СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике, 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике, 4 класс»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

«Рассмотрено»

На заседании МО

От «31» августа 2019 г.

________

«Согласовано»

«31» августа 2019 г.

Зам. директора по УВР

_________


«Утверждаю»

«31» августа 2019г.

Директор МАОУ СОШ №9

____________



«Одобрено»

Школьным парламентом

______________________





Рабочая программа учебного предмета

«Математика» для 4 класса



Класс

4 Б

Уровень образования

начальное общее образование

Уровень изучения предмета

базовый

Срок реализации программы

2019/2020 учебный год

Количество часов по учебному плану

136 ч/год; 4 ч/неделю

Рабочую программу составили

Убонова М.Ю.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с со ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.6,7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 24.07.2015, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015), ООП НОО МАОУ «СОШ №9» г. Улан-Удэ, Уставом школы, Учебным планом МАОУ «СОШ №9», на основе программы «Математика» В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

















г. Улан-Удэ, 2019 год


Аннотация к программе

Предмет

Математика

Классы

4 Б

Учителя

Убонова М.Ю.

Срок реализации

программы

2019-2020 учебный год

Место в учебном плане ОО

ФГОС (1-7 классы). Обязательная часть: 4 часа

Количество часов в неделю: 4

Всего часов в год: 136

УМК

1) Математика: учебник для 4 класса (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). В 2 ч. – М.:Вита-Пресс, 2013.

2) Контрольные работы по математике. 4 класс (Система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова). Г.Г. Микулина. – М.: Вита-Пресс, 2013.

3) Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. Обучение математике. 4 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) – М.: Вита-Пресс, 2013.

Цели и задачи программы

Основные цели:

-Освоить в полном объеме арифметические действия с многозначными числами.

-Освоить понятие прямой пропорциональной зависимости, средства моделирования и способы решения задач, связанных с прямой пропорциональной зависимостью.

Предметные задачи:

1) Сформировать алгоритмы действий с многозначными числами (умножение и деление), овладеть соответствующими вычислительными навыками.

2) Продолжить работу по использованию математического языка (чертёж, схема, таблица) для моделирования условий и решения задач с однородными величинами и неоднородными величинами:

- изучить прямую пропорциональную зависимость как частный случай зависимости между величинами разных родов;

- научиться выделять равномерные процессы и описывать их с помощью таблиц и площади прямоугольника;

3) Продолжить работу по формированию геометрических представлений у учащихся (площадь многоугольников).

Педагогические задачи:

1) Продолжить освоение учащимися форм домашней самостоятельной работы (творческая работа, работа по устранению возникших трудностей, работа над олимпиадными заданиями и т.п.);

2)Совершенствование форм сотрудничества учащихся в учебной деятельности;

3)Продолжить работу по освоению учащимися индивидуальных форм контрольно-оценочной деятельности;

4) Освоение трёхуровневого мониторинга учебной деятельности (правилосообразный, рефлексивный, ресурсный).

Общая характери-стика учебного предмета

Данная программа составлена для реализации курса математики в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса математики и разработан в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Он ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Поэтому он ориентирован главным образом на усвоение научных (математических) понятий, а не только на выработку навыков и умений.

В процессе изучения курса «Математика» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях. Важнейшей общеучебной линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

Стержневым для всей школьной математики является понятие действительного числа. Поэтому основное содержание предмета «Математика» в начальной школе, связанное с понятием натурального числа, строится так, что натуральные числа, как и все другие виды чисел, вводимые позже, рассматриваются с единых оснований, позволяющих построить всю систему действительных чисел. Таким основанием для введения всех видов действительных чисел является понятие величины. Тогда произвольное действительное число рассматривается как особое отношение одной величины к другой (единице, мерке), которое выявляется в процессе измерения. Различие же видов действительного числа проистекает из различия условий реализации данного отношения.

