6
Приложение 3.3.
к ППРКС по профессии
15.01.05 «Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки)»
Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП.03 «МАТЕРИАЛОведениЕ»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2023 № 863.
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)
Разработчик:
преподаватель филиала № 2
ФКП образовательного учреждения № 142 Прокудин В.В.
Работодатель: ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общая характеристика рабочей программы | 4 |
1.1. | Область применения программы | 4 |
1.2. | Место учебной дисциплины в структуре программы | 4 |
1.3. | Требование к результатам освоения учебной дисциплины | 4 |
1.4. | Количество часов на освоение программы учебной дисциплины | 5 |
1.5. | Форма промежуточной аттестации | 5 |
2. | Содержание учебной дисциплины | 5 |
2.1. | Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 5 |
2.2. | Тематический план и содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение обучения | 9 |
3.2. | Информационное обеспечение обучения | 9 |
3.3. | Общие требования к организации образовательного процесса | 10 |
3.4. | Кадровое обеспечение образовательного процесса | 10 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины ОП.03 «МАТЕРИАЛоведениЕ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», срок обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входящей в состав укрупненной группы 15.00.00 Машиностроение.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области машиностроения, строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» может быть использована при освоении профессии: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы:
учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09; ПК.1.1
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01-09 ПК 1.1 | пользоваться конструкторской, производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения профессиональной деятельности; | основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах; основные группы и марки свариваемых материалов |
Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся общие компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК) и личностные результаты (ЛР):
Код | Наименование |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 2. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 4. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 9. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ПК 1.1. | Проводить сборочные операции перед сваркой с использованием конструкторской, производственно-технологической и нормативной документации. |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях |
ЛР 13 | Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации |
ЛР 14 | Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки – 72 часа в том числе:
самостоятельной работы обучающихся – 24 часа;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 48 часов, в том числе:
в форме практической подготовки – 6 часов
1.5. Форма промежуточной аттестации
Дифференцированный зачёт
2. содержание учебной дисциплины
ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего), в том числе: | 72 |
самостоятельная работа обучающихся | 24 |
обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 48 |
практические занятия | 6 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем, ак. ч / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч | Код компетенции, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Строение и производство металлов | Содержание учебного материала: | 10 / 0 | |
1 | Понятие о металлах и сплавах. | 10 / 0 | ОК 1 – ОК 9, ПК 1.1, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14 |
2 | Атомно-кристаллическое строение металлов. |
3 | Методы изучения структуры металла. |
4 | Физические, свойства металлов. |
5 | Химические свойства металлов. |
6 | Технологические свойства металлов. |
7 | Механические свойства металлов и методы их определения. |
8 | Производство чугуна. |
9 | Производство стали. |
10 | Производство цветных металлов. |
Самостоятельная работа обучающегося: | 4 / 0 | |
1 | Понятие о металлах и сплавах. Атомно-кристаллическое строение металлов. | 4 / 0 | |
2 | Методы изучения структуры металла. Свойства металлов. |
3 | Производство чугуна. Производство стали. |
4 | Производство цветных металлов. |
Тема 2. Сплавы железа с углеродом | Содержание учебного материала: | 10 / 2 | |
1 | Сплавы железа с углеродом. | 10 / 0 | ОК 1 – ОК 9, ПК 1.1, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14 |
2 | Диаграмма железо-цементит. |
3 | Стали: классификация, свойства, марки. |
4 | Конструкционная сталь. |
5 | Легированная сталь. |
6 | Инструментальная сталь. |
7 | Твердые сплавы. |
8 | Подшипниковые стали |
9 | Стали и сплавы с особыми свойствами. |
10 | Чугуны: классификация, свойства, марки. |
Практические занятия: | 0 / 2 | |
1 | Расшифровка марок сплавов на основе железа. | 2 | ОК 1 – ОК 9, ПК 1.1 |
2 | Изучение и анализ диаграммы состояния сплавов системы железо-цементит. |
Самостоятельная работа обучающегося: | 6 / 0 | |
1 | Сплавы железа с углеродом. Диаграмма железо-цементит. | 6 / 0 | |
2 | Стали: классификация, свойства, марки. |
3 | Конструкционная сталь. Легированная сталь. |
4 | Инструментальная сталь. Твердые сплавы. |
5 | Подшипниковые стали. Стали и сплавы с особыми свойствами. |
6 | Чугуны: классификация, свойства, марки. |
Тема 3 Термическая обработка | Содержание учебного материала: | 8 / 2 | |
1 | Понятие термической обработки. | 8 / 0 | ОК 1 – ОК 9, ПК 1.1, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14 |
2 | Термическая обработка сталей |
