РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
А.03. Психология личности и профессионального самоопределения
для специальности
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины А.03. Психология личности и профессионального самоопределения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июля 2014 г. № 804, зарегистрировано в Минюсте РФ 21.08.2014 № 33733).
Организация-разработчик: ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3 условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 14
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины 16
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология личности и профессионального самоопределения
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина является дисциплина в составе адаптационного учебного цикла.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
в результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
Применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
Использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а так же приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
На основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
Планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
Успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться в новой социальной, образовательной и профессиональной среде
знать:
Необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;
Простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;
Современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
Основные принципы и технологии выбора профессии;
Методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося 21 час.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: | |
выполнение упражнений, систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам тем) | 6 |
подготовка и оформление сообщений, электронных презентаций | 6 |
подготовка к практическим работам, оформление отчетов по практическим работам | 4 |
работа с диагностическим инструментарием | 3 |
Подготовка к выполнению тестового контроля | 2 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины А.03. Психология личности и профессионального самоопределения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение в психологию профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | | |
1. Общее представление о предмете, задачах, методах в психологии профессиональной деятельности. 2. Связь психологии профессиональной деятельности с некоторыми направлениями психологии. 3. Классификация методов психологии профессиональной деятельности | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Входной контроль Проработка конспекта занятий | 0,30 |
Тема 1. Сущность профессионального самоопределения | Содержание учебного материала | | |
1. Концепции профессионального становления. 2. Основные моменты профессионального становления. 3. Содержательно – процессуальная модель профессионального становления. 4. Типы самоопределения личности. Уровни саморазвития личности. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Согласны ли вы с тем, что ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально- экономических условий, обоснуйте ответ 2. Определите свои ближние профессиональные цели 3. Проработка конспекта занятий 4. Подготовка к текущему тестовому контролю | 1,30 | |
Тема 2. Проблемы выбора профессии | Содержание учебного материала | |
1. Типы профессий 2. Профессиональные типы личности 3. Выбор профессии компетентно и взвешенно 4. Что влияет на выбор профессии 5. Важные факторы выбора профессии 6. Ошибки выбора профессии | 2 | 1 |
3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Обоснуйте выбор вашей профессии 2. Подготовка презентации на тему «Профессионально важные качества программиста» | 1,30 |
Тема 3. Практическое занятие №1 «Изучение факторов привлекательности профессии» | Содержание учебного материала | |
Самодиагностика: 1. Матрица выбора профессии 2. Методика изучения привлекательности профессиональной деятельности | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление отчета по результатам самодиагностики | 0,30 | 2 |
Тема 4. Профессиональная непригодность | Содержание учебного материала | |
1. Профнепригодность в конкретной профессии 2. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий 3. Уровни профессиональной пригодности 4. Современный рынок труда | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Назовите личные особенности делающие профнепригодным педагога, продавца, диктора, военного, оператора, водителя. 2. Как вы понимаете выражение: «Настоящая слава – это когда ваше имя ценится дороже чем ваша работа.»?? 3. Проработка конспекта занятий 4. Проанализировать СМИ на предмет трудоустройства | 1, 30 |
Тема 5. Профессия, специальность, специализация. Основные классификации профессий | Содержание учебного материала | | |
1.Структура профессиональной деятельности 2. Классификация профессиональной деятельности 3. Понятие профессиограммы и психограммы 4. Содержания труда, условия труда, требования профессии к человеку | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Определение предпочитаемой сферы профессионализации. Выполнение дифференциально - диагностического опросника Е.А. Климова 2. Составить профессиограмму выбранной вами профессии. Написать наиболее важные требования, предъявляемые выбранной вами профессии. Обосновать свой выбор. | 1 | 2 |
Тема 6. Практическое занятие № 2 «Профессионально важные качества» | Содержание учебного материала | | 1 |
Самодиагностика: 1. Психогеометрический тест 2. Определение социотипа личности (В.Мигель, А.Овчаров) | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление отчета по результатам самодиагностики | 0,30 |
