СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебной дисциплины

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины "Психология личности и профессионального самоопределения"

Просмотр содержимого документа
«Программа учебной дисциплины»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

А.03. Психология личности и профессионального самоопределения

для специальности

09.02.03 Программирование в компьютерных системах













Рабочая программа учебной дисциплины А.03. Психология личности и профессионального самоопределения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июля 2014 г. № 804, зарегистрировано в Минюсте РФ 21.08.2014 № 33733).



Организация-разработчик: ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России






СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3 условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 14

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины 16




































1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Психология личности и профессионального самоопределения


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина является дисциплина в составе адаптационного учебного цикла.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

в результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • Применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

  • Использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а так же приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

  • На основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

  • Планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

  • Успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться в новой социальной, образовательной и профессиональной среде

знать:

  • Необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;

  • Простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;

  • Современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

  • Основные принципы и технологии выбора профессии;

  • Методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;

самостоятельной работы обучающегося 21 час.








2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

12

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:


выполнение упражнений, систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам тем)

6

подготовка и оформление сообщений, электронных презентаций

6

подготовка к практическим работам, оформление отчетов по практическим работам

4

работа с диагностическим инструментарием

3

Подготовка к выполнению тестового контроля

2

Итоговая аттестация в форме зачета




















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины А.03. Психология личности и профессионального самоопределения


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение в психологию профессиональной деятельности


Содержание учебного материала



1. Общее представление о предмете, задачах, методах в психологии профессиональной деятельности.

2. Связь психологии профессиональной деятельности с некоторыми направлениями психологии.

3. Классификация методов психологии профессиональной деятельности


2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Входной контроль

Проработка конспекта занятий

0,30

Тема 1. Сущность профессионального самоопределения

Содержание учебного материала



1. Концепции профессионального становления.

2. Основные моменты профессионального становления.

3. Содержательно – процессуальная модель профессионального становления.

4. Типы самоопределения личности. Уровни саморазвития личности.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Согласны ли вы с тем, что ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально- экономических условий, обоснуйте ответ

2. Определите свои ближние профессиональные цели

3. Проработка конспекта занятий

4. Подготовка к текущему тестовому контролю


1,30


Тема 2. Проблемы выбора профессии

Содержание учебного материала


1. Типы профессий

2. Профессиональные типы личности

3. Выбор профессии компетентно и взвешенно

4. Что влияет на выбор профессии

5. Важные факторы выбора профессии

6. Ошибки выбора профессии




2

1






3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Обоснуйте выбор вашей профессии

2. Подготовка презентации на тему «Профессионально важные качества программиста»



1,30


Тема 3. Практическое занятие №1

«Изучение факторов привлекательности профессии»

Содержание учебного материала


Самодиагностика:

1. Матрица выбора профессии

2. Методика изучения привлекательности профессиональной деятельности

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление отчета по результатам самодиагностики

0,30

2

Тема 4. Профессиональная непригодность

Содержание учебного материала


1. Профнепригодность в конкретной профессии

2. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий

3. Уровни профессиональной пригодности

4. Современный рынок труда


2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Назовите личные особенности делающие профнепригодным педагога, продавца, диктора, военного, оператора, водителя.

2. Как вы понимаете выражение: «Настоящая слава – это когда ваше имя ценится дороже чем ваша работа.»??

3. Проработка конспекта занятий

4. Проанализировать СМИ на предмет трудоустройства




1, 30

Тема 5. Профессия, специальность, специализация. Основные классификации профессий

Содержание учебного материала



1.Структура профессиональной деятельности

2. Классификация профессиональной деятельности

3. Понятие профессиограммы и психограммы

4. Содержания труда, условия труда, требования профессии к человеку

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Определение предпочитаемой сферы профессионализации. Выполнение дифференциально - диагностического опросника Е.А. Климова

2. Составить профессиограмму выбранной вами профессии. Написать наиболее важные требования, предъявляемые выбранной вами профессии. Обосновать свой выбор.

