СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на школьном МО по теме "Проектные задачи в начальной школе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на школьном МО 

Просмотр содержимого документа
«Примеры проектных задач Встреча в лесу»

Примеры проектных задач

Задача 3.

С текстом задачи выдаётся набор картинок, среди которых присутствуют лишние («зашумление»), альбомный лист и текст про ежа.



«Встреча в лесу».

Семья Саши часто ходит в лес, им нравится собирать грибы, ягоды, любоваться природой и наблюдать за животными. О своих походах Саша любит рассказывать друзьям, потом ребята к Сашиным рассказам рисуют рисунки, делают аппликации и показывают их Саше, чтобы узнать, какая работа больше похожа на то, что он видел.

А недавно Саша для друзей подготовил необычный рассказ с заданиями. Если они всё сделают правильно, то у них получится картина. Справятся ли ребята?

Эти задания помещены у нас на листах, а свои силы хочется проверить?

Как удобнее будет работать?

Каждая группа получает текст с заданиями, альбомный лист и набор картинок. Задания читайте до конца и внимательно.



1 задание.

Узнайте, кого Саша встретил в лесу.

Возьмите картинки с изображением животных и найдите ту, которая соответствует данной схеме:

Наклейте картинку – отгадку в центре нижнего края листа бумаги.

2 задание.

Прочитайте слово по первым буквам картинок. Напишите это слово в пустые клеточки.











Найдите картинку – отгадку и наклейте на лесного жителя так, чтобы листочек был направлен в правую сторону.

3 задание.

В ыполните действия и напишите полученное слово.

Ё + ЛО +К И– О +А – И =

Картинку – отгадку наклейте в левый нижний угол.

4 задание.

Составьте слово, расставив предметы в порядке уменьшения.

ы

р

и

г


б










Картинку – отгадку наклейте с правой стороны от животного.

5 задание.

Допишите пропущенные буквы.

тол ...лон анана… ча…ы капу…та

Найдите рисунок предмета, который начинается на пропущенную букву. Наклейте его в верхнем правом углу листа.

6 задание.

В правом нижнем углу нарисуйте предмет, возле которого стоял Саша. Этот предмет стал домом – теремом для многих животных. ( о нём мы читали рассказ). Его высота не должна быть выше лесного жителя.

7 задание.

Раскрасьте картинку, которая получилась у вас и добавьте недостающие элементы по нижнему и верхнему краю листа. Предметы одинаковой формы должны быть одного цвета.

8 задание.

Придумайте название своей картины, запишите его на отдельном листе.

9 задание.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.







Тело ежа покрыто короткими тёмными иголками длиной до 3 см. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, задние ноги длиннее передних. У ежа 36 зубов.


Питается ёж в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Ёж очень прожорлив.


Путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на иголки яблоки, кислый сок которых уничтожает и блох, и клещей. 


Ёж уничтожает вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц.




1.Название картины.____________________________________________



2. Какую пользу приносит ёж? ______________________________________



3.Какой вред приносит ёж? _______________________________________



4.Для чего ежам яблоки? ___________________________________________



5. Чем питаются ежи? _____________________________________________



Оцените работу своей группы.













Просмотр содержимого документа
«Примеры проектных задач новогодняя елка»

Примеры проектных задач

Задача 2.

Эту проектную задачу проводила перед Новым годом. Сначала детей познакомила с историей появления праздника, его обычаями, традициями. Более подробно остановились на традиции - украшать ёлку. Были выявлены положительные и отрицательные стороны этой традиции, найдены другие способы, более бережные по отношению к природе. Затем детям предложила на практике показать своё бережное отношение к природе

К тексту задачи приложила комплект трафаретов, среди которых были лишние (зашумление), квадраты со сторонами 8см, 6см, 4см, 2см, прямоугольник со сторонами 2см и 3см (ствол), круги с диаметрами 1см(игрушки), 2см(лишний),небольшая звезда(для макушки); альбомный лист.

«Новогодняя ёлка».

Совсем скоро мы будем отмечать один из любимых праздников – Новый год. Многие люди уже начали к нему готовиться. Сегодня и вам предлагаю начать подготовку к волшебному празднику. Никто из вас не представляет этот праздник без ёлки. У нас появится несколько украшенных ёлочек, но вреда нашей природе мы не нанесём.

Из геометрических фигур составьте ёлку и украсьте её.

Для получения результата вам необходимо будет выполнить несколько заданий.

Сначала познакомьтесь с ними (прочитайте всё), обсудите план ваших действий, затем приступайте к работе. Желаю успеха!

Изготовление ёлки.



  1. Обвести и вырезать каждый квадрат.

  2. Согнуть каждый квадрат так, чтобы получилось 2 одинаковых треугольника.

  3. Прогладить линию сгиба в каждом квадрате .

  4. На альбомном листе разложите треугольники так, чтобы они образовали ёлку.



  1. У всех треугольников, кроме самого большого, сделать вырез:







  1. В эти прорези вставить верхний угол предыдущего треугольника.

  2. Если все члены группы считают, что ёлка собрана правильно, то на каждый верхний угол нанесите клей и склейте треугольники между собой.

7.Расположить заготовку ёлки на альбомном листе (лист расположите вертикально)



Если считаете, что не хватает какой-то части у ёлки, то найдите подходящий шаблон и сделайте заготовку из бумаги коричневого цвета.



8.Приклейте ёлку на альбомный лист .



Украшение ёлки разноцветными шарами.



1.Найдите подходящий шаблон и подготовьте по 3 фигуры красного, синего, жёлтого и оранжевого цвета.



2.Разместите в нижнем треугольнике 4 шара таким образом: оранжевый над синим, а жёлтые с обеих сторон от синего.



3.В следующем треугольнике шары должны быть в углах: в левом- синий, в правом- красный, в верхнем– жёлтый.



4.В предпоследнем треугольнике расположите 2 шара: красный слева от синего.



5.В верхнем треугольнике расположите оранжевый шар посередине.

Проверьте расположение шаров (№ 2, 3, 4, 5), если все члены группы согласны , то приклейте шары.



Если считаете, что не хватает какого-то украшения, то найдите шаблон, сделайте заготовку ( из бумаги красного цвета ) и приклейте.



Оцените работу вашей группы, заполнив таблицу:



Критерии

Кол-во баллов (до проверки)

Кол-во баллов (после проверки)

Правильно собрали ёлку

0 1


Аккуратно приклеили ёлку

0 1 2


Аккуратно вырезали кружки

0 1 2


Правильно расположили «игрушки»

0 1 2 3


Аккуратно приклеили «игрушки»

0 1 2


Всего баллов







Просмотр содержимого документа
«Проектная задача Путешествие в страну математика»

Проектная задача

«Путешествие в страну Математика»

2 класс.

Цели:

1.Диагностировать интеллектуальное и личностное развитие детей.

2.Организовать взаимодействие и сотрудничество детей.

3.Формирование способностей: рефлексировать (анализировать сделанное); ставить и удерживать цели; планировать свою деятельность; моделировать. Представлять способ действия в виде модели-схемы; проявлять инициативу при поиске способов решения задач; взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию. Принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

4.Формирование учебной мотивации. Через мотив достижения в игровой деятельности.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:

1.Знание таблицы умножения;

2.Решение примеров на порядок действий;

3.Логическое мышление;

4.Знание геометрических фигур.

Описание проектной задачи.

Дорогие ребята, мы сегодня отправимся в гости. А вот на чём мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой. На разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (воздушный шар)

- Сегодня мы будем в гостях у славного питомца, будем помогать ему, ухаживать и заботиться о нём.

- К кому мы полетим?

Мордочка усатая,

Шубка полосатая, часто умывается,

А с водой не знается. (котёнок)

«А знаете ли вы?»

Задание 1.

- Составьте из предложенных геометрических фигур портрет котёнка и наклейте на лист.

Детям даны следующие фигуры: большой прямоугольник, большой овал, большой круг,

6 средних треугольников, 2 маленьких круга, 2 маленьких треугольника.

После выполнения работы дети представляют свой портрет, рассказывая из каких фигур, он составлен, дают им определение.

«А знаете ли вы?»

Задание 2. Наряди котёнка.

На листе ватмана наклеены 4 конверта под номерами 1,2,3,4; 4 котёнка разного окраса. Котята соединены с конвертами запутанными кривыми линиями. В конвертах задача и бант с соответствующим номером.

- Котята хотят выглядеть нарядно!

- Вы должны определить кто из котят, какой конверт принёс. Наклеить котёнку бант из его конверта и решить задачу.

Задачи:

Горели 7 свечей, 3 свечи погасили. Сколько свечей осталось? Обведи правильный ответ. 7 0 4 0 (3, остальные сгорели).

Верёвку разрезали в 3 местах. Сколько частей получилось? Обведи правильный ответ. 6 3 2 4 (4части)

Сколько яиц можно съесть натощак? Обведи правильный ответ. 1 0 много (1)

Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? Напиши ответ. (2)

«А знаете ли вы?»

Задание 3. «Отдели котят и мышат»

Тремя прямыми линиями надо отделить котят от мышат.

Детям дан ватман, где «по кругу» наклеены три котёнка и три мышки.

«А знаете ли вы?»

Задание 4. «Найди котёнка»

- Выполните необходимые вычисления по предложенному плану ответов. Найдите «заблудившегося» котёнка и раскрасьте его любым цветом.

«А знаете ли вы?»



Задание 5. « Расставьте в нужном порядке знаки действия».

- Найденный вами котёнок долго жил среди цифр и придумал для вас задание.

Расставьте в нужном порядке знаки действий. Можно использовать скобки.

«А знаете ли вы?»

Задание 6. «Рассели котят».

- Наши котята устали и хотят домой. Помести каждого котёнка на свой этаж.



На половинке листа ватмана нарисован дом. Детям дан текст задачи и изображения трёх котят.

В трёхэтажном доме жили три котёнка: белый, чёрный, рыжий. Котята с первого и второго этажа не были чёрными. Белый котёнок жил на первом этаже. Какой котёнок на каком этаже жил?

Котята дома и нам пора!!!!!!!!!!!!!!!

Дополнительный материал, с которым познакомились дети в разделе «А знаете ли вы?».

Мурлыканье – это также и своеобразный язык общения. Таким способом кошки могут успокаивать друг друга, или же, в случае конфликта, попытаться задобрить, удержать противника от драки.

Урчание кошки демонстрируют радость общения с людьми и довольство жизнью.

Кошки всех пород и возрастов издают урчащие звуки с одинаковой частотой – 25 циклов в минуту.

У взрослеющего котёнка мурчание может быть призывом к игре своих «сверстников».

Рисунок поверхности носа кошки уникален, как отпечаток пальца человека.

Кошачье сердцебиение по скорости вдвое превосходит человеческое ( от 110 до 140 ударов в минуту).

Если кошка около вас, и её хвост дрожит – это самое большое чувство любви, которое она может выразить. Когда хвост начинает опускаться, значит, настроение изменилось – можно отойти, она не обидится.







ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Большая книга логических игр и головоломок» М: АСТ: Астрель, 2010г.

  2. «Школьные олимпиады. Начальная школа 2-4 классы» М. Айрис-пресс, 2008г.

  3. Н. Ф.Дик «100 олимпиадных заданий по математике в начальной школе» Ростов-на-Дону «Феникс», 2008г.

  4. «Лучшие логические игры» перевод с английского О.Ю.Пановой «ЭКСМО», 2009г.

  5. Материалы интернета.



Просмотр содержимого документа
«Проектные задачи в начальной школе»

МКОУ Кольцовская средняя школа







Проектные задачи в начальной школе



Гинзбург М.А., учитель начальных классов













2019


В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – метод проектов.

(слайд 2)

В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:





(слайд 3)

  • формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

• формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

(слайд 4)

Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность.

(слайд 5)

Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе и переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.



Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковой школе.
В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

(слайд 6)
Проектная задачаэто система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

(слайд 7)

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

(слайд 8)

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).

Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.



(слайд 9)

Как же устроена проектная задача?

(слайд 10-11)

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».

  2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?

  3. Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?

  4. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.


Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

  1. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

  2. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.

  3. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.

  4. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

Прежде всего, должна быть описана проблемная (квазириальная, модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Она должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.

Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

(Слайд 12)

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.

В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. Основной метод – встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать , помимо ведущего учителя, других(свободных от занятий)учителей, родителей, и старшеклассников. Вооружившись специальными «картами наблюдения» (экспертными листами) и подключившись к детским группам, эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи. Ни в коем случае не вмешиваясь в него, и фиксируют свои наблюдения.

Анализ учителем экспертных листов после решения проектной задачи даёт полную картину того, как строили свою работу школьники на всех путях решения.

В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового подхода в обучении.

Если учитель выбрал свою профессию не случайно, а по призванию, работает в школе с желанием и увлечением, ему всё по плечу.

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс.

Путь реализации метода проектных задач в своей педагогической деятельности я использую третий год. В самом начале работы по ФГОС, я познакомилась с книгой «Проектные задачи в начальной школе», в которой раскрыта специфика использования проектных задач в процессе обучения младших школьников.

Проектные задачи использую в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся и применяю их на разных уроках. И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Некоторые проектные задачи я беру уже разработанные другими учителями из методических пособий по данной теме, однако всегда что-то меняю в структуре этих задач, подстраиваясь под уровень своих воспитанников и общеобразовательную программу в данном классе. Другие задачи я составляю сама.

Все необходимые средства и материалы предоставляются детям в начале урока, либо готовятся заранее по заранее составленному списку. Моя цель – показать в короткий промежуток времени весь процесс работы. Считаю, что важно именно на начальном этапе доводить проектную деятельность до конца, чтобы ребята четко различали понятия “исследование”, как бескорыстное изучение информации и проектную деятельность, где есть обязательный результат и продукт. При подведении итога необходимо, отметить, как дети “прошли” все этапы работы, обращая особое внимание на то, что проектная задача как и любой проект строго ограничена во времени.

В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

(Слайд 13)

В ходе решения системы этих задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

(Слайд 14)

Регулятивные УУД:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

(Слайд 15)

Познавательные УУД:

моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

(Слайд 16)

Коммуникативные УУД:

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе.

Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели.

(Слайд 17)

Общие правила для педагогов – руководителей проектных задач



(Слайд 18)



• Старайтесь подходить ко всему творчески.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Используемая литература:

«Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова



Просмотр содержимого презентации
«проектные задачи»

Проектные задачи в начальной школе  Гинзбург М.А.учитель начальных классов

Проектные задачи в начальной школе

Гинзбург М.А.учитель начальных классов

В  системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке); формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
  • формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность .

Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность .

В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач .

В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач .

Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Проектная задача это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

Как  же устроена  проектная задача?

Как же устроена

проектная задача?

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько». Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении? Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге? Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.
  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».
  • Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?
  • Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?
  • Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.
  • Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.
Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.
  • Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
  • Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.
  • Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.
Проектные задачи могут быть  предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.

Проектные задачи могут быть

предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.

универсальные учебные действия:

универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

Регулятивные УУД:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
Познавательные УУД:

Познавательные УУД:

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
Коммуникативные УУД:

Коммуникативные УУД:

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Общие правила для педагогов – руководителей проектных задач

Общие правила для педагогов – руководителей проектных задач

Старайтесь подходить ко всему творчески. • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. • Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями. • Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. • Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач. • Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Старайтесь подходить ко всему творчески.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.