Тема 7. Технология выбора профессии, правильные ориентиры | Содержание учебного материала | | |
1. Способы выбора профессии 2. Стратегии выбора профессии: профессиональный план 3. Здоровье и выбор профессии. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «Неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. 4. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. 2. Проработка конспекта занятий | 1,15 | 2 |
Тема 8. Личностные регуляторы выбора профессии | Содержание учебного материала | | |
1.Образ «Я» 2.Самооценка 3.Уровень притязаний 4. Личный опыт | 2 | 1 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Определение самооценки 2. Определение уровня притязаний 3. Исследование своего «Я», диагностика Т. Лири | 2 |
4. Составление древа «Психологических качеств личности» 5. Побор материала для презентации «Моя карьера через пять- десять лет» 6. Подготовка к текущему контролю |
Тема 9. Практическое занятие №3 «Определение степени выраженности соответствующей карьерной ориентации» | Содержание учебного материала | | 2 |
1. Выполнение теста Э. Шейна «Якоря карьера» 2. Построение диаграммы «Профиль карьерных ориентаций» | 2 ч |
Самостоятельная работа обучающихся Составление отчета по результатам самодиагностики | 0,30 |
Тема 10. Понятие о личности и ее структуре | Содержание учебного материала | | |
1. Понятие личности. Уникальная личность каждого человека, многообразие личностных особенностей. 2. Структура личности. 3. Понятие потребностей по А. Маслоу. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Определение выраженности основных мотивов. Выполнение методики «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей» 2. Построение индивидуального профиля выраженности основных мотивов 3. На пяти этажах пирамиды разместите пять основных потребностей человека (по А. Маслоу). В конце жизни А. Маслоу понял ограниченность своей классификации потребностей. Как вы думаете, в чем несовершенство его «пирамиды»? 4. Проработка конспекта занятий | 2 | 2 |
Тема 11. Психологические процессы и волевая регуляция деятельности человека | Содержание учебного материала | | |
1. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание). Условия развития памяти. 2. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. 3. Понятие воли. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Роль воли в процессе принятия волевых решений. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сравнительный анализ механического и смыслового запоминания 2. Выполнение опросника «Какая у меня воля?» | 1,15 | 2 |
3. Подготовка сообщения на тему: «Значение памяти и внимания в моей профессиональной деятельности» 4. Подготовка к текущему контролю |
Тема 12 Практическая работа №4 «Командные роли», классификация ролей в группе | Содержание учебного материала | | |
1. Выполнение теста Р.Б. Белбина на определение индивидуальных естественных ролей в коллективе в зависимости от личностных особенностей и качеств 2. Определить свою ролевую структуру 3. Анализ полной ролевой структуры группы для эффективной работы команды в целом. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление отчета по результатам самодиагностики и анализ командных ролей учебной группы в целом | 0,30 | 2 |
Тема 13. Характер, темперамент и направленность личности | Содержание учебного материала | | |
1. Общее представление о характере, акцентуациях характера. 2. Темперамент. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в профессиональной деятельности. 3. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуации аварийности и риска) в трудовом процессе 4. Роль направленности личности в профессиональном становлении. 5.Стадии профессионального становления | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение методики «Опросник Иоваши», анализ результатов | 1 | 2 |
2. Анализ личного профессионального плана в части построения профессиональной карьеры 3. Проработка конспекта занятий |
Тема 14. Эмоциональные состояния личности | Содержание учебного материала | | |
1. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. 2.Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, стрессовые состояния). 3. Профессиональные стрессы 4. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Определение стрессовоустойчивости 2. Отработка техник саморегуляции: «Поплавок в океане», «Ресурсное состояние» 3. Проработка конспекта занятий | 1 | 2 |
Тема 15. Познание задатков и способностей | Содержание учебного материала | | |
1. Общее понятие способностей. 2. Классификация способностей. 3.Основные характеристики способностей. 4.Этапы формирования способностей. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Выполнение теста механической понятливости Беннета, определение общетехнических способностей 2. Проработка конспекта занятий | 1 | 2 |
Тема 16. Практическое занятие №5 «Определение индивидуально – психологических свойств и особенностей личности» | Содержание учебного материала | | 2 |
1. Определение психологической характеристики темперамента 2. Исследование характерологических особенностей личности (Висбаденский опросник) 3.Построение характерологического профиля. 4.Построение общей схемы жизненных ориентаций | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление отчета по результатам самодиагностики | 0,30 |
Тема 17. Самопознание и самовоспитание личности | Содержание учебного материала | | |
1. Сущность самопознания и самовоспитания 2. Методы самовоспитания 3. Этапы самовоспитания | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление плана самовоспитания на неделю | 1,40 | 3 |
2. Заполнение анкеты кандидата на должность. 3. Подготовка эссе «Мой профессиональный выбор» | 2 |
Тема 18. Профессиональное самоопределение | Содержание учебного материала | | |
1. Сущность профессионального самоопределения 2. Стадии становления личности 3. Конфликты профессионального самоопределения | 2 | 1 |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка к текущему контролю. Подготовка защиты эссе | 1 | 2 |
Тема 19. Практическое занятие №6 Социально-психологические установки мотивационно - потребностной сферы | Содержание учебного материала | | |
1. Определение мотивации (методика Головахи). 2. Определение мотивации профессиональной деятельности (Замфир). 3. Диагностика мотивационной структуры Мильмана | 2 |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Составление отчета по результатам самодиагностики Подготовка к контрольному тесту и защите презентации | |
Тема 20. Зачетное занятие | Выполнение контрольного теста. Защита презентации «Моя карьера через пять - десять лет» | | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология»
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)
Технические средства обучения: Телевизор, DVD, видеокамера, компьютер, проектор, магнитофон.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Литература, рекомендованная Министерством образования и ФИРО, отсутствует.
Основная литература
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "04" октября 2010 г. N 986
3. Положение об организации образовательно-реабилитационного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Новочеркасский технологический техникум-интернат» Минтруда России
4. Климов Евгений Александрович Психология профессионального самоопределения. - М.: Феникс, 2012. - 510 с.
5. Никитина Развитие навыков самоопределения у юношества. - М.:Аркти, 2010. - 168 с.
6. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. - М.: Академия, 2013. - 208 с
7. Пряжникова, Елена Юрьевна. Профориентация [Текст] : учеб. пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия , 2010. - 494 с.
8. Хакимова, Н.Р. Психологические условия профессионального самоопределения личности: монография. Год изд. 2010
2. Дополнительные источники:
1. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации [Текст] / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. – СПб., Речь, 2006. – 240 с.
2. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. —СПБ.: Питер, 2007.—224 с.: ил.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Э. Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
4. Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования: Учеб. Пособие / Науч. Ред. Э. Ф. Зеер. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.—256 с. (Серия «Библиотека социального работника»).
5. Мучински П. Психология, профессия, карьера [Текст] / – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 539 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
6. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ высш. Учеб. заведений [Текст] / / Е. Ю. пряжникова , Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
7. Кондаков И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития [Текст] / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. – 1989. – № 5.
8. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1.
9. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. [Текст] / 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. – 464 с.: ил.
10. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс- диагностики и профессионального консультирования. [Текст] / – СПб.: Речь, 2006. – 280 с.: ил.
11. Хакимова Н.Р. Профессиональное консультирование: Учебно- методическое пособие по курсу «Психология труда». [Текст] / – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2002. – 52с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Сборник электронных курсов по психологии:
http://www.ido.edu.ru/psychology.
2. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также сдачи обучающимися зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими; - использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а так же приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; - на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения; - планировать и составлять временную перспективу своего будущего; успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться в новой социальной, образовательной и профессиональной среде | Применение: - на практике полученных знаний и навыков в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими; -навыков реализации своих возможностей и адаптации к новой социальной, образовательной и профессиональной среде; - навыков использования простейших приемов развития и тренировки психических процессов, а также приемов психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; - навыков выбора собственного пути профессионального обучения; - навыков планирования и составления временной перспективы своего будущего |
Знания: |
необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения; - простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека; - современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью; - основные принципы и технологии выбора профессии; - методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности | Демонстрация знания: - методов и форм поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности; - простейших способов и приемов развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека; современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью; - необходимой терминологии, основ и сущности профессионального самоопределения; - основных принципов и технологии выбора профессии |