«Знакомство с буквой С, с. Письмо заглавной и строчной букв С, с.»

Просмотр содержимого документа
««Знакомство с буквой С, с. Письмо заглавной и строчной букв С, с.»»

Тема урока: «Знакомство с буквой С, с. Письмо заглавной и строчной букв С, с.»


Цель деятельности учителя: Организовать работу по ознакомлению с новой буквой С, с; вовлечь обучающихся в процесс поиска «открытия» нового знания; способствовать формированию читательских умений, развитию мотивов учения; учить выполнять звуковой анализ слов.


Ход урока


  1. Мотивация учебной деятельности.

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит


И как будто бы свистит.

Кто бы ни был, заходи

Новой букве научи!


- А вот что это за гость, догадайтесь сами!


  1. Постановка учебной задачи.


Солнце село за селом, УСТНО!

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

Лишь они всю ночь летают,

Да мышей везде пугают,

А станет светло – спать улетят в дупло.


-Кто это к нам в гости пожаловал? (Совы) - Учитель открывает картинку: с изображением двух Сов.

- Какой звук всё время повторялся, или часто слышался? ( звук (с))

- А ещё какой похожий на него, но отличающийся произношением? (звук (сь)).

-Подумайте, Что же мы будем с этими звуками делать? (слушать, сравнивать, описывать, обозначать буквой. Это и будет цель нашего урока.


  1. Звукобуквенный анализ слов: СОВЫ, ГУСИ.

- И, так, в гостях у нас сегодня кто? (Совы)

- Давайте откроем наши тетрадочки и запишем их как почётных гостей:



  1. Произнесите слово: Совы

  2. Выделите голосом первый звук ( «С»)


  1. Как мы этот звук произносим? (Рот почти закрыт, Зубы смыкаются, остаётся только узкая щель, через которую проходит звук).


  1. Определите, где этот звук родился? (во рту).

А если звук рождается во рту, то это признак какого звука? (Согласного).


  1. Определение мягкости и твёрдости. Определите как мы произносим этот звук ( обратите внимание на то, какой звук следует после него: совы) – дружит с гласной (о), а звук (о) обозначает твёрдость согласных звуков: звучит твёрдо, значит каким цветом обозначим? ( синим)

  2. Определение звонкости и глухости. Определите это звук звонкий или глухой: для этого рукой обхватите своё горло и пальчиками попробуйте ощутить работает мотор или нет.

Нет не проходит, значит глухой.

  1. Произнесите ещё раз слово совы и выделите второй звук (о).

  2. Где он родился? (в горле, слышим голос, значит это гласный.

Каким цветом обозначим? (красным)

  1. Выделим голосом третий звук. (в)

-Где он родился? (Он родился во рту. Мы его произносим при помощи верхних зубов и нижней губы. Значит он согласный.

- Теперь определите какой это согласный (согласный твёрдый или согласный мягкий? С каким звуком дружит? Со звуком (Ы), а (ы) обозначает твёрдость согласного звука, значит звук (в) –твёрдый, и обозначим синим цветом.

- Произнесите ещё раз звук (в). Определите звонкий он или глухой.

Горло напрягается, в горле слышим моторчик – значит звонкий.

  1. Выделите голосом последний звук (Ы).

- Где он родился? (Он родился в горле, слышим голос, значит это - гласный. Обозначим красным цветом.

11. Разделите слово СОВЫ на слоги.

- Что нам в этом помогает? (Рука). Сколько раз подбородок коснулся руки? (2).Значит два слога.

А ещё какой способ определения знаем? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

12. Поставьте ударение. Как ставим ударение? (Ударный слог нужно поймать .) ИЛИ При помощи рук: где усиливается звук, туда и падает ударение.






ЗАГАДКА ПРО ГУСЕЙ:

По лужку они важно ходят,

Из воды сухими выходят,

Носят красные ботинки,

Дарят мягкие перинки.

- Кто это? (ГУСИ)


-Давайте запишем этих почётных гостей в наши тетрадочки.

- Сколько клеток нужно обвести? (4, так как четыре звука).


- Произнесите слово «ГУСИ» и выделите голосом первый звук.

( «Г»-)

-Где родился этот звук? ( во рту, значит согласный)

- С каким гласным он сливается, или дружит? ( с «У»)

- А что обозначает этот звук? ( «У» обозначает твёрдость согласных звуков).

- Значит звук «Г»- твёрдый согласный и обозначим его синим цветом).

- Определите звонкий он или глухой?

( При произнесении горло напрягается, и в горле слышим моторик, значит он звонкий; нарисуем над квадратиком красный треугольник)


(«У»)

- Выделите голосом второй звук. («У»)

- Где этот звук родился? (во рту, значит он гласный и обозначим красным цветом);


(«СЬ»)

- Произнесите слово и выделите голосом третий звук. («СЬ» ).

- Где мы его слышим? (в середине слова).

- Где он родился? ( во рту).

- Значит, что мы можем от нём сказать? ( Согласный).

- С какой гласной он сливается в слове? ( С гласной «И»)

- А «И» что обозначает? (мягкость согласного звука, значит и звук «С» - мягкий, и обозначим зелёным цветом).


- Определите звонкий он или глухой?

(«С» - в горле моторчик не заработал, значит глухой).


(«И»)

- выделите голосом последний звук «И».

-Где он родился? ( В горле)

- значит он гласный, обозначим красным цветом.


СЛОГИ:

- Назовите гласные звуки. ( «У», «И»).

