________________ Махонина Н.М.
« » 20 17 г.
Организация-разработчик: ГБПОУ Семеновский индустриально-художественный техникум
Яшина В.А. преподаватель физики Семеновского индустриально-художественного техникума
Председатель ПЦК:_____________ Цыганова Е.Ю.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования и предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальностям технического , естественно- научного , социально-экономического и гуманитарного профилей.
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным учебным дисциплинам по выбору из обязательных предметных областей
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга - Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками . | 2 | |
Тема 1.1 Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук. Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат.. Телескопы как инструмент наглядной астрономии. | | |
Практическая работа « Классификация и характеристики телескопов» | 1 | |
Самостоятельная работа | 0 | |
Раздел 2. Практические основы астрономии. | 10 | |
Тема 2.1. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Звездная величина. Созвездие. Экваториальная система координат ( прямое восхождение и склонение), точки и линии на небесной сфере. | | |
Практическая работа «Определение небесных координат с помощью подвижной карты» | 1 | |
Самостоятельная работа Наблюдение звездного неба | 2 | |
Тема 2.2. Видимое движение звезд на различных географических широтах .Годичное движение Солнца. Эклиптика | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Высота полюса мира над горизонтом и её зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Эклиптика. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. | | |
Практическая работа. «Определение географической широты места наблюдения и кульминаций светил.» | 1 | |
Самостоятельная работа Наблюдение восхода и захода Солнца | 1 | |
Тема 2.3 Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны .Время и календарь | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Система « Земля- Луна» Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны .Порядок смены лунных фаз. Сидерический и синодический месяц. Солнечные и лунные затмения, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли, их периодичность, продолжительность .Время и календарь | | |
Самостоятельная работа Подготовка сообщений и презентаций: 1.Хранение и передача точного времени 2..Атомный эталон времени 3.Лунные календари на Востоке и в Европе 4.Лунно-солнечные календари | 2 | |
Раздел 3. Строение Солнечной системы | 10 | |
Тема 3.1. Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Становление системы мира Аристотеля. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира, их достоинства и недостатки. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Подтверждение гелиоцентрической системы мира при развитии наблюдательной астрономии. Роль Аристотеля, Птолемея, Коперника , Галилея в развитии представлений о строении мира. Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет. Синодический и сидерический периоды обращения планет. | | |
Практическая работа «Исследование условий видимости планет при различных конфигурациях» | 1 | |
Самостоятельная работа | 0 | |
Тема 3.2 Законы движения планет Солнечной системы | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Три закона Кеплера .Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Значение и границы применимости законов Кеплера. | | |
Практическая работа «Определение периода обращения и расстоянии до планет» | 1 | |
Самостоятельная работа Решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера | 1 | |
Тема 3.3 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация. Методы определения размеров небесных тел: методологические основы определения размеров Земли Эратосфеном; метод триангуляции. | | |
Практическая работа «Изображение в масштабе плана Солнечной системы» | 1 | |
Тема 3.4 Открытие и применение закона всемирного тяготения | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Явление возмущенного движения как доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Применение закона всемирного тяготения для определения масс небесных тел. Уточненный третий закон Кеплера. Приливы и отливы. | | |
Самостоятельная работа Работа над проектами Темы проектов 1. К. Э. Циолковский. 2. Первые пилотируемые полеты — животные в космосе. 3. С. П. Королев. 4. Достижения СССР в освоении космоса. 5. Первая женщина-космонавт В. В. Терешкова. 6. Загрязнение космического пространства. 7. Динамика космического полета. 8. Проекты будущих межпланетных перелетов. 9. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов. 10. Современные космические спутники связи и спутниковые системы. | 2 | |
Раздел 4. Природа тел Солнечной системы | 14 | |
Тема 4.1 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Современные методы изучения небесных тел Солнечной системы. Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведения о существующих гипотезах происхождения Солнечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы. | | |
Практическая работа | 0 | |
Самостоятельная работа | 0 | |
Тема 4.2 Земля и Луна — двойная планета | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Природа планеты Земля. Условия на поверхности Луны, рельеф, внутреннее строение, химический состав лунных пород, исследования Луны .Перспективы освоения Луны. | | |
Практическая работа | 0 | |
Самостоятельная работа Наблюдение порядка смены лунных фаз | 2 | |
Тема 4.3. Две группы планет | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отличаются. | | |
Практическая работа «Исследование характеристик планет Солнечной системы» | 1 | |
Тема 4.4 Природа планет земной группы | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенности рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутников. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли. | | |
