Тема урока: Звуки и буквы.
Целевые установки на достижение результата:
Личностные: самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том,«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в парах.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Предметные: познакомить с понятием транскрипция.
Тип урока: объяснение нового.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, коллективная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Структура и ход урока
Начало урока: введение, « разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Контрольно - подготовительный этап урока: опрос по предыдущим темам.
Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.
- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе и узнаем новое. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.
- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки).А если вы запишете эти звуки?
Постановка учебной цели, « вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели.
Задание 1
Отгадайте загадку.
1.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Звук)
2.Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает (Буквы)
Комментированное письмо (Слайд )
1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего.
2.Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?
- Конечно же, о звуках и буквах.
- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?
(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)
- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд )тема урока
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?
Беседа.
Какова роль звуков речи и звуков природы?
Как образуются звуки речи?
На какие две группы делятся звуки?
Чем отличаются гласные звуки от согласных? Какие звуки–гласные или согласные–преобладают в речи?
Схему для рассказа о звуках речи кто из вас нарисует? А о буквах?
В чём различие звуков от букв?
Сколько гласных звуков, а согласных? Почему?
Сколько букв в русском алфавите?
Какие буквы не обозначают звуков?
- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам.
Работа над темой.
Звуки мы произносим и слышим.
Буквы мы видим и пишем.
Для обозначения звуков речи используют квадратные скобки: буква а, звук [а].
Это называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ.
Как мы пишем: как слышим? Или по определенным правилам?
1.Одна буква может обозначать:
- один звук д[о]м
- два звука [йо]ж
- ноль звука ноч[ь], прелес[т] ный
2. Один звук может обозначаться:
- одной буквой с[о]н
- двумя буквами отдал – о[д]ал
- тремя буквами учиться - учи[ц]а
3.Одна и та же буква может обозначать разные звуки:
- буква В звук [Ф]: [ф]кус, ро[ф];
- буква В звук [В] и [В`]: [в`]есна, [в]олк;
- буква О звук[О] под ударением: м[о]роз
- буква О звук [А] в первом слоге: м[а]роз
4. Иногда разные буквы обозначают один и тот же звук: МЁЛ – МОЛ
буквы О и Ё обозначают [О].
Работа с учебником
1. Чтение теории 1 - 6 (учебник, стр.159- 161
2.Упр. 197 Семь [с`эм`], тишина [т`ишына], лодка [лотка], уют [уй`ут], вода [вада], бровь [броф`], ясень [й`ас`ин`], смеяться [см`ий`аца] (звук [ц] - долгий), Россия [рас`ий`а] (звук [с] - долгий), суббота [субота] (звук [б] - долгий), счастливый [щ’асл’ивый’],снег [сн’эк].
Упр. 198. честный (7 букв) [ч'эсный'] – (6 зуков), здравствуй (10 букв) – [сдраствуй'] (9 букв), роль (4 буквы) – [рол'] (3 буквы), ночь (4 буквы) – [ноч'] (3 буквы), жизнь (5 букв) – [жыз'н'] (4 звука), сделать (7 букв) – [сд'элат'] (6 букв), солнце (6 букв) – [сонцэ] – (5 букв), сердце (6 букв) – [с'эрцэ] (5 звуков), шотландский [шотлан’ск’ий’], областной [абласной’], серьёзный [с’ир’й’эзный’].
Физкульминутка
Упр. 199. Какой звук произносится в приведённых ниже словах на месте буквы в? сделайте его фонетическую запись образец морковь [ф'] . Попроси больше объяснений. Следить. ... В[ ф ]торник, ров[ ф ], Иванов[ ф ], зав[ ф ]тра, красив[ ф ], в[ ф ]кус, нрав[ ф ], в[ ф ]правь[ ф' ], в[ ф ]торопях, сидоров[ ф ], в[ ф ]ходить, обв[ в ]ал, в[ в' ]есна, вь[ в' ]юга, в[ в ]олк.
Упр. 200. Устно.
Упр. 201. город [горат] [г]; лёгкий [л'ох'к'ий'] [х']; рог [рок] [к]; строго [строга] [г]; герой [г'ирой'] [г'. ]; грамота [грамата] [г]; гиря [г'ир'а] [г']; гений [г'эн'ий'] [г']; овраг [аврак] [к].
Подведение итогов
Над какой темой сегодня работали?
Что узнали нового? Какие выводы сделали?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Продолжим предложения:
1.Сегодня я узнал…
2. Теперь я могу…
3. Я на учился…
4. Мне было трудно…
5. Своей работой…
Домашнее задание:
1.Параграф 37,стр. 159 -161.
2.Упр.202,зад.1 – 2.
3.Подготовиться к изложению.