ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ В КОСВЕННОЙ ФОРМЕ
Цели: познакомить учащихся с новым видом задач; закреплять умение складывать и вычитать величины; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Цепочка примеров.
2. Задание 342 (можно вынести на доску).
Составьте по таблице задачу и запишите решение в виде выражений.
Цена (в руб.) Кол-во
(в штуках) Стоимость
(в руб.)
Карандаши а 15 ?
Кисточки b ? с
Линейки ? 2 d
Перед заполнением таблицы учащиеся должны рассказать правило, как найти одну из величин, если известны две другие.
Потом дети должны будут составить по этой таблице выражения, которые обозначают стоимость 6 карандашей и 2 кисточек; 5 карандашей и 1 линейки; 3 кисточек и линейки; карандаша, кисточки и линейки.
3. Арифметический диктант.
Запишите число, которое следует за числом 50 000.
Запишите число, в котором 89 ед. II кл. и 307 ед. I кл.
Уменьшите число 400 на 230.
Увеличьте число 500 на 360.
Найдите сумму чисел 80 и 90.
Найдите разность чисел 150 и 60.
Выразите 25 000 м в километрах.
Выразите 3 т в килограммах.
III. Работа над новым материалом.
Чтобы подвести учащихся к решению задач нового вида, учитель может провести с детьми практическую работу такого характера.
Учитель. Нарисуйте у себя в тетради квадраты и кружки так, чтобы квадратов было 6 и чтобы их было на 2 больше, чем кружков. Сколько кружков нарисуете?
Дети. 4 кружка.
Учитель. Как узнали, что надо нарисовать 4 кружка?
Дети. Из 6 вычесть 2.
Учитель. Почему вычитали, ведь в задаче говорится «на 2 больше»?
Дети. Это квадратов на 2 больше, а кружков на 2 меньше.
Учитель. Верно. Теперь давайте откроем учебник на с. 68 и решим две задачи 338, а потом сравним их решение.
Дети читают задачи и под руководством учителя записывают краткое условие и решение.
З а д а ч а 338 (1).
1 дом – 9 эт.
2 дом – ?, на 3 эт. б.
9 + 3 = 12 (эт.)
О т в е т: 12 этажей во втором доме.
З а д а ч а 338 (2).
1 дом – 12 эт., это на 3 эт б.
2 дом – ?
12 – 3 = 9 (эт.)
О т в е т: 9 этажей во втором доме.
Учитель. Почему задачу 338 (2) решали вычитанием, там же сказано «на 3 этажа больше»?
Дети. Это сказано про первый дом, значит, во втором доме наоборот, на 3 этажа меньше.
После этого учащиеся решают с комментированием задачи 339 (1, 2).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Сложение и вычитание величин.
Задание 340 учащиеся выполняют с комментированием, записывая вычисления столбиком.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы познакомились с новым видом задач, учились их решать.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Мы повторили сложение и вычитание величин, писали арифметический диктант.
Домашнее задание: задания 341 (1, 2), 343; тетрадь № 1, с. 45, № 13–15.
Задания на с. 69–71 предназначены для повторения и закрепления изученного. Часть этих заданий уже была проработана на предыдущих уроках. Другую часть заданий учитель может использовать на свое усмотрение: для организации самостоятельной работы детей, для устной и домашней работы на последующих уроках.