- Сколько их? (2)

- Значит, сколько будет слогов? (два)

- Кто скажет правило? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

- А теперь « поймайте» ударный слог. ( ГУ, ударение на «У»).


- ПОДУМАЙТЕ И СКАЖИТЕ, КАКИЕ В ЭТИХ СЛОВАХ ЕСТЬ СХОЖИЕ ЗВУКИ? ( «С» и «СЬ»).

- Живут эти два звука в синем домике, потому что согласные. Только вот обозначаются по- разному: один синим цветом, а другой зелёным. Как думаете, почему?

- И обозначаются одной буквой «С,с» (эс).


ЗАКРЫВАЕМ ТЕТРАДОЧКИ.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


В лесу темно…

Все спят давно.

Одна сова не спит,

Летит, кричит,

Большой головой вертит

Во все глаза глядит,

Да, вдруг села на ветку

И стала ждать соседку.


- А мы сейчас от совы будем прятаться и выполнять задания на внимание: ухо-нос, нос-ухо.



  1. ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ «С ,с» с наборного полотна:

СА-ся-со-сё-су-сю-сы-си-сэ-се-су


  1. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ «С, с» с доски:


ус

сам

сама

сын

голос

нос

сом

сумка

сынок

голосок


6) РАБОТА В ПАРАХ: раздаточный материал.

Задание: поиск слогов с твёрдым согласным «С» и выделение синим карандашом и поиск слогов с мягким согласным «СЬ» и выделение зелёным карандашом:


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


ПРОВЕРКА С ДОСКИ.


7) БЕСЕДА О ПТИЦАХ. ( МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ):

- Какое время года приближается? (Зима)

- Ребята, вернёмся к нашим гостям. СОВЫ –это птицы, которые останутся с нами на зиму или улетят на юг? (Останутся с нами)

- Как мы таких птиц называем? (Зимующие).

- А что вы можете сказать о гусях? (Они улетают в тёплые страны).

- Как мы их называем? (Перелётные)

- А почему они улетают? (Живут вблизи водоёмов. С приходом зимы водоёмы замерзают и они улетают).

-Правильно, зимой водоёмы замерзают и покрываются льдом. Еды для этих птиц не остаётся и они вынуждены улететь на юг.



8) РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

ЗАГАДКА ПРО СНЕГ:

- А вот послушайте загадку об ещё одном зимнем явлении:


Он летает белой стаей,

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (СНЕГ)



  1. - Ребята, опишите снег словами. СНЕГ (КАКОЙ?) (холодный, пушистый, мягкий, белый);

Работа в парах: Учитель передаёт первой паре первого ряда снежный ком и просит назвать одно слово и передать ком дальше…;


  1. – Ребята, образуйте слова с тем же значением, что и слово «СНЕГ» ( снежинка, снеговик, снегурочка…);

  2. – Ребята, подберите слова – действия. Что делает снег на солнце? (блестит, переливается, искрится, серебрится)

  3. – А можно ли сказать, что снег серебристый? (Да, можно)

- А что значит СЕРЕБРИСТЫЙ?

- Значит излучает блеск.


  1. РАБОТА НАД СМЫСЛОВЫМ РАЗЛИЧИЕМ СЛОВ.


- А что значит слово СЕРЕБРЯНЫЙ? (Сделанный из серебра)

СЕРЕБРИСТЫЙ И СЕРЕБРЯНЫЙ – это слова, которые имеют схожее произношение, но имеют разное смысловое значение.


- На какой звук начинается слово СЕРЕБРИСТЫЙ? (на «сь)

- Слышим ли мы похожий звук в середине слова? Какой он: твёрдый или мягкий? (Да, слышим звук «с» - твёрдый, обозначим синим цветом).


- С какого звука начинается слово СЕРЕБРО? (Со звука «СЬ» - этот звук мягкий согласный,; обозначим зелёным цветом)


ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА:

Распределите слова в два столбика: иней, поднос, снег, кулон.



СЕРЕБРИСТЫЙ







СЕРЕБРЯНЫЙ





  1. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ: ЧТЕНИЕ СЛОГОВ, ЧТЕНИЕ СЛОВ, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.


11) РЕФЛЕКСИЯ.













  1. Мотивация учебной деятельности.

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит


И как будто бы свистит.

Кто бы ни был, заходи

Новой букве научи!


- А вот что это за гость, догадайтесь сами!




  1. Постановка учебной задачи.

ЗАГАДКА ПРО СОВ:

Солнце село за селом, УСТНО!

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

Лишь они всю ночь летают,

Да мышей везде пугают,

А станет светло – спать улетят в дупло.





ЗАГАДКА ПРО ГУСЕЙ:

По лужку они важно ходят,

Из воды сухими выходят,

Носят красные ботинки,

Дарят мягкие перинки.

- Кто это? (ГУСИ)



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


В лесу темно…

Все спят давно.

Одна сова не спит,

Летит, кричит,

Большой головой вертит

Во все глаза глядит,

Да, вдруг села на ветку

И стала ждать соседку.


ЗАГАДКА ПРО СНЕГ:

- А вот послушайте загадку об ещё одном зимнем явлении:


Он летает белой стаей,

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (СНЕГ)





Распределите слова в два столбика: иней, поднос, снег, кулон.



СЕРЕБРИСТЫЙ







СЕРЕБРЯНЫЙ




СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ





СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ



СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ







СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ



СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ



СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ






СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ








СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ








СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ



СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


СА

СЯ
СЭ
СУ
СЕ
СО

СЫ
СИ
СЁ
СУ
СИ
СЮ


Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей