СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебной дисциплине Астрономия  предназначена для профессий и специальностей СПО.

     Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

  • Письма Минобрнауки России от 20.06.2017. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»
  • Методических рекомендаций по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕМЕНОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»





УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УР

________________ Махонина Н.М.

« » 20 17 г.











рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОУД.18 Астрономия

















2017

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

  • Письма Минобрнауки России от 20.06.2017. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»

  • Методических рекомендаций по введению изучения учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.

  • Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»

  • - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО №06-259 от 17.03.2015);





Организация-разработчик: ГБПОУ Семеновский индустриально-художественный техникум



Разработчик:

Яшина В.А. преподаватель физики Семеновского индустриально-художественного техникума





Рассмотрена и одобрена за заседании ПЦК


Протокол № от 2017 г.

Председатель ПЦК:_____________ Цыганова Е.Ю.











СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14





  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

ОУД.18 Астрономия



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего образования и предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальностям технического , естественно- научного , социально-экономического и гуманитарного профилей.

    1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным учебным дисциплинам по выбору из обязательных предметных областей

    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностных:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий; формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное от- ношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметных:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.




Предметных:

  • смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

  • определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

  • смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга - Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решение задачи на применение изученных астрономических законов;



    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 час,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические работы

9

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


Подготовка сообщений и презентаций

12

Решение задач

1

Наблюдения

5

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета

2


























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 18. Астрономия


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.


Объем часов


Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками .


2



Тема 1.1

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии

Содержание учебного материала

1

2

Астрономия как наука.

История становления астрономии в связи с практическими потребностями.

Этапы развития астрономии.

Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук.

Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат.. Телескопы как инструмент наглядной астрономии.



Практическая работа

« Классификация и характеристики телескопов»

1


Самостоятельная работа


0


Раздел 2. Практические основы астрономии.

10


Тема 2.1.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

Содержание учебного материала

1

2

Звездная величина. Созвездие.

Экваториальная система координат ( прямое восхождение и склонение), точки и линии на небесной сфере.



Практическая работа

«Определение небесных координат с помощью подвижной карты»

1


Самостоятельная работа

Наблюдение звездного неба

2


Тема 2.2.

Видимое движение звезд на различных географических широтах .Годичное движение Солнца. Эклиптика

Содержание учебного материала

1

2

Высота полюса мира над горизонтом и её зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил.

Эклиптика. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний.



Практическая работа.

«Определение географической широты места наблюдения и кульминаций светил.»

1


Самостоятельная работа

Наблюдение восхода и захода Солнца

1


Тема 2.3

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны .Время и календарь

Содержание учебного материала

1

2

Система « Земля- Луна»

Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны .Порядок смены лунных фаз.

Сидерический и синодический месяц.

Солнечные и лунные затмения, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли, их периодичность, продолжительность .Время и календарь



Самостоятельная работа

Подготовка сообщений и презентаций:

1.Хранение и передача точного времени

2..Атомный эталон времени

3.Лунные календари на Востоке и в Европе

4.Лунно-солнечные календари

2


Раздел 3. Строение Солнечной системы

10


Тема 3.1. Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет.

Содержание учебного материала

1

2

Становление системы мира Аристотеля.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира, их достоинства и недостатки.

Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет.

Подтверждение гелиоцентрической системы мира при развитии наблюдательной астрономии. Роль Аристотеля, Птолемея, Коперника , Галилея в развитии представлений о строении мира. Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет. Синодический и сидерический периоды обращения планет.



Практическая работа

«Исследование условий видимости планет при различных конфигурациях»

1


Самостоятельная работа

0


Тема 3.2

Законы движения планет Солнечной системы

Содержание учебного материала

1

2

Три закона Кеплера .Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам.

Значение и границы применимости законов Кеплера.



Практическая работа

«Определение периода обращения и расстоянии до планет»

1


Самостоятельная работа

Решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера

1


Тема 3.3

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Содержание учебного материала

1

2

Методы определения расстояний до небесных тел: горизонтальный параллакс, радиолокационный метод и лазерная локация.

Методы определения размеров небесных тел: методологические основы определения размеров Земли Эратосфеном; метод триангуляции.



Практическая работа «Изображение в масштабе плана Солнечной системы»

1


Тема 3.4

Открытие и применение закона всемирного тяготения

Содержание учебного материала

1

2

Явление возмущенного движения как доказательство справедливости закона всемирного тяготения. Применение закона всемирного тяготения для определения масс небесных тел. Уточненный третий закон Кеплера. Приливы и отливы.



Самостоятельная работа

Работа над проектами

Темы проектов 1. К. Э. Циолковский. 2. Первые пилотируемые полеты — животные в космосе.

3. С. П. Королев. 4. Достижения СССР в освоении космоса. 5. Первая женщина-космонавт В. В. Терешкова. 6. Загрязнение космического пространства. 7. Динамика космического полета. 8. Проекты будущих межпланетных перелетов.

9. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.

10. Современные космические спутники связи и спутниковые системы.

2


Раздел 4. Природа тел Солнечной системы


14


Тема 4.1

Солнечная система

как комплекс тел,

имеющих общее происхождение


Содержание учебного материала

1

2

Современные методы изучения небесных тел Солнечной системы. Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведения о существующих гипотезах происхождения Солнечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы.



Практическая работа

0


Самостоятельная работа

0


Тема 4.2

Земля и Луна — двойная планета

Содержание учебного материала

1

2

Природа планеты Земля. Условия на поверхности Луны, рельеф, внутреннее строение, химический состав лунных пород, исследования Луны .Перспективы освоения Луны.



Практическая работа

0


Самостоятельная работа

Наблюдение порядка смены лунных фаз

2


Тема 4.3.

Две группы планет

Содержание учебного материала

1

2

Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отличаются.



Практическая работа

«Исследование характеристик планет Солнечной системы»

1


Тема 4.4

Природа планет земной группы

Содержание учебного материала

1

2

Основные характеристики планет земной группы (физические, химические), их строение, особенности рельефа и атмосферы. Спутники планет земной группы и их особенности. Происхождение спутников. Сравнительная характеристика Марса, Венеры и Меркурия относительно Земли.



Тема 4.5

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

Содержание учебного материала

1

2

Основные характеристики планет-гигантов (физические, химические), их строение. Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников. Кольца планет-гигантов и их особенности. Происхождение колец.



Самостоятельная работа

0


Тема 4.6

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы)

Содержание учебного материала

1

2

Астероиды и их характеристики. Особенности карликовых планет. Кометы и их свойства. Проблема астероидно - кометной опасности для Земли.



Самостоятельная работа

Подготовка сообщений и презентаций « Способы обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей»

2


Тема 4.7

Метеоры, болиды, метеориты

Содержание учебного материала

1

2

Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов. Геологические следы столкновения Земли с метеоритами.




Самостоятельная работа

Подготовка сообщений и презентаций о падении наиболее известных метеоритов

2


Раздел 5. Солнце и звезды

5


Тема 5.1.

Солнце, его состав и внутреннее строение.

Содержание учебного материала

1

2

Современные методы изучения Солнца. Энергия и  температура Солнца. Химический состав Солнца. Внутреннее строение Солнца. Атмосфера Солнца .Грануляция. Солнечная корона.



Практическая работа

0


Самостоятельная работа

0


Тема 5.2. Солнечная активность и ее влияние на Землю .

Содержание учебного материала

1

2

Формы проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы и их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях.



Практическая работа

0


Самостоятельная работа

0


Тема 5.3

Физическая природа звезд

Содержание учебного материала

1

2

Звезда - природный термоядерный реактор. Цвет и температура Светимость звезды. Видимые и абсолютные звездные величины. Спектры и химический состав звезд. Диаграмма «спектр - светимость». Размеры. Масса и плотность вещества звезд. Двойные и кратные звезды. Звёзды гиганты и звезды- карлики.



Самостоятельная работа

0


Тема 5.4

Переменные и нестационарные звезды

Содержание учебного материала

1

2

Классификация переменных и нестационарных звезд. Затменно-двойные системы. Цефеиды . Долгопериодические звезды. Новые и сверхновые звезды. Значение переменных и нестационарных звезд для науки.