1

2

Тема 6. Практическое занятие № 2

«Профессионально важные качества»

Содержание учебного материала


1

Самодиагностика:

1. Психогеометрический тест

2. Определение социотипа личности (В.Мигель, А.Овчаров)

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление отчета по результатам самодиагностики

0,30

Тема 7. Технология выбора профессии, правильные ориентиры

Содержание учебного материала



1. Способы выбора профессии

2. Стратегии выбора профессии: профессиональный план

3. Здоровье и выбор профессии. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «Неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям.

4. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

2. Проработка конспекта занятий


1,15


2

Тема 8. Личностные регуляторы выбора профессии

Содержание учебного материала



1.Образ «Я»

2.Самооценка

3.Уровень притязаний

4. Личный опыт


2

1





2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Определение самооценки

2. Определение уровня притязаний

3. Исследование своего «Я», диагностика Т. Лири


2


4. Составление древа «Психологических качеств личности»

5. Побор материала для презентации «Моя карьера через пять- десять лет»

6. Подготовка к текущему контролю

Тема 9. Практическое занятие №3

«Определение степени выраженности соответствующей карьерной ориентации»

Содержание учебного материала



2

1. Выполнение теста Э. Шейна «Якоря карьера»

2. Построение диаграммы «Профиль карьерных ориентаций»

2 ч

Самостоятельная работа обучающихся

Составление отчета по результатам самодиагностики

0,30

Тема 10. Понятие о личности и ее структуре

Содержание учебного материала



1. Понятие личности. Уникальная личность каждого человека, многообразие личностных особенностей.

2. Структура личности.

3. Понятие потребностей по А. Маслоу.


2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Определение выраженности основных мотивов. Выполнение методики «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей»

2. Построение индивидуального профиля выраженности основных мотивов

3. На пяти этажах пирамиды разместите пять основных потребностей человека (по А. Маслоу). В конце жизни А. Маслоу понял ограниченность своей классификации потребностей. Как вы думаете, в чем несовершенство его «пирамиды»?

4. Проработка конспекта занятий


2


2

Тема 11. Психологические процессы и волевая регуляция деятельности человека


Содержание учебного материала



1. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание). Условия развития памяти.

2. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

3. Понятие воли. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Роль воли в процессе принятия волевых решений.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сравнительный анализ механического и смыслового запоминания

2. Выполнение опросника «Какая у меня воля?»



1,15

2

3. Подготовка сообщения на тему: «Значение памяти и внимания в моей профессиональной деятельности»

4. Подготовка к текущему контролю


Тема 12 Практическая работа №4

«Командные роли», классификация ролей в группе

Содержание учебного материала



1. Выполнение теста Р.Б. Белбина на определение индивидуальных естественных ролей в коллективе в зависимости от личностных особенностей и качеств

2. Определить свою ролевую структуру

3. Анализ полной ролевой структуры группы для эффективной работы команды в целом.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление отчета по результатам самодиагностики и анализ командных ролей учебной группы в целом

0,30

2

Тема 13. Характер, темперамент и направленность личности

Содержание учебного материала



1. Общее представление о характере, акцентуациях характера.

2. Темперамент. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в профессиональной деятельности.

3. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуации аварийности и риска) в трудовом процессе

4. Роль направленности личности в профессиональном становлении.

5.Стадии профессионального становления



2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Выполнение методики «Опросник Иоваши», анализ результатов



1


2

2. Анализ личного профессионального плана в части построения профессиональной карьеры

3. Проработка конспекта занятий

Тема 14. Эмоциональные состояния личности


Содержание учебного материала



1. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности.

2.Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, стрессовые состояния).

3. Профессиональные стрессы

4. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Определение стрессовоустойчивости

2. Отработка техник саморегуляции: «Поплавок в океане», «Ресурсное состояние»

3. Проработка конспекта занятий

1

2

Тема 15. Познание задатков и способностей

Содержание учебного материала



1. Общее понятие способностей.

2. Классификация способностей.

3.Основные характеристики способностей.

4.Этапы формирования способностей.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Выполнение теста механической понятливости Беннета, определение общетехнических способностей

2. Проработка конспекта занятий


1

2

Тема 16. Практическое занятие №5

«Определение индивидуально – психологических свойств и особенностей личности»

Содержание учебного материала





2

1. Определение психологической характеристики темперамента

2. Исследование характерологических особенностей личности (Висбаденский опросник)

3.Построение характерологического профиля.

