1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект».
В результате изучения курса «Учусь создавать проект» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Ученик получит возможность научиться:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Характеристика результатов
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно выбирать тему исследования;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
общаться с людьми разных возрастов;
работать в группе, коллективе;
презентовать работу общественности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности « Учусь создавать проект»
Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» разработана на основе авторской программы «Учусь создавать проект» (Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.), соответствует федеральному государственному стандарту начального общего образования.
Цель курса: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности ребенка через овладение технологией работы над проектом.
Задачи курса:
1.Создать условия для развития личности обучающихся:
- формирование позиции школьника;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого мышления;
- развитие воображения;
- развитие коммуникативных навыков;
2.Создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности:
- знакомство с терминологией и технологией работы над проектом;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией;
- развитие желания представить результаты своей работы;
3.Обеспечить условия для разработки учащимися собственного или коллективного проекта.
Программа курса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
Занятие 1-2
Тема: Что такое проект. Кто я? Моя семья.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Представление себя и своей семьи. Родовое древо.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: родовое древо, проект, проблема, информация
Занятие 3-4
Тема: Чем я люблю заниматься. Хобби.
Цель: знакомство с понятием хобби, учить рассказывать о своих увлечениях и хобби товарищам, одноклассникам; познакомить с разнообразием увлечений.
Понятие «хобби». Упражнение в умении представлять мир своих увлечений, привлекать внимание слушающих.
Понятия: хобби.
Занятие 5-6
Тема: О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.
Цель: знакомство с понятием тема; учить правильно и грамотно формулировать тему проекта.
Понятие «тема». Упражнение в умении правильно формулировать и выбирать тему предстоящего проекта.
Понятия: тема, проект.
Занятие 7-8
Тема: Как собирать материал. Твои помощники. Этап.
Цель: знакомство с понятиями «этап», «помощник». Беседа. Правила общения.
Этап. Помощник. Беседа. Диалог. Правила общения. Упражнение в мини-диалогах. Разбор ситуаций.
Понятия: этап, помощник, диалог.
Занятие 9-10
Тема: Как мы познаём мир. Повторение. Давай вспомним.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятие 11-12.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 13-14
Тема: «Проблема». Решение проблемы. Школа «почемучек».
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Проблема. Решение проблемы. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: вопрос, ответ.
Занятие 15-16.
Тема: Удивительный вопрос. Гипотеза. Предположение.
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», «предположение»; развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Понятие о гипотезе. Предположение. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятие 17-18.
Тема: Гипотеза. Играем в предположения.
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», предположение.
Гипотеза. Предположение. Верные и неверные предположения. Упражнение в умении правильно ставить гипотезу.
Понятия: гипотеза, предположение.
Занятие 19-20.
Тема: Цель проекта
Цель: знакомство с понятием «цель», упражнять в умении ставить цель, правильно выявляя проблему.
Цель. Проблема. Игра «Лабиринт», «Определи проблему и устрани проблему».
Понятия: цель, решение проблемы.
Занятие 21-22.
Тема: Задача проекта.
Цель: знакомство с понятием «задача», учить правильно выделять задачи для достижения цели.
Задача. Вопрос «Как я это сделаю? Как?». Постановка задач для достижения цели.
Понятия: задачи, постановка задач.
Занятие 23-24.
Тема: Выбор нужной информации. Источники информации.
Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета); учить выделять и формулировать основную мысль.
Информация. Источники информации. Основная мысль. Выделение основной мысли. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации, информация, основная мысль.
Занятие 25-26.
Тема: Интересные люди – твои помощники. Игры и игрушки наших дедушек и бабушек. Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг
Занятие 27-28.
Тема: Продукт проекта. Виды продукта. Макет.
Цель: знакомство с понятием «продукт проекта», «макет».
Продукт проекта. Макет. Упражнение в умении правильно определять продукт своего проекта.
Понятия: продукт, макет.
Занятие 29-30.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Занятие 31-34.
Тема: Повторение пройденных понятий.
Цель: повторить известные понятия «гипотеза», «проект», «продукт проекта», «задачи», «цель», «гипотеза» и пр.
Блиц-турнир по основным пройденным понятиям.
Занятия 35-36.
Тема: Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
Цель: познакомить с понятием «визитка»; основными элементами визитки; научить правильно, красочно оформлять визитку к проекту.
Визитка. Визитная карточка. Элементы визитки. Оформление визитки.
Понятия: визитка, визитная карточка.
Занятия 37-38.
Тема: Мини- сообщение. Семиминутное выступление.
Цель: познакомить с понятием «мини-сообщение», учить правильно распределять время для выступления.
Мини-сообщение. Регламент. Упражнение в правильном распределении времени для выступления.
