Технологическая карта урока математики и его самоанализ
Предмет математика Класс 5
Базовый учебник Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс:
Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Тема урока: Решение задач на проценты
Цель урока: Формирование УУД в условиях решения практических задач
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Задачи урока: образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты»;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): способствовать формированию умения слушать и вступать в диалог; воспитывать аккуратность в вычислениях и чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; развивать познавательный интерес к предмету, критическое мышление (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умения анализировать способы решения задач); развивать логическое и образное мышление, фантазии детей и способности рассуждать.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Используемые технологии: технологии развивающего обучения
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая
Необходимое оборудование: классная доска, экран, проектор, компьютер, толковый словарь, листы успеха.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Организационный этап Задача этапа : Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний Задача этапа : Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения правил и основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задача этапа: Обеспечение учебной мотивации, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Задача этапа: Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка Задача этапа: Смена деятельности. | Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задача этапа: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Задача этапа: Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают Листы успеха. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании Задача этапа: Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | |
Конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Знакомит с девизом урока «Поменьше учителя – побольше ученика», и просит пояснить как ребята его понимают. - У каждого из вас на столах лежат листы успеха. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "!?" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, объясняют смысл девиза урока. Знакомятся с листами успеха, подписывают их. |
2. Актуализация знаний | - Какую тему мы изучаем? - Что знаем по этой теме? Что умеем? - Попробуйте сформулировать задание сами Устный счет: 0,63 1,25 0,8 0,41 0,00 53% 15% 40% 67% 112% ( в первой строке заменить десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты заменить десятичными дробями). - Какие простейшие задачи умеем решать? а) как найти процент от числа; Найдите: 48% от 250 Решение: 48% = 0,48 250 0,48 =120 б) как найти по значению процентов целую величину; Найдите: число, 8% которого равны 12. Решение: 8% = 0,08 12 : 0,08 =150. в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 15 от 60? Решение: 15 : 60 100% = 25%. | Учащиеся отвечают на вопросы, Предлагают формулировку заданий и устно выполняют их. Учащиеся вспоминают типы задач и вспоминают правила на примерах предложенных учителем. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Рассмотрим такую ситуацию: Бабушка Коле подарила 5 000 руб. и он задумался как рационально распорядиться деньгами. Однажды он услышал «Новости», его внимание привлекли слова диктора «Рост потребительских цен в России с 14 по 20 сентября остался на уровне предыдущей недели – 0,2% , чему способствовало продолжающееся подорожание куриных яиц и картофеля. С начала года инфляция составила 6%, на конец года прогнозируется рост инфляции на 9% » - Как понять данную информацию ? - Какие выводы можно сделать? - Сформулируйте тему урока и определите его цель. Тема урока: Решение задач на проценты. Цель урока - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. Кроме того, полученные знания на уроках математики по теме «Задачи на проценты», помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. - Сегодня я предлагаю вам поработать в роли товароведов, высчитывающих скидку покупателю; в роли врача, которому необходимо убедить пациента; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику. | Учащиеся предлагают свои решения. Работа в группах: Ребята в сети Интернет, в словаре находят значение слова «инфляция» и делают выводы, о том , что надо хорошо уметь решать задачи на %. Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | - Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто вам придётся решать в жизни. 1. Врач - пациент 1) Курящие люди сокращают себе жизнь на 15 %. Определите какова продолжительность жизни курильщиков, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. 2) В нашей школе провели исследование, представьте его результаты в виде процентов 2. Продавец - покупатель. Ученики в парах вычисляют скидку на товары во время распродажи. товар | цена | скидка | шуба | 38 500 руб | 14% | сапоги | 7 800 руб | 10% | шапка | 2 200 руб | 8% | костюм | 3200 руб | 11% | кроссовки | 1850 руб | 5% | 3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. Оклад сотрудника – 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60 % Доплата на транспортные расходы - 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней премию - 45% от начисленной суммы . Вычеты -13% (налоги). Какую зарплату получит сотрудник? | Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче: 100% - 15% = 85 % 85 % от 56, 85 % = 0, 85, 0,85 * 56=47,6 ( лет) Результаты исследования: Опрошено 30 человек Курят ли ваши родители? - 56,6 % Курит ли брат или сестра? - 16,6 % Пробовал ли сам курить? - 36,6 % Куришь ли сейчас? - 3% Тебе известно влияние курения на здоровье человека? - 100 % Ответ к задаче: товар | Скидка (руб.) | Новая цена (руб) | шуба | 5 390 | 33 110 | сапоги | 780 | 7 020 | шапка | 176 | 2 024 | костюм | 352 | 2 848 | кроссовки | 92,5 | 1 757,5 | Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 рублей, Премия 10 327,5 рублей, Всего начислено 33 277,5 рублей, Налог 4 326,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля. |