Открытые детьми способы фиксируются в моделях, с помощью которых изучаются свойства «новых чисел», строятся правила оперирования ими. Таким образом, смысл числа и действий с ним один и тот же и определен до конкретных его реализаций. Наоборот, на его основании получаются все формальные правила и алгоритмы. Такой подход согласуется и с принятым анализом задач. Дети ищут в тексте не действия, которыми надо решить задачу, а отношения, связывающие данные с искомым. Лишь затем они определяют, что нужно найти, и в зависимости от того, какой член отношения неизвестен, производят действие. Таким образом, анализ задачи направлен на выявление структуры отношений и ее представление (моделирование) с помощью специальных символических средств. Модель, с одной стороны, позволяет представлять результаты анализа во внешнем плане, с другой — направляет поиск и выделение отношений.

Геометрический материал курса в значительной степени связывается с изучением величин и действий с ними. Однако он имеет и собственно геометрическое содержание, связанное с построением идеальных геометрических образов и развитием пространственных представлений. Одной из особенностей разворачивания геометрического материала является конструктивный подход к геометрическим понятиям. Такой подход естественным образом приводит к большому числу задач на построение, «разрезание» и «перекраивание» геометрических фигур.

Основные образовательные технологии

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные, технология развивающего обучения, проблемного обучения, формирующего оценивания.

Уроки строятся на принципах системо- деятельностного подхода.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: урок- викторина, мастерская, занятие, решение проектной задачи, консультация и др.


Требования к уровню подготовки учащихся


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Числа и

величины


–читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

–устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

–группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

–классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

–читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

–выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.


Арифметические действия


–выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

–выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

–выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

–вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

–выполнять действия с величинами;

–использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

–проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

Работа с текстовыми задачами


–устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

–решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

–решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

–оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

–решать задачи в 3—4 действия;

–находить разные способы решения задачи.


Геометрические фигуры


–описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

–распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

–выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

–использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

–распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

–соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины


–измерять длину отрезка;

–вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

–оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Работа с

информацией


–читать несложные готовые таблицы;

–заполнять несложные готовые таблицы;

–читать несложные готовые столбчатые диаграммы.


–читать несложные готовые круговые диаграммы;

–достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

–сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

–понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

–составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

–распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

–планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

–интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).







Предметные результаты:

К концу четвёртого класса обучающиеся должны знать:

- формулу прямой пропорциональной зависимости и использовать её при решении текстовых задач;

- формулу площади прямоугольника и использовать её при решении задач;

- соотношение между единицами длины, площади, массы, времени; связь между единицами длины и площади;

уметь:

- читать, записывать цифрами (в пределах миллиона) и сравнивать многозначные числа;

- выполнять устные вычисления с числами в пределах ста;

- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел;

- вычислять значение числового выражения, используя правила порядка выполнения арифметических действий;

- вычислять значения буквенных выражений при заданных значениях букв;

- решать задачи (в два – три действия) с однородными величинами;

- выполнять все действия с именованными числами.

Личностные результаты:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по русскому языку, к школе;

-интерес к предметно-исследовательской деятельности;

-ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

-понимание причин успеха;

-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

-этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

-представление о своей этнической принадлежности.

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей:

Учебная (образовательная)

компетентность

Компетентность взаимодействия (коммуникации)

Информационная

компетентность

  • Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы;

  • Самостоятельно без оценки учителя устанавливать собственный «дефицит» в предметных способах действия/средствах, соотнося его со схемой действия (т.е. только после выполненного задания);

  • Определять причины своих и чужих ошибок и подбирать из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;

  • Перед решением задачи может оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он решение или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий;

  • Высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез, инициировать прииск и пробы известных (неизвестных) способов действий/средств


  • осуществлять письменную коммуникацию:

- оформлять свою мысль в форме текста и вспомогательной графики, заданных образцом;

- определять жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации;

  • уметь публично представлять свои достижения и результаты:

- готовить план выступления на основе заданной цели;

- использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать вербальные и не вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • уметь вести устный диалог и полилог:

- высказывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, относится к мнению партнера, углублять аргументацию;

  • участвовать в продуктивной групповой коммуникации:

- могут разъяснять свою идею, предлагать ее или аргументировать свое отношение к идеям других членов группы;

- могут задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга

  • осуществлять планирование информационного поиска:

- указывать, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи;

- указывать, в каком типе источника следует искать заданную информацию и характеризовать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

  • уметь извлекать первичную информацию:

-извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника;

- самостоятельно планировать и реализовывать сбор необходимой информации;

  • уметь проводить первичную обработку собранной информации:

- систематизировать собранную информацию из разных источников (график, текст, рисунок, таблица);

- самостоятельно может задать простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме (с помощью таблицы);

- переводить информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • уметь обрабатывать полученную информацию:

- делать вывод на основе полученной информации, приводить аргументы, подтверждающие вывод

Содержание

Содержание программы направлено на формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии).

Программа для 4 класса (1-4) представлена четырьмя разделами:

1. Умножение и деление многозначных чисел (48 ч)

2. Прямая пропорциональная зависимость величин (48 ч)

3. Площадь прямоугольника (24 ч)

4. Обыкновенные дроби (факультативно) (16 ч)

Содержание, предусмотренное программой для изучения в 4 классе (1-4), приведено в соответствие с возрастными особенностями.

1. Умножение и деление многозначных чисел (48 ч)

Многозначные числа: разряды и классы. Чтение многозначных чисел. Умножение многозначных чисел, разложение множителя в сумму разрядных слагаемых. Определение количества в произведении. Стандартный алгоритм умножения многозначных чисел (умножение «в столбик»).

Определение частного на основании связи между умножением и делением. Прикидка и округление как операции, входящие в алгоритм деления. Выполнение деления на основании прикидки с последующей проверкой полученного частного умножением. Определение количества цифр в частном. Стандартный алгоритм деления (деление «в столбик»). Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначное число. Сложные случаи деления: нули в делимом и частном.

Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащих все четыре арифметических действия. Решение текстовых задач с однородными величинами.

2. Прямая пропорциональная зависимость величин (48 ч)

Процессы и переменные величины. События, на которые разбиваются процессы, характеристики событий.

Предварительный анализ текстов: выделение описаний процессов, событий и их характеристик. Некоторые стандартные процессы: движение (путь (расстояние) и время), работа (объём работы и время), купля-продажа (стоимость и количество товара), составление целого из частей (целое и количество частей).

Связь между переменными характеристиками процессов. Равномерные и неравномерные процессы. Прямая пропорциональная зависимость величин. Задачи на прямую пропорциональную зависимость величин.

Сравнение равномерных процессов. Производная величина, связывающая воедино переменные величины, как постоянная характеристика быстроты протекания равномерного процесса. Скорость равномерного движения. Производительность труда. Цена. Особое событие, показывающее, сколько единиц одной из связанных величин приходится на одну единиц к другой. Измерение производных величин. Зависимая и независимая переменные величины. Формула прямой пропорциональной зависимости Y=K∙X ( где Y – зависимая переменная величина, X – независимая переменная величина, K – производная (постоянная) величина, связывающая Y с X).

Решение текстовых задач в несколько действий с однородными и неоднородными величинами.

3. Площадь прямоугольника (24 ч)

Изменение площади и длины бумажной полоски в процессе её развёртывания. Прямая пропорциональная зависимость между площадью и длиной прямоугольника при постоянной ширине. Выбор единиц площади, для которых связь между площадью и длиной была бы наиболее простой. Связь единиц длины с единицами площади. Ширина как производная величина, связывающая площадь с длиной прямоугольника. Формула площади прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника.

Моделирование событий из равномерных процессов с помощью прямоугольников.

4. Обыкновенные дроби (факультатив)

Задача воспроизведения величины в случае, когда мерка не укладывается в величине целое число раз. Промежуточная мерка, составляющая долю как основной мерки, так и измеряемой величины. Обыкновенная дробь как запись способа построения величины с помощью промежуточной мерки, составляющей долю основной. Знаменатель и числитель дроби. Обыкновенная дробь как результат измерения величины с помощью доли основной мерки (рациональное число). Изображение дробей (рациональных чисел) на числовой прямой. Нахождение дроби от числа и числа по его дроби.






































Календарно-тематический план года



урока

Тема занятия

Содержание

Форма

Результат

1 четверть

1 неделя, сентябрь

1-2

Стартовая работа


Набор заданий на актуальные и перспективные знаний и умения учащихся

И

Оценка успешности выполнения работы

3

Определение «дефицитов» в знаниях и умениях учащихся

Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы

И

Перечень трудностей и ошибок учащегося

4

Определение задач года

Определение возможных причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации

Г

Способ работы учащихся в домашних условиях над своими проблемами

2 неделя, сентябрь

5

Умножение и деление многозначных чисел на разрядную единицу

Решение проблем учащихся

Г

Решение трудностей учащихся

6

Умножение и деление многозначного круглого числа на однозначное число


К

Способ умножения однозначного числа на круглое многозначное число.

7

Мастерская «Переход одного вида модели к другому»


К


8

Умножение круглых чисел


И, К

Способ умножения многозначных чисел на круглое многозначное число.

3 неделя, сентябрь

9

Кратное сравнение величин.

Понимание конструкции:

в m раз больше (меньше)


К,И

Моделирование кратного отношения величин с помощью различных моделей (графических, знаковых).

10

Разностное сравнение величин.

Детям предлагается сравнить величины и зафиксировать результат сравнения с помощью чертежей, схем и формул,

Понимание конструкции:

на a больше (меньше)

Г,И

Моделирование разностного отношения величин с помощью различных моделей (графических, знаковых).

11

Консультация по вопросам СР№ 1


И

Решение трудностей учащихся

12

Решение текстовых задач

Выполнение заданий учебника

К


4 неделя, сентябрь

13

Презентация СР №1


И


14

Переход от графической модели к знаковой модели.

К,И

Совершенствование действия перехода от стрелочных схем к математическому выражению.

15

Административная КР

Набор заданий на актуальные знаний и умения учащихся



16

Анализ и коррекция КР

Сопоставление оценки учителя и учащегося по контрольной работы



5 неделя, октябрь

17

Сложение и вычитание многозначных чисел





18

Отработка способа умножения многозначного числа на однозначное




19

Умножение многозначного числа с нулем по середине на однозначное





20

Математическая викторина




6 неделя, октябрь

21

Самостоятельная работа




22

Решение текстовых задач




23

Составление выражения по схеме




24

Деление с остатком




7 неделя, октябрь

25

Самостоятельная работа по теме «Числа и действия с числами»




26

КР № 1




27

Анализ и коррекция КР № 1




28

Моделирование отношения кратности и разности частей целого.




8 неделя, октябрь

29




30




31

КР за 1 четверть




32

Анализ и коррекция КР




9 неделя, октябрь

33

Работа по формированию навыка вычислений

Отработка способа умножения многозначных чисел, оканчивающиеся нулями

И

Совершенствование вычислительного навыка

34

Способы деления чисел. Деление способом подбора

Рассматривается приём деления чисел путём приведения их к известным случаям деления.


К

Восстановление разные способов умножения многозначных чисел

35

Деление многозначного числа на однозначное число «уголком»

Освоение способа деления многозначного числа на однозначное «уголком» по алгоритму


Общий способ деления «уголком».

36

Решение проектной задачи




II четверть: 4 ч 7 недель = 28 часов

урока

Время

Тема урока

Содержание

Форма

Результат

1

2 неделя ноября



Операциональный состав при делении многозначного числа на однозначное число.

Выделение первого неполного делимого в делимом, определение количества разрядов в частном.

