Научно-исследовательская работа
на тему – «Использование упражнений в парах для повышения физической подготовленности волейболистов».
Исполнитель - Горячева Валерия Евгеньевна
Актуальность. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Формирование двигательных навыков и техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств. Освоение приемов игры в волейбол происходит успешнее при направленном развитии специфичных для него качеств.
Сохранение высокого уровня физической подготовленности игроков обеспечивается за счет большого объема и высокой интенсивности тренировки и разных видов подготовки спортсменов.
Очень важно, применяя в учебно-тренировочном процессе обширный состав средств, методов тренировки на отдельных видах подготовки, добиваться, чтобы всё, что получает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства.
Объект исследования: процесс повышения физической подготовленности волейболистов.
Предмет исследования: комплекс упражнений в парах для повышения физической подготовленности волейболистов.
Цель исследования: практически изучить влияние упражнений в парах на повышение физической подготовленности волейболистов.
Задачи исследования:
1. Подобрать и изучить литературные источники по выбранной теме.
2. Изучить способы и подобрать тесты для определения уровня физической подготовленности.
3. Разработать комплекс упражнений в парах для повышения физической подготовленности волейболистов.
4. Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование повышения уровня физической подготовленности волейболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ научно-методических источников показал, что в тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходим высокий уровень физической подготовленности.
Одним из способов повышения физической подготовленности волейболистов является способ включения в тренировку парных упражнений. Особенностью, является то, что упражнения выполняются спортсменами в парах, что требует от тренера рационального и достаточно точного комплектования пар на основе уровня физической подготовленности. Волейболисты разбиваются по парам, не только равным по физическому развитию, но и двигательной подготовленности.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса повышения физической подготовленности волейболистов при помощи упражнений в парах» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапе практической деятельности необходимо изучить способы и подготовить тесты для определения уровня физической подготовленности волейболистов. Для проведения тестирования уровня физической подготовленности были подготовлены тесты, которые дадут возможность определить этот уровень занимающихся, на текущий момент:
1. КСУ- комплексно-силовое упражнение . Включает в себя выполнение в одной серии упражнение на силу мышц брюшного пресса из И.П. – сед согнув ноги, руки за головой, отжимание от пола, выпрыгивание из полного приседа руки за головой. Оценивается кол-во выполненных серий, время выполнения не ограничено, но без интервалов на отдых.
2. Челночный бег- 4 кубика. Выполняется по разметкам волейбольной площадки. На лицевой линии волейбольной площадки лежат четыре кубика. По команде “Марш” тестируемый берет первый кубик и бегом переносит его на трехметровую линию волейбольной площадки, затем возвращается за вторым кубиком и относит его на среднюю линию волейбольной площадки, возвращается за третьим кубиком, относит его на следующую трехметровую линию волейбольной площадки, возвращается за четвертым кубиком относит его к противоположной лицевой линии волейбольной площадки, но четвертым кубиком только касается противоположной лицевой линии. С ним же возвращается в исходную стартовую точку, оставляет его и бежит за следующим кубиком, так же возвращает его на исходную позицию, и так все кубики. Челночный бег заканчивается тогда, когда все кубики возвращены в исходное стартовое положение.
3. Игровой челнок. Выполняется также по разметкам волейбольной площадки. Из И.П. – старт на лицевой линии волейбольной площадки. По команде “Марш” тестируемый бежит к средней линии волейбольной площадки, затем возвращается к трехметровой линии, затем перебегая среднюю линию, бежит к противоположной трехметровой линии, затем возвращается к средней линии, дальше бежит к противоположной лицевой линии после чего возвращается в исходное стартовое положение. Во время челночного бега тестируемый должен рукой касаться линий.
4. Челночный бег 5 метров за 15 секунд. Тестируемы пробегает расстояние в 5метров в течении 15 секунд. Оценивается количество метров.
5. Подтягивание:
юноши из положения в висе на высокой перекладине хват сверху; фиксируется количество раз при непосредственной работе рук (без рывков);
девушки из положения в висе лежа при высоте перекладины 1 метр (1м 10 см. в зависимости от роста испытуемой). Фиксируется касание планки грудью при горизонтальном положении туловища (кол-во раз).
На следующем этапе исследовательской деятельности анализ опыта специалистов, тренеров, спортсменов - волейболистов показали, что поддержание уровня физической подготовленности волейболистов на высоком уровне требует от тренера строить свою работу в рамках интенсификации и оптимизации учебно - тренировочного процесса. Это и является основной целью применения данного комплекса.
Комплекс упражнений в парах для повышения уровня физической подготовленности волейболистов:
Для повышения физической подготовленности этот комплекс упражнений в парах необходимо использовать во второй половине учебно-тренировочного занятия, время выполнения комплекса должно составлять 20-25 минут. Дозирование нагрузки осуществляется с учетом уровня физической подготовленности, подбор упражнений с учетом разнонаправленной работы мышечных групп и суставов. Тренеру необходимо периодически проводить тестирование уровня развития, как отдельных физических качеств, так и физической подготовленности в целом, используя описанные ранее тесты.
Заключение
Анализ научно-методических источников и выполнение практической части курсовой работы показало, что поддержание уровня физической подготовленности волейболистов на высоком уровне требует от тренера строить свою работу в рамках интенсификации и оптимизации учебно - тренировочного процесса.
Для проведения работы по повышению уровня физической подготовленности волейболистов необходим постоянный контроль за развитием физических качеств, а самым эффективным методом такого контроля является тестирование. Получение необходимой тренеру информации, помогает подбирать оптимальные средства и методы повышения уровня физической подготовленности, одними из таких по мнению специалистов, являются упражнения в парах.