МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБПОУ « КИНЕШЕМСКИЙ ПЕДКОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
2016
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 8 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 9 |
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении данной дисциплины по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина относится к группе общего гуманитарного и социально-экономического цикла в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД ) по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и соответствующих компетенций :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
-роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 67 часов,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки 60 часов;
- самостоятельной работы 7 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 67 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 7 |
в том числе: - подобрать примеры; - составить беседу, анкету; - составить опорный конспект; - провести тест; - составить кроссворд; - составить презентацию; - подготовить доклад | |
Итоговая аттестация в форме зачета в 6 семестре |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1 Понятие об общении | Содержание учебного материала: Многоплановый характер общения. Взаимосвязь общения и деятельности. Содержание, цель, средства , функции, виды и уровни общения.. | 8 | 1,2 |
Практические занятия: Содержание, цель, средства , функции, виды и уровни общения | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление кроссвордов. | 1 | |
Тема 2 Общение как обмен информацией | Содержание учебного материала: Механизмы взаимопонимания в общении. Общение и язык. Вербальная коммуникация. Речь. Механизм речи. Невербальная коммуникация. | 10 |
Практические занятия: Работа с дополнительной литературой. Тренинг по темам «Вербальная коммуникация», «Невербальная коммуникация» | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой. Подбор упражнений для проведения тренинга | 2 |
Тема 3 Общение как межличностное взаимодействие | Содержание учебного материала: Социальный контроль и социальные нормы. Роль и ролевые ожидания в процессах общения. Виды социальных взаимодействий. | 8 |
Практические занятия: Тренинг по теме. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов. | 1 |
Тема 4 Общение как понимание людьми друг друга | Содержание учебного материала: Понятие социальной перцепции. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения. Механизмы восприятия человека человеком Техники и приемы эффективного общения . Обратная связь в общении. Правила слушания, ведения беседы, убеждения. Этические принципы общения. | 12 |
Практические занятия: Тренинг по теме. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление тестов. | 1 |
Тема 5 Профессионально-педагогическое общение | Содержание учебного материала: Структура, виды, средства и функции педагогического общения. Стереотипы в понимании ребенка и их преодоление в педагогическом общении. Отношения учителя и ученика в процессе общения. Коммуникативные способности и творческое самочувствие учителя в педагогическом общении. Приемы недирективного общения | 12 |
Практические занятия: Тренинг по теме и решение задач. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление кроссвордов. | 1 |
Тема 6 Конфликты | Содержание учебного материала: Общее понятие о конфликте. Источники и причины конфликтов Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | 10 |
Практические занятия: Стратегия поведения в конфликтной ситуации . Подготовка докладов. Решение задач. Тестирование. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов. | 1 |
| Зачет | 1 |
Всего: | 60 |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, наглядные пособия, учебно-методический комплекс по предмету, презентации, видеофильмы, таблицы.
Технические средства обучения: компьютерные, аудиовизуальные, телекоммуникационные.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. научных трудов. Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М., 1983.
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под. ред. М.В. Гамезо – М.: Осв – 89, 2007.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб. Питер, 2004.
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1955.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2001.
Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979
Немов Р. С. Психология. – М.: Владос, 2001.
Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2002.
Плисенко Н.В. Психология общения. – Шуя: ШГПУ, 2004.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2002.
Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. – М. – Воронеж, 2000.
Дополнительные источники:
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. – М., 1957.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические игры и коррекционные программы. – М., 1993.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; -использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: -взаимосвязь общения и деятельности; -цели, функции, виды и уровни общения; -роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; -техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения; -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, тестирование, выполнение классных контрольных работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий. Итоговый контроль- дифференцированный зачет |