© 2017 4560
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока: «Стихотворение М. Цветаевой «Бабушке» – стихотворение-портрет»
Цели урока:
а) обучение приёмам замедленного чтения лирического стихотворения;
б) углубление знаний о теме, микротеме, главной мысли стихотворения;
в) развитие речевых способностей и эстетического вкуса учащихся;
г) воспитание чуткости, внимания к людям, любви к поэтическому слову.
Ход урока
I. Организационный момент. Объяснение темы и целей урока.
II. Выразительное чтение учителем стихотворения М. И. Цветаевой «Бабушке».
III. Лингвистический анализ стихотворения.
Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы…
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица –
Локоны, в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Тёмные звёзды погасли.
– Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моём – не от вас ли?
4 сентября 1914 года
Стихотворение «Бабушке» посвящено Марии Лукиничне Бернацкой (Мейн), бабушке Марины Ивановны Цветаевой по материнской линии (1841–1869 гг.).
1. Какую картину вы «увидели», прослушав стихотворение? (М. И. Цветаева перед портретом бабушки.)
2. Кто изображён на портрете? (Молодая полька в строгом чёрном платье с высоким воротником.)
3. На какие детали портрета обращает внимание автор? («Продолговатый и твёрдый овал», «надменные губы», «ледяное лицо», локоны, «взыскательный взгляд», «взгляд, к обороне готовый»…)
4. О каких чертах характера они могут свидетельствовать? Если затрудняетесь с ответом, то обратитесь к толковому словарю, чтобы объяснить значение образных определений. (Надменный – «высокомерный»; взыскательный (книжн.) – «требовательный, строгий»; ледяной – «1. Покрытый льдом; 2. перен. Очень холодный; 3. Враждебно-холодный»; твёрдый – «1. Сохраняющий свою форму и размер в отличие от жидкого и газообразного; 2. Жёсткий, крепкий, не поддающийся при надавливании; 3. Непоколебимый, устойчивый, прочный».)
В каких значениях употреблены прилагательные?
Эпитеты, используемые для описания внешности молодой женщины, помогают читателю понять её характер. Это строгая, даже суровая, независимая женщина, возможно, несколько высокомерная. В то же время это натура творческая (Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли).
5. Что означает выражение ненасытимая прорва земли? В чём сила и выразительность этой метафоры? (Речь идёт о ранней смерти бабушки. В данном случае ненасытимая прорва – это могила, куда уходят все люди, и этот процесс неостановим. М. Цветаева горько сожалеет о ранней смерти бабушки, о нереализованности её таланта. Для поэта бабушка навсегда останется молодой, именно потому она и названа юной. И это обстоятельство усугубляет скорбь.)
6. Как вы объясните значение образного выражения жестокий мятеж? (Мятеж – «вооруженное выступление, возникшее в результате заговора против государственной власти». Мятежный – «2. Тревожный, неспокойный, бурный (высок.)». Жестокий – «2. перен. Очень сильный, превосходящий обычные размеры, степень». Жестокий мятеж – это буря чувств, сильных, противоречивых, сложных, которыми полна душа М. И. Цветаевой.)
7. Как развивается поэтическая мысль в стихотворении? (1–3-я строфы – описание внешности, пристальное всматривание в черты дорогого лица, незнакомого, но родного по крови; 4-я строфа – скорбь о ранней смерти и нереализованных возможностях; 5-я строфа – осознание родственности душ бабушки и внучки.)
8. Определите, каким размером написано стихотворение. (Отвечает подготовленный ученик: стихотворение написано дактилем, и выбор этого размера оправдан. Вот как характеризует дактиль Вс. Рождественский: «Читая вслух стихотворение, написанное дактилем, вы, конечно, заметите, что при нём стих течет плавно, медлительно, даже величаво. Этот размер очень подходит к спокойному, неторопливому рассказу».)
9. Некоторые обобщения. (М. И. Цветаева, «рисуя» портрет бабушки-польки, считает, что «мятежные» черты характера внучка унаследовала от неё, например «пугающую воинственность», как сказал Е. Евтушенко.)
10. Для более объёмного звучания темы связи поколений можно прочесть ещё одно стихотворение М. И. Цветаевой:
У первой бабки – четыре сына,
Четыре сына – одна лучина,
Кожух овчинный, мешок пеньки,
Четыре сына – да две руки!
Как ни навалишь им чашку – чисто!
Чай, не барчата – Семинаристы!
А у другой – по иному трахту! –
У той тоскует в ногах вся шляхта.
И вот – смеётся у камелька:
«Сто богомольцев – одна рука!»
И зацелованными руками
Чудит над клавишами, шелками.
_____________
Обеим бабкам я вышла внучка:
Чернорабочий – и белоручка!
Январь 1920
Здесь уместно вспомнить слова И. Е. Эренбурга: «В одном стихотворении Цветаева говорила о своих бабках: одна была простой русской женщиной, сельской попадьёй, другая – польской аристократкой. Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и застенчивость, книжный романтизм и душевную простоту» («Люди, годы, жизнь». Кн. II).
IV. Повторное выразительное чтение стихотворения «Бабушке». Рекомендации учащимся по художественному чтению текста.
V. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М. И. Цветаевой «Бабушке». Сильным учащимся – обобщить наблюдения над поэтическим текстом.
Источник: Султанова Н. С. Тема урока: «Стихотворение М. Цветаевой «Бабушке» – стихотворение-портрет» // Русский язык в школе и дома. 2005. – № 3. – С. 20–22.
Марина Цветаева. «Бабушке». Читает Лика Нифонтова
Марина Цветаева. «Бабушке». Читает Татьяна Доронина
Марина Цветаева. «Бабушке». Читает Ольга Остроумова
Марина Цветаева. «У первой бабки – четыре сына.»
См. другие материалы по теме «М. И. Цветаева»
«Инфанта» – Муза Цветаевой
М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…»
М. И. Цветаева. «Попытка ревности»
М. И. Цветаева «Реквием»
Поэт о поэте (М. И. Цветаева – А. С. Пушкин)
© 2017 4560