Тема: Задаем вопросы в диалоге
Цели: познакомить с правилами ведения диалога, формировать умение задавать корректные и некорректные вопросы.
1. Организационный момент.
2. Словарная работа.( слайд 1-2)
Расшифруйте слова, запишите их правильно, выделите орфограммы.
И Т А Ц Т О Д И Г О Л А С Е Д А Б Е Н О Л О Г М О
2. Актуализация знаний.
Сравните два вида речи. (слайд 3) Попробуйте определить, как связаны записанные слова с данными текстами.
1). Тит, иди молотить! 2). Еду – еду
Живот болит. К бабке, к деду
Тит, иди кашу есть! На лошадке,
А где моя большая ложка?! В красной шапке.
Сколько участников речи в первом тексте? (Два.) Как называется такой вид речи? (Диалог.)
А во втором тексте? (Один.) Как называется такая форма речи? (Монолог.)
Чем эти виды речи отличаются друг от друга? (Отличаются тем, что в первом случае один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором – рассказывает один человек.)
3. Самоопределение к деятельности.
Сегодня мы начинаем работу над новым разделом, который называется «Секреты речи и текста». Как вы думаете, о каких секретах идёт речь? Как связаны диалог и монолог с названием раздела? (Диалог и монолог – части устной и письменной речи).
Прочитайте тему урока. С помощью опорной таблицы сформулируйте задачи урока. (слайд 4)
Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно задавать вопросы в диалоге, научимся их формулировать, применим эти знания при составлении диалогов.
4. Работа по теме урока.
– Прочитайте Интересный вопрос на с. 74.
– Как вы на него ответите? (Учащиеся высказываются.)
– Прочитайте текст в рубрике «Важная информация».
– Совпали ли ваши предположения с тем, что вы узнали из текста рубрики?
1) Упр. 1 (с. 74) (устно)
Проверка у доски. Две-три пары представляют свои вопросы.
Учитель просит класс оценить соблюдение правил этикета при
общении со взрослыми и ровесниками, точность при формулировке вопросов.)
2). Упр. 2 (стр. 72-73) ( слайд 5-7)
Прочитайте вопросы.
Какие из них были заданы взрослым людям? Как вы это определили? (В разговоре со взрослыми употребляется местоимение «ВЫ» в форме 2-го лица множественного числа).
Прочитайте вопросы, которые можно задать сверстникам. Какое местоимение использовали в них? («ТЫ» - в форме 2-го лица единственного числа).
Найдите вопросы, в которых «спряталась» просьба. Запишите их в тетрадь.
3). Исследование (упр. 3 стр. 75-76).
Прочитайте, какие задачи мы должны решить в ходе нашего мини-исследования.
РАБОТА С ДИАЛОГОМ 1.
Поработаем с первым диалогом.
– Рассмотрите иллюстрацию. Где происходит действие?
(В классе.)
– Какое выражения лица у детей, учителя? (Приветливое, заинтересованное.)
– Как вы думаете, приятно ли общаться с человеком, у которого такое выражение лица?
– Если у человека неприветливый, сердитый или равнодушный взгляд, легко ли с ним общаться?
– Прочитайте диалог.
– Кто начал диалог? Какой вопрос обсуждается?
– Кто из участников диалога соблюдает правила этикета?
– Кто ведет себя невежливо, некорректно?
– Исправьте реплики этих ребят, чтобы они были вежливыми, конструктивными, помогли Васе разобраться в этом вопросе. (Ответы нескольких учеников. Учащиеся выбирают корректный ответ участника диалога.)
Поработаем со вторым диалогом. Какая речевая ситуация представлена здесь? О чем будет этот диалог?
– Прочитайте его.
– Проанализируйте реплики каждого участника диалога.(Учащиеся высказываются.)
– Исправьте реплики, чтобы диалог получился вежливым, конструктивным.
– Подведем итог того, что мы узнали.
– Прочитайте текст в рубрике «Важная информация» на с. 77.
– Что нового вы узнали о правилах ведения диалога?
ВЫВОД: Диалог состоится, будет полезным, интересным, если:
Проявлять друг к другу уважение, терпение, внимание;
Говорить и спрашивать без раздражения, спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью;
Строить свой вопрос или ответ так, чтобы их содержание было понятно собеседнику, не обидно для него.
СХЕМА В ТЕТРАДЬ (слайд 8)
правила диалога
уважение содержание, умеренная
терпение понятное громкость,
внимание собеседнику доброжелательность
Подведение итогов урока
– Какие новые знания вы получили на уроке?
– Чему вы учились?
– Как пригодятся вам эти умения в жизни?
Д\З
Познакомься с ответами ребят. Придумай и запиши в тетрадь три вопроса, на которые они отвечали. Помните, что вопрос лучше начинать с обращения, которое должно быть выделено запятой.
Например:
-Игорь, какой фильм ты сегодня смотрел?