СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворение М. И. Цветаевой «Бабушке» – стихотворение-портрет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Стихотворение М. Цветаевой «Бабушке» стихотворение-портрет»

Цели урока:

а) обучение приёмам замедленного чтения лирического стихотворения;

б) углубление знаний о теме, микротеме, главной мысли стихотворения;

в) развитие речевых способностей и эстетического вкуса учащихся;

г) воспитание чуткости, внимания к людям, любви к поэтическому слову.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение темы и целей урока.

II. Выразительное чтение учителем стихотворения М. И. Цветаевой «Бабуш­ке».

III. Лингвистический анализ стихотворения.

Продолговатый и твёрдый овал,

Чёрного платья раструбы…

Юная бабушка! – Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица –

Локоны, в виде спирали.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,

Тёмные звёзды погасли.

– Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моём – не от вас ли?

4 сентября 1914 года

Стихотворение «Бабушке» посвящено Марии Лукиничне Бернацкой (Мейн), бабушке Марины Ивановны Цветаевой по материнской линии (1841–1869 гг.).

1. Какую картину вы «увидели», прослушав стихотворение? (М. И. Цве­таева перед портретом бабушки.)

2. Кто изображён на портрете? (Молодая полька в строгом чёрном пла­тье с высоким воротником.)

3. На какие детали портрета обращает внимание автор? («Продолгова­тый и твёрдый овал», «надменные губы», «ледяное лицо», локоны, «взыска­тельный взгляд», «взгляд, к обороне готовый»…)

4. О каких чертах характера они могут свидетельствовать? Если затруд­няетесь с ответом, то обратитесь к толковому словарю, чтобы объяснить значение образных определений. (Надменный – «высокомерный»; взыска­тельный (книжн.) – «требовательный, строгий»; ледяной – «1. Покрытый льдом; 2. перен. Очень холодный; 3. Враждебно-холодный»; твёрдый – «1. Сохраняющий свою форму и размер в отличие от жидкого и газообразного; 2. Жёсткий, крепкий, не поддающийся при надавливании; 3. Непоколеби­мый, устойчивый, прочный».)

В каких значениях употреблены прилагательные?

Эпитеты, используемые для описания внешности молодой женщины, по­могают читателю понять её характер. Это строгая, даже суровая, независи­мая женщина, возможно, несколько высокомерная. В то же время это на­тура творческая (Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли).

5. Что означает выражение ненасытимая прорва земли? В чём сила и выразительность этой метафоры? (Речь идёт о ранней смерти бабушки. В данном случае ненасытимая прорва – это могила, куда уходят все люди, и этот процесс неостановим. М. Цветаева горько сожалеет о ранней смерти бабушки, о нереализованности её таланта. Для поэта бабушка навсегда ос­танется молодой, именно потому она и названа юной. И это обстоятельство усугубляет скорбь.)

6. Как вы объясните значение образного выражения жестокий мятеж? (Мятеж – «вооруженное выступление, возникшее в результате заговора против государственной власти». Мятежный – «2. Тревожный, неспокой­ный, бурный (высок.. Жестокий – «2. перен. Очень сильный, превосходя­щий обычные размеры, степень». Жестокий мятеж – это буря чувств, сильных, противоречивых, сложных, которыми полна душа М. И. Цветае­вой.)

7. Как развивается поэтическая мысль в стихотворении? (1–3-я строфы – описание внешности, пристальное всматривание в черты дорогого лица, незнакомого, но родного по крови; 4-я строфа – скорбь о ранней смерти и нереализованных возможностях; 5-я строфа – осознание родственности душ бабушки и внучки.)

8. Определите, каким размером написано стихотворение. (Отвечает под­готовленный ученик: стихотворение написано дактилем, и выбор этого раз­мера оправдан. Вот как характеризует дактиль Вс. Рождественский: «Читая вслух стихотворение, написанное дактилем, вы, конечно, заметите, что при нём стих течет плавно, медлительно, даже величаво. Этот размер очень подходит к спокойному, неторопливому рассказу».)

9. Некоторые обобщения. (М. И. Цветаева, «рисуя» портрет бабушки-польки, считает, что «мятежные» черты характера внучка унаследовала от неё, например «пугающую воинственность», как сказал Е. Евтушенко.)

10. Для более объёмного звучания темы связи поколений можно прочесть ещё одно стихотворение М. И. Цветаевой:

У первой бабки – четыре сына,

Четыре сына – одна лучина,

Кожух овчинный, мешок пеньки,

Четыре сына – да две руки!

Как ни навалишь им чашку – чисто!

Чай, не барчата – Семинаристы!

А у другой – по иному трахту! –

У той тоскует в ногах вся шляхта.

И вот – смеётся у камелька:

«Сто богомольцев – одна рука!»

И зацелованными руками

Чудит над клавишами, шелками.

_____________

Обеим бабкам я вышла внучка:

Чернорабочий – и белоручка!

Январь 1920

Здесь уместно вспомнить слова И. Е. Эренбурга: «В одном стихотворе­нии Цветаева говорила о своих бабках: одна была простой русской женщи­ной, сельской попадьёй, другая – польской аристократкой. Марина совме­щала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и за­стенчивость, книжный романтизм и душевную простоту» («Люди, годы, жизнь». Кн. II).

IV. Повторное выразительное чтение стихотворения «Бабушке». Рекомен­дации учащимся по художественному чтению текста.

V. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М. И. Цветаевой «Бабушке». Сильным учащимся – обобщить наблюдения над поэтическим тек­стом.

Источник: Султанова Н. С. Тема урока: «Стихотворение М. Цветаевой «Бабушке» – стихотворение-портрет» // Русский язык в школе и дома. 2005. – № 3. – С. 20–22.

Марина Цветаева. «Бабушке». Читает Лика Нифонтова

https://www.youtube.com/watch?v=VkAdOVu7auU

Марина Цветаева. «Бабушке». Читает Татьяна Доронина

https://www.youtube.com/watch?v=PIyc6ZFF8Lk

Марина Цветаева. «Бабушке». Читает Ольга Остроумова

https://www.youtube.com/watch?v=mAfuV_o2a98

Марина Цветаева. «У первой бабки – четыре сына.»

https://www.youtube.com/watch?v=r-YJ6-Hqr5I

См. другие материалы по теме «М. И. Цветаева»

«Инфанта» – Муза Цветаевой

https://multiurok.ru/blog/infanta-muza-tsvietaievoi.html

М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…»

https://multiurok.ru/blog/m-i-tsvietaieva-moim-stikham-napisannym-tak-rano.html

М. И. Цветаева. «Попытка ревности»

https://multiurok.ru/blog/m-i-tsvietaieva-popytka-rievnosti.html

М. И. Цветаева «Реквием»

https://multiurok.ru/blog/m-i-tsvietaieva-riekviiem.html

Поэт о поэте (М. И. Цветаева – А. С. Пушкин)

https://multiurok.ru/blog/poet-o-poetie-m-i-tsvietaieva-a-s-pushkin.html

Категория: Литература
17.06.2017 22:27


© 2017 4560

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!