3 | Термическая обработка железоуглеродистых сплавов |
4 | Закалка сталей. |
5 | Отпуск и старение. |
6 | Закалка сплавов |
7 | Нормализация. |
8 | Цементация. Азотирование. |
Практические занятия: | 0 / 2 | |
1 | Закалка. Отпуск. Нормализация. | 0 / 2 | ОК 1 – ОК 9, ПК 1.1, ЛР 7, ЛР 9 |
2 | Изучение, сравнение свойств металлов и сплавов до и после термической обработки. |
Самостоятельная работа обучающегося: | 6 / 0 | |
1 | Понятие термической обработки. | 6 / 0 | |
2 | Отжиг и нормализация. |
3 | Закалка. |
4 | Отпуск и старение |
5 | Цементация. |
6 | Азотирование |
Тема 4 Цветные металлы и сплавы | Содержание учебного материала: | 6 / 0 | |
1 | Цветные металлы и сплавы: классификация, свойства, марки. | 6 / 0 | ОК 1 – ОК 9, ПК 1.1, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14 |
2 | Медь и её сплавы. |
3 | Алюминий и его сплавы. |
4 | Титановые сплавы |
5 | Специальные сплавы |
6 | Припои и флюсы. |
Самостоятельная работа обучающегося: | 4 / 0 | |
1 | Цветные металлы и сплавы: классификация, свойства, марки. | 4 / 0 | |
2 | Медь и её сплавы. Алюминий и его сплавы. |
3 | Титановые сплавы |
4 | Специальные сплавы Припои и флюсы |
Тема 5 Неметаллические материалы | Содержание учебного материала: | 8 / 2 | |
1 | Полимеры и пластмассы. | 8 / 0 | ОК 1 – ОК 9, ПК 1.1, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 13, ЛР 14 |
2 | Резина. |
3 | Клеи и герметики. |
4 | Неорганическое стекло. |
5 | Абразивные материалы |
6 | Древесина. |
7 | Смазочные материалы. |
8 | Композиционные материалы. Нанотехнологии. |
Практические занятия: | 0 / 2 | |
1 | Определение твердости материалов | 0 / 2 | ОК 1 – ОК 9, ПК 1.1, ЛР 13, ЛР 14 |
2 | Определение свойств материалов по внешним признакам |
Самостоятельная работа обучающегося: | 4 / 0 | |
1 | Полимеры и пластические массы. Влияние температуры на механические свойства пластмасс. | 4 / 0 | |
2 | Каучуки. Вулканизация |
3 | Неорганическое стекло. Абразивные материалы. |
4 | Древесина. Масла. Композиционные материалы. |
Теоретические занятия | 42 | |
Практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа | 24 |
Всего: | 72 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
Итого | 74 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие кабинета материаловедения
Оборудование кабинета:
– рабочее место преподавателя;
– посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
– комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных изданий и дополнительной литературы);
– таблицы показателей механических свойств металлов и сплавов;
– комплект плакатов и схем:
• деформация и ее виды;
• твердость и методы ее определения;
• доменная печь;
• сталеплавильная печь;
– учебно-наглядные пособия:
комплект образцов материалов;
комплект образцов металлов и сплавов;
комплект образцов электродов;
комплект образцов сварных соединений;
комплект образцов изделий
• мультимедийный проектор;
• экран.
• стационарный твердомер
• машина разрывная испытательная
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
Основные печатные издания
Материаловедение: учебник/ А.А. Черепахин, И.И. Колтунов, В.А. Кузнецов. – 4-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2021. – 238 с. – (Среднее профессиональное образование) ISBN 978-5-406-08287-4
Основы материаловедения (металлообработка): Учеб. пособие для нач. проф. образования. (В.Н. Заплатин, Ю.И. Саполжков, А.В. Дубов и др.). – 4-е изд., стер. – М : Издательский центр «Академия», 2019.- 272 с. ISBN 978-5-4468-4862-9
Дополнительные источники
1. Основы материаловедения для сварщиков: учебник для студ. Учреждении сред. проф. образования./ В.В. Овчинников. – 3-е изд., стер. – М : Издательский центр «Академия», 2019.- 272 с. ISBN 978-5-4468-8110-9
2. Материаловедение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования / А.М. Адаскин, М.В. Зуев. – 4-е изд., стер. – М : Издательский центр «Академия», 2006, – 240 с. ISBN 5- 7695-3159-2
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 академических часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования. Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устных опросов, проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценка результатов освоения дисциплины (аттестация) осуществляется в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: основные группы и марки свариваемых материалов. | Уверенно разбирается в наименованиях, маркировках, основных свойствах и классификациях углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена) Чётко обосновывает правила применения охлаждающих и смазывающих материалов. | Устные и письменные опросы, оценка результатов выполнения дифференцированного зачета |
Умения: пользоваться конструкторской, производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения профессиональной деятельности | Правильно пользуется справочными таблицами для определения свойств материалов. Уверенно выбирает материалы для осуществления профессиональной деятельности | Наблюдение за ходом выполнения устных и письменных заданий |
Контроль и оценка личностных результатов реализации рабочей программы воспитания
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм | Оценивать поступки; прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей; учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями; объяснять оценки поступков; объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми; объяснять самому себе: – свои некоторые черты характера; – свои отдельные ближайшие цели саморазвития; – свои наиболее заметные достижения; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур; осуществлять добрые дела; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. |