Тема 4.5 Планеты-гиганты, их спутники и кольца | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Основные характеристики планет-гигантов (физические, химические), их строение. Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников. Кольца планет-гигантов и их особенности. Происхождение колец. | | |
Самостоятельная работа | 0 | |
Тема 4.6 Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Астероиды и их характеристики. Особенности карликовых планет. Кометы и их свойства. Проблема астероидно - кометной опасности для Земли. | | |
Самостоятельная работа Подготовка сообщений и презентаций « Способы обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей» | 2 | |
Тема 4.7 Метеоры, болиды, метеориты | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов. Геологические следы столкновения Земли с метеоритами. | | |
| Самостоятельная работа Подготовка сообщений и презентаций о падении наиболее известных метеоритов | 2 | |
Раздел 5. Солнце и звезды | 5 | |
Тема 5.1. Солнце, его состав и внутреннее строение. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Современные методы изучения Солнца. Энергия и температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца .Грануляция. Солнечная корона. | | |
Практическая работа | 0 | |
Самостоятельная работа | 0 | |
Тема 5.2. Солнечная активность и ее влияние на Землю . | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Формы проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы и их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях. | | |
Практическая работа | 0 | |
Самостоятельная работа | 0 | |
Тема 5.3 Физическая природа звезд | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Звезда - природный термоядерный реактор. Цвет и температура Светимость звезды. Видимые и абсолютные звездные величины. Спектры и химический состав звезд. Диаграмма «спектр - светимость». Размеры. Масса и плотность вещества звезд. Двойные и кратные звезды. Звёзды гиганты и звезды- карлики. | | |
Самостоятельная работа | 0 | |
Тема 5.4 Переменные и нестационарные звезды | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Классификация переменных и нестационарных звезд. Затменно-двойные системы. Цефеиды . Долгопериодические звезды. Новые и сверхновые звезды. Значение переменных и нестационарных звезд для науки. | | |
Тема 5.5 Эволюция звезд | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды ( пульсары), черные дыры. | | |
Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной | 11 | |
Тема 6.1. Наша Галактика | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Наша Галактика на небосводе. Размеры и строение Галактики. Состав Галактики. Вращение Галактики и движение звезд в ней. Проблема скрытой массы. Состав межзвездной среды и его характеристика. Характеристика видов туманностей. | | |
Практическая работа Изучение строения нашей Галактики | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка сообщений о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов | 2 | |
Тема 6.2. Другие звездные системы — галактики | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Типы галактик и их характеристики. Взаимодействие галактик. Характеристика активности ядер галактик. Квазары. Радиогалактики. Скопления и сверхскопления галактик. Пространственная структура Вселенной. | | |
Практическая работа Типы галактик и их характеристики | 1 | |
Тема 6.3. Космология начала ХХ в . Основы современной космологии | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
«Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы общей теории относительности А. Эйнштейна. Теория А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной и ее подтверждение. Научные факты, свидетельствующие о различных этапах эволюционного процесса во Вселенной. Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обнаруженное реликтовое излучение. . | | |
Тема 6.4 Жизнь и разум во Вселенной | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Ранние идеи существования внеземного разума. Представление идей внеземного разума в рабо- тах ученых, философов и писателей-фантастов. Биологическое содержание термина «жизнь» и свойства живого. Биологические теории возникновения жизни. Уникальность условий Земли для зарождения и развития жизни. Методы поиска планет, населенных разумной жизнью. Радиотехнические методы поиска сигналов разумных существ. Перспективы развития идей о внеземном разуме и заселении других планет. | | |
Самостоятельная работа Подготовка сообщение и их презентация о современном состоянии исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. | 2 | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего | 54/36/18 | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
1.Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс», - М.: Дрофа, 2017г.
2. Е.К.Страут «Методическое пособие к учебнику «Астрономия.11 класс - М.: Дрофа, 2013г.
3. М.А. Кунаш « Методическое пособие к учебнику « Астрономия 11 класс» - М.: Дрофа, 2018г.
1.Левитан Е.П.Астрономия,11класс - М.: Просвещение, 2014г.
2.Чаругин В. М. Астрономия 10-11 классы (базовый уровень) -М.: Просвещение, 2014г
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований .Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.
Предметные результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро; определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна; использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; решение задачи на применение изученных астрономических законов; | Устный контроль (индивидуальный, фронтальный). Подготовка рефератов, презентаций. Тестовые задания. Выполнение разноуровневых заданий. Наблюдение и оценка выполнения практических действий и работ. Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |