Конспект логопедического занятия на тему: « Буквы Ш-Ж».
Цель : закрепление навыка различения букв Ж-Ш.
Задачи: Закреплять правильное произношение звуков ж, ш, умение выполнять звуковой анализ слов, выделять ударный гласный. Учить делить слова на слоги.
Наглядные пособия и раздаточный материал: кассы букв, карточки, на которых нарисованы кружочки красного и синего цветов (красный, синий, синий; красный; синий, красный, синий).
Ход занятия
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в школу пришло письмо от медвежонка, в котором он пишет: (логопед читает письмо):
«Ребята, помогите мне подрушиться с мыжонком и ешонком, они часто дразнят меня и обишают. Мижа»
-Как вы думаете, почему медвежонок просит о помощи?
-Верно. Вы хотите помочь медвежонку?
-Тогда нам придётся сегодня потрудиться. Мы с вами будем учиться красиво и правильно говорить, различать и писать без ошибок буквы Ш и Ж, а потом отправим видеозапись нашего занятия медвежонку.
- Он не знает, когда нужно писать букву Ш, а когда Ж.
-Да.
2. Игровое упражнение «Повтори, не ошибись»
Логопед произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их: аш – ош – уш - ыш, шка – шро – шпу - шты, ашк – ошк – ишк - ушк, шаш – шуш – шиш - шош.
3. Основная часть
Характеристика звуков ш, ж
- Что вы повторяли за мной? (Слоги).
- Что такое слог? (Это часть слова).
- Какой одинаковый согласный звук повторялся в этих слогах? (Звук ш).
- Дайте характеристику звуку ш. (Согласный, при произнесении звука ш губы «рупором», зубы сближены, язык «чашечкой», горлышко «дрожит»; всегда твёрдый).
- Какая буква обозначает звук ш? (Буква Ш).
- Найдите букву Ш в кассах букв.
- Назовите парный звук звуку ш. (Звук ж).
- Дайте характеристику звуку ж. (При произнесении этого звука: губы – «рупором», зубы – сближены, язык – «чашечкой»; звук ж согласный, звонкий, всегда твёрдый).
- Какая буква обозначает звук ж? (Буква Ж).
- Найдите букву Ж в кассах букв.
- Чем похожи звуки ж и ш? Чем они отличаются?
- Какое правило вы знаете об этих звуках? (Жи, ши пиши с буквой И).
4. Работа со схемами слогов
Логопед раздаёт детям карточки, на которых нарисованы кружочки красного и синего цветов. Услышав слог, дети должны показать соответствующую схему.
Слоги: ошт, ешк, шпу, шур, ожр, ужк, жну, жат.
5. Корректурная проба (работа по карточкам)
Логопед: Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ
ИХЖПШТЩШЦЖЧШЩПТЩШЖСШИТЩ
6. Игра «Четвертый лишний»
На доску вывешивается наглядный материал:
• кувшин, кошка, лошадь, жук;
• желудь, чашка, жук, жираф.
Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и записать лишнее слово в тетрадь.
7. Физминутка.
- Молодцы. Вы, наверное, немного устали, давайте немного разомнём свои пальчики.
Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку
ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
Но где же снежинки? В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи.
Как видно, ладошки мои горячи.
8 .Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.
Взлетает вверх, как легкий пар.
Зовут его воздушный … (Шар)
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)
9.Работа с предложениями.
Логопед: Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.
(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)
Запись предложений в тетрадь. .
10. Работа с текстом по перфокартам.
(Детям раздаются перфокарты с текстом) .
— Перед вами предложения. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до-дя боль-ие лу-и. Рань-евсех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. 11. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
Логопед: Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?
Логопед: Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы! А видео мы отправим медвежёнку.
Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ
ИХЖПШТЩШЦЖЧШЩПТЩШЖСШИТЩ
Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ
ИХЖПШТЩШЦЖЧШЩПТЩШЖСШИТЩ
Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ
ИХЖПШТЩШЦЖЧШЩПТЩШЖСШИТЩ
Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ
ИХЖПШТЩШЦЖЧШЩПТЩШЖСШИТЩ
Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ
ИХЖПШТЩШЦЖЧШЩПТЩШЖСШИТЩ
Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ
ИХЖПШТЩШЦЖЧШЩПТЩШЖСШИТЩ
Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до - дя боль - ие лу - и. Рань – е всех чи - и встают. В небе кру - ит кор-ун.
Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до - дя боль - ие лу - и. Рань – е всех чи - и встают. В небе кру - ит кор-ун.
Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до - дя боль - ие лу - и. Рань – е всех чи - и встают. В небе кру - ит кор-ун.
Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до - дя боль - ие лу - и. Рань – е всех чи - и встают. В небе кру - ит кор-ун.
Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до - дя боль - ие лу - и. Рань – е всех чи - и встают. В небе кру - ит кор-ун.
Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до - дя боль - ие лу - и. Рань – е всех чи - и встают. В небе кру - ит кор-ун.
Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до - дя боль - ие лу - и. Рань – е всех чи - и встают. В небе кру - ит кор-ун.
Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до - дя боль - ие лу - и. Рань – е всех чи - и встают. В небе кру - ит кор-ун.
д/з. Выучить скороговорку. д/з. Выучить скороговорку.
Черепаха, не скучая, Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая. Час сидит за чашкой чая.
д/з. Выучить скороговорку. д/з. Выучить скороговорку.
Черепаха, не скучая, Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая. Час сидит за чашкой чая.
д/з. Выучить скороговорку. д/з. Выучить скороговорку.
Черепаха, не скучая, Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая. Час сидит за чашкой чая.
д/з. Выучить скороговорку. д/з. Выучить скороговорку.
Черепаха, не скучая, Черепаха не скучая,
Час сидит за чашкой чая. Час сидит за чашкой чая.