявшая у него на плечах, только слегка качнувшись, спрыгнула и встала на самом краю рампы.
(26)Зал ревел от восторга, а Глеб и Лида, улыбаясь публике, искали глазами Володю. (27)А виновник спасения, очутившись в оркестровой яме, скрылся под сценой и через секунду появился на сцене, раскланиваясь как ни в чём не бывало. (28)Раздались новая буря аплодисментов и крики «бис».
(29)Под несмолкаемые аплодисменты зрителей трюк был повторён, но, разумеется, без прыжка в оркестр.
(30)Всё это произошло в течение двух минут, и даже не все стоящие за кулисами актёры поняли, что произошло, не говоря уже о зрителе.
(31)Те, кто понял, думали: это большое счастье, что сейчас около Дома культуры не стоит «скорая помощь», думали, что жизнь человеческая — копейка и что профессия акробатов схожа с профессией минёров...
(32)Когда после концерта мы ехали в нашем автобусе в Москву, жена водителя восторженно говорила: «(33)Замечательный сегодня был концерт, только жаль, что Васильев на бис не сделал прыжок в оркестр.
(34)С прыжком интереснее!»
(По Е. Б. Ауэрбах*)
* Елизавета Борисовна Ауэрбах (1912–1995) — советская актриса театра и кино, эстрады, писательница. Народная артистка РСФСР.
8.Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.
9.Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
1) Партнёр (предложение 3) — Участник (игры, танца, выступления) по отношению к другому участнику. Партнёры согласились на ничью. П. балерины.
2) Способность (предложение 5) — Умение, а также возможность производить какие-н. действия. С. двигаться. Пропускная с. железных дорог.
3) набирать (предложение 9) — «кого-чего и что. Взять, собрать какое-н. количество кого-чего-н. или, собирая, составить». Н. товаров в магазине.
4) Буря (предложение 28) — «перен., чего. О сильном, бурном проявлении чего-н. Б. восторгов.» Б. рукоплесканий.
5) Трюк (предложение 45) — «перен. Ловкая проделка, хитрый поступок.» Мошеннический т.
10.Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Какой риск может быть оправдан?» Сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.
КЛЮЧИ
Задание 1 Обыденный, будничный Задание 2
1) название средства художественной выразительности: метафора.
2) примеры из текста: «океан звуков», «омывает берега», «берега мозга» (предложение 2); увидел свет (предложение 3)
Задание 3
Прибыла́, областе́й, включена́, премирова́ть.
Задание 4
А-3, Б-1, В-5
Задание 5
3,4
Задание 6
Корни с чередованием гласных есть в следующих словах:
собирательный, сочетание, наклониться, горели, расстилается.
Задание 7
Заполним таблицу:
Часть речи выделенного слова | Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения) |
Имя существительное /имя существительное с предлогом | Сумрак тихий, сумрак сонный, лейся в глубь моей души. |
Имя прилагательное | Зачем вам нужна гашёная известь? |
Наречие | Безлунная ночь была всё так же великолепна, как и прежде. Никита встал спозаранку и отправился в лес. |
Причастие | Бумаги были разбросаны по всей комнате. |
Предлог | Цветы у гороха наподобие белых мотыльков. |
Союз | Чтобы узнать происхождение слова, возьмите этимологический словарь. Ира ушла, Андрей также не стал засиживаться. |
Задание 8
Велофигуристы; смелость, находчивость; экстремальная ситуация.
Задание 10
Позиция автора: Риск ради спасения жизней может быть оправдан, и именно такой называется благородным делом.
(19)Глеб и Лида медленно и неумолимо падали вперёд. (20)Это значит увечье, может быть, даже смерть. (21)Необходимо было сделать так, чтобы они упали не в яму, а на сцену. (22)А дальше произошло следующее.
(23)Володя скомандовал «ап» и, оттолкнувшись от педалей велосипеда, через руль прыгнул в оркестровую яму. Володя принимает мгновенное решение.
(27)А виновник спасения, очутившись в оркестровой яме, скрылся под сценой и через секунду появился на сцене, раскланиваясь как ни в чём не бывало. ...даже не все стоящие за кулисами актёры поняли, что произошло, не говоря уже о зрителе. (Ведёт себя обыденно, хотя только что спас жизни своих партнёров).
Проверочная работа №3
Прочитайте текст и выполните задания 1−2.
(1)О случае сильной привязанности собаки к человеку, которая продолжала ждать своего умершего хозяина на железнодорожной станции в течение почти 10 лет, до конца своей жизни, в 2009 году был снят невероятно трогательный фильм «Хатико: Самый верный друг». (2)В основу его легла реальная история невероятной дружбы и преданности, которую редко встретишь среди людей.
