СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины оп.03 «материаловедение»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»   Профессия "Сварщик"  2024- 25

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины оп.03 «материаловедение»»

6

Приложение 3.3.

к ППРКС по профессии

15.01.05 «Сварщик (ручной и частично

механизированной сварки (наплавки)»

















Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины

ОП.03 «МАТЕРИАЛОведениЕ»

































Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2023 № 863.



Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)


Разработчик:

преподаватель филиала № 2

ФКП образовательного учреждения № 142 Прокудин В.В.



Работодатель: ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан






СОДЕРЖАНИЕ


1.

Общая характеристика рабочей программы

4

1.1.

Область применения программы

4

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре программы

4

1.3.

Требование к результатам освоения учебной дисциплины

4

1.4.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

5

1.5.

Форма промежуточной аттестации

5

2.

Содержание учебной дисциплины

5

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

5

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины

6

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины

9

3.1.

Материально-техническое обеспечение обучения

9

3.2.

Информационное обеспечение обучения

9

3.3.

Общие требования к организации образовательного процесса

10

3.4.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

10

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10





























1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины ОП.03 «МАТЕРИАЛоведениЕ»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», срок обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входящей в состав укрупненной группы 15.00.00 Машиностроение.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области машиностроения, строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» может быть использована при освоении профессии: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы:

учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09; ПК.1.1


1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.


Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-09

ПК 1.1

пользоваться конструкторской, производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения профессиональной деятельности;

основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах; основные группы и марки свариваемых материалов


Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся общие компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК) и личностные результаты (ЛР):

Код

Наименование

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2.

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 4.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 9.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ПК 1.1.

Проводить сборочные операции перед сваркой с использованием конструкторской, производственно-технологической и нормативной документации.

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 13

Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

ЛР 14

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки – 72 часа в том числе:

самостоятельной работы обучающихся – 24 часа;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 48 часов, в том числе:

в форме практической подготовки – 6 часов


1.5. Форма промежуточной аттестации

Дифференцированный зачёт


2. содержание учебной дисциплины

ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего), в том числе:

72

самостоятельная работа обучающихся

24

обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе:

48

практические занятия

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

Объем, ак. ч / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч

Код компетенции, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1.

Строение и производство металлов

Содержание учебного материала:

10 / 0


1

Понятие о металлах и сплавах.

10 / 0

ОК 1 – ОК 9,

ПК 1.1,

ЛР 7, ЛР 9,

ЛР 13, ЛР 14

2

Атомно-кристаллическое строение металлов.

3

Методы изучения структуры металла.

4

Физические, свойства металлов.

5

Химические свойства металлов.

6

Технологические свойства металлов.

7

Механические свойства металлов и методы их определения.

8

Производство чугуна.

9

Производство стали.

10

Производство цветных металлов.

Самостоятельная работа обучающегося:

4 / 0


1

Понятие о металлах и сплавах. Атомно-кристаллическое строение металлов.

4 / 0


2

Методы изучения структуры металла. Свойства металлов.

3

Производство чугуна. Производство стали.

4

Производство цветных металлов.

Тема 2.

Сплавы железа с углеродом

Содержание учебного материала:

10 / 2


1

Сплавы железа с углеродом.

10 / 0

ОК 1 – ОК 9,

ПК 1.1,

ЛР 7, ЛР 9,

ЛР 13, ЛР 14

2

Диаграмма железо-цементит.

3

Стали: классификация, свойства, марки.

4

Конструкционная сталь.

5

Легированная сталь.

6

Инструментальная сталь.

7

Твердые сплавы.

8

Подшипниковые стали

9

Стали и сплавы с особыми свойствами.

10

Чугуны: классификация, свойства, марки.

Практические занятия:

0 / 2


1

Расшифровка марок сплавов на основе железа.

2

ОК 1 – ОК 9,

ПК 1.1

2

Изучение и анализ диаграммы состояния сплавов системы железо-цементит.

Самостоятельная работа обучающегося:

6 / 0


1

Сплавы железа с углеродом. Диаграмма железо-цементит.

6 / 0


2

Стали: классификация, свойства, марки.

3

Конструкционная сталь. Легированная сталь.

4

Инструментальная сталь. Твердые сплавы.

5

Подшипниковые стали. Стали и сплавы с особыми свойствами.

6

Чугуны: классификация, свойства, марки.

Тема 3

Термическая обработка

Содержание учебного материала:

8 / 2


1

Понятие термической обработки.

8 / 0

ОК 1 – ОК 9,

ПК 1.1,

ЛР 7, ЛР 9,

ЛР 13, ЛР 14

2

Термическая обработка сталей

3

Термическая обработка железоуглеродистых сплавов

4

Закалка сталей.

5

Отпуск и старение.

6

Закалка сплавов

7

Нормализация.

8

Цементация. Азотирование.

Практические занятия:

0 / 2


1

Закалка. Отпуск. Нормализация.

0 / 2

ОК 1 – ОК 9,

ПК 1.1,

ЛР 7, ЛР 9

2

Изучение, сравнение свойств металлов и сплавов до и после термической обработки.

Самостоятельная работа обучающегося:

6 / 0


1

Понятие термической обработки.

6 / 0


2

Отжиг и нормализация.

3

Закалка.

4

Отпуск и старение

5

Цементация.

6

Азотирование

Тема 4

Цветные металлы и сплавы

Содержание учебного материала:

6 / 0


1

Цветные металлы и сплавы: классификация, свойства, марки.

6 / 0

ОК 1 – ОК 9,

ПК 1.1,

ЛР 7, ЛР 9,

ЛР 13, ЛР 14

2

Медь и её сплавы.

3

Алюминий и его сплавы.

4

Титановые сплавы

5

Специальные сплавы

6

Припои и флюсы.

Самостоятельная работа обучающегося:

4 / 0


1

Цветные металлы и сплавы: классификация, свойства, марки.

4 / 0


2

Медь и её сплавы. Алюминий и его сплавы.

3

Титановые сплавы

4

Специальные сплавы Припои и флюсы

Тема 5

Неметаллические материалы

Содержание учебного материала:

8 / 2


1

Полимеры и пластмассы.

8 / 0

ОК 1 – ОК 9,

ПК 1.1,

ЛР 7, ЛР 9,

ЛР 13, ЛР 14

2

Резина.

3

Клеи и герметики.

4

Неорганическое стекло.

5

Абразивные материалы

6

Древесина.

7

Смазочные материалы.

8

Композиционные материалы. Нанотехнологии.

Практические занятия:

0 / 2


1

Определение твердости материалов

0 / 2

ОК 1 – ОК 9,

ПК 1.1,

ЛР 13, ЛР 14

2

Определение свойств материалов по внешним признакам

Самостоятельная работа обучающегося:

4 / 0


1

Полимеры и пластические массы. Влияние температуры на механические свойства пластмасс.

4 / 0


2

Каучуки. Вулканизация

3

Неорганическое стекло. Абразивные материалы.

4

Древесина. Масла. Композиционные материалы.

Теоретические занятия

42


Практические занятия

6

Самостоятельная работа

24

Всего:

72

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

Итого

74


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие кабинета материаловедения

Оборудование кабинета:

– рабочее место преподавателя;

– посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

– комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных изданий и дополнительной литературы);

– таблицы показателей механических свойств металлов и сплавов;

– комплект плакатов и схем:

• деформация и ее виды;

• твердость и методы ее определения;

• доменная печь;

• сталеплавильная печь;

– учебно-наглядные пособия:

  • комплект образцов материалов;

  • комплект образцов металлов и сплавов;

  • комплект образцов электродов;

  • комплект образцов сварных соединений;

  • комплект образцов изделий

• мультимедийный проектор;

• экран.

• стационарный твердомер

• машина разрывная испытательная


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.


Основные печатные издания


  1. Материаловедение: учебник/ А.А. Черепахин, И.И. Колтунов, В.А. Кузнецов. – 4-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2021. – 238 с. – (Среднее профессиональное образование) ISBN 978-5-406-08287-4

  2. Основы материаловедения (металлообработка): Учеб. пособие для нач. проф. образования. (В.Н. Заплатин, Ю.И. Саполжков, А.В. Дубов и др.). – 4-е изд., стер. – М : Издательский центр «Академия», 2019.- 272 с. ISBN 978-5-4468-4862-9


Дополнительные источники

1. Основы материаловедения для сварщиков: учебник для студ. Учреждении сред. проф. образования./ В.В. Овчинников. – 3-е изд., стер. – М : Издательский центр «Академия», 2019.- 272 с. ISBN 978-5-4468-8110-9

2. Материаловедение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования / А.М. Адаскин, М.В. Зуев. – 4-е изд., стер. – М : Издательский центр «Академия», 2006, – 240 с. ISBN 5- 7695-3159-2



3.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 академических часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.


3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования. Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устных опросов, проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Оценка результатов освоения дисциплины (аттестация) осуществляется в форме дифференцированного зачета.


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

основные группы и марки свариваемых материалов.

Уверенно разбирается в наименованиях, маркировках, основных свойствах и классификациях углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена)

Чётко обосновывает правила применения охлаждающих и смазывающих материалов.

Устные и письменные опросы, оценка результатов выполнения дифференцированного зачета

Умения:

пользоваться конструкторской, производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения профессиональной деятельности

Правильно пользуется справочными таблицами для определения свойств материалов.

Уверенно выбирает материалы для осуществления профессиональной деятельности

Наблюдение за ходом выполнения устных и письменных заданий






Контроль и оценка личностных результатов реализации рабочей программы воспитания


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации

Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм

Оценивать поступки;

прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;

учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

объяснять оценки поступков;

объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми;

объяснять самому себе:

– свои некоторые черты характера;

– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;

– свои наиболее заметные достижения;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур;

осуществлять добрые дела;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.