СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки и буквы. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы. 5 класс»

Тема урока: Звуки и буквы.

Целевые установки на достижение результата:

Личностные: самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в парах.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Предметные: познакомить с понятием транскрипция.

Тип урока: объяснение нового.

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, коллективная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

Структура и ход урока

  1. Начало урока: введение, « разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Контрольно - подготовительный этап урока: опрос по предыдущим темам.

Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.

- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе и узнаем новое. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки).А если вы запишете эти звуки?

Постановка учебной цели, « вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели.

Задание 1

Отгадайте загадку.

1.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Звук)

2.Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает (Буквы)

Комментированное письмо (Слайд )

1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего.

2.Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.

Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же, о звуках и буквах.

- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд )тема урока

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?

Беседа.

  • Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

Какова роль звуков речи и звуков природы?

  • Как образуются звуки речи?

  • На какие две группы делятся звуки?

  • Чем отличаются гласные звуки от согласных? Какие звуки–гласные или согласные–преобладают в речи?

Схему для рассказа о звуках речи кто из вас нарисует? А о буквах?

  • В чём различие звуков от букв? 

  • Сколько гласных звуков, а согласных? Почему?

  • Сколько букв в русском алфавите?

  • Какие буквы не обозначают звуков?

- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам.

Работа над темой.

  • Звуки мы произносим и слышим.

  • Буквы мы видим и пишем.

  • Для обозначения звуков речи используют квадратные скобки: буква а, звук [а].

  • Это называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ.

  • Как мы пишем: как слышим? Или по определенным правилам?

1.Одна буква может обозначать:

- один звук д[о]м

- два звука [йо]ж

- ноль звука ноч[ь], прелес[т] ный

2. Один звук может обозначаться:

- одной буквой с[о]н

- двумя буквами отдал – о[д]ал

- тремя буквами учиться - учи[ц]а

3.Одна и та же буква может обозначать разные звуки:

- буква В звук [Ф]: [ф]кус, ро[ф];

- буква В звук [В] и [В`]: [в`]есна, [в]олк;

- буква О звук[О] под ударением: м[о]роз

- буква О звук [А] в первом слоге: м[а]роз

4. Иногда разные буквы обозначают один и тот же звук: МЁЛ – МОЛ

буквы О и Ё обозначают [О].

Работа с учебником

1. Чтение теории 1 - 6 (учебник, стр.159- 161

2.Упр. 197 Семь [с`эм`], тишина [т`ишына], лодка [лотка], уют [уй`ут], вода [вада], бровь [броф`], ясень [й`ас`ин`], смеяться [см`ий`аца] (звук [ц] - долгий), Россия [рас`ий`а] (звук [с] - долгий), суббота [субота] (звук [б] - долгий), счастливый [щ’асл’ивый’],снег [сн’эк].

Упр. 198. честный (7 букв) [ч'эсный'] – (6 зуков), здравствуй (10 букв) – [сдраствуй'] (9 букв), роль (4 буквы) – [рол'] (3 буквы), ночь (4 буквы) – [ноч'] (3 буквы), жизнь (5 букв) – [жыз'н'] (4 звука), сделать (7 букв) – [сд'элат'] (6 букв), солнце (6 букв) – [сонцэ] – (5 букв), сердце (6 букв) – [с'эрцэ] (5 звуков), шотландский [шотлан’ск’ий’], областной [абласной’], серьёзный [с’ир’й’эзный’].

Физкульминутка

Упр. 199. Какой звук произносится в приведённых ниже словах на месте буквы в? сделайте его фонетическую запись образец морковь [ф']  . Попроси больше объяснений. Следить. ... В[ ф ]торник, ров[ ф ], Иванов[ ф ], зав[ ф ]тра, красив[ ф ], в[ ф ]кус, нрав[ ф ], в[ ф ]правь[ ф' ], в[ ф ]торопях, сидоров[ ф ], в[ ф ]ходить, обв[ в ]ал, в[ в' ]есна, вь[ в' ]юга, в[ в ]олк.

Упр. 200. Устно.

Упр. 201. город [горат]   [г]; лёгкий [л'ох'к'ий']  [х']; рог [рок]  [к]; строго [строга]   [г]; герой [г'ирой']   [г'. ]; грамота [грамата]   [г]; гиря [г'ир'а]   [г']; гений [г'эн'ий']   [г']; овраг [аврак]   [к].

Подведение итогов

  • Над какой темой сегодня работали?

  • Что узнали нового? Какие выводы сделали?

  • Что понравилось?

  • Что не понравилось? 

  • Продолжим предложения:

1.Сегодня я узнал…

2. Теперь я могу…

3. Я на учился…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой…

Домашнее задание:

  • 1.Параграф 37,стр. 159 -161.

  • 2.Упр.202,зад.1 – 2.

  • 3.Подготовиться к изложению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!