Тема 5.5

Эволюция звезд

Содержание учебного материала

1

2

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды ( пульсары), черные дыры.



Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной

11


Тема 6.1.

Наша Галактика

Содержание учебного материала

1

2

Наша Галактика на небосводе. Размеры и строение Галактики. Состав Галактики. Вращение Галактики и движение звезд в ней. Проблема скрытой массы. Состав межзвездной среды и его характеристика. Характеристика видов туманностей.



Практическая работа

Изучение строения нашей Галактики

1


Самостоятельная работа

Подготовка сообщений о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов

2


Тема 6.2.

Другие звездные системы — галактики

Содержание учебного материала

1

2

Типы галактик и их характеристики. Взаимодействие галактик. Характеристика активности ядер галактик. Квазары. Радиогалактики. Скопления и сверхскопления галактик. Пространственная структура Вселенной.



Практическая работа

Типы галактик и их характеристики

1


Тема 6.3. Космология начала ХХ в .

Основы современной космологии

Содержание учебного материала

1

2

«Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Значение постоянной Хаббла. Элементы общей теории относительности А. Эйнштейна. Теория А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной и ее подтверждение. Научные факты, свидетельствующие о различных этапах эволюционного процесса во Вселенной. Темная энергия и ее характеристики. Современная космологическая модель возникновения и развития Вселенной с опорой на гипотезу Г. А. Гамова, обнаруженное реликтовое излучение.

.



Тема 6.4

Жизнь и разум во Вселенной

Содержание учебного материала

2


2

Ранние идеи существования внеземного разума. Представление идей внеземного разума в рабо- тах ученых, философов и писателей-фантастов.

Биологическое содержание термина «жизнь» и свойства живого.

Биологические теории возникновения жизни. Уникальность условий Земли для зарождения и развития жизни. Методы поиска планет, населенных разумной жизнью. Радиотехнические методы поиска сигналов разумных существ. Перспективы развития идей о внеземном разуме и заселении других планет.



Самостоятельная работа

Подготовка сообщение и их презентация о современном состоянии исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной.

2


Дифференцированный зачет

2


Всего

54/36/18


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая меловая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, карточки, раздаточный материал).

  • модель небесной сферы ;

  • подвижные карты звездного неба с накладным кругом;

  • карты планет;

  • Школьный астрономический календарь

Технические средства обучения:

  • ПК;

  • видеопроектор;

  • проекционный экран;

  • презентации по всем темам курса астрономии


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс», - М.: Дрофа, 2017г.

2. Е.К.Страут «Методическое пособие к учебнику «Астрономия.11 класс - М.: Дрофа, 2013г.

3. М.А. Кунаш « Методическое пособие к учебнику « Астрономия 11 класс» - М.: Дрофа, 2018г.

Дополнительные источники:

1.Левитан Е.П.Астрономия,11класс - М.: Просвещение, 2014г.

2.Чаругин В. М. Астрономия 10-11 классы (базовый уровень) -М.: Просвещение, 2014г

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/- фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

http://www.astrogalaxy.ru/index.html - Астрогалактика, информационный сайт об астрономии и не только;

http://www.astrolab.ruастрономическая лаборатория в интернете;

http://www.space.rin.ru - информационный астрономический сайт.

http://class-fizika.narod.ru/astr.htm - увлекательная астрономия;

http://www.astronet.ru/

http://www.sai.msu.ru/ ГАИШ МГУ •

http://www.izmiran.ru/ ИЗМИРАН

http://www.sai.msu.su/EAAS/ АстрО

http://www.myastronomy.ru/ •

http://www.krugosvet.ru/ энциклопедия •

http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/ энциклопедия космонавтики

http://stellarium.org/ru/



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований .Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.



Предметные результаты обучения


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

  • определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

  • смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решение задачи на применение изученных астрономических законов;

Устный контроль (индивидуальный, фронтальный).

Подготовка рефератов, презентаций.

Тестовые задания.

Выполнение разноуровневых заданий.

Наблюдение и оценка выполнения практических действий и работ.

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета


































6