Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
1. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Звучит музыка. Начать урок я хочу с ключа, который открывает все «замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ? Конечно, это улыбка. Подарите свою улыбку мне, своим друзьям-одноклассникам и всем гостям. Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Дорогу осилит идущий»…, а информатику мыслящий! Пусть это будет девизом нашего урока. Дорога познаний трудна, но интересна. Нам предстоит пройти много этапов. На каждом этапе вы будете приобретать новые знания и умения. | Приготовились к уроку и настроились на него | 2 мин |
2. Введение в тему урока Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, нам необходимо будет расшифровать слово, это и будет тема урока. Тема нашего урока «Что такое алгоритм». Откроем рабочие тетради запишем сегодняшнее число и тему урока. | Учащиеся разгадывают ребус. Называют слово «Алгоритм». Записываю дату и тему урока в рабочую тетрадь. | 3 мин |
3. Целеполагание, постановка учебных задач. Урок мы начнем словами из знаменитого произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес?»: «Алиса спрашивает у кролика: - Куда мне надо идти? Мудрый кролик ей отвечает: - Все зависит от того, куда Вам надо прийти». Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать? - Какие цели мы поставим перед собой? | Слушают слова из произведения «Алиса в стране чудес» Должна быть цель. Нужно составить план действий. -
Узнать что такое алгоритм? -
Научиться составлять алгоритм -
Выполнить работу по составлению алгоритмов | 3 мин |
4. Изучение нового материала Каждый человек в повседневной жизни, во время учёбы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически и даже не считаем задачами. Это такие задачи, как «Купить хлеб», «Собраться в школу», «Закрыть дверь на ключ» и пр. Другие же задачи, напротив, так трудны, что требуют длительных размышлений и усилий для поиска решения и достижения поставленной цели. Например, решение задач «Написать контрольную работу на 5» или «Свободно разговаривать на иностранном языке». Например, процесс покупки хлебобулочных изделий можно представить так: -
Взять у мамы деньги; -
Пойти в магазин; -
Выбрать нужные хлебобулочные изделия; -
Оплатить стоимость покупки; -
Принести хлеб домой. Ребята, решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов. | Слушают объяснение учителя. Расставляют у доски шаги, которые выполняет человек при покупки хлеба в магазине. Определяю для себя, что алгоритм разбит на последовательные шаги. | 7 мин |
- Вы помогаете своим родителям по дому? Что вы делаете? - А сейчас мы совсем не надолго заглянем в гости к Золушке. Помните, уезжая на бал мачеха строго- настрого приказывала Золушке выполнить её поручения, а чтобы она ничего не забыла подготовила памятку действий. Посмотрите и вы эти памятки, правильны ли их записи? Если найдете ошибки- исправьте их. Организует работу в группах. Заслушивает выступление групп. - Ребята, какой вывод можно сделать? - Ребята, на примерах мы с вами увидели, что мало совершить действия. Эти действия должны совершаться строго последовательно, тогда мы получим результат. Исходя из целей нашего урока, мы должны узнать, что такое «алгоритм». А может быть кто-то уже может сказать, что такое «алгоритм»? Алгоритм – описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату. В информатике то, с чем надо работать называются исходными данными, а точные указания- конечная последовательность действий. Запишите определение в тетрадь. | Дают свои ответы. Проверяют правильность записи действий при уборке квартиры пылесосом. Проверяют правильность записи действий при мытье посуды. Проверяют правильность записи действий при поливе цветов. Дают ответы по ошибкам, совершенным в последовательности действий в памятках. Необходимо выполнять строгий порядок действий, приводящих к конкретному результату. Пытаются сформулировать определение алгоритма. Записывают определение алгоритма в рабочую тетрадь. | 5 мин |
Давайте познакомимся с историей возникновения понятия «алгоритм». | К доске выходит обучающийся, который знакомит с происхождением слова «алгоритм» | 2 мин |
Как вы думаете, кто является разработчиком алгоритма? А исполнителем алгоритма? | Только человек. Человек, роботы, машины, бытовая техника, и т. д. | 2 мин. |
5. Физкультминутка Как вы думает физкультминутка это алгоритм? Давайте докажем. | Отвечают «да». Выполняют действия | 2 мин |
6. Первичное закрепление изученного материала Итак, мы познакомились с понятием «алгоритм» привели примеры алгоритмов из жизни. Сейчас мы попробуем сами создать алгоритм. Ребята, вы дружите с математикой? Сейчас проверим. Посмотрите на доску. Что вы видите? Вам необходимо построить алгоритм нахождения периметра прямоугольника. У вас на столах карточки с примерами из жизни. Выберите из них те, которые будут являться алгоритмами. Почему оставшиеся примеры не являются алгоритмами? | Да. Прямоугольник. Строят алгоритм нахождения периметра прямоугольника Р= (a+b)*2 Находят в примерах алгоритмы | 5 мин |
7. Самостоятельная работа по проверке усвоения материала. Чтобы проверить ваши знания и умения по работе с алгоритмом я Вам предлагаю создать небольшие творческие проекты. Работая в группе и индивидуально создайте алгоритмы. Действовать вы должны сейчас по следующему алгоритму. 1. Вам нужно создать один из предложенных алгоритмов: -
группа - слепи снеговика; -
группа - почисти ковёр; -
группа - погладь рубашку. 2. Из предложенных картинок создать алгоритм приготовления борща. ( на бумаге с помощью заготовленных картинок и клея) 3. Нарисовать картину, соединив точки. | Учащиеся выполняют в группах и индивидуально творческий проект. Полученный проект они демонстрируют на доске и комментируют все шаги проекта. | 10 мин |
8. Рефлексия учебной деятельности. Ребята наш урок подходит к концу. Итак, какая была тема урока? Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: Сегодня на уроке я: -научился… -было интересно… -было трудно… -мои ощущения… -этот урок дал мне для жизни… -больше всего понравились задания… Дерево успеха Зеленый: Я понимал всё, о чём говорилось и, что делалось на уроке. Я принимал активное участие в работе. Мне было интересно. Желтый: Мне было достаточно комфортно на уроке, но я принимал в нем не очень активное участие. Мне было не очень интересно Красный: Я ничего не понял на уроке. К ответам на уроке я был не готов. Мне было скучно на уроке. | Что такое алгоритм. Отвечают на вопросы. | 2 мин |
9. Домашнее задание Параграф 14. Составьте алгоритм приготовления вашего любимого блюда | Записывают домашнее задание в дневник | 1 мин |
10. Подведение итогов урока Выставление оценок Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке, грамотно излагали свои мысли, могли договориться друг с другом. Спасибо за урок! | | 1 мин |