Кл, Инд


Алгоритм деления многозначного числа на однозначное

2

3

Деление многозначного числа на однозначное число «уголком»



КР № 2

Освоение способа деления многозначного числа на однозначное «уголком» по следующей схеме: «подбираем» - «умножаем» - «вычитаем» - «сносим» - «подбираем» - и т.д.

Кл

Общий способ деления «уголком».

4

5

3 неделя ноября

6

Деление с остатком.

Анализ и коррекция КР № 2

Рассматривается случай деления «уголком» с остатком.

Инд, Кл

Совершенствование навыка деления чисел «уголком»

7

Проверка деления умножением

Работа с отдельными заданиями

Инд


Совершенствование вычислительного навыка

8

Конкретизация способа деления

Случаи деления, в котором частное заканчивается нулем

Кл

Частные случаи деления чисел

9

4 неделя ноября

Конкретизация способа деления

Рассмотрение частного случая деления многозначного круглого числа на однозначное число и случая, когда нуль оказывается в середине числа-делимого.

Кл

10

КР № 3

Набор заданий по вариантам из тетради контрольных работ

Инд.

Презентация своих достижений по изученной теме

11

Анализ и коррекция КР № 3

Разбор проблемных мест учащихся

Инд, Кл

Соотнесение оценок ученика и учителя

12

Работа по отработке способа деления многозначного числа на однозначное число

Выполнение заданий учебника-тетради (проверка задач из домашней работы по трудностям)


Инд, Парная

Совершенствование

вычислительного навыка

13

1 неделя декабря

Окружность. Радиус и диаметр.

Циркуль – как инструмент для построения окружности.

Выполнение заданий из учебника.

Кл, Инд

Построение фигур с помощью чертёжных инструментов

14

Анализ ситуации при делении чисел. Нахождение и исправление ошибок в записях при делении.

Выявление ошибок при делении чисел. Конструирование справочника по избежанию ошибок.


Кл

Фиксация «типичных» распространённых ошибок при делении чисел - справочник.

15

Мастерская по разбору проблемных мест учащихся в их самостоятельной работе

Работа с отдельными заданиями

Инд

Ликвидация проблем и трудностей

16

Табличная форма описания величин

Рассматривается новый вид модели – таблица. Выполняется описание величин с помощью таблицы, а также проводится соответствие текста и таблицы.


Кл

Новый вид модель – таблица.

17

2 неделя декабря

Процессы. Характеристики процессов.


На примере нескольких задач на процессы определяется к какому виду их можно отнести: движение, купля-продажа, работа. Конкретизируется каждый вид процесса, выделяя их характеристики.

Кл

Таблица с характеристиками различных процессов.

18

Построение таблиц к текстам

Фиксация отношения между величинами в таблице.

Кл

Фиксация отношений между величинами в таблице.

19

Подбор цифр в частном при делении многозначных чисел на однозначное.

Выполнение заданий учебника-тетради

Инд

Совершенствование

вычислительного навыка

20

Умножение на круглые числа

Работа с отдельными заданиями

Инд, Парная

Совершенствование

вычислительного навыка

21

3 неделя декабря

22

Построение таблиц к текстам

Фиксация отношения между величинами в таблице.

Кл

Фиксация отношений между величинами в таблице.

23

Деление круглых чисел

Рассматриваются различные действия с нулём, в том числе и деление 0 на число и деление числа на нуль.

Кл

Совершенствование вычислительного навыка

24

Контрольная работа за 1 полугодие

Набор заданий по вариантам

Инд.

Презентация своих достижений по предметным линиям. Самооценка своих предметных умений.

25

4 неделя декабря

Анализ и коррекция КР

Определение возможных причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации.

Инд, Кл

Соотнесение оценок ученика и учителя

26

Деление многозначных чисел.

Отрабатывается пооперациональный состав действия деления многозначных чисел.

Инд

Совершенствование

вычислительного навыка

27

Выполнение заданий учебника-тетради

Инд.

Совершенствование

вычислительного навыка

28

Рефлексия II четверти

Какие открытия нам удалось совершить, что получилось и что не получилось, наши проблемы, как над ними работать?

Кл.,

Инд.

Соотнесение оценок учащихся и учителя

29


Умножение круглых чисел

Выполнение заданий учебника-тетради

Инд.

Совершенствование

вычислительного навыка

30


Деление круглых чисел

Рассматриваются различные действия с нулём, в том числе и деление 0 на число и деление числа на нуль.

Кл

Совершенствование вычислительного навыка


III четверть: 4 ч 10 недель = 40 часов


урока

Время

Тема урока

Содержание

Форма

Результат

1

3 неделя января


Отработка разных способов деления

Рассматривается приём деления некоторых круглых чисел путём приведения их к известным случаям деления.

Инд

Способ деления многозначных чисел на круглое многозначное число.

2

Перенос способа деления многозначного числа на однозначное на деление многозначных чисел.

Выясняется, что способ деления многозначных чисел тот же самый, что и при делении на однозначное число. Фиксируется «трудность» в определении цифры в разряде, вследствие чего рассматривается частный случай деления многозначных чисел (деление на круглое число «уголком»)

Кл

Фиксация трудностей, возникающих при делении многозначных чисел.

Уточнение алгоритма деления: 3 шаг – с помощью подсказки подобрать цифру в частном.

3

Отработка способа деления многозначных чисел.

На примере ошибок, допускаемых учащимися при делении создаётся справочник ошибкоопасных мест.


Справочник ошибкоопасных мест при делении многозначных чисел.

4

Умножение многозначного числа на многозначное число

Отработка записи в строчку при умножении многозначных чисел (с помощью распределительного свойства умножения относительно сложения)

Инд, Кл

Совершенствование вычислительного навыка

5

4 неделя января


Решение сложных уравнений

Запись в столбик, удобство новой формы записи умножения.

Установление связи двух записей при умножении многозначных чисел («в строчку» и «в столбик»).

Кл

Удобная запись «в столбик»

6-7

Решение задач на процессы

Учащиеся демонстрируют уровень осмысления способа умножения многозначного числа на многозначное число. – тестовая диагностическая работа «на входе»

Инд

Установление уровня осмысления способу умножения многозначного числа на многозначное

8

Умножение и деление многозначных чисел

Умножение многозначных чисел в «свёрнутом» виде – выполнение заданий учебника

Кл, Инд

Совершенствование вычислительного навыка

9

1 неделя февраля




Выполнение заданий учебника

10

11

Умножение на числа с нулём

Рассмотрение частного случая умножения многозначных чисел. Сопоставляются две записи и учащиеся выбирают более рациональный из них.

Кл

Запись в столбик при умножении многозначных чисел с нулём в середине.

12

Отработка действия умножения многозначных чисел с нулём в середине, с нулями в конце числа.

Выполнение заданий из учебника

Инд, Кл

Совершенствование вычислительного навыка

13

2 неделя февраля


Презентация СР «Умножение и деление многозначных чисел»

Демонстрация учащимися своих знаний и умений, выполнение работы, самооценка учащихся

Инд

Соотнесение оценок учащихся и учителя

14

15

Анализ и коррекция работы

Разбор проблемных мест учащихся

Инд

Определение достижений и трудностей по данной теме

16

Деление многозначных чисел

Отработка алгоритма деления, выполнения заданий из учебника

Кл

Совершенствование вычислительного навыка

17

3 неделя февраля


Дополнительное событие в задачах на процессы

Выделение «хороших» процессов, которые позволяют по характеристикам одного события находить характеристики других событий из этого процесса.

Новый вид отношения между величинами – прямая пропорциональная зависимость.

Определение прямой пропорциональной зависимости.

18

Дополнительное событие в задачах на процессы

Кл, Гр

19

Анализ и решение текстовых задач на процессы

Конструируется формула прямой пропорциональной зависимости для решения задач на процессы. Стандартные единицы измерения характеристик.

Кл

Совершенствование навыка решения задач на процессы.

20

Анализ и решение текстовых задач на процессы.

Решение текстовых задач, включающие несколько отношений между величинами, с помощью таблиц.

Кл

Совершенствование навыка решения задач на процессы

21

4 неделя февраля


22

23

Сравнение равномерных процессов.

Рассматриваются процессы наливания воды в два сосуда цилиндрической формы. Выясняется, что помимо переменных характеристик Y и X, равномерный процесс имеет еще одну характеристику – скорость.

Кл

Способ сравнения однотипных равномерных процессов по скорости их протекания.

24

Измерение скорости равномерного процесса

Рассматривается вопрос об измерении скорости равномерного процесса. Вводятся единицы измерения скоростей и формула прямой пропорциональной зависимости.

Кл

Формула прямой пропорциональной зависимости.

25

1 неделя марта


Анализ и решение текстовых задач на определение скоростей стандартных процессов.

Решение текстовых задач, включающие несколько отношений между величинами, с помощью таблиц.

Кл,

Гр, Инд

Совершенствование навыка решения задач на процессы

26

27

28

Конструирование стандартных единиц площади. Соотношение единиц площади

Выводятся стандартные единицы измерения, а также решается вопрос об их соотношении.

Кл

Единицы измерения площади

29

2 неделя марта

Контрольная работа за II I четверть

Набор заданий по вариантам

Инд.

Презентация своих достижений по предметным линиям. Самооценка своих предметных умений.

30

Анализ и коррекция КР

Определение возможных причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации.

Инд, Кл

Соотнесение оценок ученика и учителя

31

Нахождение площади фигуры по формуле и путём разбиения её на прямоугольники.

Определение площади фигуры путём разбиения её на составные части – прямоугольники с применением формулы прямой пропорциональности.

Кл, Инд

Способ нахождения площади фигур, составленных из прямоугольников

32

Вычисление площади фигуры по её элементам.

Отработка действий по нахождению площади фигур. Площадной (плоскостной) чертёж.

Выполнение заданий из учебника.

Инд, Парная

Совершенствование навыка решения задач на нахождение площади

33

3 неделя марта


Решение и составление задач с использованием таблиц и чертежей

Выполнение заданий из учебника.


Инд, Парная,

Кл

Совершенствование навыка решения задач

34

35

36

Площадь и периметр фигур

37


38


39


Нахождение площади фигур

40


Рефлексия III четверти

Какие открытия нам удалось совершить, что получилось и что не получилось, наши проблемы, как над ними работать?

Кл.,

Инд.

Соотнесение оценок учащихся и учителя

IV четверть (4 часа х 8 недель = 32 часа)

Время

Тема урока

Содержание

Форма

Результат

1

1 неделя март,

апрель


Нахождения площади прямоугольника, прямоугольного треугольника.


Рассмотрение зависимости площади прямоугольной полоски от ее длины при постоянной ширине. Получение формулы площади прямоугольника.

Рассмотрение зависимости между площадью прямоугольника и его длиной при постоянной ширине как универсальной геометрической модели любых равномерных процессов.

Гр

Освоение способа нахождения площади прямоугольника по формуле. Освоение нового способа моделирования равномерных процессов.

2

Стандартные единицы площади. Соотношение единиц площади

Выводятся стандартные единицы измерения, а также решается вопрос об их соотношении.

Инд, Кл

Единицы измерения площади

3

Нахождение площади фигуры

Определение площади фигуры путём разбиения её на составные части – прямоугольники с применением формулы прямой пропорциональности.

Инд

Способ нахождения площади фигур, составленных из прямоугольников

4

Вычисление площади фигуры по её элементам.

Отработка действий по нахождению площади фигур. Площадной (плоскостной) чертёж.

Выполнение заданий из учебника.

Инд

Совершенствование навыка решения задач на нахождение площади

5


2 неделя апрель


Решение и составление задач с использованием таблиц и чертежей

Выполнение заданий из учебника.


Инд, Кл

Совершенствование навыка решения задач

6

7

Решение и составление задач, сочетающих описание равномерного процесса и отношения «целого и частей»

Выполнение заданий из учебника.


Инд, Кл

Совершенствование навыка решения задач

8

9

3 неделя апрель

Анализ и решение текстовых задач на движение (встречное движение).

Устанавливается, что при встречном движении двух пешеходов можно говорить об их совместном движении – сближении, скорость которого показывает, на какое расстояние сблизились два объекта за единицу времени.

Инд, Кл

Способ решения задач на встречное движение

10


Анализ и решение текстовых задач на движение (движение в противоположных направлениях).

Устанавливается, что при движении двух объектов в противоположных направлениях можно говорить об их совместном движении – удалении.

Инд, Кл

Способ решения задач на движение в противоположных направлениях

11

Анализ и решение текстовых задач.

Выполнение заданий учебника-тетради (проверка задач из домашней работы по трудностям)


Инд

Совершенствование

решения текстовых задач

12

Отработка действий по решению текстовых задач на процессы.

Выполнение заданий учебника

Индивидуальная работа

Совершенствование

решения текстовых задач

13


4 неделя апрель


Работа по формированию навыка вычислений

Отработка способа действий с многозначными числами. Выполнение заданий из учебника.

Инд

Совершенствование вычислительного навыка

14

15

Работа над выражениями в несколько действий, составление плана действий.

Отработка порядка действий и вычислительных навыков

Инд

Совершенствование вычислительного навыка

16

17

5 неделя апрель


Решение сложных уравнений

Отработка решения сложных уравнений

Инд

Совершенствование вычислительного навыка

18

19

Анализ и решение текстовых задач.

Выполнение заданий учебника


Инд

Совершенствование

решения текстовых задач

20

21

1 неделя май


Предъявление результатов и оценка освоения курса математики за четвертый класс

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся

Итоговая проверочная работа (часть 1)

Соотнесение оценок учащихся и учителя

22

Итоговая проверочная работа (часть 2)

23

Разбор заданий итоговой проверочной работы по математике.

Определение достижений и проблемных точек каждым учащимся.

Инд

Фиксация в виде схемы: «что получилось, что не получилось, причины»

24

Разбор проблемных мест учащихся в их самостоятельной работе

Работа с отдельными заданиями

Гр

Ликвидация проблем и трудностей

25

2 неделя май


Работа с план - схемой, сделанной вначале учебного года.

Обобщение и систематизация курса математики в третьем классе, осмысление движения в курсе математики


Кл

Получение общей карты движения

26

Работа с план – схемой движения в материале, полученной на конец учебного года

Пересмотр полученной карты движения с целью прокладывания иного маршрута движения, индивидуальная траектория движения по содержательным линиям.


Кл, Инд

Получение индивидуальной карты движения.

27

Математический клуб: «Величины. Числа. Измерения…»

Итоговая презентация.

Кл

Видение перспективы в дальнейшем изучении математики, цельной картины построения содержательной линии, начиная с 1 класса.

28

Рефлексивное сочинение «Что я знаю в математике».

Написание учащимся рефлексивного сочинения с опорой на карту движения.

Инд

Рефлексивная работа

29

3 неделя май


Разбор проблемных мест учащихся в их самостоятельной работе

Работа с отдельными заданиями

Гр

Ликвидация проблем и трудностей

30

Работа над созданием «портфеля достижений» ученика.

Сборка достижений учащегося за год

Инд

Папка достижений

31

Работа над созданием «портфеля достижений» ученика.

Сборка достижений учащегося за год

Инд, Кл

Папка достижений

32

Подведение итогов за год.

Презентация достижений учащихся.

Инд

Фиксация на доске достижений лучших результатов класса.



Контроль обученности по предмету


Вид контроля

Кол-во

1

Стартовая работа

2

2

Проверочная работа

4

3

Контрольная работа

9

4

ВПР

1

5

Самостоятельная работа

3










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!