СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проходит в форме путешествия. Дети знакомятся с общим понятием об однокоренных словах.

Просмотр содержимого документа
«Общее понятие об однокоренных (родственных) словах.»

Урок русского языка во 2 классе.


Тема: Общее понятие об однокоренных (родственных) словах.

Цель: ознакомить с признаками однокоренных слов; развивать умение находить и сравнивать однокоренные слова.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение цели урока. Друзья, сегодня мы отправимся в необычное путешествие и встретимся со словами-родственниками. Вместе с нами будет путешествовать…

А вот кто попробуйте отгадать

.

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется.( Чипполино)

Чипполино тоже хочет найти своих родственников.

- А у нас с вами есть родственники? Кто они?

3. Повторение пройденного.

1) Деление слов на слоги. Слова-отгадки разделите на слоги.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый, то все довольны.

Так приятен он на вкус

И зовут его…(АРБУЗ) .

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко

Ну, конечно, это… ( БЕЛКА )

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… ( ВОРОБЕЙ )

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручка … ( ГОРОХ )

За рекой росли,

Их на праздник принесли.

На веточках – иголки. Что же это? ( ЕЛКИ )

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? ( ЗАЙКА )

2) Назвать гласные буквы в словах-отгадках.

- Сумка школьника, которую носят за плечами. ( РАНЕЦ )

- Занавеска на окне. ( ШТОРА )

- Рабочий стол ученика. (ПАРТА )

- Дикая полосатая лошадка. ( ЗЕБРА )

3) Фонетический разбор слова.

Одну меня не съешь никогда,

А без меня не вкусна еда.

( Соль- 1 слог, 2 согласных, 1 гласная,4 буквы,3 звука )

4. Работа над новой темой.

а ) – С какого дерева шишка? Какая шишка? ( Сосна – сосновая )

Аналогично: ель – еловая, кедр – кедровая.

б ) На столе стоят предметы: сахарница, чайник, солонка.

- Почему эти предметы так названы?

Сахар- сахарок- сахарница.

Чай- чайник- чайная ( ложка ).

Соль- солонка- солить.

- Чем сходны слова в каждой строчке? ( Слова, которые сходны по смыслу и имеют общую часть, называются родственными или однокоренными.)

Работа с правилом.

в ) Родственники. ( рисунок )

- Вы кто такие?

- Я - Гусь, это Гусыня, а это наш Гусенок. А ты кто?

- А я ваша тетя Гусеница.

- Права ли гусеница? Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

5. Физминутка.

6. Упражнения в подборе родственных слов. У меня Напоминайкин ( рисунок ) оставил для вас « узелки на память», просил, чтобы вы их выучили.

1) Родственные слова обязательно должны быть близки по смыслу и иметь общую часть.

2) Умение быстро подбирать родственные слова – очень важно.

7.а) Многие слова русского языка имеют « родственников». У одних их мало: два или три, а у иных несколько десятков. Например, сад,лес,свет. А сколько родственных слов в этом четверостишии:

Ветер, ветерок, ветрище!

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше мельницы крути

Или улицы мети.

- Чем отличаются друг от друга слова ветер, ветерок, ветрище?

б) Работа в тетради. Дом (помещение, в котором живут люди), домик ( маленький дом ), домашняя ( работа, выполненная дома ).

- Родственны ли эти слова? ( Да, они имеют общий корень.) vhfhvhfhghgjgijehsiphskjhbviusssssqwygtffuigehjdfshYhfuygugUI

Аналогично: двор, дворовый, дворник.

в) Отгадывание ребусов, шарад, загадок и подбор к словам-отгадкам родственных слов. 1. Слово « рассыпалось»: ДИКСА. (Садик - садовый, сад, садовник.)

2. Ребусы: 100л, 7я, рисунок рыбы + к.

( Стол - столик – столовый, семья – семейка – семейный, рыбак – рыба – рыбный (день)).

3. Загадка. Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора огромен он.

Ты узнал кто это?

( Слон – слониха – слоник – слонёнок.)

8. Физминутка.

9. Самостоятельная работа. На доске запись:

Сад – садик – садовый.

Лес – лесок – лесной – лесник.

Свет – светлый – светить.

Красиво списать и выделить общий корень во всех словах.

10. Рефлексия.

11. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

-Друзья, наше путешествие подходит к концу. Ответьте, чем мы занимались на уроке? Что нового узнали?

Урок окончен.