СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебной дисциплины

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины "Психология общения" составлена в соответствии с ФГОС 3+ и расчитана для студентов педагогических специальностей СПО

Просмотр содержимого документа
«Программа учебной дисциплины»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБПОУ « КИНЕШЕМСКИЙ ПЕДКОЛЛЕДЖ»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ 02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ


















2016







СОДЕРЖАНИЕ







стр.


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

9



  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Психология общения


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при изучении данной дисциплины по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».


1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина относится к группе общего гуманитарного и социально-экономического цикла в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД ) по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования и соответствующих компетенций :

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.


ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.

ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.







1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-взаимосвязь общения и деятельности;

-цели, функции, виды и уровни общения;

-роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения;

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 67 часов,

в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки 60 часов;

- самостоятельной работы 7 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

67

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

7

в том числе:

- подобрать примеры;

- составить беседу, анкету;

- составить опорный конспект;

- провести тест;

- составить кроссворд;

- составить презентацию;

- подготовить доклад


Итоговая аттестация в форме зачета в 6 семестре

    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1

Понятие об общении

Содержание учебного материала:

  1. Многоплановый характер общения.

  2. Взаимосвязь общения и деятельности.

  3. Содержание, цель, средства , функции, виды и уровни общения..

8

1,2

Практические занятия: Содержание, цель, средства , функции, виды и уровни общения

2


Самостоятельная работа обучающихся: Составление кроссвордов.

1


Тема 2

Общение как обмен информацией

Содержание учебного материала:

  1. Механизмы взаимопонимания в общении. Общение и язык.

  2. Вербальная коммуникация. Речь.

  3. Механизм речи.

  4. Невербальная коммуникация.

10

Практические занятия: Работа с дополнительной литературой. Тренинг по темам «Вербальная коммуникация», «Невербальная коммуникация»

4

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой. Подбор упражнений для проведения тренинга

2

Тема 3

Общение как межличностное взаимодействие

Содержание учебного материала:

  1. Социальный контроль и социальные нормы.

  2. Роль и ролевые ожидания в процессах общения.

  3. Виды социальных взаимодействий.

8

Практические занятия: Тренинг по теме.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов.

1

Тема 4

Общение как понимание людьми друг друга

Содержание учебного материала:

  1. Понятие социальной перцепции. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения.

  2. Механизмы восприятия человека человеком

  3. Техники и приемы эффективного общения . Обратная связь в общении.

  4. Правила слушания, ведения беседы, убеждения.

  5. Этические принципы общения.

12

Практические занятия: Тренинг по теме.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление тестов.

1

Тема 5

Профессионально-педагогическое общение


Содержание учебного материала:

  1. Структура, виды, средства и функции педагогического общения.

  2. Стереотипы в понимании ребенка и их преодоление в педагогическом общении.

  3. Отношения учителя и ученика в процессе общения.

  4. Коммуникативные способности и творческое самочувствие учителя в педагогическом общении.

  5. Приемы недирективного общения

12

Практические занятия: Тренинг по теме и решение задач.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление кроссвордов.

1

Тема 6

Конфликты


Содержание учебного материала:

  1. Общее понятие о конфликте. Источники и причины конфликтов

  2. Виды конфликтов.

  3. Способы разрешения конфликтов.

10

Практические занятия: Стратегия поведения в конфликтной ситуации .

Подготовка докладов. Решение задач. Тестирование.

4

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов.

1


Зачет

1

Всего:

60

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, наглядные пособия, учебно-методический комплекс по предмету, презентации, видеофильмы, таблицы.

Технические средства обучения: компьютерные, аудиовизуальные, телекоммуникационные.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. научных трудов. Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М., 1983.

  2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под. ред. М.В. Гамезо – М.: Осв – 89, 2007.

  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб. Питер, 2004.

  4. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1955.

  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2001.

  6. Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

  7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979

  8. Немов Р. С. Психология. – М.: Владос, 2001.

  9. Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.

  10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2002.

  11. Плисенко Н.В. Психология общения. – Шуя: ШГПУ, 2004.

  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2002.

  13. Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. – М. – Воронеж, 2000.

Дополнительные источники:

  1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. – М., 1957.

  2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические игры и коррекционные программы. – М., 1993.



4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-взаимосвязь общения и деятельности;

-цели, функции, виды и уровни общения;

-роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения;

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, тестирование, выполнение классных контрольных работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий.


Итоговый контроль- дифференцированный зачет