Выступление на районном семинаре службы сопровождения
01.02.2023.
Школьная служба сопровождения
.
1,2 слайд Служба сопровождения – структурное подразделение образовательного учреждения, организуемое с целью предоставления помощи учащимся, родителям, педагогам. Служба оказывает содействие развитию личности учащихся на всех этапах непрерывного образования. Главной целью деятельности службы является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение решения образовательных задач. Специалистами службы определяются и обеспечиваются наиболее благоприятные условия для развития, саморазвития и социализации ребенка. Служба может включать разное количество специалистов, в зависимости от востребованности тех или иных услуг.
Выделяют следующие признаки и уровни процесса взаимодействия специалистов ( как отслеживаем) (Муканова, 1990):
Признаки:
– наличие совместной деятельности; (план)
– положительные взаимоотношения, взаимопонимание;
(деление опытом , консультации друг друга, помощь в организации мероприятий)
– коллективность при обсуждении различных вопросов; (Обсуждение на ППк и Советах профилактики, совещании проидитекторе, на МО классных руководителей, Составление плана работы ППк)
Уровни:
– стратегический (при планировании, подготовке и проведении работы);
– тактический (при согласовании усилий);
– оперативный (при решении конкретной проблемы).
3 слайд. ШСС может быть представлена в виде взаимосвязанных, составляющих единый комплекс и вместе с тем достаточно самостоятельных разделов. В каждом из них выдвигаются специальные задачи. В эти службы в зависимости от целей, задач и содержания деятельности включают следующие модули: комплексной диагностики и консультации, медицинский, психологический, социально-педагогический, коррекционно-педагогический.
4 слайд Адресатом комплексной помощи специалистов в общеобразовательной школе являются дети с трудностями адаптации и обучения.
6 слайд. Для решения возникающих проблем ШСС работает в 2 направлениях
7 слайд В зависимости от проблемы каждое направление выдвигает специальные цели и задачи в своей области для решения проблемы.
8, 9 слайд. Логопед
Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Для логопеда главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, задача психолога – активизация речевой деятельности ребёнка.
10,11 слайд. Социально-педагогическая составляющая взаимодействия способствует социализации учащихся, повышению адаптивных возможностей ребенка в разных сферах жизнедеятельности, предупреждению девиантных форм поведения детей и подростков, развитию потенциала детейв том числе с ограниченными возможностями здоровья в процессе совместной деятельности со сверстниками, развитию взаимодействия с семьей в вопросах воспитания, социальной защиты и помощи ребенку, а также реализации прав и свобод учащихся. (каким образом реализует это взаимодействие)
12 слайд. Классный руководитель педагогическая составляющая взаимодействия направлена на формирование общей культуры, обеспечение уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, с учетом особых образовательных потребностей, а также на преодоление трудностей в обучении и адаптации детей с в школе.
13, 14 слайд. Дефектолог
Учитель-дефектолог занимается умственным развитием ребёнка, развитием его познавательных способностей.
15 слайд. Медицинская составляющая взаимодействия способствует укреплению здоровья учащихся, Ознакомление членов ППк с анамнезом развития ребёнка, что способствует своевременнойт профилактики перегрузок, нервных срывов, формирование ресурсов семьи, позволяющих выработать у детей и подростков стойкие жизненные позиции, ориентированные на сохранение здоровья.
16,17 слайд. Психолого-педагогическая составляющая взаимодействия обеспечивает коррекцию отклонений в психическом и/или физическом развитии обучающихся, способствует сохранению психологического и соматического здоровья ребенка, раскрытию резервных возможностей личности учащегося.
Для педагога-психолога школы одним из ведущих видов деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, (каким образом реализует это взаимодействие) Профориентация, работа с семьей ,
18 слайд. В конце хочется сказать, что Полноценное взаимодействие возможно лишь при условии взаимопонимания и высокой профессиональной компетентности каждого специалиста (психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, учителя). Члены команды становятся единомышленниками, дополняют, но ни в коем случае не подменяют друг друга.
19 слайд Спасибо
Гайдарёва Т.А.