Понятия: мини-сообщение, регламент.
Занятие 39-42.
Тема: Выступление перед знакомой аудиторией.
Цель: учить выступать перед знакомой аудиторией; грамотно и правильно излагать свою речь, строить предложения.
Мини-сообщение. Регламент. Упражнение в правильном распределении времени для выступления, чувствовать себя комфортно во время выступления.
Понятия: мини - сообщение, регламент, аудитория, слушатели.
Занятия 43-44.
Тема: Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.
Цель: учить правильно формулировать тему проекта, выстраивать гипотезу, определять цели и задачи, сопоставлять выводы с гипотезой, логически выстраивать этапы и ход эксперимента.
Тема. Гипотеза. Цель. Задачи. Этапы. Теория. Практика. Вывод.
Понятия: теория, практика, вывод.
Занятие 45-46.
Тема: Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Цель: научить предполагать возможные вопросы по теме выступления; грамотно, логично и аргументированно отвечать на задаваемые вопросы.
Понятия: вопросы, виды вопросов, аргументы, факты, доводы.
Занятие 47-50.
Тема: Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
Цель: учить выступать перед незнакомой аудиторией; грамотно и правильно излагать свою речь, строить выступление.
Понятия: аудитория, слушатели, оппонент.
Занятие 51-52.
Тема: Повторение. Давай вспомним.
Цель: повторить известные понятия по пройденным темам
Турнир знатоков-проектантов.
Занятие 53-54.
Тема: Играем в ученых. «Мобильные телефоны».
Цель: выяснить положительные и отрицательные стороны мобильной связи; учить сопоставлять полярные мнения, находить решение проблемы.
Понятия: противоречие, аргументы, факты.
Занятие 55-56.
Тема: Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос.
Цель: научить правильно оформлять данные полученного опыта, эксперимента; строить гипотезу, делать выводы; находить ответ на практически возникший вопрос в источниках информации.
Понятия: опыт, эксперимент, научный эксперимент.
Занятие 57-58.
Тема: Играем в ученых. Поилка для цветка.
Цель: научить правильно выстраивать этапы работы для решения практических задач, конструировать предполагаемую модель изделия, грамотно оформлять полученные результаты.
Понятия: технология, конструирование, сборка, целеполагание.
Занятие 59-62.
Тема: Тест «Чему ты научился?». Памятка для учащегося – проектант. Твои впечатления от работы над проектом. Что мы узнали и чему научились за год.
Цель: повторить известные понятия по пройденным темам
Тест. Составление и оформление памятки, самооценка.
Занятие 65-66.
Тема: Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. Советы на лето. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Учусь создавать проект»; учить делиться своими впечатлениями, оценивать свою работу и работу своих товарищей, формулировать и определять близлежащие перспективы.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Понятия: самооценка, самоопределение, перспектива.
Промежуточная аттестация проводится в форме защиты проектов (групповые и индивидуальные).
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1-2 | Что такое проект. Кто я? Моя семья. | 2 |
3-4 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | 2 |
5-6 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 2 |
7-8 | Как собирать материал. Твои помощники. Этап. | 2 |
9-10 | Как мы познаём мир. Повторение. Давай вспомним. | 2 |
11-12 | Что такое проблема. | 2 |
13-14 | «Проблема». Решение проблемы. Школа «почемучек» | 2 |
15-16 | Удивительный вопрос. Гипотеза. Предположение | 2 |
17-18 | Гипотеза. Играем в предположения | 2 |
19-20 | Цель проекта | 2 |
21-22 | Задача проекта | 2 |
23-24 | Выбор нужной информации. Источники информации. | 2 |
25-26 | Интересные люди – твои помощники. Игры и игрушки наших дедушек и бабушек. | 2 |
27-28 | Продукт проекта. Виды продукта. Макет. | 2 |
29-30 | Почему мы любим встречать Новый год | 2 |
31-34 | Повторение пройденных проектных понятий | 4 |
35-36 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 2 |
37-38 | Мини - сообщение. Семиминутное выступление. | 2 |
39-42 | Выступление перед знакомой аудиторией | 4 |
43-44 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета | 2 |
45-46 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 2 |
47-50 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 4 |
51-52 | Повторение. Давай вспомним | 2 |
53-54 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны» | 2 |
55-56 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос | 2 |
57-58 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | 2 |
59-62 | Тест «Чему ты научился?». Памятка для учащегося – проектант. Твои впечатления от работы над проектом. Что мы узнали и чему научились за год. | 4 |
63-64 | Промежуточная аттестация. Защита проектов. | 2 |
65-66 | Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. Советы на лето. Моя лучшая работа. | 2 |
| Итого: | 66 |