5. Физкультминутка | Учитель объявляет паузу | Физзорг класса проводит физкультминутку. Учащиеся поднимаются с мест, выполняют упражнения. |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | - Проверим полученные результаты - Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? | Ребята сравнивают свои результаты и сверяют их с эталоном. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | - Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Выскажите своё мнение о результатах вашей работы, выбрав фразы: 1) «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» 2) «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» 3) «Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится» 4) «Мне было интересно потому, что…» Собираются листы успеха и выставляются оценки за работу на уроке. | Ребята анализируют свою деятельность и высказываются. Учащиеся выставляют себе оценки и сдают листы успеха. |
8. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: Решите задачу: В семье Смирновых, состоящей из 3 человек -мамы, папы и сына, семейный бюджет на месяц тратится следующим образом: Статья расхода | Процент от заработанной суммы | Оплата расходов на содержание квартиры | 8 % | Плата за детский сад за 1 ребенка | 6 % | Покупка продуктов | 23 % | Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов,если есть необходимость и т.д.) | 23 % | В копилку | 40 % | Задания: 1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если мама зарабатывает 15 000 рублей, а папа 20 000 рублей в месяц. 2. Смогут ли Смирновы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей. На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче; На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче. На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни. | Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. |
Самоанализ конспекта урока
Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач на проценты» входит в раздел «Дробные числа».
Цель урока: Формирование УУД в условиях решения практических задач
Планируемые результаты:
предметные: умение применять знания в новой ситуации;
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку
зрения;
метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Задачи урока:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное применение знаний по теме «Решение задач на проценты» в новой ситуации;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): способствовать формированию умения слушать и вступать в диалог; воспитывать аккуратность в вычислениях и чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; развивать познавательный интерес к предмету, критическое мышление (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умения анализировать способы решения задач); развивать логическое и образное мышление, формировать информационную компетентность у школьников.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Урок разработан в соответствие с программными требованиями по технологии развивающего обучения.
Учтены требования, предъявляемые к современному уроку в рамках ФГОС ООО.
Использован системно - деятельностный подход.
Тема и содержание урока позволяет погрузить школьников в решение проблем, задач, которые встречаются очень часто в повседневной жизни, познакомить детей с деятельностью представителей некоторых профессий, формировать информационную и ИКТ компетентность, учить детей принимать правильные решения и брать на себя ответственность за их выполнение.
I этапа урока – организационный . Он предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной с деятельности на уроке. Для этого я использовала девиз урока «Поменьше учителя – побольше ученика», в процессе объяснения которого ребята настроились на продуктивную учебную деятельность.
II этап урока – Актуализация опорных знаний и способов действий. На этом этапе предусмотрена деятельность ребят по повторению опорных понятий, основных правил и решению ключевых задач. Причём ребятам было предложено самим сформулировать задание.
III этап урока – Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Для решения задач этого этапа - обеспечение учебной мотивации, принятие целей урока использовала реальную жизненную ситуацию, с помощью которой ребята сами определили тему урока, включились в процесс формулирования задач урока, убедились в важности умений решать задачи на проценты. Самостоятельно поработали со словарём, ресурсами Интернет для объяснения понятий – инфляция, налог, скидка и т.д.. На этом этапе использована групповая форма работы .
IV этап урока – Применение знаний и умений в новой , более трудной ситуации. Предусмотрена самостоятельная работа в группах, парах по применению знаний и умений при решении жизненных задач.
V этап урока – Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция проводится в ходе беседы и сравнения результатов своей работы с образцом решения. Дети получат возможность увидеть правильное решение и проанализировать причины затруднений и самостоятельно исправить свои ошибки.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе обратила внимание на практико-ориентированное содержание заданий, предусмотрела самооценку собственной учебной деятельности по листам успеха. Рефлексия проводится с помощью выбора детьми предложенных фраз .
Домашнее задание дано на выбор, известны критерии оценки, проведен инструктаж по его выполнению.
В течение всего урока предусмотрено обращение внимания на задачи урока. Это необходимо для удержания цели урока и анализа её реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия формируются в процессе работы ребят в группах, парах .
Им приходится договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, аргументировать своё мнение.
Познавательные универсальные учебные действия формируются на всех этапах урока.
В течение всего урока формируются регулятивные универсальные учебные действия : определение темы урока, целеполагание , волевая саморегуляция при выполнении самостоятельной работы, осознание качества и уровня усвоения учебного материала
Структура урока соответствует основной дидактической задаче - формирование УУД в условиях решения практических задач. Выбранные методы и приемы соответствуют характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Способы взаимодействия подобраны с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся.