1 Организационный момент. | Логопед просит детей встать в кружок. - Ребята, за парту сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос. Логопед спрашивает одного из детей. - Скажи, где в слове ракета звук р? В начале, в середине или в конце? - Правильно, садись за парту. Логопед при необходимости медленно проговаривает слово. - Хорошо, а в слове молоко где звук л? В начале, в середине или в конце? - Правильно, и ты присаживайся. Словарный материал: лёд, рисунок, вертолёт, лыжи, лисёнок, радость, фонарь, король, лак. - Молодцы. Вы догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать? - С какими? | Дети встают в круг. - В начале. Ребенок занимает свое место. - В середине. Дети верно отвечают и садятся на свои места. - Да. - [Р], [р`], [л], [л`]. | 2 мин |
2 Основная часть. | 1. Звукобуквенный анализ слов. Логопед пишет на доске слова река, рыба, лиса, лыжи. - Правильно. Ребята, сейчас мы будем работать с карточками-кубиками. Откройте конвертики и выложите эти карточки на парту. - Хорошо. А что мы делаем с их помощью? - Правильно. А что у нас обозначает красный кубик? Какой звук? - Хорошо. А синий? - А зеленый? - Молодцы! Мы с вами вспомнили, что означают эти карточки, а теперь вы выполните задание самостоятельно. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Кто умеет читать? Прочитайте слова. - Хорошо. А теперь с помощью ваших карточек-кубиков составьте схему этих слов. Вы умеете? При необходимости логопед вместе с детьми анализирует 1 слово. - Тогда работаем. - Все сделали? Логопед подходит к каждому ребенку и смотрит выполненное задание. – Я у всех посмотрела, но не буду говорить, кто сделал правильно, а кто нет. Я напишу на доске, как нужно было правильно сделать и вы сами себя проверите. Логопед рисует на доске правильные ответы. - Кто сделал всё правильно? Поднимите руку. - Молодцы, а остальные быстренько исправляем свои ошибки. - Кто исправил, поднимет руку, я посмотрю. - Я у всех проверила? - Тогда убираем карточки в конвертик. 2. Характеристика звуков. - Хорошо. А теперь давайте закрепим наши знания об изучаемых звуках. Звук [р] согласный или гласный? - Правильно. А ещё какой? - А мягкий как будет звучать? - Молодцы. Теперь про звук [л] расскажите. Какой он? - А как мягкий будет звучать? | Дети открывают конвертики и выкладывают карточки на парту. - Строим схему слов. - Гласный. - Согласный твердый. - Согласный мягкий. Дети смотрят на доску. - Река, рыба, лиса, лыжи. - Да. Дети выполняют звукобуквенный анализ слов (составляют схему слова, выкладывая карточки нужного цвета на стол). - Да. Дети проверяют свои работы. Дети с работой без ошибок поднимают руку. Дети исправляют ошибки. Дети, исправив работу, поднимают руку. - Да. Дети убирают карточки в конвертик. - Согласный. - Звонкий, твердый. - [Р`]. - Согласный, звонкий, твердый. - [Л`]. | 10 мин |
3 Физкультминутка. | - Хорошо, теперь мы с вами отдохнем. Встали все в кружок и повторяем за мной слова и движения. Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Дети встают в кружок и повторяют слова и движения за логопедом. Дети встают на носочки и «тянутся вверх», нагибаются, разводят руки в стороны, отрицательно машут головой, встают на носочки. | 2 мин |
4 Пальчиковая гимнастика. | - Молодцы, рассаживаемся по местам. Сейчас мы будем работать в тетрадях, но сначала давайте разомнем наши пальчики, чтобы они у нас аккуратно рисовали и не уставали. Сделаем сначала «Зайчика» на правой ручке. Зайчик ушками пошевелил. Логопед демонстрирует упражнение. Затем – то же на левой руке и на двух одновременно. - Хорошо. Теперь сожмем пальчики в кулачок, а затем разожмем. Логопед показывает, как необходимо выполнять. Затем – на правой руке, потом на левой. - Молодцы. А теперь мы сделаем упражнение «Коготки». Сильно полусгибаем и разгибаем пальчики. Логопед демонстрирует образец выполнения. Каждое упражнение повторяется 3 раза. | Дети выполняют упражнение «Зайчик». Дети сжимают пальчики в кулачок и разжимают. Дети выполняют упражнение. | 2 мин |
5. Основная часть (продолжение). | Работа в тетрадях. - Хорошо. Теперь поработаем в тетрадях. Откроем стр. 13 и выполним первое задание. Для этого возьмем цветные карандаши. - Вам нужно определить, где звук [р] в слове и закрасить нужную клеточку необходимым цветом. - Все сделали? - Хорошо. А теперь посмотрите на картинку на этой же страничке. Что у нас нарисовано? - Правильно. Составьте схему этого слова. Закрасьте кружочки нужными цветами. Далее – те же задания со звуком [л]. - А теперь раскрасьте картинки или со звуком [л] или со звуком [р]. Какие вам больше нравятся. Кто сделает – сдаст тетрадь, я проверю. | Дети открывают тетради, берут цветные карандаши. Дети определяют позицию звука и выполняют задание. - Да. - Репа. Дети закрашивают кружочки. Дети раскрашивают картинки, а затем сдают тетради на проверку. | 13 мин |
6. Итог занятия. | - Хорошо. - Скажите, с какими звуками мы сегодня работали? - Что вам понравилось на занятии? - Вы сегодня молодцы, все хорошо занимались. Занятие окончено. | - [Р], [л], [р`], [л`]. - Делать зарядку для пальчиков. | 1 мин |