Конспект логопедического занятия на тему: « Согласные Ж-З».
Цель занятия:
закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой.
Задачи:
1. Формировать навыки умения различать и дифференцировать согласные звуки [Ж и З], проводить звуковой анализ и синтез.
2. Развивать фонематический слух и восприятие, память, внимание, наблюдательность.
3. Научиться правильно употреблять буквы Ж и З в письменной речи.
4. Прививать любовь к русской речи.
Наглядные пособия и раздаточный материал: раздаточный материал, предметные картинки, компьютер, проектор, экран, магнитофон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
1.Отгадайте загадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
-Назовите первый звук в этом слове.
Отгадайте вторую загадку.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея)
-Назовите первый звук в слове «змея».
-Чем похожи эти звуки?
-Чем отличаются?
Сопоставление звуков по артикуляции.
Общее: согласные, звонкие.
Разное: различаются по артикуляции, звук [Ж] всегда твердый, шипящий; звук [З] может быть твердым, а может быть и мягким, свистящий.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3.Чтение слогов со сменой ударения на одном выдохе.
За-зо-зу-зы-зэ
жа-жо-жу-жи-же
за-зо-зу-зы-зэ
жа-жо-жу-жи-же
за-зо-зу-зы-зэ
4.Проговорить чистоговорку, помогая показом положения рук.
ЖА-ЗА-ЖА- тут ежата у ежа
ЗА-ЖА-ЗА- здесь привязана коза
ЗЫ-ЖИ-ЗЫ- в нашем доме этажи
ЖИ-ЗЫ-ЗЫ- мало травки у козы
4. Работа с числовым рядом.
-Запишите цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.
[З]-заноза, извержение, разрезал, изображать, замерзнут, заземление, раздражение.
[Ж]-прыжок, разожму, жаждать, замужем, творожный, запорожец, разоружение.
5. Словарный диктант.
Вспомни правило ЖИ.
Записать под диктовку слова в 2 столбика – по наличию звука [ Ж-З]:
Пружины, забор, звонкий, жир, зубрил, дежурный, ужин, вызывал, ежи, этажи, зайцы, грузить, прыжок.
6. Физкультминутка
Мы березку посадили
Мы березку посадили,
(выпрямиться за партой.)
Мы водой её полили,
(Потрясли кистями, будто разбрызгивая воду.)
М берёзка подросла,
(встать за партой.)
К солнцу ветки подняла,
(руки вверх.)
А потом их наклонила
(руки вниз, спина прямая.)
Всех ребят поблагодарила.
(поклоны головой, сесть за парты.)
7.Списать предложения, подчеркнув вставленную букву карандашами.
-иму мы –дали, -иму мы –вали. Ну-на –имой шуба, ну-ны –имой сани. Е-ик пол-ет в овра-ек. Тя-ело нагру-ены во-ы. –вонкое пение стри-ей слышно и-далека. Песню раннюю –апел в ла-ури –аворонок -вонкий
8.Заучивание скороговорки.
Жужелица, жужжа, ужалила ужа.
- Что вы можете рассказать о жужелице и уже?
9. Итог занятия.
Вставь пропущенные буквы З или Ж.
-иму мы –дали, -иму мы –вали. Ну-на –имой шуба, ну-ны –имой сани. Е-ик пол-ет в овра-ек.
Всавь пропущенные буквы З или Ж.
-иму мы –дали, -иму мы –вали. Ну-на –имой шуба, ну-ны –имой сани. Е-ик пол-ет в овра-ек.
д/з
Тя-ело нагру-ены во-ы. –вонкое пение стри-ей слышно и-далека. Песню раннюю –апел в ла-ури –аворонок -вонкий
д/з
Тя-ело нагру-ены во-ы. –вонкое пение стри-ей слышно и-далека. Песню раннюю –апел в ла-ури –аворонок -вонкий
За-зо-зу-зы-зэ
жа-жо-жу-жи-же
за-зо-зу-зы-зэ
жа-жо-жу-жи-же
за-зо-зу-зы-зэ
За-зо-зу-зы-зэ
жа-жо-жу-жи-же
за-зо-зу-зы-зэ
жа-жо-жу-жи-же
за-зо-зу-зы-зэ