(3)В 1933 году станцию посетил знаменитый японский скульптор Теру Андо, его так поразила эта история и сам пес, который до сих пор ждал своего хозяина, что он создал гипсовую фигуру собаки, а буквально через год на станции Сибуя появилась бронзовая статуя Хатико. (4)Самое любопытное, что на открытии памятника присутствовал сам герой всей этой истории — пёс породы акито по кличке Хатико. (5)Он по-прежнему приходил на вокзал и каждый день беззаветно ждал своего хозяина уже рядом со своей скульптурой.
(6)В самой Японии очень любят эту историю, и многие влюбленные пары даже назначают свидание у памятника Хатико, который до сих пор расположен у здания вокзала станции Сибуя.
1.Подберите и запишите синоним к слову «фильм» из предложения 1.
2. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Изобразительно-выразительное средство лексики; образное или экспрессивное слово (сочетание слов) в синтаксической функции определения,
обстоятельства или приложения». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Цепочка, вручишь, мозаичный, сливовый.
4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК А) речевая избыточность Б) нарушение лексической сочетаемости В) неправильное употребление фразеологического оборота | ПРИМЕРЫ 1) Адресант, к счастью, отправил важное письмо вовремя. 2) Производителям пришлось удешевить стоимость отдельных товаров для населения. 3) Учебные занятия в университете начнутся в начале сентября месяца. 4) Наш финансовый директор обладает хорошими организаторскими способностями. 5) В коридоре было так темно, что хоть глаз вышиби. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
A | Б | В |
| | |
5. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1) Пока я вылаживал из рюкзака продукты, Петя сбегал за водой.
2) Поднимается ветер, поэтому нужно осторожно грести к берегу.
3) Главные бухгалтера предприятий города были вызваны на совещание.
4) Уже изготовлены значки для восьмисот участников съезда.
6. Выпишите слова, в которых пропущена гласная буква в окончании слова.
Увид..в мышонка, она произнос..т вслух, отчаянно ненавид..ли, закле..ть с обеих сторон, если напиш..те письмо, бор..щийся со злом, сын осмелива..тся перечить, скач..щий мяч, веточка колыш..тся, он не печал..тся, колебл..мый ветром, не повер..в никому, меч..тся от страха, немедленно вынес..те мусор.
7. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.
1) Дети в этой семье были приуче(н, нн)ы к строгому порядку.
2) Лече(н, нн)ый недавно зуб сегодня опять разболелся.
3) Сливаются оба голоса и уносятся (в)высь безоблачную к ослепительно сверкающему солнцу.
4) Пожар начался (в)следствие неосторожного обращения с огнём.
5) Антилопы так(же), как и другие обитатели пустыни, приспособились добывать воду из поедаемой растительности.
6) Здесь мало солнца, (за)то в таких дремучих уголках водятся соловьи.
7) Но (в)последствии летние поездки под Новгород совершались постоянно.
8) (B)виду болезни преподавателя занятия отменили.
Часть речи выделенного слова | Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения) |
Имя существительное /имя существительное с предлогом | |
Имя прилагательное | |
Наречие | |
Причастие | |
Предлог | |
Союз | |
8.
(1)В городское наше жильё на шестом этаже любой человек заглянет — сразу к окну, посмотрит, потом вздохнёт, завидуя: «Как у вас хорошо...» (2)Но ведь это не у нас, а там, за окном.
(3)Я и сам знаю, что из просторного, во всю стену, окна открывается картина приглядная. (4)В свою пору зеленеют, желтеют ли тополя да берёзы под окнами, в сквере, дальше — Волга, просторные воды её, синева ли, голубизна, а то и свинцовая стынь, за рекой светит песчаный берег, его косы да отмели, займищный лес — до самого горизонта, потом небо, простор его. (5)Всё это я вижу и, конечно, ценю. (6)Старая мать моя говорит: «Здесь только художнику жить, рисовать...» (7)Она права. (8)Утром проснёшься, в день погожий, — в комнате светло, за окном разгорается заря от нежной алости до пламенного полыханья. (9)Потом солнце встаёт.
(10)Хороший вид из окна. (11)Но всё равно только лишь вид, пейзаж, экран телевизора, хоть и просторней. (12)В посёлке летнее утро начинается по-иному. (13)В комнате зеленоватый сумрак; не от занавесок, а от листвы, той, что снаружи. (14)Проснулся — и вон из дома. (15)Босыми ногами шлёпаешь по деревянным половицам, а потом мягко ступаешь по мокрой от росы ползучей траве, чуя щекочущий её холодок и парное тепло за ночь не остывшей земли.
(16)Выйдя из дома, ныряешь в зелень и цвет: пахучие фиалки возле крыльца, полыхающий костёр цинний. (17)Смородина, виноград, за двором — акация. (18)По тропинке к огороду идёшь, задевая головой и плечами влажные листы и ветви старой раскидистой вишни да сливы, выбираясь на невеликий простор, где картошка да огурцы. (19)Солнце встаёт за деревьями; жёлтые лучи его там и здесь пробиваются через зелень.