4.Построение общей схемы жизненных ориентаций

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление отчета по результатам самодиагностики

0,30

Тема 17. Самопознание и самовоспитание личности

Содержание учебного материала



1. Сущность самопознания и самовоспитания

2. Методы самовоспитания

3. Этапы самовоспитания

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление плана самовоспитания на неделю


1,40

3

2. Заполнение анкеты кандидата на должность.

3. Подготовка эссе «Мой профессиональный выбор»

2

Тема 18. Профессиональное самоопределение

Содержание учебного материала



1. Сущность профессионального самоопределения

2. Стадии становления личности

3. Конфликты профессионального самоопределения

2

1

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка к текущему контролю. Подготовка защиты эссе

1

2

Тема 19. Практическое занятие №6

Социально-психологические установки мотивационно - потребностной сферы


Содержание учебного материала



1. Определение мотивации (методика Головахи).

2. Определение мотивации профессиональной деятельности (Замфир).

3. Диагностика мотивационной структуры Мильмана

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление отчета по результатам самодиагностики

Подготовка к контрольному тесту и защите презентации


Тема 20. Зачетное занятие

Выполнение контрольного теста. Защита презентации «Моя карьера через пять - десять лет»


3


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология»

Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)

Технические средства обучения: Телевизор, DVD, видеокамера, компьютер, проектор, магнитофон.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов

Литература, рекомендованная Министерством образования и ФИРО, отсутствует.

Основная литература

1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "04" октября 2010 г. N 986

3. Положение об организации образовательно-реабилитационного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Новочеркасский технологический техникум-интернат» Минтруда России

4. Климов Евгений Александрович Психология профессионального самоопределения. - М.: Феникс, 2012. - 510 с.

5. Никитина Развитие навыков самоопределения у юношества. - М.:Аркти, 2010. - 168 с.

6. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. - М.: Академия, 2013. - 208 с

7. Пряжникова, Елена Юрьевна. Профориентация [Текст] : учеб. пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия , 2010. - 494 с.

8. Хакимова, Н.Р. Психологические условия профессионального самоопределения личности: монография. Год изд. 2010

2. Дополнительные источники:

1. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации [Текст] / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. – СПб., Речь, 2006. – 240 с.

2. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. —СПБ.: Питер, 2007.—224 с.: ил.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Э. Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.

4. Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования: Учеб. Пособие / Науч. Ред. Э. Ф. Зеер. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.—256 с. (Серия «Библиотека социального работника»).

5. Мучински П. Психология, профессия, карьера [Текст] / – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 539 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

6. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ высш. Учеб. заведений [Текст] / / Е. Ю. пряжникова , Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

7. Кондаков И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития [Текст] / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. – 1989. – № 5.

8. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1.

9. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. [Текст] / 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. – 464 с.: ил.

10. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс- диагностики и профессионального консультирования. [Текст] / – СПб.: Речь, 2006. – 280 с.: ил.

11. Хакимова Н.Р. Профессиональное консультирование: Учебно- методическое пособие по курсу «Психология труда». [Текст] / – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2002. – 52с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Сборник электронных курсов по психологии:

http://www.ido.edu.ru/psychology.

2. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также сдачи обучающимися зачета.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а так же приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться в новой социальной, образовательной и профессиональной среде


Применение:

- на практике полученных знаний и навыков в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

-навыков реализации своих возможностей и адаптации к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;

- навыков использования простейших приемов развития и тренировки психических процессов, а также приемов психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

- навыков выбора собственного пути профессионального обучения;

- навыков планирования и составления временной перспективы своего будущего

Знания:

необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;

- простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;

- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

- основные принципы и технологии выбора профессии;

- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности


Демонстрация знания:

- методов и форм поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности;

- простейших способов и приемов развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека; современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

- необходимой терминологии, основ и сущности профессионального самоопределения;

- основных принципов и технологии выбора профессии