СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 класс»

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект».


В результате изучения курса «Учусь создавать проект»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире; 

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.


Ученик получит возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ·ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;



Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 


Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;

  • методы исследования;

  • правила выбора темы и объекта исследования;

  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно выбирать тему исследования;

  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;

  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;

  • презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • общаться с людьми разных возрастов;

  • работать в группе, коллективе;

  • презентовать работу общественности.


 2. Содержание курса внеурочной деятельности « Учусь создавать проект»


Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» разработана на основе авторской программы «Учусь создавать проект» (Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.), соответствует федеральному государственному стандарту начального общего образования.

Цель курса: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; создание условий для формирования навыков исследовательской деятельности ребенка через овладение технологией работы над проектом.

Задачи курса:

1.Создать условия для развития личности обучающихся:

- формирование позиции школьника;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого мышления;

- развитие воображения;

- развитие коммуникативных навыков;

2.Создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности:

- знакомство с терминологией и технологией работы над проектом;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией;

- развитие желания представить результаты своей работы;

3.Обеспечить условия для разработки учащимися собственного или коллективного проекта.

Программа курса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). 

Занятие 1-2

Тема: Что такое проект. Кто я? Моя семья.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Представление себя и своей семьи. Родовое древо.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: родовое древо, проект, проблема, информация

 

Занятие 3-4

Тема: Чем я люблю заниматься. Хобби.

Цель: знакомство с понятием хобби, учить рассказывать о своих увлечениях и хобби товарищам, одноклассникам; познакомить с разнообразием увлечений.

Понятие «хобби». Упражнение в умении представлять мир своих увлечений, привлекать внимание слушающих.

Понятия: хобби.


Занятие 5-6

Тема: О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

Цель: знакомство с понятием тема; учить правильно и грамотно формулировать тему проекта.

Понятие «тема». Упражнение в умении правильно формулировать и выбирать тему предстоящего проекта.

Понятия: тема, проект.


Занятие 7-8

Тема: Как собирать материал. Твои помощники. Этап.

Цель: знакомство с понятиями «этап», «помощник». Беседа. Правила общения.

Этап. Помощник. Беседа. Диалог. Правила общения. Упражнение в мини-диалогах. Разбор ситуаций.

Понятия: этап, помощник, диалог.


Занятие 9-10

Тема: Как мы познаём мир. Повторение. Давай вспомним.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.


Занятие 11-12.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

  

Занятие 13-14

Тема: «Проблема». Решение проблемы. Школа «почемучек».

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Проблема. Решение проблемы. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: вопрос, ответ.

 

Занятие 15-16.

Тема: Удивительный вопрос. Гипотеза. Предположение.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», «предположение»; развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Понятие о гипотезе. Предположение. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

 

Занятие 17-18.

 Тема: Гипотеза. Играем в предположения.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», предположение.

Гипотеза. Предположение. Верные и неверные предположения. Упражнение в умении правильно ставить гипотезу.

Понятия: гипотеза, предположение.


 Занятие 19-20.

Тема: Цель проекта

Цель: знакомство с понятием «цель», упражнять в умении ставить цель, правильно выявляя проблему.

Цель. Проблема. Игра «Лабиринт», «Определи проблему и устрани проблему».

Понятия: цель, решение проблемы.


Занятие 21-22.

Тема: Задача проекта.

Цель: знакомство с понятием «задача», учить правильно выделять задачи для достижения цели.

Задача. Вопрос «Как я это сделаю? Как?». Постановка задач для достижения цели.

Понятия: задачи, постановка задач.


Занятие 23-24.

Тема: Выбор нужной информации. Источники информации.

Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета); учить выделять и формулировать основную мысль.

Информация. Источники информации. Основная мысль. Выделение основной мысли. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации, информация, основная мысль.


Занятие 25-26.

Тема: Интересные люди – твои помощники. Игры  и игрушки наших дедушек и бабушек. Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг


Занятие 27-28.

Тема: Продукт проекта. Виды продукта. Макет.

Цель: знакомство с понятием «продукт проекта», «макет».

Продукт проекта. Макет. Упражнение в умении правильно определять продукт своего проекта.

Понятия: продукт, макет.


Занятие 29-30.

Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки.

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Занятие 31-34.

Тема: Повторение пройденных понятий.

Цель: повторить известные понятия «гипотеза», «проект», «продукт проекта», «задачи», «цель», «гипотеза» и пр.

Блиц-турнир по основным пройденным понятиям.


Занятия 35-36.

Тема: Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

Цель: познакомить с понятием «визитка»; основными элементами визитки; научить правильно, красочно оформлять визитку к проекту.

Визитка. Визитная карточка. Элементы визитки. Оформление визитки.

Понятия: визитка, визитная карточка.


Занятия 37-38.

Тема: Мини- сообщение. Семиминутное выступление.

Цель: познакомить с понятием «мини-сообщение», учить правильно распределять время для выступления.

Мини-сообщение. Регламент. Упражнение в правильном распределении времени для выступления.

Понятия: мини-сообщение, регламент.


Занятие 39-42.

Тема: Выступление перед знакомой аудиторией.

Цель: учить выступать перед знакомой аудиторией; грамотно и правильно излагать свою речь, строить предложения.

Мини-сообщение. Регламент. Упражнение в правильном распределении времени для выступления, чувствовать себя комфортно во время выступления.

Понятия: мини - сообщение, регламент, аудитория, слушатели.


Занятия 43-44.

Тема: Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

Цель: учить правильно формулировать тему проекта, выстраивать гипотезу, определять цели и задачи, сопоставлять выводы с гипотезой, логически выстраивать этапы и ход эксперимента.

Тема. Гипотеза. Цель. Задачи. Этапы. Теория. Практика. Вывод.

Понятия: теория, практика, вывод.


Занятие 45-46.

Тема: Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Цель: научить предполагать возможные вопросы по теме выступления; грамотно, логично и аргументированно отвечать на задаваемые вопросы.

Понятия: вопросы, виды вопросов, аргументы, факты, доводы.



Занятие 47-50.

Тема: Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

Цель: учить выступать перед незнакомой аудиторией; грамотно и правильно излагать свою речь, строить выступление.

Понятия: аудитория, слушатели, оппонент.


Занятие 51-52.

Тема: Повторение. Давай вспомним.

Цель: повторить известные понятия по пройденным темам

Турнир знатоков-проектантов.


Занятие 53-54.

Тема: Играем в ученых. «Мобильные телефоны».

Цель: выяснить положительные и отрицательные стороны мобильной связи; учить сопоставлять полярные мнения, находить решение проблемы.

Понятия: противоречие, аргументы, факты.

Занятие 55-56.

Тема: Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос.

Цель: научить правильно оформлять данные полученного опыта, эксперимента; строить гипотезу, делать выводы; находить ответ на практически возникший вопрос в источниках информации.

Понятия: опыт, эксперимент, научный эксперимент.


Занятие 57-58.

Тема: Играем в ученых. Поилка для цветка.

Цель: научить правильно выстраивать этапы работы для решения практических задач, конструировать предполагаемую модель изделия, грамотно оформлять полученные результаты.

Понятия: технология, конструирование, сборка, целеполагание.


Занятие 59-62.

Тема: Тест «Чему ты научился?». Памятка для учащегося – проектант. Твои впечатления от работы над проектом. Что мы узнали и чему научились за год.

Цель: повторить известные понятия по пройденным темам

Тест. Составление и оформление памятки, самооценка.


Занятие 65-66.

Тема: Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. Советы на лето. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Учусь создавать проект»; учить делиться своими впечатлениями, оценивать свою работу и работу своих товарищей, формулировать и определять близлежащие перспективы.

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Понятия: самооценка, самоопределение, перспектива.

 

Промежуточная аттестация проводится в форме защиты проектов (групповые и индивидуальные).








3. Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество
часов

1-2

Что такое проект. Кто я? Моя семья.


2

3-4

Чем я люблю заниматься. Хобби.


2

5-6

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.


2

7-8

Как собирать материал. Твои помощники.

Этап.


2

9-10

Как мы познаём мир. Повторение. Давай вспомним.


2

11-12

Что такое проблема.


2

13-14

«Проблема». Решение проблемы. Школа «почемучек»


2

15-16

Удивительный вопрос. Гипотеза. Предположение


2

17-18

Гипотеза. Играем в предположения


2

19-20

Цель проекта


2

21-22

Задача проекта


2

23-24

Выбор нужной информации. Источники информации.


2

25-26

Интересные люди – твои помощники. Игры  и игрушки наших дедушек и бабушек.


2

27-28

Продукт проекта. Виды продукта. Макет.


2

29-30

Почему мы любим встречать Новый год


2

31-34

Повторение пройденных проектных понятий

4

35-36

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.


2

37-38

Мини - сообщение. Семиминутное выступление.


2

39-42

Выступление перед знакомой аудиторией


4

43-44

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета


2

45-46

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта


2

47-50

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией


4

51-52

Повторение. Давай вспомним


2

53-54

Играем в ученых. «Мобильные телефоны»


2

55-56

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос


2

57-58

Играем в ученых. Поилка для цветов.


2

59-62

Тест «Чему ты научился?». Памятка для учащегося – проектант. Твои впечатления от работы над проектом. Что мы узнали и чему научились за год.

 

4

63-64

Промежуточная аттестация. Защита проектов.


2

65-66

Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. Советы на лето. Моя лучшая работа.


2


Итого:

66