(20)Просто — утро, которое не только глазами видишь, но чуешь слухом, чутьём, плечами, босыми ногами, всей плотью и каждой клеточкой пьёшь эту зелень, росу, птичий посвист, солнце, тепло, дух... (21)А всё вместе это называется летнее утро, которого не поймёшь, если будешь глядеть на него из окна, даже очень просторного, во всю стену, такого, как в нашей квартире на шестом этаже.
(22)Нынче — осень, октябрь. (23)Еду в гости, на хутор. (24)Поднявшись на гору, облегчённо вздыхаю и всегда останавливаю машину. (25)Заглушишь мотор, выйдешь.
(26)Обжигающий льдистый ветер, близкой зимы дыханье. (27)Воздух прозрачен, словно молодой лёд. (28)Огромный немереный распах земли и неба. (29)Близко и далеко, и вовсе далеко, но ясно и чётко видятся степные курганы, сияющие белью меловые осыпи, жёлтые пески, сочная зелень далёкого озимого поля, фиолетовая чернота пашни, стылая просинь речной воды, тучи, плывущие от краёв северных, а в прогалах, поминая о лете, голубеет ласковое небо. (30)Проглянет солнце — и суровый осенний мир светит улыбчиво, переливаясь из края в край.
(31)Тишина и покой. (32)Ни людского знака, ни машинного гула. (33)Лишь небо, земля, облака, ветер. (34)Да я — нечаянный соглядатай.
(35)Осень, река — и покой в мире, в душе. (36)Душа ведь не дремлет. (37)И хорошо здесь думается. (38)Никто и ничто не прервёт, даже не заденет долгие нити раздумий: о прошлом, о будущем, о жизни своей и чужой и, конечно, о том великом, что теперь окружает, порой раскрывая свои вечные истины...
(По Б. П. Екимову*)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист, за свою писательскую деятельность создал более 200 произведений.
Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.
9. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
1) Вид (предложение 10) — Местность, открытая взору. Прекрасный вид из окна. Снять комнату с видом на море.
2) Встать (предложение 19) — Принять стоячее положение, подняться на ноги. В. со стула. Рано в.
3) Пробиваться (предложение 19) — О ростках, листьях: появиться наружу, прорасти. Пробились первые всходы.
4) Край (предложение 30) — Страна, область. Тёплые края. В наших краях
5) Вечный (предложение 35) — Не перестающий существовать, сохраняющийся на многие века. Вечные льды. Вечная мерзлота.
10. Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Как природа влияет на человека?» Сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.
КЛЮЧИ
Начало формы
Задание 2 1) название средства художественной выразительности: эпитет;
2) примеры из текста: «трогательный фильм», «невероятно трогательный» (предложение 2), «невероятной дружбы» предложение 3), «беззаветно ждал» (предложение 5).
Обратите внимание, что в материалах для подготовки к ЕГЭ эпитет имеет именно такое определение, то есть не ограничивается одним именем прилагательным.
Задание 3
Цепо́чка, вручи́шь, мозаи́чный, сли́вовый.
Задание 4
А-3,Б-2,5
Задание 6
Вставим пропущенные буквы и выделим части слова, в которых они пропущены.
Ответ: произносит, напишете, осмеливается, колышется, печалится, мечется.
Задание 7
Часть речи выделенного слова | Предложения (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения) |
Имя существительное /имя существительное с предлогом | Сливаются оба голоса и уносятся в высь безоблачную к ослепительно сверкающему солнцу. |
Имя прилагательное | нет |
Наречие | Антилопы так же, как и другие обитатели пустыни, приспособились добывать воду из поедаемой растительности. Но впоследствии летние поездки под Новгород совершались постоянно. |
Причастие | Дети в этой семье были приучены к строгому порядку. Леченный недавно зуб сегодня опять разболелся. |
Предлог | Пожар начался вследствие неосторожного обращения с огнём. Bвиду болезни преподавателя занятия отменили. |
Союз | Здесь мало солнца, зато в таких дремучих уголках водятся соловьи. |
Задание 8
Городской пейзаж из окна, утро в посёлке, осень в посёлке.
Задание 10
Позиция автора: Природа удовлетворяет потребности человека в тишине и покое.
(35)Осень, река — и покой в мире, в душе. (36)Душа ведь не дремлет. (37)И хорошо здесь думается. (38)Никто и ничто не прервёт, даже не заденет долгие нити раздумий: о прошлом, о будущем, о жизни своей и чужой и, конечно, о том великом, что теперь окружает, порой раскрывая свои вечные истины...