СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статья
Работа в малокомплектных классах
Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшим младших. Такие школы напоминают большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Однако малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка.
Малокомплектность подразумевает объединение по вертикали учащихся двух, трёх, четырёх классов в один класс – комплект. Это одно из основных обстоятельств, определяющее специфику построения содержания и форм организации учебно – воспитательного процесса. Без сомнения она отличается от организации учебного процесса в обычном классе. Малокомплектные школы порождают большие педагогические проблемы. На мой взгляд, одна из самых главных трудностей, с которой встречаются педагоги - это отсутствие чётких методических рекомендаций по построению и проведению урока в данных условиях. Поэтому приходиться искать, пробовать, отбирать методы и приёмы самостоятельно. Система обучения в малокомплектной школе рассматривает обучение не как самоцель, а как средство развития личности ребёнка.
Сложность работы учителя обусловливается тем, что ежедневно приходиться готовить 8 – 12 уроков, распределять внимание между двумя – тремя классами. У учителя в таком классе не только должна быть хорошая научно – теоретическая и методическая подготовка, но и высокие коммуникативные способности, мобильность, хорошая психологическая подготовка, наличие проектировать и реализовывать различные межвозрастного взаимодействия. Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями: замкнутый социум, сложившиеся отношения между людьми, дефицит общения учащихся, отсутствие учреждений культуры, более низкий образовательный уровень населения. Дети, растущие в сёлах, более воспитаны жизнью. Они отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью.
Обучение и воспитание детей в малокомплектной школе - дело чрезвычайной сложности. Во-первых, ежедневно учителю, работающему в ней, в зависимости от наличия одного или двух комплектов, нужно подготовиться и провести 8 или 12 уроков. Во-вторых, каждый урок представляет собой по существу два (три) урока, сведенных в один общим помещением, общими временными границами в 45 минут. Соответственно, учителю на уроке необходимо несколько раз перестраиваться на занятия то с первым, то со вторым, то с третьим классом, правильно распределять время между учащимися всех классов, чтобы объяснить новое, закрепить изученное, опросить учеников, оценить их знания, разъяснить домашнее задание Для учащихся обучение в таких условиях также связано с определенными трудностями, вызванными работой других классов: необходимостью сосредоточиться на своем задании при запредельных звуковых раздражителях; не слышать ответы учеников и слов учителя, не относящихся к себе, и в то же самое время уловить оттенок обращения к своему классу; не видеть предлагаемых другим классам картин и таблиц и т.д.
Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной школе должны стать: *мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему); *активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний; *увеличение индивидуального общения учителя с учеником; *создание условий для самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха); *более прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков; *всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших; *привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.
Проводить уроки одновременно с двумя, тремя классами, где в комплекте есть первоклассники, очень сложно, т.к. старшие дети остаются в течение почти целого урока без внимания учителя и могут отстать в учении.
Режим учебной недели (расписание уроков) мог быть разнопредметным и однопредметным. Этот подход сохранился и сегодня. При разнопредметном подходе чтение могло сочетаться с родным языком, математикой и т.д. Однако многолетняя практика работы педагогов показала, что оправдывает себя однопредметное расписание.
Главное достоинство однопредметных уроков в следующем: учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой; осуществлять преемственность в обучении 1-2,2-3, 3-4 классов; уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся; учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыка самоконтроля и оценочной деятельности, повторения и закрепления материала за предыдущие годы (особенно на однотемных уроках), использования современных образовательных технологий.
Основное отличие урока в малокомплектной школе: класс разновозрастный; предметов на одном уроке может быть несколько; учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе. Эти особенности обуславливают его сложности и особенности урока к малокомплектной школе. Детям необходимо овладеть такими умениями, как: сосредоточиваться на выполнении задания;
не слушать объяснений учителя для другого класса;
не обращать внимания на наглядный материал, предназначенный не слушать ответы учеников другого класса; б
ыстро перестраиваться, когда учитель обращается к ним, и т.д.
работа под руководством учителя; самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80-90% всего времени. Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются: некоторые подготовительные упражнения; объяснение нового материала на основе предшествующей самостоятельной работы; беседы-изложения нового материала; объяснения, рассказы, инструктажи; первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала; диагностика уровня обученности; контроль и коррекция усвоенных знаний, умений; показ рациональных приемов применения знаний; тематическое обобщение материала. В условиях работы с двумя-тремя классами у учителей остро стоит вопрос о правильном распределении и использовании времени. Рациональное использование каждой минуты - одно из условий эффективности урока
Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен настолько хорошо продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и ему необходимо подключиться к работе, т.е. заранее выделить так называемые "зоны особого пед. внимания".
Часть уроков в классах - комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание.
Например:
На уроках русского языка общими могут быть:
На уроках математики :
Итак, правильное комплектование объединенных классов, умелое составление расписания, планирование урока, характер учебного оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.
Малокомплектная начальная сельская школа занимает в системе народного образования значительное место: в ней обучается около полутора миллионов школьников. Начальная школа играет важную роль в экономическом и культурном развитии современного села, в сближении города и деревни, в воспитании труженика, являясь приоритетным компонентом в социальной инфраструктуре села. В сельскую малокомплектную школу поступают дети, как правило, или из разновозрастного детского сада, или вовсе не посещавшие детских дошкольных учреждений, поэтому подготовка шестилетних детей к школе ложится на плечи учителя (так естественным путем к официальному первому, второму и третьим классам систематически добавляется на какое-то время неофициальный - подготовительный). Условия учебно-воспитательной работы малокомплектных школ нестандартны и порой неповторимы, чрезвычайно сложны и для учителя и для его учеников. Поэтому сельская малокомплектная школа была и остается, образно говоря, горячей точкой нашей системы образования, проблемой, которая в силу ряда причин всегда будет требовать особого внимания со стороны ученых-педагогов, психологов, экономистов.
Я работаю в таком классе. Это очень трудно. Вообще работать в таких классах сложно.А тут ещё и ФГОС..Дети в малокомлектных классах большую часть времени занимаются самостоятельно. Можно сказать так:20 мин с учителем, 20 мин сами. Конечно, это работа в группах, в парах. Организация самоконтроля, взаимоконтроля. Но внимания учительского им не хватает. А учителю радости от такого урока не прибавляется.Дети должны на уроке много говорить, доказывать, спрашивать. А использование компьютера с двойным классом нереально. Рефлексию надо в конце каждого урока провести. У первоклассников динамическая пауза, уроки по 30 мин. Их ни с каким классом нельзя сочетать.
© 2021, Сулейманова Мадина Султановна 606