Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нестеровская средняя школа имени В.И. Пацаева»
"РАССМОТРЕНО" на заседании МО протокол № 1 30.08.2018 г. "СОГЛАСОВАНО" Зам. директора по УВР ________30.08.2018 г. | Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на педагогическом совете МАОУ СОШ г. Нестерова имени В.И. Пацаева Протокол № 10 от 30.08.2018 г. | "УТВЕРЖДАЮ" Директор ______Н.С.Гурьев 30.08.2018 г. |
Рабочая программа
по математике
4 класс
Учитель: Прокопчук Галина Анатольевна
Нестеров
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Нестеровская средняя школа имени В.И. Пацаева» с учетом Примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы «Математика»под редакцией М.И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова
Согласно учебному плану на изучение математике отводится в 4 классе 108 часов, 7контрольных работ.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, электронных дневников, социальных сетей и других форм.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
уважительное отношение к иному мнению и культуре;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Выпускник научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Выпускник получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный
Познавательные:
Выпускник научится:
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные:
Выпускник научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Выпускник получит возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Выпускник научится:
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
вычислять периметр многоугольника;
находить площадь прямоугольного треугольника;
находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (11 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (9 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (10 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (64 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х ·18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а)смысл арифметических действий;
б)нахождение неизвестных компонентов действий;
в)отношениябольше, меньше, равно;,
г)взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 — 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (11часов) |
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | 1 |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 1 |
3 | Административная входная контрольная работа. | 1 |
4 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 |
5 | Вычитание трёхзначных чисел | 1 |
6 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные и однозначных чисел на многозначные | 1 |
7 | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные | 1 |
8 | Деление трёхзначных чисел на однозначные | 1 |
9 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число | 1 |
10 | Деление трехзначного числа наоднозначное, когда в записи частного есть нуль | 1 |
11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм | 1 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация ( 9часов) |
12 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч | 1 |
13 | Чтение и запись многозначных чисел | 1 |
14 | Представление многозначных чиселв виде суммы разрядных слагаемых | 1 |
15 | Сравнение многозначных чисел | 1 |
16 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 |
17 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда | 1 |
18 | Класс миллионов икласс миллиардов Проверочная работа по теме «Нумерация» | 1 |
19 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант. | 1 |
20 | Контрольная работа за 1 четверть по теме «Нумерация» | 1 |
Величины (10часов) |
21 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица длины – километр. Таблица единиц длины | 1 |
22 | Соотношение между единицами длины | 1 |
23 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади | 1 |
24 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы | 1 |
25 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 |
26 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Математический диктант. | 1 |
27 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки. | 1 |
28 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | 1 |
29 | Единицы времени – секунда, век. | 1 |
30 | Таблица единиц времени. Проверочная работа по теме «Величины» | 1 |
Сложение и вычитание ( 10часов) |
31 | Устные и письменные приёмы вычислений | 1 |
32 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 | 1 |
33 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
34 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 |
35 | Нахождение нескольких долей целого | 1 |
36 | Нахождение нескольких долей целого | 1 |
37 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий | 1 |
38 | Сложение и вычитание значений величин | 1 |
39 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 |
40 | Анализ проверочной работы и работа над ошибками. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера | 1 |
Умножение и деление ( 65часов) |
41 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 | 1 |
42 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | 1 |
43 | Умножение на 0 и 1 | 1 |
44 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант. | 1 |
45 | Административная контрольная работа за I полугодие. | 1 |
46 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 1 |
47 | Деление многозначного числа на однозначное. | 1 |
48 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 |
49 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 |
50 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 |
51 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 1 |
52 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 |
53 | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 |
54 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 |
55 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 |
56 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 |
57 | Деление многозначного числа на однозначное. Проверочная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 |
58 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 |
59 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач | 1 |
60 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости | 1 |
61 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 |
62 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | 1 |
63 | Решение задач на движение. Проверочная работа по теме «Скорость. Время. Расстояние» | 1 |
64 | Умножение числа на произведение | 1 |
65 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
66 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 |
67 | Решение задач на одновременное встречное движение | 1 |
68 | Перестановка и группировка множителей | 1 |
69 | Деление числа на произведение | 1 |
70 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 | 1 |
71 | Составление и решение задач, обратных данной | 1 |
72 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
73 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 |
74 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 |
75 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Проверочная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 1 |
76 | Контрольная работа за 3 четверть по теме «Умножение и деление» | 1 |
77 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Умножение числа на сумму | 1 |
78 | Умножение числа на сумму | 1 |
79 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | 1 |
80 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | 1 |
81 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | 1 |
82 | Решение текстовых задач | 1 |
83 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 |
84 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 |
85 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 |
86 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 |
87 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | 1 |
88 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком | 1 |
89 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | 1 |
90 | Деление многозначного числа на двузначное по плану | 1 |
91 | ВПР | 1 |
92 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры | 1 |
93 | Деление многозначного числа на двузначное | 1 |
94 | Решение задач | 1 |
95 | Письменное деление на двузначное число (закрепление) | 1 |
96 | Административная контрольная работа за 2 полугодие | |
97 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | |
98 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число» | 1 |
99 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 |
100 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное | 1 |
101 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. | 1 |
102 | Деление на трёхзначное число | 1 |
103 | Проверка умножения делением и деления умножением | 1 |
104 | Проверка деления с остатком | 1 |
105 | Проверка деления | 1 |
Итоговое повторение (3часа) |
106 | Арифметические действия Порядок выполнения действий. | 1 |
107 | Величины | 1 |
108 | Решение задач | 1 |